Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Крещение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10

                                             

    КОНСПЕКТ

                                 ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ

                                             ТЕМА: «КРЕЩЕНИЕ»

            Должность: Воспитатель

    Серегина Т.С.

    г. Кашира

    Программные  задачи:

    -  Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

    -  Приобщать детей к культуре русского народа;

    - Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

    -  Развивать внимание, восприятие,  память, мышление;

    - Воспитывать интерес к событиям культурно- исторического календаря.

    Оборудование:

    Картинки (иллюстрации) по обряду крещения, фотографии из семейного альбома по обряду крещения, «бумажные» капельки воды на каждого ребенка, чаша с водой; гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, пеналы  на каждого ребенка;  силуэты башмачков на каждого ребенка.

    Воспитатель вносит чашу с водой.

    Воспитатель:

    Вечерок крещенский – вечерок особый. Крещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.

    - Вы не один раз слышали слова «крестная», «крестный».

    -  А кто может пояснить, что обозначают эти слова. (Ответы детей)

    -  У кого есть крестная мать и крестный отец? (Рассказы детей)

    -  А почему у одних есть крестные, а у других их нет?  

    Воспитатель:

    Правильно, у тех, кого крестили в церкви, есть крёстные: крёстный отец, крёстная мать. Кого не крестили в церкви, у того нет крёстных родителей. Ни в каком возрасте не поздно принять крещение.

    Воспитатель показывает картинки (иллюстрации) по обряду крещения.

    Воспитатель:

    Давно – давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах Иордан, когда ему было тридцать лет. Желающих крестьян принять крещение было много, и Иисус Христос вместе со всеми вошел в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку.

    Крещение на Руси праздновали широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола, пели молитвы (церковные песни).

     И по древней традиции в этот день на  Руси совершались крёстные ходы. Ход  совершали на реки, водоёмы, озёра с совершением чина великого крещения. Впереди священники, за ними толпа людей – все идут на лёд, к воде.

    Начинается «погружение креста». Как только «крёстный ход» уходил, некоторые смельчаки  –  раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. В старые времена молодые и крепкие парни хотели таким образом показать свою удаль молодецкую.

    Воспитатель:

    - Как называют таких людей, которые в зимнее время любят купаться в  «проруби»? («моржами»)

    Воспитатель:

    Когда купание прекращалось, женщины набирали из проруби святую воду, несли её ведрами домой. Этой водой поили скотину, чтобы здоровей была и лучше размножалась. И с тех давних пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. Святую воду хранили до весны. Весной ей окропляли (брызгали) коровники и улья. Даже ценился и крещенский снег. Его собирали в большие кучи. А затем растапливали и использовали в хозяйстве.

    Крещенский вечер – время для гадания: не терпелось девушкам узнать своё будущее.

    Поэт В. А. Жуковский писал:

                                        Раз в крещенский вечерок

                                    Девушки гадали:

                                    За ворота башмачок

                                    Сняв с ноги, бросали.

    А затем девушки выбегали, искали, куда упал башмачок и как он лежит. В какую сторону смотрит башмачок  - оттуда надо ждать и  жениха, если башмачок лежит носком к хате, не выйти замуж ещё целый год.

    Воспитатель:

    - Сейчас я предлагаю  всем ребятам встать  в круг, взяться за руки. Мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Прялица». В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая:

                                    Прялица, кокорица моя.

                                    С горя выброшу на улицу тебя;

                                    Стану прясть да попрядывать,

                                    На беседушку поглядывать.

    После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается

    (другой «жених» выбирает себе «невесту»)

    Воспитатель:

    - А сейчас я предлагаю подойти к своим столам и украсить башмачок  дымковской росписью.  ( Дети выполняют работу.)

    Воспитатель:

    - Молодцы! Красивые получились башмачки.

    Воспитатель приглашает детей встать в круг.

    Воспитатель:

    До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ.

    В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения. А теперь  ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.)

    «Снега на Крещение надует – хлеба прибудет»;

    «Крещение под полный  месяц – к большой воде»                           

    «Метель на Крещение – к хорошему роению пчёл»;

    «Собаки много лают – будет много зверья и дичи».

    Воспитатель:

    - А как  вы  понимаете эти приметы? ( Дети  отвечают.)

    - А давайте вместе с вами по приметам постараемся предугадать, чего ожидать нам в будущем. ( Дети размышляют.)

    Воспитатель:

    - А теперь ребята, давайте с вами вспомним, о чём мы говорили?

    - А зачем люди набирают и  хранят «крещенскую воду»?

    - А как называлась русская народная игра, в которую мы с вами играли?

    - А какой росписью расписали башмачок?

    - Какие элементы росписи вы использовали  в рисование?

    Дети отвечают на вопросы.

    Воспитатель:

    - Молодцы! А на память от нашего занятия  получите «освященные» капельки воды.  ( Воспитатель дарит детям бумажные капельки воды.)

    Дети отвечают на вопросы.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сретение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

    Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру и аппликации...

    Конспект интегрированого занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст

    На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят дете...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст подготовительная группа) "Кругосветное путешествие"

    Это занятие продолжает знакомить детей с материками и океанами, животным миром различных материков, а также воспитывает ...

    КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ» (Старший дошкольный возраст)

    Занятие ставит своей целью обобщение материала по теме "Цветы", обучение описательному рассказу по плану....

    ОО Познание (ознакомление с природным миром) «Путешествие в весенний лес» (старший дошкольный возраст)

    Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, за насекомыми и птицами ( видеть, описывать). Учить...

    конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги

    Материал подготовлен для занятия с детьми логопедической группы....

    Сценарий комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и ручному труду "Пусть будет наш город красивым и чистым" старший дошкольный возраст

    Тема занятия "Что человек делает, таков он и есть" (Г.Гегель)Привитие нравственных ценностей - одна из приоритетных зада...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

    На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особеннос...

    Комментарии

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Занятие направлено на приобщение детей к культуре русского народа и развития духовных ценностей.

    Горячева Татьяна Юрьевна

    Очень интересная разработка! Актуальная: скоро Крещение. Спасибо!