ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре   трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Планирование77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

                                        сентябрь


1


«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми

«избы». Знакомство с  её

Хозяйкой.

Р.н.и.  « Дедушка Тимофей»,

« Гости».


2


«Что за чай без самовара?»

Знакомство детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями.

Р.н.и. « Пирог»,  «Федул».



3



«В горнице»

Знакомство с убранством  рус-

ской избы. Закреплять правила гостеприимства. Обогащать словарь пословицами, поговор-

ками, загадками, старинными словами.

Р.н.и. «Муха», «Никанориха».



4



«Баю – баю – баюшок»

Познакомить с колыбельными песнями как жанром фольклора.

Открыть мир словесного фольк-

лора ( ритмичность, напевность, выразительность). Укачивание

Ванечки в люльке.

Р.н.и. «Молчанка», «Заинька».

                                   октябрь



1


«Октябрь пахнет капустой»

«Капустные вечёрки»

Фольклорный праздник «Капустные вечёрки».

Знакомство с обычаями, предме-

тами обихода - деревянным  ко-

рытцем, тяпкой, сечкой.

Р.н.и. «Капуста», «Огородник».

Хоровод «Вейся, вейся,капустка»



2


«Батюшка Покров, натопи нашу печку без дров»

Развлечение «Покров».

Народные игры, песни, хорово-

ды, потешки, пословицы.

Р.н.и. «У дядюшки Трифона»,

«Заря – заряница»,  «Пятнашки».


3


«С хлебом – солью всякая шутка хороша»

Знакомство с обычаем  встречать

гостей хлебом- солью. Позна-

комить с цепом, серпом . Посло-

вицы и поговорки  о хлебе.

Р.н.и.«Пахари и жнецы»,«Пирог»



4



«Пошла млада за водой»

Знакомство с предметами  обихо-

да – деревянными вёдрами, коро-

мыслом, их яркой и нарядной

росписью. Игры, пение песенок –

-потешек.

Р.н.и. «Водяной», «Ручеёк», «Скок- поскок».

                                 ноябрь



1


«Предметы крестьянского быта:

прялка, веретено»

Знакомство с пялкой, веретеном.

Продолжать закреплять знание и других предметов обихода: кадка, люлька, рушник, рубель, самовар, лапти, валек и др.

Р.н.и. «Прялица», «Клубок»,  «Петя –петушок».



2



«Русской печки нет добрее»

Знакомство с главной частью избы – печью, её назначением.

Активизировать в речи слова «ухват», «чугунок», «горшок», «печник»,  «домовой» и др.

Р.н.и. «Кострома»,  «Горшки»,

«Как у нас-то козёл».


3


«Сошью Дуне сарафан

( р. н. одежда)»

Знакомство с женской русской народной одеждой , с элементами народного костюма.

Р.н.и. «Иголка, нитка, узелок»,

Хоровод  «Во кузнице».



4


Экскурсия

«В гостях у Хозяюшки»

Систематизировать знания о предметах быта, обычаях, госте-

приимстве, обогащать речь де-

тей ,воспитывать интерес, знако-

мить с устным нар. творчеством.

Р.н.и. «Барашеньки - круторо-

женьки», «Маланья».

                    декабрь                                                  



1



«Смотрины зимы»

Знакомство с зимними примета-

ми, явлениями, пословицами, загадками, прибаутками, заклич-

ками. Чувствовать красоту рус-

ской речи.

Р.н.и. «Арина», «Баба Яга», «Салки», «Метелица».




2




«Волшебный сундучок Деда Мороза»

Знакомство с традициями празднования  Нового года.

Загадывание загадок из сундучка о зиме, о зимней одежде. Выз-

вать радостное ожидание Нового

года, исполнения   желаний.


Р.н.и. «Два Мороза», «Краски»,

«Фанты».





3





«Зимние забавы»

Продолжать знакомить детей с народными играми и забавами.

Создать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения

посредством  соприкосновения с культурой и историей русского народа. Укреплять здоровье.

Р.н.и. «Бабка – Ёжка», «Масло с санками», «Два Мороза», «С города долой!», «Стрельба в цель», «Воевода» и др.




4




«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских  празд-

никах , обычае колядования, ря-

жения. Разучивание колядок, пение песенок. Вызвать интерес к

обыгрыванию колядок – величальных песенок Хозяину и всей его семье.

Р.н.и. «Орешек», «Слепой козёл», «Дедушка – рожок».

                                       январь




1




«Зимние святки»

Фольклорный праздник. Знако-

мить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибута-

ми и героями колядования. Выз-

вать праздничное настроение.

Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.

Р.н. игры «Баба  Яга»,«Слепая

курица и чулок», «Гуськи»,

«Шел козёл по лесу».




2




«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами обихо-

да – деревянными ложками «Пу-

тешествие в прошлое ложки».

Игра на ложках под р.н.м.

Любоваться красотой росписных ложек.

Р.н.и. «Ладушки», «Перевёртуш-

ки».



3



«Посуда вчера»

Дать представления о том, какая посуда была раньше, сравнить какая сейчас. Воспитывать лю-

бовь  к русским традициям.

Р.н.и. «Горшок», «Как у нас-то козёл».



4



«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»

Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям, народному творчеству о них.

Р.н.и. «Лапти», «Башмачник».

                                                  февраль



1



«Ремёсла на Руси»

Знакомство с ремёслами на Руси.

Игра – лото «Ремёсла Киевской Руси». Формировать интерес к истории родного народа.

Р.н.и.  «Царь Горох», «Кузнецы».


2


«В старину едали деды» (русская кухня)

Знакомство с блюдами русской национальной кухни. Воспиты-

вать качества гостеприимства.

Пословицы о еде.

Р.н.и. «Каравай», « Пирог».



3



«На героя и слава бежит»

Знакомство детей с богатырями земли русской, с былинами о русских богатырях.  Воспитывать

любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей.

Р.н.и. «Перетягивание каната», «В цепи» («Калим -Баба»).




4




«Русь деревянная» (плотники)

«Волшебный мир дерева».

Познакомить с жилищем  рус-

ского человека – избой, с тем, как и кто её строили. Резьба по дере-

ву. Вызвать интерес к русским традициям и уважение к стар-

шим. Выставка изделий из дерева

Р.н.и. «Где мы бывали, что мы видали…», «Шатёр».

                                                     

                                               март




1



«При солнышке тепло, при матушке – добро»

Развивать доброту сердца, чут-

кость души, действенную любовь к маме – самому родному челове-

ку, уважение к её труду. Пословицы, поговорки о маме,

стихи, песенки.

Р.н.и. «Садовник», «Колечко».



2


«Едет Масленица дорогая»

(масленичная неделя)

Рус. нар. праздник «Масленица».

Знакомство с чучелом Маслени-

цы, обрядовой едой – блинами, обрядовыми песнями, играми. Праздник продолжается целую неделю, каждый день имеет своё название, традиции.


Р.н.и. «Горелки», «Гори, гори,

ясно», «Крута гора», «Взятие снежной крепости», «Салки – догонялки», «Водить козла»,

«Петушинный бой» и  др.




3




«Приди, весна, с радостью»

Знакомство с обычаями встречи весны, закличками. Загадывание загадок. Наблюдение за погодой, приметами весны. Развивать эмоцион. Отзывчивость на весеннее пробуждение природы.

Р.н.и. «Матушка –весна», «Верба- вербочка», «Ручеёк».

Хоровод «Как под наши ворота».



4



«Жаворонки, прилетите»

Познакомить детей с праздником прилёта птиц « Сороки». Актив-

но исполнять заклички, попевки,  рус. нар. игры. Работа с тестом «Жаворонки».

Р.н.и. «Жаворонок», «Птички».

                                                    апрель





1




«Яркие узоры» (ярмарка)

Обобщить знания о декоративно-

прикладном искусстве , о народ-

ных промыслах: Гжели, Городца,

Хохломы, Дымкова. Воспиты-

вать уважительное отношение  к

народным умельцам, их мас-

терству,чувство гордости за Рос-

сию. Связь между нар. промысла-

ми, нар. музыкой, уст. нар. творч.

Р.н.и. «Карусель», «Плетень».



2


«Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены»

Ознакомление с представления-

ми о небе и небесных светилах.

Русская народная игра «Солнце и месяц». Народные приметы, загадки.

Р.н.и. «Солнышко – вёдрышко»,

«Золотые ворота».




3




«Народная игрушка»

(матрёшка)

Знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Исполнение песен, плясок, игры.

Декоративное рисование «Семёновские матрёшки». Вос-

питывать чувство уважения к мастерству народных мастеров.

Р.н.и. «Три матрёшечки»,  «Де-

душка Мазай».






4






«Светлая Пасха»

Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развле-

чениями на Пасху. Развивать ин-

терес к традициям, обычаям на-

рода: красить яица, обмениваться ими, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, быть добрым,

щедрым. Роспись бумаж. Яиц.

Р.н.и. «Чьё яйцо дольше прокру-

тится», «Катание яиц с горки», «Солнышко-вёдрышко», «Верба -вербочка», «Бой яйцами».

                                                           май




1




«Делу – время,

потехе – час»

Ознакомление с трудом  крестья-

нина на Руси, дать понятие о зем-

леделии. Сельскохоз. Инвентарь

прошлых лет и современного.

Пословицы о труде. Воспитывать уважение к труду , оказывание посильной  помощи.

Р.н.и. «Пастух и стадо», «Лошад-

ки», «Жмурки».




2




«Бабушкины

сказки»

Путешествие по сказкам. Вспом-

нить сказки, в которых встреча-

ются старинные предметы быта

(серп, цеп, жернова, ткацкий ста-

нок, прялка, веретено, ухват, кочерга и др.). Создать атмосфе-

ру радости от общения с прош-

лым.

Р.н.и. «Утка и селезень», «Ло-

вишки с платочком».



3



«Белая берёзонька, ходи с нами гулять»

Познакомить детей с праздником

Троицы, обычаем украшать жи-

лище веточками берёзы. Чтение

стихов о берёзе, хороводы, игры.

Р.н.и. «Венок», «Вьётся  пле-

тень», «Ерыкальце».

Хоровод  «Ай, да берёзка».



4



«Прощание с избой»

Прощальные посиделки с чаепи-

тием из самовара с пирогами и баранками. Вспомнить знакомые потешки, поговорки, заклички, народные песни, хороводы, игры,

загадки о предметах быта.

Р.н.и. «Заря», «Куры – курченя-

точки», «Иван да Марья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского на...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями....

Анкеты для родителей по приобщению к основам русской народной культуры.

       Определить роль семьи в приобщении к основам народной культуры, обычаям, обрядам;        воспитать ж...

Анкета для родителей "Приобщение к основам русской народной культуры"

Анкета для родителей"Приобщение к основам русской народной культуры"...

Анкеты для родителей «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Сборник анкет для родителей на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»...