НОД в старшей группе "Возвращение перелётных птиц".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Коннова Ирина Владимировна

Совместная деятельность с детьми по формированию целостной картины мирав, имеющая цель закрепить представления детей о весне, о приметах весны;  знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx30.18 КБ
Файл pereletnye_ptitsy_prezentatsiya.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Возвращение перелетных птиц.

Цель: Закрепить  знания детей о весне и перелетных птицах.

Образовательные задачи: Закрепить представления детей о весне, о приметах весны.   Закреплять  знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни. Умение узнавать их по голосу.

Развивающие:    Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; Активизировать употребление в речи детей прилагательных;  развивать интерес к жизни пернатых; развивать высшие психические функций (логическое мышление, речь, память,  мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память;

 Воспитывать:  доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.  Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

По направлению:  познавательная

Предварительная работа: 

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Оборудование:   Звуковое письмо, мнемотаблицы, дерево с гнездами,  «Голоса птиц»;  картинки с изображением перелётных птиц: скворца, грача, ласточки, жаворонка, аист, кукушка, журавль, соловей, воробей, синица, голубь, ворона, сорока. Презентация, клетка нарисованная на большом листе бумаги, цветок, конверты с заданиями, призы .

Интеграция образовательных областей:

Социализация : Подвижная игра с  дидактической   “Зимующие и перелетные” , дидактическая «Признаки весны», « Посади в свое гнездо», Ребусы « Четвертый лишний» ,» Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось».  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Безопасность: Соблюдать правила пребывания на занятии.

Познание:  Сенсорное развитие- расположение в пространстве,  включая разные органы чувств: зрение, слух. Сравнить  предметы, устанавливать их сходство и

различие . Ориентироваться в окружающем пространстве; Ознакомление с природой- познакомить с птицами, представления о чередовании времен года,

Коммуникация :  Развитие  речи,  как средство общения.  Представления детей о многообразии окружающего мира. Формирование словаря-

Обогащение  речи  детей существительными, прилагательными, употребление  слов в точном соответствии со смыслом. Закрепление  правильное, отчетливое произнесение звуков,  умение согласовывать слова в предложениях, замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставление возможности  самостоятельно ее исправить.   Составление  по образцу простые и сложные предложения. Умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. У мение (по плану и образцу) рассказывать о предмете.

Художественная литература:  внимательно и заинтересованно слушать стихотворения;

Музыка:  Развивать музыкальную память через узнавание голосов, звуков.

Виды деятельности:  

Двигательная:     Подвижная игра « Зимующие перелетные» Пальчиковая гимнастика    « Скворчати»  

Коммуникативная: « Рассади птиц из клетки»

Игровая:  дидактическая « Зимующие перелетные» «Признаки весны», « Посади в свое гнездо», Ребусы « Четвертый лишний» ,» Отгадай по первому звуку» « Что за слово спряталось».  

Музыкальная: « Узнай по голосам»

Художественная: « Признаки весны» С Маршак.

                                                     Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом словно месяц полукругом.  Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече!

2. Основная часть.

  Воспитатель : - Ребята, посмотрите  нам  в группу пришло видио- письмо.  Давайте его посмотрим.   Слайд №1  «УУУУ- ! «УУУУ ! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга  домой . Злая колдунья  заколдовала их. И от этого все в природе перепуталось. Помочь  можете только вы ребята.

 Воспитатель:   Вы готовы  помочь птицам  вернуться  домой?

Салайд №2  Сова : Колдунья спрятала у вас в группе конверты. В этих конвертах,  задания которые вы должны выполнить, только тогда птицы будут расколдованы. В помощь вам я отправляю подсказки. Желаю вам удачи!

Воспитатель: Давайте посмотрим первую подсказку.

Слайд №3   Ба (нарисована бочка)

Воспитатель: Молодцы. Давайте посмотрим где у нас в группе есть бабочки . (На двери большая бабочка,  внизу конверт. Дети достают.  Отдают воспитателю)

Задание 1

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.                                                                                        

Воспитатель: О каком времени года идет речь в этом стихотворении? ( О весне)  Назовите весенние месяцы (март, апрель, май). Назовите первый  месяц, второй, третий.

   Воспитатель :Давайте вспомним какие изменения происходят весной в природе. Свой ответ начните со слов « Весной»

Дети: – Весной пригревает солнышко. Весной  Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые. На деревьях набухают почки.

Воспитатель : – Весной хочется говорить красивые слова, давайте встанем в круг и будем передавать друг другу  цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая? ( подснежник)

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, замечательная, превосходная, звенящая, изумительная .

Воспитатель: С первым заданием мы справились. Давайте подойдем к волшебному экрану и посмотрим вторую подсказку.

Слайд№4 ( Определить слово по первым звукам)

Д- дверь, О- облако, М- матрешка ( Дом)

В: Давайте посмотрим  в домике.

( Находят конверт и плакат с заданием №2) Конверт прикреплен к плакату

Рассматривают плакат.  ( Нарисованы зимующие и  перелетные птицы в клетке)

Задание №2

Читаю задание

Всех птиц я перепутала. Расселите  птиц правильно, под знаком «солнышко» поместите   перелётных  птиц, а под знаком «снежинка» зимующих .   Расскажите про этих птиц по схеме.

Это грач.  Грач перелетная птиц. Помещу  под солнышко. Грач  питается семенами и насекомыми.

Воспитатель:  Вы молодцы расселили  всех птиц. И теперь давайте поиграем.

Физминутка: подвижная игра “Зимующие и перелетные”

 - Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети идут  и поют : “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).

Воспитатель: Давайте подойдем к нашему волшебному экрану и посмотрим на 3 подсказку.

( на экране  появляется картинка 4 лишний насекомые  и шарик)

Воспитатель: Что здесь лишнее.

Воспитатель: Давайте посмотрим,  есть  в группе у нас шарик. Где он? Над столом.

Задание №3

Ответьте правильно  на мои вопросы. Узнайте,  что за птица.  И посадить ее  в свое гнездо.

  1.  Какая птица прилетает раньше всех? Почему?
  2. Какие птицы прилетают за грачами. Где они поселяются?
  3. Почему аиста называют длинноногим?  Чем питается аист? (Мелкими грызунами)
  4. У какой птицы гнездом  служит обычная ямка в земле среди травы? (жаворонок)
  5. Какая птица  ловит на лету мошек, комаров., строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. ( ласточка)
  6.  Где  строят журавли  гнезда?     На болотах  ( Журавли)
  7.  Какая птица не вьет гнезда? ( Кукушка)
  8. Кто без нот и без свирели

       Лучше всех выводит трели?

         Голосистее, нежней?

         Кто же это?  Соловей

Воспитатель: Всех птиц мы расселили,  Давайте  покажем, какие бывают  забавные скворчата.

 Пальчиковая гимнастика. Скворечник 

Из скворечника торчат.(  Соединяем большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг

Воспитатель: Давайте подойдем к нашему волшебному экрану и посмотрим на 4 подсказку.

Слайд№5

( на экране  появляется картинка 4 лишний солнце, апельсин, мяч и доска)

Воспитатель: Где колдунья  спрятала  конверт с вопросом ? около доски.

Задание №4

Вы хорошо знаете птиц  . А сможете вы их узнать по голосу?

Презентация идет дальше.

Заключительная часть.

Слайд №6

Сова: Вы молодцы:  У вас все получилось! Вы прошли все   испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы вернулись домой.  За то,  что вы помогли птицам вы  заслужили  награду. Я отправила вам посылку по птичьей почте.  Моя верная помощница ласточка доставит  вам  ее . Мне пора прощаться с вами. До свиданья. ( Стук в окно. Воспитатель достает из-за  окна пакет . В пакете конфеты ласточка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Б а Разгадай слово

Слайд 6

Разгадай слово по первым звукам

Слайд 7

ДОМ

Слайд 8

Что на картинке лишнее

Слайд 9

Что на картинке лишнее

Слайд 10

Аист

Слайд 12

Соловей

Слайд 13

Соловей

Слайд 14

Кукушка

Слайд 15

Кукушка

Слайд 16

журавль

Слайд 17

журавль

Слайд 18

жаворонок

Слайд 19

жаворонок

Слайд 20

ласточка

Слайд 21

ласточка

Слайд 22

скворец

Слайд 23

скворец

Слайд 24

грач

Слайд 25

грач

Слайд 26

До свиданья друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Перелётные птицы"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Перелётные птицы"...

Непрерывная интегрированная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Перелётные птицы» с использованием ИКТ технологий

Программное содержание:Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие и бережное отношение к птиц...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Перелётные птицы"

Совместное занятие с педагогом-психологом по развитию речи в старшей группе  "Перелётные птицы"....

Конспект НОД игры-викторины в старшей группе «Перелётные птицы»

Формирование знаний детей о перелётных птицах....

Занятие по ФЭМП для детей старшей группы. «Перелётные птицы»

Программные задачи:Закрепить знания детей об образовании чисел 6 и 7, умение вести счет в пределах 7, Упражнять детей в количественном и порядковом счете до 7.  Развивать внимание, обра...