Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Ряполова Валентина Александровна

Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенарий мастер-класс29.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

        Тема: «Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного  
  поведения на дороге посредством игр-
  драматизаций «Сказки на новый лад»

                                                            Составила:

                                                                          воспитатель

                                                                              Ряполова В.А.

 

  1. Презентация педагогического опыта.

Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьезные трудности и опасности.

        В детском возрасте как лучше запомнить правила дорожного движения? Ну конечно, с помощью стихов, загадок, сказок. Опыт показывает, что ребёнок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, слушая дорожную сказку, участвуя в инсценировке сказок, знакомых детям, на новый лад. Вместе со сказочными героями ребёнок максимально развивает умения и навыки, позволяющие ему ориентироваться в дорожной обстановке, правильно и своевременно реагировать на любую дорожную ситуацию. Метод драматизации позволяет решать поставленные задачи через воплощение в художественный образ, который способствует накоплению впечатлений об окружающем мире.

        Принимая участие в подготовке мероприятия, ребёнок получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж знаний о правилах дорожного движения.

Благодаря использованию в работе с детьми художественного слова: Носов Н. «Автомобиль»; Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»; Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»; Тарутин О. «Для чего нам светофор»; Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дугилов А. «Моя улица» и других; загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках; воплощение их в игровую форму – «Колобок», «Козлята и волк», «Репка»; создание игровых ситуаций с использованием стихотворений позволило:

научить детей понимать и взаимодействовать с помощниками на дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора), безопасным нормам поведения на улице; сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, в транспорте, практические навыки: правила  перехода через дорогу, знание знаков светофора и их соблюдение  на улице; воспитать потребность в соблюдении норм и правил поведения на улице.

Работа с использованием методики строится в основном в работе с детьми старшей и подготовительной группы.

Система моей работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге  средствами игр-драматизаций носит индивидуально-ориентированный характер, что позволяет проводить работу в часы утреннего приема, в вечернее время и  на прогулке.  Сложность состоит в том, что требуется заучивание материала, поэтому  работа проводится фрагментарно, затем объединяется в один сюжет. На начальном этапе роль ведущего беру на себя, в дальнейшем выбираем одного-двух ведущих (в зависимости от объёма выбранного произведения). Заранее обсуждаем с детьми, кто какую роль будет играть, кто сможет более выразительно передать характер героя, его эмоциональное состояние.

2.Имитационная игра.

Игра-драматизация по ознакомлению детей старшей группы с правилами безопасного поведения на дороге по мотивам русской народной сказки «Репка»

- Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я хочу предложить игровую технологию, которую вы сможете применять в ознакомлении детей с основными азами безопасности.

          Занятие, которое я покажу, включает различные виды детской деятельности: игровую, двигательную, художественно-творческую и строится на основе интеграции таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Основные методы и приёмы, которые я буду использовать: методы организации деятельности и формирования опыта поведения детей в различных проблемных ситуациях, методы стимулирования (выбор героев сказки): соревновательного характера, поощрения;  использование пособий (дорожные знаки), атрибутики, музыкальное оформление, игровые приёмы.

Задачи: Воспитывать интерес к занятиям ОБЖ, потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения;

закрепить ранее полученные знания детей по правилам дорожного движения в театрализованной деятельности;

формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города;

развивать внимание, речь, коммуникативные способности, умение ориентироваться в различных ситуациях.

Активный словарь: дорожный знак «Неровная дорога», «Опасный поворот», свисток, жезл.

Пассивный словарь: транспорт, регулировщик, светофор, «зебра», пешеходный переход.

Предварительная работа: чтение и пересказывание русской народной сказки «Репка», изучение дорожных знаков и значение движений регулировщика, видов транспорта, заучивание стихов, загадок о ПДД; сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Шоферы», «Регулировщик»; дидактические игры: «Угадай правило», «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Узнай знак по описанию» и другие.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Художественная литература», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация».

Методы, приёмы: метод организации деятельности и формирования опыта поведения детей в различных проблемных ситуациях, метод  стимулирования (выбор героев сказки), поощрения,  игровые приёмы.

Материалы и оборудование: дорожные знаки, костюмы для детей, разрезные карточки с видами транспорта, «волшебный мешочек» с атрибутами (машинка, жезл, свисток), репка со сладостями, магнитофон, аудиозапись, фишки для игры «Небылица», макет легкового автомобиля.

Ход:

Ведущая: Ребята, а знаете ли вы  сказки?  Хорошо ли вы их знаете? Это мы сейчас проверим! Давайте вспомним персонажей сказки «Репка» (дети перечисляют героев сказки). Молодцы! Сегодня мы с вами расскажем и покажем эту сказку по-новому, на новый лад.  Послушайте (звучит музыка).

Ведущая (держит шапку-ушанку деда):

        Дед наш огородник был, весной репку посадил.                                                   Вот уж осень золотая, репка выросла большая.                                                Кому же репку убирать, по хозяйству хлопотать?                                        Что же делать нам, друзья? Сказку продолжать нельзя.                                Эй, мальчишки, не зевать: будем деда выбирать!                        

Из мальчиков дети  самостоятельно выбирают деда, выполнив следующее задание:  по очереди отвечают на вопросы и за каждый правильный ответ получают фишку – кто больше наберёт фишек, тот и становится дедом.

Игра «Небылица»:

Ведущая: Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?                                

 - Это правда или нет, что можно переходить улицу на красный свет светофора? – Нет!

 - Это правда или нет, что пешеход может ходить по дороге рядом с машинами? – Нет!

 - Это правда или нет, что нужно знать правила дорожного движения? – Да!

 - Это правда или нет, что в автобусе можно играть, сорить, шуметь, толкаться? – Нет!

 - Это правда или нет, что с мячом на дороге играть можно? – Нет!

 - Это правда или нет, что дорожные знаки помогают пешеходам и водителям? – Да!

 - Это правда или нет, что машины «питаются» бензином? – Да!

 - Это правда или нет, что пешеходный переход называется «зебра»? – Да!

- Это правда или нет, что в автобусе нужно покупать билет? – Да!

        Дед наш одевается – сказка продолжается.

(На ребёнка надевают  шапку-ушанку)

        Дед берёт свою корзину, наливает в бак бензину,                                        Подкачал четыре  шины и завёл свою машину.

Дед: На машине вмиг доеду – репку привезу к обеду.

Ведущая:

Едет дед наш, жмёт педаль, тормозов ему не жаль.                                    У дороги знак стоит – деду строго говорит:                                              «Осторожней, сбавь немного, здесь…(«Неровная дорога»)                            Дальше едет дед и вот – знак …(«Опасный поворот»)

(Дед на машине доезжает до середины зала (слышен звук тормозов), машина останавливается, застревая в огромной «луже»).

        Хоть и знал наш дед про знак, да попал он тут впросак.                                    Лужа грязная, большая, дед, из машины вылезая,                                        Свой затылок почесал, да и бабку кликать стал.

Дед:  Бабка, иди машину из лужи тянуть!

Ведущая: Бабки нету – вот вопрос… Девочки, не вешать нос!                                        Бабку будем выбирать – знаки будем называть.

(дети называют дорожные знаки, выбирают бабку, надевают атрибуты).

 - Тянут-потянут, вытянуть не могут. Что же делать нам опять? Кто-то должен внучкой стать. Встаньте, девочки-подружки, приготовьте ваши ушки. Та поможет деду с бабкой, отгадает кто загадку:

                Встало с краю улицы в длинном сапоге                                                        Чучело трёхглазое на одной ноге.                                                                Где машины движутся, где сошлись пути,                                                Помогает улицу людям перейти. (Светофор)

(Первая девочка, отгадавшая загадку, становится внучкой).

 - Внучка одевается, сказка продолжается (девочке надевают платочек).

Бабка: Внучка, иди машину из лужи тянуть!

Ведущая: Тянут-потянут, вытянуть не могут. Машину из лужи не достать, будем машину  изображать…

Физкультминутка: «Гудок автомобиля»

Ведущая  (обращается к детям): На чём поедем?

Дети: На машине!

Ведущая: Качайте шины!

Дети: Ш-ш-ш-ш…(движения руками, наклоны)

Ведущая: Открывайте бак!

Дети: Чик-чик, чик-чик (отвёртывание)

Ведущая: Наливайте бензин!

Дети: С-с-с-с…(движения со звуком)

Ведущая: Заводите мотор!

Дети: Д-р-р-р-р, д-р-р-р…(руки перед грудью, круговые движения)

Ведущая: Гудок гудит!

Дети: Би-би!..

Ведущая: Руль поворачиваем!

Дети: У-у-у-у…                                                                        

Ведущая: Щётки-дворники движутся вправо-влево…(движения руками)

Ведущая: Тянут-потянут, вытянуть не могут. Чтобы сказку продолжать, надо Жучку нам позвать.

Игра: «Регулировщик»

Ведущая:  Кто в дороге всем помощник?

                 Это наш регулировщик.

                Когда лицом он к нам стоит –«СТОП! – движенью путь закрыт».

                Руку вверх поднял – и вот… «ПРИГОТОВЬСЯ, пешеход!».

                А когда бочком стоит – путь для нас с тобой ОТКРЫТ!

                Ну, а кто тут ошибётся, Жучкой тот не назовётся.

(Жучке надевают маску).

Внучка: Жучка, иди машину из лужи тянуть!

Дети: Тянут-потянут – вытянуть не могут!

Ведущая: Да, напрасны все труды, ни туды и ни сюды.

На кого же тут пенять, на помощь  кошку надо звать.

А чтоб кошкой в сказке стать, надо карточки собрать.

(Дети собирают разрезную картинку с изображением транспорта, выбирается кошка, надевают ей маску).

Жучка: Мурка, иди машину из лужи тянуть!

Дети: Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Ведущая: Что ж ещё здесь предпринять? Мышку надо нам позвать. Мышка нам поможет тут, хоть не лёгок этот труд. Но скажи, малышка-мышь, что в мешке не утаишь?

Появляется «волшебный мешочек», в котором находятся  атрибуты дорожного движения: свисток, жезл, машинка; ребёнок на  ощупь отгадывает предметы и называет их; надевается маска мышки.

Дети: Тянут-потянут – и вытянули!!!

Ведущая: Ай, да Мышка, молодец!  Машину достали, наконец. Репку, дед, скорей вези, да помощников своих  ты  угости (раздаются угощения).

Звучит фонограмма: слова и музыка Е.Л.Семёновой «Светофория – волшебная страна».

3.Моделирование

- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам создать сценарий сказки на новый лад на основе художественного материала (предлагаются карточки с загадками, стихотворениями по ПДД). Участники мастер-класса создают сюжет сказки.

4.Рефлексия

-Понравилась ли вам предложенная мною система работы с детьми?

-Как вы считаете, что дает использование художественного слова и игры-драматизации в обучении дошкольников правилам         безопасного поведения на дороге?        

-Что вам не понравилось в предложенной  мною технологии работы?

-Какие возникли трудности при создании модели сказки на новый лад?

-Благодарю всех за совместную работу, за проявленные активность и креативность в ходе нашей совместной работы.

Художественный материал  для моделирования сказок на новый лад

И.Гурина

«Непослушный пешеход»

Через лес бежит дорога,

Светофор моргает строго.

К переходу все спешат:

От лосей и до мышат.

Иногда через дорогу

Пешеходов очень много

Скачет, ходит, пролетает,

Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,

Мама пальчиком грозила:

– Помни правила, малыш!

Если красный свет – стоишь!

Если желтый – просто жди,

На зеленый – проходи!

Непослушный пешеход

Сделал все наоборот!

Ежик очень торопился

И клубочком покатился

Прямиком на красный свет!

Можно так? Конечно, нет!

Завизжали тормоза,

И зажмурил еж глаза.

Старый толстый самосвал,

Забибикал, зарычал:

– Еле я остановился,

Чуть с дороги не свалился!

Что, не знаешь правил ты?!

Ну-ка быстро марш в кусты!

Дам тебе я, еж, совет:

Не ходи на красный свет!

Еж тихонько пропыхтел:

– Извините, не хотел.

Рассказал нам светофор:

Еж исправился с тех пор.

Лучше всех порядок знает,

Ничего не нарушает!

«Зебра»

У асфальтовой дороги

Возмущались носороги:

- Пешеходам нет пути!

Как дорогу перейти?

Мимо едут, вжик да вжик,

То такси, то грузовик,

То автобус, то маршрутка –

На дорогу выйти жутко!

Подошёл художник крот:

- Нарисуем переход!

Чёрно-белая дорожка

От порожка до порожка.

Зебра ахнула: - Друзья!

Полосатый он, как я!

С той поры зовёт народ

«Зеброй» этот переход.

«Веселый светофор»

По шоссе спешит машина,

Что-то тихо шепчут шины.

За рулем пятнистый кот,

Рядом дремлет бегемот.

Это что за голова?

Вместо фар сидит сова!

Крутят весело мотор:

Поросенок и бобер!

А в прицепе слон сидит:

Он бибикает-дудит!

Тормоз – это черепашки,

Стекла чистят две букашки.

На дороге светофор:

Заяц держит помидор!

Звери видят - красный свет,

Это значит – хода нет!

Заяц яблоко берет:

Желтый свет – машина ждет!

Заяц вынул огурец:

Свет зеленый, наконец!

Вдоль озер и деревень

Едут, мчатся целый день

По долинам, по лесам,

В гости к разным чудесам!

«Пешеход»

Дорогу надо перейти?

По сторонам ты погляди,

Есть опасность или нет.

Вот такой вот мой совет.

«Лево-право»

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо:

Налево гляди,

И направо гляди,

И если машин не увидишь, - иди!

Resource id #2406

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.

Актуальность темы           Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострад...

Сценарий праздника "Уважайте Светофор!" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города

Уважайте Светофор!  (  праздник для детей  старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города) Цель. 1.  Уточнить и закрепит...

Конспект совместного развлечения с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге « В стране дорожных правил»

Материал будет интересен всем , кто хочет провести интересное развлечение детей с родителями. На праздник приходит Анимашка-Познавашка и Помеха-Неумеха. Праздник спортивной направленности....

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с профессиями на примере произведения В. Маяковского «Кем быть?»

Мастер-класс для педагогов«Ознакомление детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи с профессиямина примере произведения В. Маяковского «Кем быть?»...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

В Федеральном государственном образовательном стандарте содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей формирования у детей осн...

"Практическое ознакомление детей раннего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения"

Во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей. ...


 

Комментарии

Грудцинова Наталия Николаевна

Прекрасный сценарий! СПАСИБО за то, что поделились с пользователями сайта! Обязательно возьму на заметку фрагменты!

Ряполова Валентина Александровна

Рада, что кому-то пригодится моя работа