Статья "Экологическая тропинка в ДОУ"
статья (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

В статье рассказывается о проекте по экологическому воспитанию в детском саду, а так же о создании экологической тропинки в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ekologicheskaya_tropinka_v_gbdou.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропинка в ДОУ.

Авторы: Садовая Раиса Михайловна – воспитатель, Шаронова Елена Михайловна – воспитатель, Кононова Любовь Николаевна – воспитатель, Паршина Мария Александровна – учитель-логопед детского сада № 67.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. «Человек и природа» - поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину», - так говорил писатель Михаил Пришвин.

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий дом – на природу.

Одним из серьёзнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все её берегут.

Одно из условий сохранения общего для всех – воспитание в людях бережного отношения к природе. И начинать нужно с самых маленьких.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Прогулки, наблюдения развивают мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, любовь к Отечеству.

Представления детей подготовительных к школе групп в ГБДОУ детский сад № 67 о компонентах экологической культуры человека. Наиболее значимыми для себя дети считают:

 - владение правилами поведения в природе 30 %

 - потребность в общении с природой 24 %

 - убеждённость в необходимости ответственно относиться к природе 20 %

 - понимание многосторонней (универсальной ) ценности к природе 15 %

 - практические экологические умения 8 %

 - интерес к экологическим проблемам 8 %

Был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, которая обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на гуманистические ценности, ставит задачу формирования личностной культуры – базисных качеств действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Актуальность:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения  о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Цель проекта:

Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления.

Задачи проекта:

  • Закреплять и развивать знания детей об окружающем мире, способствовать воспитанию у детей интереса к жизни растений, животных, птиц, понимания необходимости их сохранения, стремления не нарушать сложившиеся в природе связи.
  • Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, выяснить, какие из них растут в данной местности. Открыть лесную аптеку у себя в группе. Открытие «Аптекарского острова» на экологической тропе.
  • Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
  • Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
  • Развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют взаимно. Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности.

Мы поставили перед собой задачу создать на территории ДОУ экологическую тропу с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.

Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, мы старались использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.

Получили резонанс в родительской и педагогической среде: благодаря проекту родители и сотрудники привозили растения и цветы, участвовали в создании экологической тропинки.

Хорошей мотивацией для создания «Аптекарского острова» стало заполнение модели трёх вопросов:

  1. Что мы знаем
  2. Что мы хотим узнать
  3. Что нам поможет узнать

Появилась небольшая полянка с лекарственными растениями: мать – и – мачеха, тысячелистник, ромашка – и обитающие в нем разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, есть гнездо, цветущие растения на клумбе. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. Оставлены небольшие вытоптанные участники.

 Сравнивая их с невытоптанными, дети наблюдают  изменение растительного покрова под влиянием вытоптования, где проговариваются правила поведения на прогулке, на отдыхе.

На тропинке проводятся наблюдения, игры, театрализованные мероприятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегративном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем, и свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Знакомим детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках мы организуем игры с природным материалом.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Дети с умилением слушают «звуки природы», и работы получаются намного лучше. В детском саду проводится конкурс детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провел лето», «Листопад».

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, полноценно осуществляется в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для взаимодействия взрослых с детьми привлекаем родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. С детьми подготовительных групп проводим викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Аптекарский остров», «Мир птиц». Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Формы работы по реализации проекта:

  1. Наблюдения и экологические экскурсии;
  2. Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  3. Конкурсы и викторины;
  4. Продуктивная деятельность, плакаты, экологические газеты;
  5. Лаборатория (опыты и эксперименты);
  6. Инсценировки и театрализации;
  7. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
  8. Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Экологический проект проводится в подготовительных группах. Создаётся книга животных, растений и птиц, сделанная из рисунков детей, воспитателей, родителей.

Объектами нашей экологической тропы являются:

  • Центр науки (лаборатория);
  • Коллекция птиц;
  • Коллекция «Цветы Земли»;
  • Фитокафе;
  • Коллекция «Чудо-дерево»;
  • Мини-огороды на окнах;
  • Галерея с репродукциями картин известных художников;
  • Фонотека, видеотека;
  • «Аптекарский остров».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснить наблюдаемое. Совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создаёт предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строем среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребёнка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития. Принцип гуманизации даёт возможность строить «вектор развития» от ребёнка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания с содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • Повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
  • Изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 6-7 лет в ГБДОУ детский сад № 67 об экологической культуре человека;
  • Сформированность начал экологической культуры у детей;
  • Сформированность осознанного правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
  • Формирование практических навыков по охране природы;
  • Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении эксперементировать, анализировать, делать выводы4
  • Сформированность желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....