Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). "С чего начинается Родина..."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Танбаева Таисья Петровна

Конспект непоредствеено образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с неофициальными символами России и родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina2.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение – детский сад «Светлячок»

 

С чего начинается Родина?

Дорогие сердцу символы

Автор: Танбаева Таисья Петровна

Воспитатель высшей категории МДОУ - детский сад «Светлячок»

 Абакан 2013

С чего начинается Родина? Дорогие сердцу символы

(старший возраст 5-6 лет)

ОО (Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка)

Цель: знакомство детей с неофициальными символами.

Задачи:

Обучающие:             уточнить представления детей о понятии «символы»;

Развивающие:        развивать творческие способности, воображение, речь,                                                                              память;

Воспитывающие: воспитывать интерес к народному творчеству,                                                                               декоративно-прикладному искусству;

воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре, семейным традициям.

Предварительная работа:

  • экскурсии в «Русскую избу», «Юрту»;
  • знакомство детей с государственными символами Хакасии;
  • заучивание стихов, чтение легенд о почитании огня, солнца;
  • взаимодействие с семьей: подготовка творческих проектов «Символы моей семьи».

Оборудование:

  • картинки с изображением солнца, березы, цветов колокольчика, жарков;
  • сенсорные углы и лучик;
  • колокольчик;
  • макет огня, игрушки-матрешки;
  • карточки со слогами для выкладывания слова «Родина»;
  • тексты стихов, загадок, легенды о Царь-Солнце;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • принадлежности для рисования;
  • запись песни «Светлячок».

Методические приемы:

  • проектный метод;
  • интеграция видов деятельности;
  • поисковая, исследовательская деятельность;
  • методика Базарного;
  • сюрпризный момент;
  • беседы, диалог;
  • рассказывание;
  • творческие задания;
  • ТРИЗ;
  • словарная работа.

Ход занятия

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Ребята, я вам приготовила сюрприз, у меня в руках лучик, но он не простой, а волшебный. Лучик поможет нам найти знакомые символы.

Игра «Волшебный лучик».

Лучик указывает на сенсорные углы, где расположены изображения флага, герба, колокольчика, светлячка. Дети узнают флаг и герб Хакасии.

Воспитатель: - Флаг и герб – это главные, официальные символы любой страны, республики.

  1. Хотите познакомиться с теми символами, которые дороги каждому человеку.

- Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное.

Чтение стихотворения «Родина» З. Александровой.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот…

- Что же вспоминает автор, когда произносят слово Родина?

  1. - Скажите, что является символом нашей группы?
  1. - Колокольчик (демонстрация картинок, символы вывешиваются на доску). Мы как колокольчики веселые, задорные. Колокольчик висит в приемной на двери и громко звенит, когда мы приходим в группу. Все в детском саду называют нас колокольчиками (ответы детей).
  2. Как вы думаете, у детского сада есть свой символ?

- Светлячок. Он всех встречает с фонариком в руках. Он освещает наш детский сад светом, поэтому у нас светло, тепло и уютно (ответы детей).

- Все мы любим наш детский сад, давайте, споем песню «Светлячок».

Исполнение песни «Светлячок».

3.    - Для многих людей символом России является белоствольная  береза, потому что таких берез, таких березовых рощ нигде нет в мире. Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте.

Прослушивание отрывков из стихотворений.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

                     С. Есенин

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

                                     Ф. Тютчев

Воспитатель:

- А для хакасов издревле береза считалась священным деревом. Она является символом чистоты, здоровья и благополучия.

- На праздниках «Чир-Ине» (День Земли), «Чыл Пазы» (Новый год по хакасскому календарю)  мы повязывали ленточки белого, голубого, зеленого и красного цветов на березу и водили хороводы (ответы детей).

О, Белая береза!

На твою белую грудь-

Белые чалама!

Синему небу - синие!

Солнцу и огню - красные!

Травам и листьям – зеленые!

Хоровод «Березка»

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,  

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки.

На тебе,  березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Д/у «Скажи, какая?».

- Березка какая? (Подбор слов-признаков).

4.   - Вспомните, дети, что изображено на гербе г. Абакана?

- Цветок жарок символизирует молодость нашего города, год от года становится красивее наша столица (демонстрация картинок).

5.   - О чем эта загадка?

Бродит одиноко огненное око.

Всюду где бывает, взглядом согревает (демонстрация слова-отгадки).

Рассказывание легенды о Царе-Солнце с опорой на воображение и иллюстративный материал. Предполагается рассказ воспитателя или ребенка.

Далеко-далеко, за синим морем, на Востоке есть царство. Там посреди шелковой травы и цветов–жемчужинок, золотых и серебряных деревьев высится ослепительный переливающийся дворец. Во дворце том восседает могущественный Царь-Солнце на златотканом пурпурном престоле.

И есть у Царя-Солнце чудесная колесница, в которой разъезжает он по небу. Запряжена она двумя золотыми орлами, несущими колесницу по белу свету. И есть у Царя-Солнце две родных сестрицы: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Утренняя Заря выводит солнечную колесницу и провожает брата странствовать по небу. А как наступает вечер, другая сестрица - Заря Вечерняя уже поджидает братца у ворот дворца и принимает колесницу.

Воспитатель: - Без солнца не прожить ни людям, ни животным, ни птицам, ни растениям, поэтому наши предки изображали и в вышивке, и в росписи и слагали о нем легенды. Солнце - символ жизни, света.

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

п/и «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко».

6.   - Отгадайте загадку.

Все ест, ест, да не наестся (демонстрация макета огня).

- Огонь считается символом семьи и дома, его тепло согревает от холода, и он особо почитается у хакасов. На праздниках все поклоняются огню и благодарят за то, что помог всему живому спастись от стужи и мороза.

7.   - Подумайте, о чем следующая загадка.

Кого мы сначала ломаем,

А потом играем?

- Делают матрешек из липы. Мастерят матрешек мужчины. Сначала точат самую маленькую, а затем все больше и больше. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат. И становятся они белее снега. И уже затем перышками и кисточками начинают разрисовывать (демонстрация матрешек).

Давайте их посчитаем.

Шли подружки по дорожке.

Было их совсем немножко:

Две Матрешки,

Три Матрешки

И одна Матрешечка.

Сколько же у нас матрешечек?

Воспитатель: - Матрешка самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках планеты. Это символ России. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов. Вот послушайте наших девочек.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем

Шла по ягодку Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

- И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут -

Всех Матрешками зовут.

Воспитатель: - Ребята, закройте глаза и представьте, о чем вы будете вспоминать, когда уедете далеко-далеко.

- Яркое солнышко,  матрешку, жарок и колокольчик, родной дом, символы своей семьи (ответы детей).

- А сейчас, если вы сложите эти карточки, то получите родное для всех нас слово.

Д/у «Сложи слово из слогов»

- Какое слово получилось?

- Как еще можно сказать? (Составление синонимического ряда).

Презентация творческих проектов «Символы моей семьи».

Воспитатель: Что вы представляете, когда слышите слово Родина?

Рисование на тему «Если скажут слово Родина».

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Закрепление материала в других видах деятельности и в свободное время

  1. Продолжение беседы и рассказ о неофициальных символах.
  2. Отгадывание кроссвордов.
  3. Роспись матрешек.
  4. Выставка рисунков на тему «Если скажут слово Родина».
  5. Экскурсия в краеведческий музей, выставочный зал.
  6. Разрезные картинки.
  7. Выполнение задания «Дорисуй недостающие части».
  8. Проведение праздников, конкурсов, развлечений.

Аннотация

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвящена проблеме нравственно–патриотического воспитания детей. В разработке представлены методы и приемы по ознакомлению детей с неофициальными символами, дидактический и справочный материал. Она адресована воспитателям ДОУ, а также может быть полезна родителям для проведения с детьми бесед о символах России.

Введение

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому, базой для формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с Государственной символикой в полной мере понять осмыслить запомнить историю происхождения значения цветов и образов, их взаимное расположение и  функции. Каковы же условия, способствующие успешной реализации данной темы?

- Формирование личностного отношения  к фактам, событиям, явлениям жизни, создание условий для активного приобщения  детей к социальной действительности.

- Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к знаниям Государственной символике, ее истории функции, культуре, природе, Родине в целом, то есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.

- Осознанный  отбор методов ознакомления детей с Государственной символикой, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

- Участие детей в праздниках, где  они могут познакомиться с жителями своей малой Родины, с традициями и обычаями.

Создание развивающей среды в группе и во всем детском саду, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи, предметы декоративно-прикладного искусства).

- Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего шьют одежду?»

Программное содержание:1) познакомить детей с разными видами тканей (шерсть, ситец, лен, синтетическая болонья) и материалами, из которых они изготовлены; активизировать деятельность детей по самостоя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Моя малая родина. Путешествие по Карелии»

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:  «Моя малая родина. Путешествие по Карелии»...