Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Деревья зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сафаргулова Ирина Сергеевна

Как зимуют звери, птицы, насекомые и люди мы уже знаем. А вот как зимуют деревья?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл der._zimoy.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 «Радость».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 в старшей группе «Деревья зимой».

Подготовила и провела

воспитатель Сафаргулова И.С.

Республика Башкортостан

Город Нефтекамск.

Програмное содержание:

  1. Формировать представления детей о приспособлении деревьев к зимним условиям.
    2. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.
    3. Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.
    4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней интерес.

Ход НОД.

Вот и пришла к нам зимушка-зима. Что изменилось в природе?

Ответы детей.

Что случилось с насекомыми – жучками, паучками?

Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями деревьев от холода.

А животные?

Звери укрылись от мороза и холодов в норах, белки – в дуплах .

Такие животные как заяц  поменяли свои шубки.

А медведь и вовсе уснул.

Лиса сменила шубку на более теплую.

Давайте поиграем в игре «Мама и детеныш».

Лиса - лисёнок. Волк - волчонок. Медведь - медвежонок. Белка - бельчонок. Еж – ежонок. Тигр – тигренок. Слон – слоненок. Лев – львенок. Заяц – зайчонок. Мышь – мышонок.

А что стало с птицами?

Птицы улетели на юг. А те, что остались, их совсем мало. Они перебираются ближе к человеческому жилью, там теплее и сытнее.

А что изменилось у людей?

Д/и "Назови одним словом".

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

Берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

Брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;

Ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные.

Послушайте стихотворение.

Белая берёзка за моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в голубом огне.

Про какое дерево говорится в стихотворении?

Что стало с березой?

А еще так говорят.

В декабре, в декабре, все деревья в серебре.

Почему так говорят?

А как вы думаете, как зимуют деревья?

Так  вот деревья, все лето растут,  собирают силы,  зимой отказываются от еды, перестают питаться, не растут, не тратят силы, погружаются в глубокий сон.

А листья? Деревья сбрасывают их с себя, чтобы они не мешались. А то прилипнет снег к листочкам зимой и сломаются веточки у дерева. А кстати, сброшенные листочки с ветвей, греют и охраняют корни деревьев от морозов, как одеяло.


А ещё на каждом дереве есть панцирь, защищающий растение от мороза. Что это за панцирь такой? Всё лето, откладывают деревья под кожицей специальную  пробковую ткань.  Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха  и дереву тепло. Чем старше дерево, тем толще у него пробковый слой, вот почему старые толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветками.

Может ли мороз убить дерево?

Конечно, может. Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой середины, оно умрёт.

Но самое лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Поэтому если снега много- это хорошо, тепло деревьям, а если мало- замерзнут наши деревья.


А заботливые люди в огороде специально пригибают к земле молодые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. Или укрывают из чем-то теплым, специальным материалом.

Игровое упражнение «Один - много»( в кругу с мячом).

- Одна осина, много осин.

- Один клён, много клёнов

- Одна липа, много лип.

- Одна берёза, много берёз.

- Один дуб, много дубов.

- Одна рябина, много рябин.

Физминутка.

А это что за дерево?

Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?

Зимой в заснеженном лесу зелёная, в белой шапочке и белом шарфике ёлочка – первая красавица.

Но почему же осенью листья на всех деревьях желтеют и опадают, а ёлкины иголки остаются? Может елочка зимой, вообще не спит? Нет! Крепко спит и она. А свои зелёные иголки – хвою ёлка бережёт к весне.
Просто чтобы выросли листики надо мало времени, а чтобы выросли хвоинки очень много и всей весны не хватит.

. А снег? Если он прилипнет к иголочкам? А у елки очень гибкие веточки, они не сломаются. Он ёлке не страшен – ветки гибкие, прочные, снег лишь согнёт их, а сломать не сломает.

Войдешь в лес, и сразу и забудешь о морозе. Густые еловые ветки  не пропускают злой ледяной ветер, и тут теплее. Поэтому птицы, когда очень холодно,  летят в лес. Он и от метели укроет, и на ночь приютит. В густых пушистых ветвях под заснеженными еловыми лапами, птицы ночуют целыми стаями.


Но еще есть дерево, у которого тоже хвоинки, но они к осени желтеют и осыпаются, как листья у других деревьев. Поэтому и назвали это дерево ЛИСТВЕННИЦЕЙ. У лиственницы новая хвоя растёт очень быстро. Вот она и сбрасывает хвоинки.

Игра «Отгадай дерево по картинке».

Игра.

-Это (дерево) .Какое оно? (большое, красивое и т. д.) .

-Это (листочки). Они (опали) .

-Это (снежинки) .Какие они? (красивые, нежные ) .Снежинки  лежат на  (дереве).

Сейчас время года (зима).

Вот мы с вами и узнали как зимуют наши деревья.

Как они зимуют, повторите еще раз.

Деревья нарядились в белый наряд, словно укутались теплым одеялом. Кустов почти совсем не видно, их засыпал снег. Деревья спят.

В белых шапках, в белых шалях
И деревья, и кусты,
Вся земля под одеялом
Белоснежной красоты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...