Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Хубежашвили Елена Александровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  бабочек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khubezhashvili_konspekt_ekolog.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  

комбинированного вида № 18 города Ейска муниципального

 образования Ейский район

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей средней группы

Тема: « В мире прекрасных бабочек».

                                                                Воспитатель средней группы

                                                                Хубежашвили Е.А.

                                                           2013 г.

Тема: «В мире прекрасных  бабочек»

Программные задачи: Продолжить  ознакомление  с природой. Расширять представления детей о  некоторых насекомых (о бабочках). Познакомить  детей с нетрадиционной техникой рисования -  монотипией. Развивать воображение, творческую активность,  мелкую мускулатуру рук. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Методы и приемы: сюрпризный момент, рассказ воспитателя,  объяснение,  вопросы к детям,  ответы детей,  рассматривание иллюстраций,  использование художественного слова, показ, поощрение, итог.

Материалы: костюм бабочки, картинки с изображением бабочек, ½ альбомного листа на каждого ребенка,  краски,  кисточки,  баночки  с водой.

Предшествующая работа: ознакомление  с ролью бабочки ребенка из  подготовительной группы: наблюдение за насекомыми на прогулке,  чтение познавательной литературы,  рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: пыльца,  опылять, нектар, хоботок, монотипия.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Интеграция образовательных  областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, музыка, социализация,  чтение художественной литературы, труд.

Ход непосредственной деятельности:

Показ мультимедиа.

В-ль: Куда бы мы,  ребята с вами ни пошли -  в сад,  на луг,  на море, в лес -  всюду нас окружают насекомые. Ползет  в траве жук,  вьются над  цветами пчелы и  бабочки,  стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Всюду,  куда ни посмотришь,  живут насекомые -  наши маленькие, незаметные соседи.

-Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо», я буду вам предлагать хорошие или плохие варианты из  жизни насекомых, а вы предложите свой вариант, по  противоположным значениям.

- Плохо, что гусеница поедает листья на деревьях, а хорошо-….(дети отвечают  -служит кормом для птиц -  из гусеницы появляются красивые бабочки).

-Хорошо  что  пчелы дают мед, а плохо  - …(дети отвечают -  больно кусаются).

-Хорошо,  что бабочки опыляют цветы и поэтому растут фрукты,  ягоды,  а плохо -…(дети отвечают - прежде чем стать бабочками,  были вредными гусеницами).

-Плохо,  что  комары и мухи являются переносчиками инфекций и болезней а хорошо -…(дети отвечают - являются кормом для птиц и лягушек).

- Плохо, что муравьи кусаются, а хорошо,  что - …(дети отвечают – очищают лес от мертвых зверей птиц, от старых поваленных деревьев).

В-ль: Вот видите, ребята,  как в природе все взаимосвязано.

(звучит нежная, спокойная музыка, появляется девочка в костюме бабочки).

Бабочка: Здравствуйте, ребята,  вы конечно же узнали меня. Услышала я, что вы говорите о насекомых, да и решила залететь к вам, рассказать  о  своих обидах.

Давным - давно, когда еще все насекомые были серые, как цвет земли, решил  добрый дух дать каждому красивую окраску. Стали все выбирать себе одежду, кто темную,  чтобы не пачкаться,  кто  под  цвет листьев и травы, чтобы прятаться. А мы бабочки никак не могли себе выбрать одежду по  вкусу, все нам хотелось получить  покрасивее окраску. Вот  и раскрасил нас добрых дух изысканными  узорами и покрыл крылышки легкой пыльцой. Не знали мы тогда, что из-за этой чудесной одежды, будем мы гибнуть,  ведь вы гоняетесь за нами,  чтобы рассмотреть поближе, но когда вы выпускаете нас, мы не можем летать как раньше,  пыльца стерта. Мы нудны вам  ребята, для забавы,  а ведь вы ничего о  нас не знаете.

В-ль: Не печалься бабочка,  я расскажу детям все, что знаю о  вас и может мой рассказ научит детей бережно относиться к тебе и твоим подружкам.

-Ребята, как вы думаете, почему бабочки называются бабочками или мотыльками? ( ответы детей).

-Да,  правильно от слова – «махать»,  « мотылять»,  «порхать» А слово бабочка,  вероятнее всего от детского лепетного слова «ба-ба»,  дети такими звуками -  слогами могли восхищенно обозначать это яркое насекомое.

-А давайте с вами вспомним каких вы видели или знаете бабочек?

( ответы детей).

-Да бабочки красивые,  с рисунками,  с каемочками,  но  к своему стыду названий мы не знаем.Я хочу показать вам иллюстрации и познакомить  вас с бабочками, которых вы наверняка не раз держали в руках.

-Голубянка ( показ).

-Дима,  как называется?

Как ты думаешь,  почему ее так назвали?

-Белянка (показ), но она бывает  еще и желтая и  люди стали называть ее лимонница или желтушка.

-Капустница,  ее прозвали так, потому что она откладывает яйца в капусте.

-Павлиний глаз (показ).

-Махаон (показ).

- Шелкопряд (показ).

В-ль: -Давайте повторим как называются бабочки?

- Ребята,  я предлагаю поиграть в игру. « Кого не стало?». Вы  закроете глаза,  а одна из бабочек улетит ( в-ль убирает картинку). Вы должны быть  внимательными и назвать какой бабочки не стало.

-Молодцы, ребята, вы запомнили всех  бабочек.

-А как вы думаете, почему «дочки» бабочки называются куколками? ( ответы детей).

-После того, как самка бабочки откладывает яички на растении из каждого яичка вылупляются гусеница,  она очень прожорлива. Гусеница ест, растет и вырастает из  своей кожи когда рост заканчивается,  кожа затвердевает и гусеница превращается в куколку. Внутри куколки тоже происходят изменения и куколка становится прекрасной бабочкой.

Вот сейчас мы с вами попробуем все это показать пальчиками  и руками.

 «Пальчиками гимнастика «Гусеница».

Этот странный дом без  окно у людей зовется кокон

( руки  вверх, согнуты над головой, обхватить себя руками).

Свив на ветке этот дом

( круговые вращения большим пальцем).

Дремлет гусеница в нем.

( четыре пальца прижаты к большому).

Спит  без  просыпа всю зиму

(ладони под голову).

Но зима промчалась мимо.

(руки лодочкой вниз).

Март, апрель, капель, весна

(один, два, три пальца)

Просыпается соня-сонюшка

(подтянуться)

Под весенним, ярким солнышком

(руки вверх, пальцы растопырить).

Гусенице не до сна, стала бабочкой она

(взмахи).

Вот так, ребята из куколки появляется бабочка,  как только подсохнут ее крылышки, она летит на поиски птиц.

А как вы думаете чем питаются бабочки? ( ответы детей).

В0ль: Присела бабочка на пушистый цветок полакомиться сладким соком – нектаром. А нектар у цветка на самом дне. Как же до него добраться? Может быть разгрызть цветок? Но бабочка и не думает раскрывать рот – до он у нее не открывается. Он разворачивается. Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок, обычно он свернут в тугую пружину, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и скользит на самое дно цветка.

-Ребята, так чем же питается бабочка? (ответы детей).

Как устроен рот бабочки?

Ребята,  а какую пользу приносят бабочки?

Правильно, опыляют растения. А для чего это нужно я вам расскажу.

На каждом цветочке есть пыльца. Чтобы цветок превратился в ягоду или плод, его нужно опылить – сделать так, чтобы пыльца с одного цветка попала на другой. Вот тут-то  на помощь приходят бабочки, пчелы, шмели. Порывшись в цветке, высосав нектар, они вылезают обсыпанные пыльцой, которую переносят на другие цветы. Если бы не было бабочек  и других насекомых опылителей, то не росли бы яблоки,  груши, не было бы клубники, вишни. Без  насекомых эти растения не могут существовать.

-Ребята,  я прочту вам очень хорошее стихотворение:

-Я сорвала цветок,  и он завял,

Я поймала бабочку

И она умерла у меня на ладони.

И тогда я поняла,

Что прикоснуться к природе,

Можно только  сердцем.

-Ребята,  как можно прикоснуться к природе сердцем?( ответы детей)

-Правильно, можно любоваться наслаждаться и не обязательно держать это в своих руках. Можно смотреть на цветы, на бабочек, стрекоз, а в сердце будет тепло,  радость  и прекрасное чувство.

-Ребята давайте пообещаем бабочке стать для нее и ее подруг, а так же для всех насекомых защитниками,  не будем сами обижать природу  и остановим других.

-Ребята а вы хотите чтобы сейчас здесь стало много ярких красивых бабочек, чтобы мир стал радостней и прекрасней.

Я покажу вам,  как легко и быстро нарисовать бабочку. Пока дежурные подготовят материалы для рисования,  мы немного отдохнем и поиграем.

Физкульминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

-В-ль: Способ,  которым мы будем рисовать называется – монотипия.

Лист бумаги мы складываем пополам и четко определяем линию сгиба по  вертикали. Рисовать начинаем справа от линии сгиба и нарисуем только половину бабочки. Придумали для бабочки яркую окраску и раскрасим эту половину рисунка.

Затем складываем опять лист пополам и наш рисунок отпечатается на противоположной стороне.  Чтобы краска не растекалась,  мы набираем воды меньше,  краски  больше.

( Дети выполняют задание).

Затем выставляют свои работы и все вместе их рассматривают.

Как прекрасен этот луг,

Словно радуга вокруг.

Это бабочки-подружки,

Демонстрируют наряд.

Красотою нас своею,

Удивить они хотят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» Занятие по окружающему миру в средней группе в режиме онлайн.

Дать детям представление о солдатах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» .Познакомить детей с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наши...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию («ознакомление с окружающим миром») на тему: «В мире пластмассы» средняя группа

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.Задачи:Образовательная: Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).Развивающая: Развивать любознательность...