Конспект занятия по познавательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Как рождается книга»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бейдиева Хамида Нежвединовна

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей

подготовительной группы

на тему: «Как рождается книга»

 Разработала: Бейдиева Х.Н.

Цель:

Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием.       Формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто её создаёт. Активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к миру книги;

Задачи:

• Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества;

• Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

• Воспитывать уважение к людям, создателям книг, бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.

Ход:

Игровой тренинг  «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилась игра? Чем она понравилась вам? Что вы чувствовали, когда вам говорили вежливые слова?

Воспитатель:

- Сегодня я хочу загадать вам загадку:

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках

На листочках,

Где станции на точках.

(Книга)

Воспитатель:

- Правильно. С книгами мы встречаемся каждый день. Мы их рассматриваем, читаем. Дети, а вы знаете, когда появилась первая книга на земле? Как она выглядела? Из чего была сделана? Как выглядели книги в разные времена? (ответы детей).

Воспитатель:

 - А хотели бы узнать? (ответы детей). На все интересующие нас вопросы ответит самая мудрая птица – Мудрая Совушка. Ребята, я предлагаю вам собираться в гости к тётушке Мудрой Совушке. Она очень мудрая, и знает всё и обо всём.

Входит Незнайка. В руках у него книжки. Здоровается:

- Здравствуйте, это куда же я попал?

Воспитатель:

- Здравствуй, Незнайка, ты попал к нам в 9- сад, в 9 – группу. Ты что, заблудился?

Незнайка:

- Это 9- сад? Значит, я правильно пришёл. Меня к вам отправили подружиться с детьми. Я тоже люблю играть, рисовать, лепить. Но я не люблю заниматься. И от этих книг я устал (вздыхает и бросает книги на стол).

Воспитатель;

- Ай, ай, ай! Ребята, разве можно так относиться к книгам? (ответы детей). А как нужно относиться к книгам? (ответы детей)

Незнайка:

- Ой, этих книг у нас так много, что можно их обижать: бросать, мять, рвать…

Воспитатель:

- Ребята, я думаю, что к тётушке Мудрой Совушке нужно  взять с собой и Незнайку. Незнайка, ты любишь ходить по гостям?

Незнайка:

- Конечно, люблю. Возьмите меня с собой. Я буду себя хорошо вести.

Воспитатель:

- Тогда собирайтесь. У всех удобная обувь? Ведь мы пойдём с вами в лес. (Ответы детей. Дети встают друг за другом и идут по заранее подготовленной дороге). А, чтобы нам не было скучно, мы с вами споём песенку для тётушки Мудрой Совушки.

Много сказок и легенд

Про СОВУ написано.

Ведь мудрее птицы нет,

Это не синица Вам.

Припев

Совушка, Совушка,

Мудрая головушка.

Много вопросов у ребят

Ответы мы хотим узнать

 

Взгляд совы забыть нельзя-

Умный и пронзительный.

Ну, а круглые глаза –

Просто восхитительны.

Припев

 

Воспитатель:

-Здравствуйте, тётушка, Мудрая Совушка!

Совушка:

- Здравствуйте, дети. Здравствуй, Незнайка!

Незнайка:

- Откуда вы меня знаете?

Совушка:

- Я всё и всех знаю, на то я и мудрая. Мне тут недавно передали, что ты, Незнайка, книжками разбрасываешься.

Незнайка:

- А как вы узнали?

Совушка:

- Сорока на хвосте принесла. Также я знаю, что вы хотите знать историю книги. Откуда она взялась, как выглядели первые книги. Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Давайте пройдём  в мою библиотеку. Рассмотрим современную книгу. Из чего она сделана? (Ответы детей. На первом столе лежат книги-раскладушки)

Дети, как называются такие книги? Почему они носят такое название? (Правильно, раскладушка, потому что раскладывается.) Из чего они сделаны? Что позволяет такой книжке не падать? (Твёрдый картон) Чудесные красочные книжки-раскладушки приносят много радости малышам. Быть может, среди них есть книжки, которые и вы любили, когда были очень маленькими. Что пишут на лицевой стороне таких книжек? А что на последней страничке? Как скреплены листы книги? (Выслушивает детей)

(На втором столе - тонкие и толстые книжки для детей) Из чего сделаны эти книги? (Выслушивает) В этих книгах собраны сказки, рассказы, стихи для вас. Как называется лицевая сторона книги и последняя страница? (обложка)

Что скрепляет обложку и все листы книги вместе? Давайте полистаем книги. Много здесь картинок? Почему? (Правильно, потому что это книги для детей). (На третьем - толстые книги для взрослых) Рассмотрите книги. Полистайте их. Как вы думаете, для кого такие книги? Как вы догадались. (Да, действительно, здесь мало картинок) А чем они похожи на книги для детей? Что у них есть? (Обложки, переплёт, листы) Как вы думаете, как долго можно читать такую толстую книгу? (Да, можно читать целый день, два, три дня, неделю). А что может помочь не забыть, где закончили читать, чтобы продолжить чтение на следующий день? Все странички в книге пронумерованы. Можно запомнить номер странички или положить закладку. А в детских книгах есть номера страниц? (Кто забыл, загляните). Книги удобно читать, можно запомнить и рассказать друзьям, на какой странице самое интересное место.

- А что на этом столе? (Рассматривают камень, бересту, кусочек кожи.)

Совушка:

- Как вы думаете, для чего здесь лежат эти предметы? Давайте сядем на стульчики и посмотрим фильм о том, как возникла книга много веков назад. (Дети садятся на стульчики).

Совушка:

- Книги пришли к нам из далекой древности. Самая древняя, старая, книга- это свиток (показ).

                

Ее в Древнем мире распространяли путем переписывания. В давние-давние времена, когда еще не изобрели бумагу, люди для записей использовали камень, дерево, т. е. прочные материалы. А вот древнерусские письма и документы процарапывали на бересте. Кто объяснит, что за материал – береста? (ответы детей)

Конечно, это кора березы. Все старинные русские книги, грамоты, документы называются берестяными (показ). Обратите внимание, буквы на них не написаны, а процарапаны особыми инструментами, сделанными из костей.

Как вы думаете, удобны ли были эти способы? (Ответы.)

Долго думали люди и нашли выход. Интересное открытие сделали жители города Пергам в Малой Азии - они стали применять для письма дубленую кожу.

От названия города и появилось слово пергамент (показ пергаментной бумаги).

Прошло еще много времени, и в Китае придумали способ изготовления бумаги из растительных волокон.

А вот слово бумага пришло к нам из Италии и означает хлопок.

С 19 века бумагу стали изготовлять из древесины. Теперь известно свыше 600 видов бумаги: ватман, калька, копировальная.

 

Приглашаю вас поиграть в игру «Чудесные превращения». (На столе приготовлены заготовки: 2- чистых листа бумаги на каждого, а между ними копировальная бумага, палочка). Мы напишем на листе палочкой букву своего имени. (Когда дети напишут, поднимаем первый лист и копирку, на втором они видят отпечатанную букву).

Совушка:

- А я продолжаю рассказ.

Как только появилась бумага, стали издавать, вернее, писать книги, оформлять их картинками. Потому – то мы их называем рукописными. Рукописные книги украшали самоцветами, золотом, серебром. Как по- вашему - хорошо или плохо? (Ответы.) Вы правы, это очень красиво. Но ведь не все могли иметь такие дорогие книги. Поэтому и хранились они в основном в церковных библиотеках.           

Вы спросите, кто писал первые книги? На Руси первые исторические книги- летописи – создавали летописцы. Одна из них - «Повесть временных лет».

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок (показ).

С тех пор уже не нужно было выписывать каждую букву. Знаете, кто основал книгопечатание на Руси и Украине? Иван Федоров. Он так и вошел в историю как первопечатник. Это он напечатал первую русскую книгу «Апостол».      

Как? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст.

Хотите попробовать, как это было?

(Практическая деятельность: детям предлагается взять штамп с изображением буквы, окунуть в краску и отпечатать на ватмане.) Полюбуйтесь, какие красивые буквы появились на бумаге.

Совушка:

- А как вы думаете, много времени уходило для создания книги таким способом?

Для того, чтобы облегчить такой затратный по времени труд, люди и изобрели печатные станки, и теперь в наших магазинах очень много книжек. (показ)                

Совушка:

- Интересно Вам было смотреть фильм? Ребята, Незнайка,  я надеюсь, вы все сделаете выводы после моего рассказа, и к книгам будете относиться более бережно.

Воспитатель:

- Спасибо, Мудрая Совушка! Мы с ребятами и с Незнайкой услышали много интересного и полезного для себя. И мы обещаем, что к книгам мы будем относиться бережно: не будем их рвать, мять, бросать; не будем в них рисовать, писать.

Незнайка:

- Я тоже обещаю!

Воспитатель:

- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо и до свиданья, Мудрая Совушка!

Совушка:

- До свиданья! Приходите ещё!

Воспитатель с Незнайкой и детьми уходят по подготовленной дорожке.

Незнайка аккуратно собирает свои книги и гладит их:

- Я больше не буду вас обижать. Простите, пожалуйста, меня. Ребята, мне пора уходить. Мне у вас очень понравилось. Спасибо, что взяли меня в гости к тётушке Мудрой Совушке. Я много нового узнал для себя. До свиданья, дети! (ответы детей)

Воспитатель:

- Ребята, вам понравился рассказ Мудрой Совушки?  А что вы запомнили, мы сейчас узнаем. Поиграем в игру «Добавь словечко». Добавляйте слова в рифму и по смыслу.

 

Есть у книжицы одёжка,

Называется - …. (обложка).

 

Где написано названье,

Автор, год её …. (изданья).

 

Наши книги – не просты,

По порядку в них …. (листы).

 

Чтобы никому не сбиться,

Нумерованы…. (страницы).

 

Все они наперечёт,

Их скрепляет…. (переплёт).

 

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и … .(картона).

 

Где та, давняя пора,

Где для книг нужна… .(кора).

Иль пергамент нужен был,

Кто запомнил, не забыл?

 

Книга – это мудрый труд,

Дети книги…. (берегут).

 

Чтобы всё на свете знать,

Нужно книги нам …. (читать).

Воспитатель:

- Наше занятие подошло к концу, я надеюсь, что он был для вас полезным, и когда вы будете читать книгу, вспомните о том, сколько труда было затрачено на ее создание, и будете бережно относиться к книге. А на память я дарю вам вот такую чудесную шкатулку. В ней есть плотные белые листы бумаги, картинки, калька, копировальная бумага, цветная бумага, штампы с буквами, мешочек бисера. Осталось добавить немного фантазии, и вы сможете все вместе изготовить книжку-раскладушку для малышей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_knige.pptx877.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В давние-давние времена, когда еще не изобрели бумагу, люди для записей использовали камень, дерево, т. е. прочные материалы. Подготовила: Бейдиева Х.Н.

Слайд 2

А вот древнерусские письма и документы процарапывали на бересте. Самая древняя, старая, книга- это свиток.

Слайд 3

Береста - кора березы. Все старинные русские книги, грамоты, документы называются берестяными. буквы на них не написаны, а процарапаны особыми инструментами, сделанными из костей.

Слайд 4

Интересное открытие сделали жители города Пергам в Малой Азии

Слайд 5

О ни стали применять для письма дубленую кожу.

Слайд 6

От названия города и появилось слово пергамент .

Слайд 7

Как только появилась бумага, стали издавать, вернее, писать книги, оформлять их картинками. Потому – то мы их называем рукописными. Рукописные книги украшали самоцветами, золотом, серебром.

Слайд 8

На Руси первые исторические книги- летописи – создавали летописцы. Одна из них – « Повесть временных лет » .

Слайд 9

Первые печатные станки

Слайд 10

Книгопечатание на Руси основал Иван Федоров. Он так и вошел в историю как первопечатник. Это он напечатал первую русскую книгу « Апостол » .

Слайд 11

Для того, чтобы облегчить такой затратный по времени труд, люди и изобрели печатные станки

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого занятия по познавательной деятельности (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Весёлые котята»

Цель: Продолжать развивать навыки ориентировки на листе бумаги.Задачи:  закреплять умения ориентироваться на плоскости, совершенствать счетные навыки, уточнить знания о геометрических фигурах...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Обитатели морей и океанов»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы  Тема «Обитатели морей и океанов»Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обита...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Обложка для книги сказок»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Обложка для книги сказок»Цель: Формировать умение оформлять обложку для книги сказок.Задачи:Образовательные:Форм...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Сказочный сундучок»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы.  Тема: «Сказочный сундучок»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? по теме «Город Петра»

Интеллектуальная игра позволяет наиболее эффективно закрепить и обобщить знания дошкольников о Санкт-Петербурге и его основных достопримечательностях....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Тема: "Моя безопасность. "

Цель: познакомить детей с опасными ситуациями и как их избежать.1. Обучающая задача:1. Закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности.2. Развивающие зад...