Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Салихова Гульдар Рифовна

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельности  организованно включение детей в организованную экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nod.docx170.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА НОД:  «Волшебница вода»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Основная образовательная область: «Познание».

Цель: Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Познание».
  2. «Коммуникация».
  3. «Социализация».
  4.  «Художественное творчество».
  5. «Чтение художественной литературы».
  6.  «Музыка».
  7. «Физическая культура».
  8. «Здоровье».
  9. «Безопасность».
  10.  «Труд».

Программное содержание:

Образовательная область  «Познание»:

1. Упражнять в проведении и объяснении простейших опытов с водой.

2. Учить использовать графические способы фиксации результатов опытов.

3. Привлекать детей к разработке методики опытов.

Образовательная область «Коммуникация»:

1.Поощрять стремление детей – проявлять инициативу, с целью получения новых знаний.

2. Учить отвечать и обосновывать свои ответы,  самостоятельно анализировать результаты опытов.

3. Совершенствовать умение самостоятельно составлять рассказ о проведенных опытах, используя схему - опору.

4. Формировать умение вести диалог  с воспитателем, со сверстником.

5. Поощрять самостоятельность суждений.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

Образовательная область «Социализация»:

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых.

2. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

3. Закреплять умение справедливо оценивать высказывания сверстников.

Образовательная область ««Художественное творчество»:

1.Совершенствовать навык свободного владения карандашом.

2.Развивать наблюдательность, замечать характерные особенности предметов (форма, пропорции).

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

1.Развивать умение читать небольшие авторские стихотворения, пополнять литературный багаж детей.

Образовательная область «Музыка»:

1.Развивать навыки танцевальных движений  умение выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.

Образовательная область «Физическая культура»:

1.Формировать потребность в двигательной активности.

Образовательная область «Здоровье»:

1.Способствовать формированию правильной осанки при посадке за столом.

Образовательная область «Безопасность»:

1.Закрепление правил безопасного обращения со стеклом.

2. Формировать у детей понимания необходимости соблюдения меры предосторожности.

Образовательная область «Труд»:

1. Формировать умение беречь материалы и предметы при проведении опытов.

2. Приучать следить за порядком на рабочем столе.

3. Развивать интерес к профессиям (лаборант).

Оборудование:

-ТСО  ноутбук;

- магнитная доска;

- глобус;

- аудиозапись звука ММС;

- аудиозапись «Ручеек»;

- голубые ленточки  по количеству детей,

- столы с оборудованием для проведения опытов.

Материалы к НОД:

- пластиковые стаканы по 4 на каждого ребёнка;

- пластиковые ложки для размешивания по 2 на каждого ребёнка;

- соломинки по 2 на каждого ребёнка;

- таблица исследования воды на каждого ребёнка;

- салфетки на каждого ребёнка;  

- стаканы с соком и с водой;

- подносы.

Емкости:  сосуды разной формы, величины, размера.

Неструктурированный материал: вода.

Методические приёмы:

1.Организационный момент.

2. Игра «Хорошо - плохо».

3.Продуктивная деятельность (определение свойства воды):

А) Вода – жидкость.

Б) Вода не имеет собственной формы.

В) Вода – безвкусная.

Г) Вода не имеет запаха.

Д) Вода бесцветная, прозрачная.

4.Музыкальная физминутка «Ручеек» - между опытами.

5. Подведение итогов.

Методы и приёмы:

 Игровой  (сюрпризные моменты).

 Наглядный (картинка «Как вода к нам в дом попала», таблица исследования воды).

 Практический (опыты)

 Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Виды детской деятельности:

  1. Игровая.
  2. Двигательная.
  3. Коммуникативная.
  4. Познавательная.
  5. Восприятие художественного слова.
  6. Продуктивная.
  7. Музыкально-художественная.

Планируемые результаты:

1. Дети проявляют познавательную активность в ходе экспериментирования.

2.  Дети стараются выполнить правила безопасности при работе со стеклом.

3. Используют графические способы фиксации результатов.

4. Дети могут составить развернутый рассказ о свойствах воды.

5. Умеют работать по образцу, слушать взрослого и выполнять инструкции.

Предварительная работа:

- разучивание игры «Ручейки и река»;

- чтение рассказа «Путешествие Капельки»;

- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»;

- построение запруд в песочнице.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Часть 1. Мотивационно - ориентировочная.

Раздаётся звуковой сигнал ММС.

Дети, слышите, что это за звук? По-моему, на наш компьютер пришло письмо. И вправду, на нашу электронную почту пришло необычное письмо.  Давайте посмотрим, что же в этом письме  (рассматриваем картинки ММС). Что могут означать эти картинки, как вы думаете? (ответы детей)

Да, ребята, вы правильно догадались – это инопланетяне (Формадосцы) с планеты ФОРМАДОС, мы с ними уже знакомились на конструировании.  Они пишут о том, что знают, что на нашей планете Земля много воды и хотят узнать, почему  мы земляне называем воду волшебницей? Мы с вами  уже очень много интересного знаем о воде и можем рассказать инопланетянам (Формадосцам) почему её называют волшебницей. Вы согласны это сделать?

- Ребята, как вы думаете, как инопланетяне Формадосцы узнали о том, что на Земле много воды? (Предполагаемый ответ: инопланетяне видят нашу Землю из космоса).

Вопросы детям:

- А мы, ребята, как и где, можем увидеть всю Землю? (Выбрать ответ – глобус)

- Что такое глобус? (Это модель нашей Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Что мы видим на глобусе? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

-Посмотрите, ребята, а коричневым и светло-коричневым цветом, что изображено на глобусе? (Горы). – Зеленый цвет, что обозначает? (Леса).

- А какого цвета на глобусе больше всего? Что же обозначается на глобусе голубым и синим цветом? ( Моря, океаны, реки).

- Да, на самом деле, воды – гораздо больше, чем суши.

 Проводится игра «Хорошо – плохо».

- А сейчас, мы с вами порассуждаем, много воды  - это хорошо или плохо.

Если вы утверждаете, что вода – это хорошо, положите капельку на баночку с веселым смайликом, который находится справа. А если вы утверждаете, что вода – это плохо, капельку положите на баночку с грустным смайликом, которая находится  слева и объясните почему вы положили её именно туда.

- И какой же вывод мы можем сделать?

Дети делают самостоятельно вывод: « Много Воды – это хорошо, ведь столько пользы приносит вода, поэтому мы должны её беречь! » Ответы детей.

- А теперь давайте, мы с вами сначала посмотрим, как вода попадает к нам в дом. (Рассматривание  картинки « Как вода к нам в дом попадает»). 

- Дети, для того чтобы, вода попала в дом используют воду рек и подземную воду.

- Если рядом с городом нет водохранилища или больших рек, то рядом с небольшими населенными пунктами, строят водонапорные башни и  качают оттуда подземную воду. Затем это вода попадает на станцию очистки воды и  по трубам попадает в дом.

Часть II. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня исследуем с её некоторые её свойства в лаборатории и будем с вами настоящими лаборантами. Для этого  мы пройдём в лабораторию и будем проводить опыты.

- А сейчас  пройдемте  в лабораторию.  (Дети здороваются).

- К нам сегодня пришли гости, они, наверное, тоже хотят узнать о свойствах воды.

- А сейчас, выберите место, где вы сегодня будете проводить опыты.

- Но, перед проведением опытов вспомним с вами о правилах работы в лаборатории:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело. (Показать)

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда. (Показать)

Фартук - друг: он нам помог, (Показать)

И никто здесь не промок.

Со стеклом будь осторожен – (Погрозить пальчиком)

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья: (Показать)

Шустрый веник, Брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут, (Показать руками)

Наши руки сберегут. (Погладить ручки)

Воспитатель: Ребята, надевайте фартуки и присаживайтесь. (Обратить внимание на посадку детей).

Свойство 1: Вода – это жидкость.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое вода? (Вода – это жидкость).

Опыт 1. Посмотрите, ребята, у вас на столах стоят стаканчики. Один стаканчик с водой другой - пустой.

- Что мы можем сделать, чтобы узнать, что вода это жидкость? Ответы детей.

Ребята, аккуратно попробуйте перелить  воду из одного стакана в другой, а теперь обратно перелейте воду в другой стакан и еще раз попробуйте.

- Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют
жидкостью. 

- Давайте, с вами еще раз повторим, что такое вода? (Вода - это жидкость).

-Посмотрите у вас на столах лежат таблички исследования воды. Давайте зафиксируем ваши результаты.

-Ребята, в первой табличке нарисован стаканчик?

-Как мы зафиксируем это в таблице, что вода это жидкость? Ответы детей. (Изобразить в виде струи, как будто водичка льётся в стакан).
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.

Фиксация результатов: Изобразили струю воды? Молодцы!

Опыт 2. Форма.

 Воспитатель: - Как вы думаете, имеет ли вода форму? Ответы детей.

- Мнения разделились.

Воспитатель: - Ребята, на столе стоят сосуды.  Обратите внимание на их форму.  Они все одинаковой формы или нет?  Ответы детей.

Для того,  чтобы узнать имеет ли вода форму,  что нам нужно сделать как вы думаете? Ответы детей.

Воспитатель:  - Правильно, попробуйте перелить  воду из стаканчика в свой сосуд. Кто перелил воду, принесите и поставьте свои сосуды ко мне на стол. А теперь, посмотрите внимательно, вода имеет одинаковую форму в этих сосудах? Что произошло  с формой воды? (Её форма изменилась).

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, таких как лед, камень, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Фиксация результатов:  Как отметим  в табличке, данное свойство? Ответы детей.

- Ребята, мы сказали, что вода не имеет своей собственной формы, а теперь посмотрите на таблицу,  где нарисованы геометрические фигуры и скажите, подходит нам эта картинка или нет? Значит, что мы сделаем? (Зачеркнем геометрические фигуры).

- А рядом, с геометрическими фигурами, нарисована колба,  чтобы зафиксировать данное свойство воды, т. е. способность принимать  форму любого сосуда, мы с вами  нарисуем воду в сосуде. (Показать количество воды в колбе). ( Обратить внимание на то, как дети держат карандаш).

- Ребята, даже в лаборатории бывает перерыв, вот и мы сейчас отдохнем.

Физкультминутка  «Ручейки и река».

Воспитатель:  - Сейчас мы будем изображать с вами ручеек.

- Ручеек может у нас бежать по ровной дорожке, течь с камушка на камушек и сейчас каждый из вас будет капелькой в ручейке.

Описание игры:

Ручейки танцуют с ленточками под музыку.

Опыт 3. Имеет ли вода запах.

- Ребята, у вас стоит стакан с соком.  Как вы, думаете, есть ли у сока запах?

- Что нужно сделать, чтобы это узнать это?  (Понюхать сок). 

Дети нюхают сок. - Чем сок пахнет? (Ответы детей. Сок имеет запах фруктов, из которых он сделан).

- У вас стоит также на столе стакан с чистой питьевой водой.

- Имеет ли запах вода? Ответы детей.

- Что мы сделаем, чтобы это узнать пахнет ли вода? Ответы детей.

 - Понюхайте воду, чем пахнет вода? (Совсем не пахнет, не имеет запаха).

- Дети, вы сказали, что сок имеет запах, а вода … (не имеет запаха).

Фиксация результатов: - Давайте  отметим в таблице, данное свойство воды.

-Посмотрите, в табличке нарисован нос, как мы зафиксируем данное свойство воды. Ответы детей. (Зачеркнем нос, так как вода не имеет запаха и мы его запаха не почувствовали).

Опыт 4.  Вкус воды.

- Дети, что нам нужно сделать, чтобы узнать имеет ли сок вкус? Ответы детей. (Попробовать)

- Ребята, попробуйте через соломинку сок. Имеет ли сок какой-либо вкус? Ответы детей. Итак, ребята, вы убедились, что сок имеет вкус фруктов.

- А теперь попробуйте  через соломинку воду, что вы можете сказать, имеет ли вода вкус? Ответы детей.

  - Верно, вода не имеет вкуса, она  безвкусная. (Пояснить). Но когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

- Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы у воды появился вкус. Ответы детей, положить соль, сахар.( – Да, ребята, верно можно в воду добавить соль и сахар, попробуйте провести этот опыт дома  вместе с родителями).

Фиксация результатов: - Посмотрите на табличку и подумайте, как мы с вами зафиксируем проведенный нами опыт, что чистая вода не имеет вкуса? Ответы детей.

-В таблице нарисован язык, мы зачеркиваем его, так как мы с вами не почувствовали вкуса воды.

Свойство 2: Вода прозрачна.

Опыт 5. Прозрачность воды.

- На столе стоят два стакана, один с соком, другой с водой.

- Обратите внимание, дети, сок имеет цвет? Какого он цвета? Ответы детей.

- Обратите внимание на воду, имеет ли вода  цвет? Если есть цвет, то какой?

- Мы определили еще одно свойство воды, что вода не имеет цвета.

- Как зафиксируем это свойство, что у воды нет цвета. Посмотрите, в следующей клеточке  нашей таблицы нарисован  разноцветный спектр, мы его зачеркиваем.

Воспитатель: - А сейчас, предлагаю опустить одну ложку в стакан с соком, другую – в стакан с водой.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с соком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: - Значит, что мы можем сказать Вова о данном свойстве воды (чистая вода прозрачна). 

Фиксация результатов: Давайте  отметим  на карточках, данное свойство. У вас в таблице нарисован стакан  с водой, а вы, ребята, нарисуйте ложку опущенную в стакан, так как мы убедились, что чистая вода прозрачна.

- Мы, сегодня, с вами определили некоторые свойства воды,  теперь давайте вы лаборанты расскажете о них  по таблице. Ребята, кто-нибудь из вас сможет рассказать о свойствах воды по таблице  (Выходит Никита), а вы, ребята, внимательно сейчас слушайте, Никиту,  так как будете оценивать его ответы карточками. Карточка с синим кружком – означает правильный ответ, а карточка с желтым квадратом –  неточный ответ.

- Давайте, послушаем еще кого – нибудь, (выходит Арина), дети оценивают её ответ.

Воспитатель: - Молодцы,  лаборанты  Никита и Арина точно и правильно рассказали о свойствах воды. (Дети присаживаются).

Часть III.

Воспитатель: - Ребята, что показалось вам самым интересным в лаборатории? (ответы детей)

Воспитатель:  - Вова, что тебе больше всего запомнилось? - Катюша, а тебе?

-Как вы думаете, мы уже можем ответить инопланетянам ФОРМАДОСЦАМ, почему воду называют волшебницей?

 - Ребята, вспомните, как нам прислали письмо  инопланетяне?

- Ну, а мы уважаемые лаборанты, каким же образом  отправим ответ инопланетянам Формадосцам? (Рассуждения детей. Полетим в космос, напишем письмо).

- Хорошо, давайте мы тоже отправим им письмо с нашими исследованиями и фотографиями?  А сейчас я вас сфотографирую с вашими таблицами исследования воды.

- На сегодня наша работа в лаборатории закончилась, а сейчас тихонько снимите фартуки и повесьте их на стулья.

- Но  на этом наша работа по изучению свойств воды не заканчивается, следующее наше задание будет составить  модель «Вода-волшебница».

- Ребята, я хочу сказать вам, спасибо,  за участие в опытно – экспериментальной деятельности.

- А сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями.  

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg

                                        Таблица исследования воды

                   Имя ребенка                 

        

                    C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA82VHHL.jpg

F:\ЗАНЯТИЯ откр. по ЭКСП\Картинки по экспериментированию\iCACCGX92.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\iCA6VCTMH.jpg

C:\Users\Гульдар\Pictures\160158_html_7dbb2beb.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Шоколадная Страна»

ЦКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Шоколадная Страна» Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через поз...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ«ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ»...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Создание условий для позновательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно-исследовательскую деятельность....

Конспект совместной организованной театрализованной деятельности в подготовительной группе Драматизация стихотворения С.Я.Маршака «ВОЛК И ЛИСА»

Цель: создавать условия для развития  творческих способностей детей в театрализованной деятельности.Задачи:Совершенствовать у детей умение передавать образы героев стихотворения.Способствова...