Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Цели:

*      Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки, капель; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; прилёт птиц, строительство гнёзд; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений).

*      Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

*      Продолжать развивать связную речь детей; работа над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

*      Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающей природе.

*    Активизировать слуховую восприимчивость младших дошколь­ников.

 

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы; рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения на прогулках.

Методы.

Моделирование, мнемотехника, элементы ТРИЗ.

Материал к занятию.

Системный оператор, фланелеграф, дидактические игры «Одуванчик», «Правила друзей леса», «Когда это бывает», «Времена года», иллюстрации, любимый игровой персонаж, мнемотаблица, модели. Музыка.  Мендельсона  «Весенняя песня».

 

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_vesenniy_les_srednyaya_gruppa.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное   образовательное учреждение      

Белоярского района

«Общеобразовательная средняя(полная)школа п.Лыхма»

Конспект занятия  экологии

Образовательная область  «Познание»

«Путешествие в весенний лес»

(комплексное занятие)

(средняя группа).

Цели:

  • Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки, капель; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; прилёт птиц, строительство гнёзд; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений).
  • Развивать умение сравнивать различные периоды весны.
  • Продолжать развивать связную речь детей; работа над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
  • Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающей природе.
  • Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы; рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения на прогулках.

Методы.

Моделирование, мнемотехника, элементы ТРИЗ.

Материал к занятию.

Системный оператор, фланелеграф, дидактические игры «Одуванчик», «Правила друзей леса», «Когда это бывает», «Времена года», иллюстрации, любимый игровой персонаж, мнемотаблица, модели. Музыка.  Мендельсона  «Весенняя песня».

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Ход занятия.

   1.Дети за столами, у каждого ребёнка по четыре карточки-модели от игры «Когда это бывает»

     В гости к детям пришёл знакомый Буратино. Целый год дети помогали ему решать очень трудные задачи. Вот и сегодня Буратино просит помочь разобраться, о каком времени года идёт речь в стихах, которые ему вчера читала Мальвина:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют. (А.С.Пушкин)

***

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под ёлкой снег лежит.(В.Заходер)

***

Возвращаются скворцы-

Наши старые жильцы

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся (Т.Ладонщиков)

Буратино. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети. Весной! (Объясняют, доказывают последовательно каждое четверостишье.)

Буратино. Сколько месяцев длиться весна? Назовите их.(ответы детей.)Послушайте ещё стихи и скажите-докажите, о каком весеннем месяце каждое из них:

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.(Март)

***

Снег сошёл. Запахло прелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом. (Апрель)

***

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит. (Май)

(Ответы детей.)

Буратино. Молодцы! Вот теперь и я всё понял. А хотите отправиться вместе со мной в весенний лес? Тогда нужно получить билеты на поезд, а для этого ответьте на вопросы билетиков - чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья? (Игра «Угадай правило».)

    2. Дети в кругу. Воспитатель. В лес поедим на поезде. Занимайте места в вагончиках. Посчитаем, кто в каком вагоне оказался количественный счёт: первый, второй,… Машинист-победитель в игре «Угадай правило!»- говорит ясно, громко неторопливо: «Двери закрываются!».

          Ходьба по кругу. Построение «поезд». Вытянутые руки согнуть.

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш…(губы колесом).

Воспитатель. Застучали колёса: Так-так-так-так-так-так-так….(меняется темп, сила голоса, высота). Поезд проносится через поля, потом зелёный лес встаёт впереди. На деревьях нежные листочки. Идём гурьбой по лесной тропинке. Смотрите, на полянке стоит высокая раскидистая сосна, она тихо шумит, хотя ветра нет.

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш…

Воспитатель. Скажем скороговорку про сосну:

Шумели и шушукались

Верхи высоких сосен.(повторить2-3раза)

(Слова проговариваем медленно, ясно, чётко.)

Воспитатель. Взбираемся на горку, вершины сосен покачиваются рядом, до них можно дотянуться рукой. Смотрите, смотрите! Белка! (Модель дерева с дуплом белки).Почему она рыжая? Чему радуется? Послушайте, как она звонко цокает: «Цок! Цок!»..

Воспитатель. А вон дальше на стволе сидит пёстрый дятел и с размаха ударяет клювом по коре: «Тук! Тук! Тук!»

Дети повторяют хором.

     Зачем он так стучит? (Ответы детей.) А на самом краю тонких веток вертятся синицы: «Зинь-синь! Зинь-синь! Зинь-синь!» (Рассматривают иллюстрации, повторяют хором.)

       Какими звонкими, тонкими голосами звенят синицы! А издали, слышите, трубят журавли: «Утрро! Утрро! Утрро!»

Дети повторяют хором и индивидуально. Почему так птицы радуются?

     3.(Перед системным оператором)

Воспитатель. Весной просыпается всё в природе, почему? (Солнце с каждым днём светит всё ярче, греет землю).

       Дети рассказывают, используя модели.

       Система: «Весна» (иллюстрация)

       Подсистема:  признаки весны (модели: весеннее солнце, деревья с почками, деревья с молодыми листочками). Насекомые, птицы летят с юга, птицы строят гнёзда, звери линяют, меняют окрас, выводят потомство.

       Дети находят модели у себя в конвертах, выбирая из своего набора карточек с признаками сезонов от лото «Времена года».

       Буратино. Вы такие молодцы, всё так хорошо о весне рассказали, что мне захотелось «нарисовать» картинку. (На фланелеграфе выставляет картинку-путаницу.)

      Дети исправляют ошибки.

       Воспитатель предлагает свою картинку (игровое упражнение «Одуванчик»). Рассматриваем пробуждение цветка, объясняем причину.

       Буратино (предлагает детям поиграть с одуванчиками).

(Раздаются искусственные цветы). Вокруг себя обернись и в цветок превратись! (Упражнение с цветами.)

       Воспитатель. Прилетели пчёлки на цветы: «М-м-м-м-м-м…» (Дети тоненько гудят, красиво легко летят, садятся на цветы, пьют цветочный мёд.) Улетели пчёлки, летят большие, мохнатые шмели, гудят, как самолёты, низко: «М-м-м-м-м-м…»

Буратино. Ой! А это кто летит: «З-зь-зь-зь…»Комары! Они тоже проснулись! Кусаются! Пора возвращаться в детский сад.

      4.Дети за столами.

      Воспитатель. Послушайте стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синиц, цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что нам с Буратино не нравиться в этом стихотворении?

(Нельзя рвать цветы.)

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил,

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит. (В. Митько)

(Нельзя ловить насекомых - они погибнут.)

В лес зелёный я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой-

Будет этот зайка мой. (А. Шибаев)

(Нельзя брать никого из леса домой.)

Рассматриваем экологическую цепочку.

Воспитатель. Послушайте, дети, о чём шепчет травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня, зелёную,

Да все детушки, да все малые,

В зелёном саду гуляючи,

Бегая, играючи…

Ребята, правда, жалко травку? Когда травка зеленеет, вокруг красивее и воздух чище, и пыли нет. По газонам бегать нельзя. А как часто бывает, что вдоль дорожек трава затоптана (переворачивает модель чёрной стороной вверх). Нет травы, цветов! Значит, не будет насекомых, улетят птицы! А мы с вами умеем ходить по дорожкам, не наступая на травку? Сейчас выйдем на прогулку и покажем Буратино, как мы умеем ходить даже по узкой дорожке (рисуем на песке). Буратино. Предлагает взять с собой лопатки и взрыхлить землю на затоптанных газонах.

   

Используемая литература: О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Познание» Тема «Осень» для детей 4-5 лет ( средняя группа)

Непосредственно образовательная деятельностьОбразовательная область «Познание»Тема «Осень»для детей 4-5 лет ( средняя группа)...

Конспект по образовательной области познание с интеграцией в художественное творчество для детей старшей группы тема: “Наблюдение за морской свинкой»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста для обобщения и систематизации знаний о грызунах (на примере морской свинки)...

Конспект НОД(образовательная область Познание) "Математическое путешествие с Кубариком".

занятие по математике для детей старшего дошкольного  возраста...

Конспект НОД. Образовательная область «Познание» ФЭМП. Путешествие по сказке «Цветик-семицветик»

Програмное содержание: 1. Формировать у детей умение сопоставлять предметы повеличине, используя при этом слова: «больше», «меньше»2. Закреплять пространственные представл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с элементами экспериментирования «Удивительные мыльные пузыри» в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по позновательному развитию с элементом экспериментирования направлен на  формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание»Тема: «Путешествие в весенний лес» (средняя группа)

Показать связь изменений в живой природе с изменениями в жизн растений и животных с приходом весны...

Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).

Цели:Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки...