Циклограмма ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром с использованием художественного слова. Цикл " Осень"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Вахницкая Наталья Викторовна

Разработанная циклограмма знакомства детей раннего возраста с окружающим миром, позволяет проводить,  наблюдения на природе с определенным содержанием на неделю каждого годового месяца. Подборка художественного слова с осенней тематикой, позволяет педагогу  дать детям полне  представления о времени года, и обо всем , что ребенок наблюдает во-время прогулки.  Тематическая подборка произведений, позволит педагогу использовать материал, в любой деятельности, для закрепления темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx554.32 КБ

Предварительный просмотр:

getImage (2).jpg

Содержание

Цикл наблюдения по  понедельникам I   II неделя ………………………..3

Цикл наблюдения по  понедельникам III –IV неделя……………………...4

Цикл наблюдения по вторникам с I по IV недели………………………….5

Цикл наблюдения по средам  I   II неделя…………………………………..6

Цикл наблюдения по средам  III - IV неделя……………………………….7

Цикл наблюдения по четвергам  I   II неделя……………………………….8

Цикл наблюдения по четвергам III - IV неделя…………………………….9

Цикл наблюдения по  пятницам  I   II неделя………………………………10

Цикл наблюдения по  пятницам  III – IV неделя…………………………...11

Художественное слово – знакомство с явлениями природы……………12-13

Художественное слово –  с лесными жителями………………………….14-15

Художественное слово – знакомство с домаш животными……………..16-17

Художественное слово – знакомство с птицами…………………………17-18

Художественное слово – знакомство с растительным миром…………..19-21

Художественное слово – знакомство  с фруктами……………………….21-22

Художественное слово – знакомство с овощами…………………………23

Художественное слово – знакомство с транспортом…………………….23-25

Художественное слово – знакомство с трудом…………………………..26

Художественное слово – знакомство с правилами безопасности………27

Художественное слово – знакомство с ПДД……………………………..27

Список литературы…………………………………………………………28

Цикл « Осень»

- Часто идут дожди

- Становится холоднее

- Птицы улетают на юг

- Дикие звери готовятся к зиме

- Люди собирают урожай овощей и фруктов

- С деревьев опадают листья-

День

недели

Неделя

месяца

Сезонные и погодные явления

Понедельник

I

нед

Погодные условия

 Учить выделять и различать наиболее характерные изменения в природе.

Осень – желтый, бардовый цвет.

Сентябрь – «хмурень». Попросите детей объяснить,  с чем связано такое название? (Небо часто «хмурится», погода бывает  ненастной, часто  идут дожди.)

Октябрь – листопад.По причине  осенних дождей в  октябре часто  бывало много грязи. Отсюда и  такое название месяца октября – «грязник».

Ноябрь – листогной и полузимок.

Оба названия этого месяца   – «листогной» и «полузимок» вполне очевидны. Дети обычно легко находят им объяснения.

Погода: хмурая, сухая, холодная, теплая.

День – солнечный, пасмурный,

хмурый, ненастный, холодный, дождливый.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №1

Октябрь - №1

Ноябрь - №8

II нед

Знакомство со свойствами воды.

Организация разнообразных игр с водой.

Рассматривание луж: Что отображается в них?

Какая величина? Какая глубина?

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №6

Октябрь - №9

Ноябрь - №6

III нед

Знакомство со свойствами песка.

Игры с формочками, совочками. Постройка  холмиков, замков, различных поделок с использованием природного материала.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №1 (см. папку №6, стр.150)

Октябрь - №13

Ноябрь - №6

IV нед

Экспериментально-исследовательская деятельность с природным материалом.

Для обогащения самостоятельной деятельности детей, предложить детям сбор разнообразного природного материала – веточки, камешки, шишки, травинки, палочки, листья и т.д– отметить их различную поверхность, цветовую гамму, структуру , величину.

Дать детям разнообразные  дидактические занятия, предлагая обследовать  эти предметы для  стимуляции  мыслительной деятельности и  накопление чувственного опыта.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №9

Октябрь - №1

Ноябрь - №1

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за растениями

Вторник

I нед

Куст -  Дерево. Отличительные признаки их строения : тонкий, толстый ствол, высокий – низкий.

Знакомство с осенним нарядом: цвет, форма листьев.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №3

Октябрь - №4

Ноябрь - №9

II нед

Рассматривание осенних листьев : по цвету, величине, форме.

Знакомство с явлением – Листопад. Шуршание листьями во время ходьбы по ним. Подбрасывание вверх – « листопад»

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №12

Октябрь - №12

Ноябрь - №2

III нед

Рассматривание осенних цветов на клумбе. Закрепление названий двух цветов – Астра, Ноготки.

Учить различать их по цвету, величине  и аромату. Сбор семян цветов. Познакомить с правилами безопасности : нельзя брать в рот и кушать!

Рассматривание состояния трав на участке 6 зеленая, высокая, скошенная, короткая, желтая, сухая.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №5

Октябрь - №7

Ноябрь - №4

IV нед

Рассматривание плодов деревьев :

 ранетки , яблочки,  сосновые шишки, семена вяза. Сбор. Сравнение  их отличительных признаков.

Напомнить правила безопасности:  нельзя брать в рот и кушать!

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №3

Октябрь - №12

Ноябрь - №5

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за животным и птичьим  миром

Среда

I нед

Рассматривание котенка /щенка/

( картинка, игрушка или живой объект)

.Называние характерных частей тела. Клички животного? Что ест? Как играет? Как называют детеныша?

 Познакомить с  правилами поведения и безопасности с уличными животными: близко не подходить, наблюдать со стороны, нельзя гладить руками, нельзя махать ногами.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №10

Октябрь - №10

Ноябрь - №7

II нед

Рассматривание кошки / собаки/. 

( картинка, игрушка или живой объект)

Сравнение и различие. Характерные признаки внешнего вида. Особенности поведения этих животных. Что делает взрослое животное? Как  зовут? Как кличут?

Закрепить правила поведения, безопасности с уличными животными: близко не подходить, наблюдать со стороны, нельзя гладить руками, нельзя махать ногами.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №10

Октябрь - 2

Ноябрь - №7

III нед

Наблюдение  за птицами  / воробьи, голуби, сороки, вороны/. 

Рассматривание.  Название  характерных частей тела: лапки, перышки, крылья, хвостик, голова, клюв. Обогащение представлений у детей: Что они едят / червячков, паучков, хлебных крошек, семена/. Где живут?  Почему летают? Как клюют? И т.д.

 Дать представление  о том, что птиц обижать  нельзя, они приносят пользу человеку и необходимы природе.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №4

Октябрь - №5

Ноябрь - №10

IV нед

Знакомство с домашними птицами ( курица, петушок, гусь, утка). 

(картинка, игрушка)

Их узнавание и называние на картинках. Имитация их голосов.

Сравнение с городскими птицами – есть два крыла, две лапки, перышки, клювик, хвостик.   Чем кормят? Как созывают?  

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №7

Октябрь - №5

Ноябрь - №11

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за трудом взрослых

Четверг

I нед

Знакомство с трудом дворника.

Показ и называние орудия труда : веник, совок, лопата, секатор, грабли. Наблюдение за разнообразными с ними действиями и последовательность действий.

 - Воспитание уважения к людям труда.

- Поддерживать желание оказывать помощь.

- Развивать желание трудиться.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №8 (см. «октябрь»)

Октябрь - №8

Ноябрь - №8 ( см. « октябрь»)

II нед

Наблюдение за трудом шофера.

Он  привозит  продукты в детский сад. Называние его действий и обговорить, что везет, как водит, что рулит, как сигналит, как разворачивает машину, как разгружает продукты  и т.д.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №11(см. «октябрь»)

Октябрь - №11

Ноябрь - №11(см. «октябрь»)

III нед

Наблюдение за трудом строителя,

 используя иллюстрации –строительство дома. Учить детей отвечать на вопросы: Из чего строят дом? (из кирпича) Какой транспорт, помогает строить высотный дом? (автокран). Понаблюдать за проезжающим  спецтранспортом: автобусом, такси, полиции, скорой помощи. Разговор о профессии водителя, о том, куда направляется машина? Для чего?

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №

Октябрь -

Ноябрь - №

IV нед

Наблюдение за трудом повара :

 чистит картофель, лук, морковь Обговорить  его действия и название используемых продуктов.

 Наблюдение за работой прачки:

 стирает, полощет,  вывешивает белье, сушит, гладит. Обговорить  его действия и название используемых предметов: ведро, тазик, ванна, стиральная машина, мыло, стиральный порошок, утюг.  

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №

Октябрь - №

Ноябрь - №

День

недели

Неделя

месяца

Наблюдение за жизнью улицы

Пятница

I нед

Знакомство с воздушным , общественным и личным транспортом.

Отметить особенности грузовых  и легковых  машин: цвет кабины, размер и количество колес, фары, двери, кузов, марки машин и т.д. Обсуждение работы транспорта: Что за машина? Куда едет? (на работу, в магазин, в детский сад). Что везет?  (груз). Кого перевозит? (людей).  Где едет? (по проезжей части) и т.д.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №2

Октябрь - №3

Ноябрь - №3 ( см. « октябрь»)

II нед

Наблюдение  за прохожими

 Кто прошел? Во что одет? Как одет? Где идет? ( по пешеходной дорожке). Что несет? Куда идет? Сколько? ( мало, много, один) .Дать детям понятие, что нельзя разговаривать с малознакомыми людьми. Доверять можно только близким людям.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №11

Октябрь - №11 (см. сентябрь)

Ноябрь - №11 ( см. сентябрь)

III нед

. Экскурсия по территории д/сада .

Учить правилам передвижения:  двигаться парами, идти шагом, не тянуть друг друга; быть осторожными  при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила.

. Ознакомления  со спортивным участком. Учить правилам пользования спортивным  оборудованием.

Познакомить с огородом (с фруктовым садом) 

Закрепить знания об овощах (о фруктах).  Рассмотреть, как они растут. Использовать художественное слово.

Ознакомление с другими детскими участками.. Рассмотреть  красоту осенней природы. Какие растут деревья, кустарники и цветы. Познакомиться с игровым оборудованием участков. Поиграть вместе с детьми в подвижную игру

.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №

Октябрь - №

Ноябрь -

IV нед

 Безопасность ПДД.

Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения. Автомобиль ездит по проезжей части (дороге) .Светофор регулирует движения транспорта и пешеходов. Пешеходы двигаются по тротуару. На красный свет светофора нужно стоять; на – зеленый – двигаться.  Переходить улицу по пешеходному переходу, крепко  держаться  за руку взрослого.

Прогулка: см. картотеку

Сентябрь - №8

Октябрь - №6

Ноябрь - №8(см. «сентябрь»)

Художественное слово

(Знакомство с явлениями природы)

C:\Users\Мама\Pictures\дождь.jpg

Осенью.

Осень наступила    

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

А. Плещеев.

***

Осень. Обсыпается

Весь наш бедный сад

Листья пожелтелые

По ветру летят.

А. Толстой

Осень

Богата, нарядна,

Щедра, даже очень!

О чем же ты плачешь,

Дождливая осень!

Осень

Закрыли тучи синеву.

Дождинки падают в траву.

Чик –чик – чирик! На край земли

Летят куда-то журавли.

Падают листья.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М Ивенсен

***

Листопад, листопад.

Листья желтые летят.

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро голый станет сад.

В. Мирович

Почему деревья сбрасывают листья?

- Почему к зиме деревья

Раздеваются кругом?

- А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном!

*** 

Дуют ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи темные.

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

А.Кольцов

***

Поднялась, шумит непогодушка

Низко бор сырой наклоняется.

Ходят, плавают тучи по небу.

Ночь осенняя черней ворона.

***

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Е. Благинина.

***

Паутина полетела,

Полетела в синеве

Сколько листьев пожелтело.

Сколько листьев на земле!

 Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели.

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется.

М. Ходяков

Сентябрьская скороговорка

Все клены стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз все равно все рыжие –

Кому какая разница!

Осенние горчичники

На колючках у ежа

Два горчичника лежат.

Удивленно я гляжу:

Кто поставил их ежу?

Лес вздохнул и листья сбросил

И ответил: «Доктор Осень!»

Какой бывает ветер?

Ветер бывает недобрым, колючим,

Ветер бывает холодным, могучим,

Скромным и тихим,

Прохладным и теплым,

Радостным ветер бывает и добрым.

Всюду по белому свету летает.

Как хорошо, что он разным бывает!

Отчего?

Я под зонтиком гуляю

И все время размышляю:

Отчего так долго небо

Плачет осенью всегда.

А весною плачет быстро.

Раз! – и то лишь иногда?

***

За окошком кто шалит?

Тук – тук – тук!

Кто по стеклышкам стучит?

Тук – тук – тук!

Может, это птички!

Нет, нет, нет!

Может. Капельки дождя?

Да –да –да!

Дождь

День и ночь он с неба льет

И никак не устает.

Громче – тише, громче – тише

Целый день стучит по крыше.

Знакомство с обитателями природы

С лесными жителями

***

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

***

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки –груздочки

Для сына, для дочки.

Зайчик

Длинноухий озорник

В огород ходить привык.

Он по грядкам прыгать стал,

Всю капусту потоптал.

Мы за ним – он скок- поскок,

С огорода наутек.

Г.Бойко

Зайка

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

А. Барто

***

Зайчишка – трусишка

По полю бежал.

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капусту нашел,

Сидит ,грызет.

Иди прочь – хозяин идет! 

***

Скачет зайчик по дорожке,

Скок, скок.

Правой ножкой, левой ножкой,

Скок, скок.

Прыгай, прыгай, вместе ножки, Скок, скок.

И похлопаем в ладошки,

Скок, скок.

***

Зайка, зайка, попляши!

Зайка, зайка, попляши!

Нашу Машу посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Г. Лагздынь.

***

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку – бух!

Загадки

***

Длинное ухо.

Комочек пуха

Прыгает ловко

Любит морковку

( Заяц)

***

Ловкий маленький зверек

Скачет по лесу – прыг-скок.

Прячется от волка

Под мохнатой елкой.

Этот попрыгайка –

Всем известный ….

( Зайка)

***

Лежит на траве из иголок клубок.

Не видно, где уши, где нос,

А где бок.

Не видно в клубке

Ни хвоста и ни ножек.

Вдруг он развернулся…

Так это же ….

(Ежик)

***

Кактус колючий бежит по траве.

Молча грибы собирает себе.

Это не кактус, ребята. А кто же?

Это зверек по имени…..

(Ежик)

***

- Что ж ты, Еж такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Мышка.

Мышка вылезла из норки.

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки.

Может у деток  корка есть?

Видит мышка – чья-то лапа.

Лапа пестрая,

Когти острые.

Эй, мышка, не зевай:

Поскорее убегай!

Убегай из этих мест,

А то кошка съест.

А.Веденский

Белочка

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле?

А живет там белочка,

Белочка – карелочка,

Непоседа – егоза,

Словно бусинки глаза!

***

Белочка, пушистый хвостик,

К длинноушке скачет в гости.

В рюкзачке лежит морковка

Для пугливого зайчонка.

Хорошо иметь друзей!

Жить с друзьями веселей!

С домашними животными

C:\Users\Мама\Pictures\дом жив.jpg

***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!...

***

- Мур – мур-мур-мурлычет кошка,

Ты погладь меня немножко!

От тепла и ласки

Я зажмур-рю глазки!

Кошечка

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком махала,

Деток поджидала:

« Где мои ребятки?

Где мои котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам»

Н.Найденова

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!!!!!

Н. Пикулева

Кошка

- Кошка, как тебя зовут?- Мяу.

- Стережешь ты мышку тут? Мяу.

- Мяу, хочешь молочка?- Мяу.

- А в приятели – щенка?- Фрр!

Г. Сапгир

***

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет:

Мяу! Мяу! Мяу!

***

Мягкие лапки,

В лапках – цап-царапки.

Молоко пьет.

Тихо песенку поет:

- Мур! Мур!

( Кошка)

Стихи про собаку

У него четыре лапы,

Черный нос и хвост лохматый,

Очень часто громко лает,

А плохих людей кусает!

Он бывает забияка!

Это кто у нас? Собака!

***

Мокрый носик,

Громкий лай,

Это — песик,

Так и знай!

Щенок

У щенка большие уши,

Чтобы много-много слушать.

Чтобы в дом через забор

Не прокрался хитрый вор. « Гав!»

***

Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Моя Танечка боится,

Ты. Собачка, не лай.

Мою Таню не пугай!

Про пса

Жил на свете  

Пес собачий,

У него был

Нос собачий,

Хвост собачий,

Рост собачий,

Нюх собачий.

Загадка

У дверей рычит замок

Лег у входа поперек,

Как увидит – лает,

Чужих не пускает….

( Собака)

С птицами

http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.608047299341320508&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

***

Лето быстро промелькнуло,

Где его искать?

Снова осень прилетела

 К нам издалека.

За окном деревья машут

С явною тоской.

Стали птицы собираться,

Стаи над землей кружатся,

Нам кричат прощальное « Пока»

***

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты:

Там и поешь ты

Песню свою.

А. Барто

***

Воробушки чирикают,

И солнце улыбается –

Два (три) года нашим деткам

Сегодня исполняется.

Воробей

Я – веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен, и болтлив,

И пуглив, чив-чив.

Мне едою служат мошки.

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив,

Суетлив, чив-чив!

В. Стоянов

Воробей

Чик- чирик! Чик – чирик!

Воробейка – озорник

Скачет резво по дорожкам

На своих пружинках – ножках.

Ему некогда скучать.

Нужно зернышки искать.

Чик –чирик!

Голуби

Голуби, голуби,

Раз, два, три…

Прилетели голуби,

Сизари.

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Сизарей!

И. Токмакова

Сорока

Хвостик длинный у сороки,

У сороки – белобоки.

Для чего ж такой ей хвост?

Чтоб носить историй воз!

- Сорока, сорока,

Где была?

- Далеко:

В лесу на опушке,

Деток кормила,

Гостей созывала.

На порог скакала.

Ворона

У вороны клюв огромный-Ка-арр!

Голос резкий и нескромный-Кар!

А шагает – королевой!

Хвост – направо, хвост – налево.

Дышит ровно, не спеша.

Будто вправду хороша.

Кыш! Хвастливая ворона1

Некрасиво быть нескромной!Кыш!

Птичка.

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела…ай!

Загадки

***

Чик – чирик

На дорожку прыг.

Клюй, не робей!

Кто это?

( Воробей)

***

На суку сидит,

Громким голосом

Кричит: «Кар!»

( Ворона)

Знакомство с растительным миром.

http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.608002803487146836&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

***

Так много разного в природе,

Про все стараемся узнать.

При этом при любой погоде

Неплохо по лесу гулять.

Пройдемся нынче по тропинкам,

Посмотрим, что и где растет,

Всмотреться если, то увидим,

Что рядом мир друзей живет.

Все сочетается в природе:

Кусты, деревья и трава.

Нет ничего милее на планете,

Чем наша русская земля.

Ёлки

Ветки с иглами висят,

Свежей зеленью манят.

Круглый год они в иголках,

Стройные деревья ёлки.

Мы осенние листочки

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Ветер снова подул

И листочки быстро сдул.

Покрутил их, покружил

И на землю опустил.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Березы

Мы приходим погулять,

Отдохнуть и подышать.

В роще той светло и чисто,

Желтые слетают листья.

Листья сбрасывают похдно

Белоствольные березы.

Дуб

Он силен, ветвист и вечен.

От воды лишь только крепче.

Поздно сбросит он листву

Твердый и могучий дуб.

Осина

Трепещут на ней листочки,

Трясет и гонит их ветерочек.

Влагу любит древесина,

Что за дерево? (Осина)

Сосны

Ветки вверх стремятся, к солнцу,

И на них длинны иголки,

А стволы желты, стройны

У красавицы сосны.

***

Полюбуйтесь- ка, у елки

Очень острые иголки.

Их потрогаешь от скуки,

Поисколешь себе руки.

Раз иголка, два иголка,

Сколько их всего у елок?

Рябина

Серый ствол у той девицы.

Длинные резные листья,

Ягод красные корзины.

Так и манит птиц рябина.

Берегите природу

Любят люди отдыхать,

Ездить на природу.

Чтоб им дружнее стать

С временами года,

Чтобы воздухом дышать,

Любоваться лесом,

И по-доброму мечтать

Обо всем на свете.

Так давайте же беречь

Мир кустов, деревьев,

И лугов, озер, болот –

Всего, что есть на свете.

 Знакомство с дарами осени

http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.607999530725212726&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

***

Осень ходит по лесам

И подарки дарит нам.

И красивы и вкусны,

Мы же их беречь должны.

Осени дары полезны.

Вам они, друзья, известны?

***

Поехали, поехали

За грибами, за орехи

Приехали, приехали

С грибами, с орехами.

***

- Ножки, ножки

Куда вы бежите?

- В лесок, во борок –

Грибы, ягоды собирать.

Нашу Катю угощать!

Грибок

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной,

Светло – шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

О. Высотская

***

Покатилась шишка,

Шишка – торопышка.

Будем мы в лесу играть.

Чудо шишки собирать!

Астра

Шапочкой астры

Растут озорные.

Синие, красные,

Желто – рябые.

Точно и смело

Подобраны краски.

Шапочки – астры

Любой есть окраски!

Знакомство с фруктами

C:\Users\Мама\Pictures\фрукт2.jpg

***

В саду, не в огороде,

Известно так в народе,

Растут деревья не с цветами,

С полезными, друзья, плодами.

Плоды те так мы называем?

Все дружно хором отвечаем.

( Фрукты)

***

Листья яркие летят.

Мы идем в фруктовый сад.

Что за сказка здесь живет!

Так и просится все в рот!

***

Вот и яблоки краснеют,

Груши начали желтеть.

Зреют фрукты на деревьях,

Любо – дорого глядеть.

Соберем мы их в корзины,

Маме в кухню отнесем.

Пусть варенье сварит с ними,

В банки мы его нальем.

Яблоко.

Яблоко, спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое,

С кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Я. Аким

Яблочко

Что за яблочко! Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто медом налилось,

Видны семечки насквозь.

А. Пушкин

Знакомство с овощами

C:\Users\Мама\Pictures\овощи.jpg

***

Весной мы грядки засеваем.

А летом полем, поливаем.

Осенью все урожай собираем,

А зимой все овощи съедаем.

***

Вот и осень наступила.

В огороде благодать.

За овощами мы приходим.

Чтоб урожай успеть собрать.

***

Мы пришли на огород.

Что же там у нас растет?

Есть капуста и лучок,

Свекла есть и чесночок.

Мы корзиночки возьмем,

Урожай наш соберем!

Морковка

Есть у нас огород

Там морковка растет.

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ширины

Вот такой ужины.

Ты. Морковка, поспеши.

С нами вместе попляши.

Морковка

Вся оранжевого цвета.

Вырастает теплым летом.

Ароматна и крепка,

В земле прячется она.

Лишь за хвостик дернешь ловко.

Тут же выскочит морковка.

Капуста

Сто юбок зеленых она надевает,

На солнышке летнем она созревает.

Становится к осени белой и вкусной,

Хрустящей и очень полезной….

Тыква

Тыква выросла большая

Да тяжелая такая!

Разлеглась и не встает,

Словно толстый бегемот.

Картошка

Клубни прячутся в земле.

Летом греются в тепле.

Созревая понемножку,

Будет к осени картошка.

Загадка

Целый он –головка

Часть отломишь –зубчик

Чуть откусишь – горько.

Кто этот голубчик?

( Чеснок)

Знакомство с транспортом

http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.608027413652245931&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

Колесо

Сбил, сколотил – вот колесо,

Сел да поехал – ах, хорошо1

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат!

Я – машина

Отойдите! Я – машина!

И внутри меня пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

Я несусь по коридору.

Задеваю тетю Дору,

Я столкнулся с тетей Варей!

Невозможно без аварий!

Нет, я не шучу

Вы думаете,

Это – просто палка?

Нет, я не шучу.

Со мной садитесь,

Покрепче держитесь,

По двору, по саду

Я вас прокачу.

В. Данько

Самолет

Над дремучими лесами,

Над просторными полями,

Над лужайкой, над рекой

Самолет летит большой:

« У –у –у….»

Паровоз

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох, чох, чу – чууу!

Я далеко укачу –ууу!

Т. Волгина

Мчится поезд

Чух – чух,

Чух – чух,

Мчится поезд

Во весь дух,

Паровоз пыхтит.

-Тороплюсь! – гудит,-

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

Э. Мошковская

Паровоз

Туки- туки –паровоз

Деток маленьких повез.

« Ту-у!» -гудок его гудит,

Всем с пути уйти велит.

« Туки –туки, ту-ту-ту!

Ребятишек я везу!»

Поезд

Загудел гудок тревожный:

« Будьте, дети, осторожны.

Я бегу – лечу, что ветер,

Не ходите рядом, дети!

Ту-у! Ту-у! Ту-у!...»

***

«Чу-чу-чу, у –у -у»-

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

***

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Нам ворота открывай.

Едет с поля урожай.

Трудолюбивый грузовик

Забибикал грузовик: « Би-и!

 Я лениться не привык. Би –и!

Все моторчиком рычу. Р –р-р!

Да колесами кручу. Др-р-р!»

Грузовик

Вот трудяга-грузовик.

Он к тяжелому привык.

Перевезет, что нужно,

Быстренько и дружно.

Самосвал

Из кузова песку – обвал!

То машина – самосвал.

Привезли песок рабочим,

Чтобы строить дом помочь им.

Кран

А на стройке утром рано

Есть работа и для крана,

Грузы вверх он подает.

Никогда не устает.

Подъемный кран

На строительной площадке.

Словно добрый великан,

Раздавал свои подарки

Чудо –робот. Чудо –кран.

Он носил в больших ладонях,

Поднимая высоко.

Окна, стены и балконы.

Вот так сила! О –го-го!

Пожарные машины

Мчат пожарные машины.

В них отважные мужчины

Едут быстро на пожар

Побеждать огонь и жар.

Милицейская машина

Милицейская машина

Нам мелькает глазом синим.

А её сирены звук

Слышен далеко вокруг.

Скорая

Если кто-то заболел,

Надо, чтобы врач успел.

« Скорая» его домчит,

Врач поможет, исцелит.

Такси

Легковушка. Всем известно,

Увезет в любое место.

Если человек спешит,

Вмиг такси его домчит.

Уборочная машина

Есть машина –всякий знает-

Щетками ершистыми

Тротуары подметает,

Что бы были чистыми.

Хлебный фургон

Это машина-хлебный фургон,

Хлеб в магазины разводит он.

Ты поутру нынче встал.

А фургон совсем не спал.

Знакомство с трудом

C:\Users\Мама\Pictures\труд взр.jpg

***

Я умница –разумница

Про то знает вся улица.

Петух да кошка,

Пес Ерошка

Да я немножко.

***

Деловой мастеровой,

Стульчик делал он со мной:

Ни минутки не молчал,

Все стучал, стучал, стучал!.

( Молоток)

Портниха

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, -

Будет и тебе одежка.

Б. Заходер

Строители

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего –нибудь да стоит!

И неважно. Что пока

Этот домик из песка!

Б. Заходер

Шофер

Качу, Лечу

Во весь опор.

Я сам – шофер,

И сам – мотор.

Нажимаю

На педаль –

И машина

Мчится вдаль!

Б. Заходер

Сапожник

- Был сапожник?

- Был!

-Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

Сапожник

Мастер, мастер,

Помоги –

Прохудились

Сапоги!

Забивай покрепче

Гвозди –

Мы пойдем сегодня

В гости!

Б. Заходер

***

Недаром сапожник

Стучит молотком –

Не всякий ведь может

Ходить босиком.

От острого камня,

Воды и песка

Не сыщешь защиты

Прочней башмака.

Знакомство с правилами безопасности

Осторожным надо быть

Ольга Корнева.

Не прыгай с высоты

Скачет белочка по веткам,

Говорит прыгунья деткам:

- Осторожно! Не спешите!

С высоты не упадите!

Не съезжай с перил

Раз, два, три, четыре, пять!

Отправляемся гулять!

Мы с перил не упадем –

По ступенькам вниз пойдем!

Чтоб здоровыми расти

Чипсы мы жевать не станем,

Лучше яблочки достанем –

Как полезно кушать их –

Витаминов много в них!

Не собирайте грибы и ягоды без взрослых

Мы грибы еще не знаем,

Сами их не собираем.

Ну а ягоды в корзинке

Купим в нашем магазине.

Будь внимательным

Каждый день мы много ходим,

Камни. Ямочки обходим.

Люк открытый – берегись! –

На него не становись!

Безопасная дорога

Ольга Корнева.

Не бегай по рельсам

К рельсам ты не подходи –

Руки – ноги береги!

Там трамвайчик – не зевай!

Перед ним не пробегай!

Не играй на проезжей части дороги

Под машину мяч летит,

А за ним малыш бежит!

Осторожно! Берегись!

Лучше ты остановись!

На дороге не играют –

Все на свете это знают,

Ведь специально для игры

Есть площадки и дворы!

Знай знаки дорожного движения

Для дорожного движения

Всюду есть изображения –

Знаки разноцветные –

Яркие, приметные!

Их мы понимаем,

Уважаем, соблюдаем.

Учим знаки не напрасно:

С ними очень безопасно!

Знай правила светофора

Днем и ночью тут и там

Светофор поможет нам –

Огоньки его горят,

Пешеходам говорят:

- Красный свет – остановись!

Желтый вспыхнет – оглянись!

Засверкал зеленый свет –

Проходи – препятствий нет!

Список используемой литературы

  1. М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Москва «Мозаика – Синтез», 2005г.

  1. О.А. Соломенникова. « Занятие по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе д/с»

Москва «Мозаика – Синтез», 2007г.

  1. С.Н. Теплюк. « Занятие на прогулке с малышами». Для работы с детьми 2-4 лет. Москва «Мозаика – Синтез», 2008г.
  2. С.Н. Николаева. « Юный эколог». Система работы в младшей группе д/сада». Москва «Мозаика – Синтез», 2010г.
  3. Т.Н. Ильюшина. « Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста». Комплексные занятия. Волгоград «Учитель», 2011г.
  4. О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в д/с» Первая младшая группа. ФГОС. Москва «Мозаика – Синтез», 2014г.
  5. Л.В. Пилипенко. « Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ»  Стихи. Москва «Скрипторий», 2007г.
  6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких». Издательство «Просвещение», 1987г.
  7. « Веселая книга для малышей». Под редакцией Т.Деревянко.

Тверь « АСТ- ПРЕСС», 2006г.

  1. « Лучшая книга малышам». Для чтения родителям дома. Под редакцией Т. Рашина. Ростов –на- Дону « Проф-Пресс», 2012 г.
  2. « Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома

Москва «Мозаика – Синтез», 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром

В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!"

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!" Разработала: воспитатель МДОУ "ЦРР - д/с № 134 "Нотка" г. Магнитогорска М...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...