Игра как средство экологического воспитания.
статья по окружающему миру на тему

Грузинская Наталья Александровна

Экологические игры представляют детям возможность оперрировать знаниями, способствуя уточнению, закреплению, обобщению и расширению кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство экологического воспитания.

Значение использования игр.

Экологические игры предоставляют детям возможность оперировать знаниями, способствуя уточнению, закреплению, обобщению и расширению кругозора.

Играя,  дошкольники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами  и явлениями, средой и способом питания, поведением и повадками животных, экосистемой и приспособлением к ним растений и животных, последовательность сезонов и изменений в живой и неживой природе.

Игры позволяют увидеть неповторимость как живого организма, так и экосистемы. Осознать невозможность нарушения целостности. Понять, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения.

Сюжетно-ролевые игры.

(Зоопарк, птицеферма). Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими на экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления и личные впечатления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретают навыки.

Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникшие вопросы, исправлять неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе, правильной позиции к живому, и труду.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые игры, но и все другие виды игр. С малышами он проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети часто получают в наблюдениях.

Психогимнастика: передача  в мимике, жестах характерные движения, повадки.

 ( прослушав музыку, прочитав произведение, рассмотрев иллюстрации и т. д.)

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспитателем правил игры и выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят её упражнению.

В таких играх используют натуральные предметы природы ( овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят в непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Дидактические игры, применяемые в непосредственно образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах проводят игры, в которых ребёнок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя игру, воспитатель поручает детям принести   лист, цветок, морковь, картофель и т. д.

В средней группе, играя дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках» и т. д.

После того, как у детей накопятся конкретные представления о растениях ( полевых, лесных, комнатных и т. д.) в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавания их по частям ( цветок, листья). Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений.

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения описать, сделать обобщение.

Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры , при этом он предоставляет возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила игры.

Интересны также различные словесно-дидактические игры:  они могут скрасить досуг, прогулку в дождливую погоду, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий. Такие игры лучше всего проводятся со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание и быстроту реакции.

В практике могут быть использованы самые различные игры. Например: «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что….». Или: «Лимон желтый, а огурец….»,

«Птицы могут летать, потому что…», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что….», «Ромашка белая, а василек…..», «Весной листья на деревьях растут, а осенью…..», «Летом бывает дождь, а зимой….», «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?…», или  «Кто это?», организуют на знакомом материале; с их помощью активизируют мышление детей, развивается речь.

Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединить предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое- нибудь  время года; собрать картинки и с изображением птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять . Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудными является объединение объектов по общим признаками отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

Интересными являются игры в загадки-описания- они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами , воспитывают их внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. –Я загадала плод: круглый оранжевый, растёт на дереве». Затем педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.

Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», « Животное домашнее и дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались в непосредственно образовательной деятельности, затрагивающие явления, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать их в нужный момент.

Игры с природным материалом. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. Ценность  не только изготовление, но и обыгрывание. Эти игры развивают творчество, способность видеть необычное в обычном..Этическое восприятие природы.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт.

В ходе игры с природным материалом ( снегом, водой, песк5ом) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок , он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у неё вышел хороший пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы , дети знакомятся с действиями  ветра, воды и устраивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы ( плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

Гуляя в парке , полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходство со знакомыми предметами. Это очень способствует развитию наблюдательности, воображения.

Можно выделить две формы сюжетно- ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем , происходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

 Игровые обучающие ситуации  (ИОС) –это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

-она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

-оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство  и предметная среда;

-в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

-игру  проводит воспитатель: он объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС , с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическое воспитание. ( например: освоение и особенности правил поведения в природе).

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.  Аналоги – это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении ( мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.), аналогов же растений не так много – это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники, грибочки, муляжи фруктов и овощей.

ИОС с игрушками –аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и изображением на картинах, с наглядными пособиями.

Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живёт» на полке в игровом уголке ( это её «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что делают они в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны.

Игрушки –аналоги могут быть включены в любые ИОС , в любую форму экологического воспитания детей: в н6аблюдения, непосредственно образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением художественной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.  В отдельных случаях игрушку – аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животными.

Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого. Игрушки-аналоги являются дидактическими игрушками, их следует хранить как дидактический материал.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для  реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение.

 С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить главные программные задачи ознакомления детей  с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа – его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно  взятой  игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия как метод экологического воспитания детей – это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Посещая интересные места, дети в игровой форме приобщают имеющиеся представления и получают новые знания о природе, чему способствует обязательная  в игре роль руководителя ( экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую выполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.