Образовательный проект "Деревья нашего участка"
проект по окружающему миру на тему

Пархоменко Надежда Ювинальевна

образоватеьный проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_nashego_uchastka.docx55.4 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Деревья нашего участка»

Краткое содержание проекта

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе.

В содержании проекта представлена деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

Экологический проект «Деревья нашего участка» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируют разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В различных видах детской деятельности (изобразительной, игровой, умственной, художественно-продуктивной) отражаются знания, полученные опытным путем, развивается воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, реализации регионального компонента, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Реализация проекта способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе, умению обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности, бережного отношения к деревьям растущих не только на территории детского сада, но и за его пределами, изучению взаимодействие дерева с окружающим миром, выявлению пользы и вреда флоры и фауны экосистемы, исследованию функциональных особенностей систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.

Данный проект позволяет организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели.

Актуальность

Идея создания проекта «Деревья нашего участка» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке. Услышав однажды, рассуждения воспитанников о том, что «хорошо спасают нас наши деревья в летний зной». С тревогой в голосе дети говорили о том, что было бы, если бы не было деревьев на нашем участке. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.

Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.

Сегодня ребенок с любовью относится к  деревьям, которые он видит ежедневно, а завтра эту любовь он перенесет на всю природу в целом.

Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педагогов.

Идея проекта: помочь  ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность дерева – как часть природы в ее единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития кругозора и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в природе на примере дерева Тополь, произрастающего на групповом участке.

 Задачи:

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;

Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;

Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Разработать ряд дидактических пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.

Тип проекта

По доминирующей деятельности – познавательный

По времени проведения – долгосрочный (1 год)

По характеру контактов – в рамках ДОУ

Участники проекта – дети подготовительной группы, педагоги, родители

Формы и методы работы

С детьми – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;

С родителями – создание Экологического лицея с целью вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения и популяризации семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников, проведение открытых показов и совместных мероприятий (выставки, трудовые десанты и т.д.)

 Принципы реализации проекта

При выстраивании проектной деятельности использовались принципы:

Принцип гуманизма – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе, к малой Родине;

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе проектно – исследовательской деятельности с учетом возраста, накопленного им опыта эмоциональной и познавательной сферы;

Объект исследований. 

В качестве объекта исследований нами было выделено дерево, что обусловлено рядом причин:

Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Часто воспринимают их, как неживые объекты. 

Дерево – прекрасный объект для наблюдений. На примере лиственных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. 

С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями. Дерево легче представить своим другом.  

Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.

Формы работы: Непосредственно-образовательная, самостоятельная деятельность  детей, совместная деятельность детей и родителей. Персональные и совместные выставки детского творчества; фотовыставки, конкурсы, выставки поделок.

Методы: наблюдение за деятельностью ребенка, беседы с ним и его беседы с взрослыми, самостоятельная деятельность и совместная деятельность ребенок – родитель /педагог/.

Технология внедрения проекта: проект проходит в 3 этапа – выявление проблемы и  планирование деятельности; практическая деятельность по решению планируемого; заключение /презентация/ проекта.

С детьми: Систематизируем знакомую информацию, планируем совместную деятельность, распределяем задания для решения проблемы. Совместно с родителями изготавливаем альбом «Мое любимое дерево». Учим песни, стихи о деревьях, организуем выставки рисунков и поделок по теме. Участвуем в посадке и наблюдении за деревьями на территории детского сада. Изготавливаем экологическую книжку-самоделку, сказки –«Что снится дереву зимой». Изготовление альбомов: «Деревья нашего участка»,  «Деревья нашего города», «Деревья нашего края», «Деревья нашей страны». Участвуем в презентации «Наши деревья», КВН «Знатоки деревьев».

С родителями: Вводим в ситуацию, определяем проблему, задачи, родители помогают спланировать и организуют деятельность дети-родители, оказывают практическую помощь в посадке деревьев, ведении дневника., контролируют процесс работы детей по этапам, помогают в изготовлении книжек – самоделок, сборе листьев, изготовлении гербария, приходят на помощь в случае затруднения при изготовлении фото-видио презентаций, выпуск плаката в защиту деревьев, участие в КВНе -  «Знатоки деревьев», сочинение сказок, загадок, рассказов о дереве, организуют «Праздник - дерева».

Для педагогов  информация: «Совместная деятельность мама, папа – я» - творческая мастерская «Дерево - моего детства», фото – видео презентации: экологического проекта: «Царство деревьев», презентации циклов непосредственно- образовательной деятельности, дидактических игр, изготовленных с детьми в процессе реализации проекта.

Ожидаемые результаты

Создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности по проекту

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии дерева – тополя, а также повышение уровня их экологического сознания

Изменение процентного соотношения  в таблице параметров  о представлениях детей 6-7 лет об экологической культуре человека

После завершения проекта дошкольники приобретут следующие умения:

умение работать в команде, выслушивать разные мнения;

с помощью взрослых находить, оценивать и представлять информацию;

проявлять интерес к исследовательской деятельности.

получает первоначальные навыки планирования этапов выполнения исследовательских и творческих работ;

с помощью взрослых научатся устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями;

умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы

узнают много новых названий деревьев;

научатся отличать деревья;

узнают о строении деревьев;

узнают о деревьях из художественной литературы;

дети изготовят поделку из природного материала;

нарисуют рисунок любимого дерева.

Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Необходимые начальные знания, умения, навыки

На старте проекта дошкольникам необходимо:

иметь некоторые представления: о деревьях, строении дерева, возможности использования художественной литературы для  знакомства с деревом.

уметь сравнивать, находить общее, составлять группы предметов по заданным признакам

знать правила работы в группе

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Оборудование

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(ы), принтер, видеокамера, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор

Программное  обеспечение

программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Дидактические игры, художественная литература.

 Дидактические материалы: 

наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды, аудио-видиоматериалы).

Дневники наблюдений.

Таблички-указатели с названиями деревьев, контейнеров для сбора и хранения листьев, семян, плодов.

Папки для гербариев, оборудование для труда.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать:

потеря интереса и желания детей

Способы коррекции негативных последствий:

создание предметно – развивающей среды, ориентированной на формирование мотивации детей;

поддержка детей с целью разрешения возникающих вопросов в процессе работы над проектом.

Материалы для дифференцированного обучения

Дети с проблемами усвоения учебного материала: Планируется индивидуальная работа по усвоению знаний, не усвоенных на занятии, скорректированы  цели обучения и задания, работа в группах, календари заданий, адаптированные технологии и поддержка специалистов.

Ребенок с признаками одаренности: Более частые самостоятельные исследования и другие виды деятельности, помогающие показать или проявить то, что они изучили. Применяются усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

Диагностический инструментарий:

График оценивания

До работы над проектом

В ходе проекта

После завершения работы над проектом

Беседа с детьми по стартовой презентации педагога.

Диагностическая карта педагога.

Индивидуальная карта знаний ребенка

Самооценка деятельности ребенка в ходе проекта.

Мозговой штурм.

Индивидуальная карта знаний ребенка

Диагностическая карта педагога.

Итоговая самооценка.

Описание методов оценивания

Оценивание на старте проекта проводится с целью выявления базовых знаний детей по карте диагностического обследования с применением заданий игрового характера и использованием наглядного материала; результаты детей определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Оценивание участника проекта по индивидуальным картам.

Оценивание на основном этапе проекта проводится с целью отслеживания участия ребенка в проекте, наблюдения за его успехами и формирования у воспитанника адекватной самооценки через самооценку деятельности ребенка в ходе проекта.

Итоговое оценивание на заключительном этапе проекта проводится с целью получения представлений детей по завершению работы над проектом и эффективности деятельности исследовательских групп по карте диагностического обследования с применением заданий игрового характера и использованием наглядности ( результаты определяются так же, как и на старте проекта); с целью формирования у ребенка способности оценивать результаты своей деятельности с учетом работы всей группы по листу «Итоговой самооценки» 

Критерии отслеживания результативности:

  1. Сформированные представления у детей о деревьях, их значимости в жизни человека.
  2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
  3. Бережное отношение детей к природе.

Таблица результатов  умений и навыков в экспериментальной деятельности

 

п/п

 

 

Ф.И. ребенка

Представление о деревьях

Знания о значении деревьев        в  жизни

Узнаваемость дерева

Бережное  отношение

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Н –  начало проекта.            К –конец проекта

 

 

Представление о   деревьях

Знания о значении деревьев  в  жизни

Узнаваемость дерева

Бережное  отношение

низкий

 

 

 

 

средний

 

 

 

 

высокий

 

 

 

 

1 – низкий уровень       2 – средний уровень       3 – высокий уровень

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Как зовут тебя дерево?

Проблемные вопросы учебной темы: Как называется выбранное тобой дерево? Растут ли такие деревья в нашем лесу? Есть ли у дерева соседи и друзья? Какая одежда у дерева? Как мы заботимся о деревьях?

Учебные вопросы: Какого ты роста? Какого роста ты будешь, когда вырастешь? Есть ли у тебя семена? Какая у тебя кора? Какие части есть у дерева? Для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора? Нравятся ли дереву его соседи 

Условия реализации проходят через разнообразные формы, методы и средства обучения.

Технология внедрения проекта

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Выявление проблемы

а) Вхождение в игровую ситуацию

б) Организация работы над проектом

1.Вводит в игровую ситуацию.

2.Формулирует проблему.

3.Определяет задачи. 

1.Помогает спланировать деятельность.

2.Решает задачу организации деятельности.

3.Организует деятельность.

1. Вживаются в сюжетно – игровую ситуацию.

2.Осознают и личностно воспринимают проблему.

3.Принимают задачи проекта.

1.Систематизируют информацию.

2.Планируют совместную деятельность.

3.Распределяют задания.

2 этап

Практическая деятельность по решению проблемы

1.Организует работу над проектом.

2.Оказывает практическую помощь.

3.Дает необходимые рекомендации.

4.Организует познавательные занятия по изучению деревьев.

5.Организует познавательную речевую среду о деревьях.

6.Помогает в посадке деревьев и в ведении дневника наблюдений за ними.

7.Контролирует процесс работы детей по этапам.

8.Помогает при изготовлении книжки – самоделки «Деревья нашего края».

1.Выполняют необходимые действия в деятельности.

2.Совместно с родителями изготавливают альбом «Мое любимое дерево».

3.Создают выставки своих рисунков и поделок по теме.

4.Заучивают стихи и песни о дереве, лесе.

5.Участвуют в посадке деревьев и наблюдают за их ростом.

6.Участвуют в изготовлении книжки – самоделки «Деревья нашей местности».

7.Участвуют в изготовлении альбомов.

 

3 этап

Заключение

(презентация)

1.Подводит детей к формулированию выводов о решении проблемы.

2.Приходит на помощь в случае затруднения.

3.Участвует в проведении КВНа «Знатоки деревьев»

4.Организует посадку деревьев  на территории детского сада.

1.Делают вывод о решении проблемы.

2.Участвуют в презентации альбома «Мое любимое дерево», в КВНе «Знатоки деревьев».

3.Вместе с родителями высаживают деревья   на территории детского сада.

Содержание проекта.

Проект, включает три этапа – организационный, продуктивный (исследовательский) и заключительный (обобщающий).

План реализации проекта

п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Организационный (сентябрь)

1

Сбор литературы о деревьях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.

Воспитатель группы,  родители

сентябрь

2

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Мои друзья в природе»».

Воспитатель группы.

октябрь

3

Изготовление и приобретение необходимого оборудования. Определяем перечень деревьев для посадки на территории ДОУ.  

Родительский комитет детского сада

сентябрь

4

Экскурсии в детский парк, прогулки по экологической тропе.

Воспитатель группы.

В течение всего

проекта

Продуктивный  (октябрь – май)

1

Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни дерева»,

«Рост и развитие дерева».  

Воспитатель

группы.

ноябрь

2

Разработка схемы посадки деревьев на территории ДОУ. 

Воспитатель

группы

март

3

Изготовление табличек - указателей с названиями деревьев.

Воспитатель

группы, родители

апрель

4

Разбивка участка по схеме, для посадки деревьев.

Воспитатель

группы, родители

май

5

Ведение дневника наблюдений.

 

Воспитатель

группы

В течение всего

проекта

6

Экскурсии по экологической тропе.

Воспитатель

группы

В течение всего

проекта

7

Занятия с детьми: «Царство деревьев», «Зелёная аптека», «Деревья тоже лекарственные растения», «Деревья  нашей местности».

Воспитатель

группы

В течение всего

проекта

8

Экскурсия в аптеку.

Воспитатель группы

октябрь

9

Сочинение сказок, загадок, рассказов о деревьях

 

Воспитатель

группы, родители

В течение всего

проекта

10

Оформление гербария деревьев в детском саду.

Воспитатель

группы, родители

сентябрь - октябрь

11

Проведение дидактических игр:

«Узнай по запаху», «С какого дерева лист?»

Воспитатель

группы

В течение всего

проекта

12

Выпуск плаката в защиту деревьев.

Родители

апрель

13

Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о деревьях.

Воспитатель

группы

В течение всего

проекта

Заключительный этап (июнь)

1

Оформление альбома детских работ

 «Деревья в детском саду»

Воспитатель

группы

май

2

Оформление книжек – малышек самоделок

«Моё любимое дерево»

Воспитатель

группы

Апрель

3

Проведение КВНа «Знатоки деревьев» (дети, родители)

Воспитатель

группы, родители

Май

4

Подведение итогов реализации проекта.

 

Июнь

Содержание этапов проекта

Первый этап – организационный

Задачи:  Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.

Подготовка материалов:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:

Подбор художественной литературы,  устного народного творчества, фольклора;

Подбор  энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;

Подбор диафильмов о природе, о жизни растений в разное время года;

Оформление  картотек загадок, ребусов, стихов, народных примет;

Оформление  картотеки исследований и экспериментов;

Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.

Оформление  картотеки  дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.

  1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
  2. Разработать перспективный план опытов и экспериментов.
  3. Разработать цикл наблюдений за деревьями на прогулке.
  4. Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа», «Прогулка в природу – основа здоровья ребенка», «Чем занять ребенка на прогулке», «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».

Второй этап – продуктивный

Задачи: Вовлечь детей в процесс активного  получения знаний о  растительном мире ХМАО-Югры.

Развить познавательную  активность, любознательность в процессе активной экспериментально – исследовательской деятельности.

Содержание продуктивного этапа  проекта

Виды деятельности

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Игровая

Настольно – печатные игры: Дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Какое наше дерево»; «Угадай растение»; «Сравни»; «Что лишнее?»; «Назови плод»; «Определи дерево по листочку»; «Скажи по другому»; «Хорошо – плохо»; «Из семени в дерево» и др.

Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес», «Путешествие в волшебный лес в поисках волшебного дерева».

Настольно – печатные игры:

«Как зовут тебя, деревце?»;

 «Что растет в лесу?»;

«Четвертый лишний»; «Отвечай быстро» и др. 

Словесные игры:

«Найди дерево по описанию»,

«Что будет, если…»,

 «Дерево – это ...».

Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Томской области.

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о деревьях родного края.

Подбор пословиц, поговорок о деревьях.

Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Консультация: «Играя, познаем природу»

Семинар – практикум: «Значение экологических игр для развития познавательных способностей»

Рекомендации «Правила поведения в природе»

Изготовление книжек – малышек по теме «Мое любимое дерево»

Оформление коллажа «Такие разные деревья»

Оформление альбома с рисунками и рассказами детей «Наши деревья»

Изготовление макета: «Деревья родного края»

Выпуск листовок: «Берегите лес»

Двигательная

Подвижные игры:

«Найди такой же лист»; Найди такое же дерево»; «Кто быстрее найдет осинку, березку и т.д.»; «Куда скажу, туда беги»;

Познавательно - исследовательская

Исследования и эксперименты:

Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?» и др.

Изучаем листья и крону: «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек» и др.

Изучаем кору и ствол:

«Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др.

Изучаем цветки (соцветия): «Время появления первых цветков»; «Как растут цветки на дереве, хорошо ли они заметны?»; «Чем пахнет цветок? Когда сильнее пахнет – утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую?»

Изучаем корни:

«Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».

Изучаем плоды и семена:

«Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».

Изучаем животных, птиц, связанных с деревом:

«Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)»; «Какие домашние животные прибегают к дереву?».

Изучаем почву:

«Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»; «Есть ли вода в почве под деревом?»; «Из чего состоит почва под деревом?»; «Подкормить почву под деревом, для чего это нужно делать?».

Изучаем иней, дождь, снег:

«Как снег помогает деревьям?»; «Значение осадков для дерева»; «Бывает ли на дереве роса?».

 «Как солнце влияет на рост и жизнь растений: солнце – источник света»; солнце – источник тепла»;  «Птицы в жизни разных деревьев» и др.

Наблюдения: «Прогулка по осеннему парку»; «Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»; Наблюдения за деревьями зимой»; «Наблюдение  за набуханием почек»; «Рассматривание дерева и сравнение его с кустом»; «Как растения помогают человеку» и др.

Занятия: «Что мы знаем о деревьях?», «Кора деревьев»; «Люблю березку русскую»; «Сохраним деревья»; «Экскурсия к осенним деревьям»; «Лесной санаторий»; «Деревья и кустарники на участке детского сада»; «Деревья нашего двора»; «Осень золото роняет». Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»: «Деревья, которые лечат», «Лес».

Беседы: «Что нужно растению?», «Сравнение деревьев, кустарников, цветов».

Ведение дневников наблюдений за саженцами.

Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений.

Наблюдение за растениями в разную погоду.

Определение «настроения» деревца, его желаний, чувств.

Просмотр иллюстраций «Времена года».

Трудовая

Труд на участке и в природе. Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Уборка сломанных веток на участке.

Изготовление волшебного мешочка для игры «Чудесный мешочек».

Вывешивание кормушек для подкормки птиц.

Подкормка птиц.

Побелка стволов деревьев.

Сгребание снега к стволам деревьев.

Коммуникативная

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года. Рассматривание картин: И. Левитан  «Березовая роща», «Золотая осень», «Зимой в лесу», «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; «И. Остроухов «Первая зелень» и др.

Составление описательных рассказов о дереве. Придумывание детьми сказки «Если бы я был деревом…»

Составление книжки – самоделки с загадками и рисунками «Мое любимое дерево».

Составление рассказов о бережном отношении к дереву.

Разгадывание кроссвордов, ребусов.

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.

И. Токмакова «Ива», «Сосны»; М.Михайлов «Лесные хоромы», А. Твардовский «Лес осенью»; С. Есенин «Белая береза»; А. Фет «Уж верба вся пушистая…»;  В. Лескова «Лечебница под сосной»; С. Воронин «Моя береза»; С. Михалков «Люблю березу русскую»; А. Лопатина «Мудрость дерева». Чтение энциклопедий и познавательной литературы по теме проекта.

Пословицы и поговорки о деревьях.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Продуктивная

Рисование:

«Лес» (в разное время года); «Мое любимое дерево»; «Большие и маленькие ели»; «Гроздь рябины»

Аппликация:

«Осенний ковер»; «Дерево»;  «Декоративное панно из осенних листьев»; «Осенняя березка».

Словотворчество. Совместное участие детей и родителей в литературном досуге по теме «Поэты о деревьях».

Составление альбома «Мое любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.

Составление описательных рассказов по теме «Мое любимое дерево».

Изготовление гербария «Деревья нашего края».

Музыкальная

«Листопад», муз. Т. Попатенко,  сл. Е. Авдиенко; хоровод «Березонька»,; «Калинка» музыкально поэтическое сопровождение Э. Верхарн; «Дерево» Е. Кочеткова; «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Заключительный этап:

 Выпуск плаката в защиту деревьев.

Участие родителей в КВНе «Знатоки деревьев».

Сочинение сказок, загадок, рассказов.

Создать методическое пособие  «Деревья нашего участка».

Заключение 

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.

Список  литературы:

  1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М.: Художественная литература, 1988.
  2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.
  3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет./ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
  5. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
  6. Горщенко Е. «Природа и люди» - М.: Просвещение, 1976.
  7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
  8. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
  9. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80с., ил.
  10. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
  11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  13. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
  14. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
  15. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.
  16. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М.: Просвещение, 1991.
  17. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С
  18. Рыжова Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
  19. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
  20. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПБ.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  21. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.