Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Головкина Екатерина Михайловна

На занятии дети знакомятся с историей возникновения электрической лампочки. Узнают как раньше люди освещали свои жилища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формирование целостной картины мира для детей старшей группы.

Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».

Старшая группа

ОО:  Познание

Интеграция ОО: Коммуникация, Социализация, Художественная литература, Физическая культура, Здоровье, Безопасность.

Программное  содержание:

Цель:  Развивать у детей  старшего дошкольного возраста интерес  к эволюции электрической  лампочки.

Задачи:  –  Познакомить дошкольников с историей возникновения электрической лампочки.

– Дать детям представление об  изменении  предметов, используемых человеком для  освещения, в  связи с потребностями  общества  и     техническим   прогрессом.

 – Создать условия для развития способностей детей  к  сравнениям, суждениям и любознательности.

 – Воспитывать  устойчивый интерес  к  прошлому.

– Активизировать  словарь  детей: лучина, факел, керосиновая лампа, бра,

                                                             торшер.

Материалы и оборудование: картинка очага, лучина,  картинка факела, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, фонарик, различные  светильники  (или  картинки  с  их  изображением),  река – времени.

Предварительная работа: Рассматривание лучины, факела, керосиновой лампы. Чтение стихотворения «Вчера и сегодня».  Знакомство с игрой «Река – времени».

Беседа «Предметы, которые дают свет», «Огонь – друг, огонь – враг».

 

Ход:

В: Ребята, а вы  любите  путешествовать?  Хотите  сегодня  отправиться в  интересное  путешествие? А куда мы  с вами отправимся,  вы  узнаете,  если  отгадаете  загадки:

                                 

                                   Привела я солнце

                                   За свое оконце,

                                   К потолку повесила,

                                   Стало дома весело.

                                   Она снаружи вроде груши,

                                   Висит без дела днем,

                                   А ночью освещает дом.

                                   

                                   Провели под потолок

                                   Удивительный шнурок.

                                   Привинтили пузырек –

                                    Загорелся огонек.

 – Молодцы. Все  загадки вы отгадали правильно. У них  один  и тот же ответ – это электрическая  лампочка. А мы отправляемся   в   прошлое   электрической  лампочки.

 – Но сначала  закройте  глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о том, как появилась  электрическая лампочка.

 – Раз, два, три – мы пришли.  ( Дети подходят к первому столу.)

В: Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, что же у них общего?   (ответы детей)

В: Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет и победил темноту. Но прежде всего, скажите, всегда ли была электрическая лампочка?

Д: Нет, не всегда.

В: Правильно, электрическая лампочка была не всегда. Тогда подумайте и скажите, чем  древний  человек мог освещать свою пещеру?  (ответы детей)

В: Древние люди в пещере разжигали  очаг,  от которого становилось теплее.

( Показ детям картинки очага.)

В: А скажите, людям трудно было ходить по улицам ночью?

Д: Да трудно.

В: А почему вы так думаете?

Д: Потому что на улице темно и ничего не видно.

В: А вы  знаете, что придумал  человек, чтобы ночью освещать себе путь?

( Ответы детей).

В: Конечно, чтобы освещать себе путь ночью человек придумал факел.

     А, кто знает, что  это такое?   (Ответы детей).

В: На конец палки очень плотно и много  наматывали полотна и пропитывали  смолой. (Показ картинки.)

 – С факелами не только ходили по улице, их укрепляли  в замке на стене, чтобы  они освещали помещение.

 – Ребята, подумайте и скажите, факелами можно освещать деревянный дом?

Д: Нет нельзя.

В: А почему нельзя?

Д: Потому что деревянный дом может загореться.

В: Конечно. И тогда люди придумали лучину. (Показ.) Лучина – это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из бересты, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Чтобы лучина лучше светила, ее необходимо было правильно расположить.

(Воспитатель поджигает лучину, дети наблюдают, как она горит. При этом обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает, сильно коптит.)

 – Ребята, а как вы думаете, удобно ли такое освещение?  (Ответы детей)

 – А почему вы так решили?

Д: Потому что от него мало света и лучина сгорает быстро.

В: Прошло много лет, и люди придумали  более удобный предмет для освещения своих жилищ – свечу. (Показ свечи.)  Подумайте, из чего раньше делали свечи? (Ответы детей.)

В: Свечи делались из пчелиного воска и бараньего сала, во внутрь свечи вставляли фитиль, сделанный из ниток.

(Воспитатель зажигает свечу)

                          Гимнастика для глаз.

(Воспитатель водит свечой в разных направлениях, а дети глазами следят за ней.)

В: Ребята, подумайте и скажите, а чем неудобна свеча? (Ответы детей.)

 – Конечно, свечой можно обжечься, от нее мало света, она коптит, от нее может быть пожар.

 – Но человек стремился придумать более удобное освещение своего жилища. И однажды он научился из нефти делать керосин и придумал керосиновую лампу.

(Показать детям керосиновую лампу и объяснить принцип ее действия.)

 – Подумайте и скажите, чем керосиновая лампа удобнее свечи? (Ответы детей)

 –С керосиновой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки и она была не очень удобна. Такая лампа давала мало света и тоже коптила.

                                Физкультминутка.

  – Прошли годы. А люди все старались найти новые способы освещения своего жилища. И однажды  появилось электричество, и вот тогда Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. (Показ). Она до сих пор освещает наши квартиры.

– В настоящее время в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы, на полу – торшеры. (Дети рассматривают предметы или картинки.)

 – Ребята, вот мы с вами и  познакомились с предметами, которые человек  использовал в разное время, чтобы осветить свое жилище.

– А сейчас я вас приглашаю в путешествие по реке времени. Эта река берет начало в древности, протекает через старину и продолжает свой путь в нашем времени.

  – Смотрите здесь какой – то конверт. Интересно, а что в нем? (Достает письмо.) Это письмо от домовенка Кузи. («Читает».)  

– Ребята, оказывается Баба – Яга перепутала все предметы прошлого и настоящего. И домовенок Кузя просит вас помочь ему вернуть предметы в свое время, а поможет нам в этом река – времени.

Воспитатель достает из конверта картинку, вместе с детьми ее рассматривает,  и определяют, в какое время использовался этот предмет. (Например, факел использовался в старину, картинку кладут в том месте, где изображена старина на реке – времени). Дети располагают оставшиеся картинки по реке – времени.

– Молодцы! Вы все правильно сделали, и все предметы вернули в свое время.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня вы узнали, какой длинный путь прошла электрическая лампочка.

– А  нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте все глаза, я произношу волшебные слова: « Раз, два, три – в детский сад мы пришли».

– Понравилось вам путешествие?  О чем мы говорили? Что вам больше всего запомнилось?

 – Мне тоже понравилось   путешествовать с вами, всем  спасибо, до скорой встречи.