Проект "У осени в гостях"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Малинкина Надежда Ивановна

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «У осени в гостях!».

Расширять представления детей об осени, как времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyakh_u_oseni.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:  «У осени в гостях»

Старшая -подготовительная группа «Брусничка»

Малинкина Н.И.

высшая кваливикационная категория

Вид проекта: Исследовательско-творческий.

 Продолжительность: 1 месяца.

Сроки проведения: 01.10.2014г.  по 31.10.2014 г.

Участники проекта: Дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 5— 7 лет.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «У осени в гостях!».

Расширять представления детей об осени, как времени года.

Задачи:

  • Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
  • Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  • Систематизировать знания детей по теме «Осень».
  • Формировать лексико-грамматические категории.
  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  • Уточнять, обогащать и активизировать, словарный запас по темам: деревья, фрукты, овощи, ягоды, грибы.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
  • Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

Актуальность проекта: 

 В группе очень много детей с речевыми нарушениями. И такие дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, какие изменения происходят , какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.   Частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным. А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы  или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы  все виды восприятия. Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте. Основываясь наличностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке. Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз  при  подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, расширяет представление детей об овощах, фруктах, ягодах, грибах; о полезности овощей и фруктов. О способах хранениях (сушка, заморозка, консервирование, варка варенья).происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.Приобщаем  к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.

Ожидаемые результаты.

Для детей: 

Участие детей в проекте «У осени в гостях» позволит максимально обогатить знания и представления об осени и её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей. , Обогатить и  активизируется словарь  по теме проекта. Дети будут активно принимать участие в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми и неживыми объектами. Проявят интерес к участию в праздниках, совместных досугах и развлечениях. Будут  

знать и называть:  большое количество овощей, фруктов и осенних даров; осенние месяцы, приметы и явления; пословицы, поговорки об осени.

Для педагогов:

Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта.

Для родителей:

Появится  интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Образовательная область:

Коммуникация

Познание

Социализация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Труд

Музыка

Здоровье

Методы реализации проекта:

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

Оздоровительная деятельность

Игровая деятельность

Художественная деятельность

Продуктивная деятельность

Обеспечение:

  • Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, папки-передвижки для родителей, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
  • Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
  • Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о дарах осени
  •  Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
  •  Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, костюмов, масок фруктов, овощей; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, шаблоны для штриховки рисования краски, глина, пластилин, разрезные картинки) и т.п.
  • Пополнить материал новыми дидактическими, настольными играми. Картотеки с заданиями, вопросами, загадками.
  • Подобрать музыкальное сопровождение(детские песни,пальчиковые игры,речевые игры.подвижные)
  • Составить, подобрать ряд презентаций по темам.

Продукт проекта:

Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка)

Фотоотчет о проделанной работе по темам.

Подпроекты

1.«Как хорош, та лист цветной».

2.«Что в корзинке»

3.«Огородная-хороводная»

4.«Фрукты в лукошке».

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный 

Разработать:Мини проекты:

—Составить план с родителями

—Ознакомить родителей с планом работы по темам.

— Подбор материалов для реализации проекта.(картинки ,логические игры вопросы, задания, музыкальное сопровождение к пальчиковым играм)

— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

— Изготовление наглядных пособий.

— Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический).

— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.

— Обогащение и активизация словаря по темам «осень-деревья». «овощи», «фрукты», «грибы-ягоды»,

— Самостоятельное составление рассказа, сказок детьми  по темам.

—Игровая деятельность в соответствии с тематиками.

—Просмотр презентаций по темам.

3 этап. Заключительный.

— Выставка рисунков «По тематике».

-— Изготовление сборника рассказов, книг малышек «Время года – осень».

— Музыкальное развлечение  «Осень в гости просим»

—Макет: «Осень в нарядном платье из работ детей»

— Обсуждение итогов и анализ работы.

Реализация проекта:

 Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

Пословицы, поговорки и загадки об осени.

Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах.

Образовательная область: «Коммуникация».

Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.

Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы и ягоды».

Составление детских рассказов , сказок по темам: «овощной разговор», «Спор грибов», «Путешествие листка».

Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.

Образовательная область: «Познание».

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:

— Наблюдения за сезонными  изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом,   ветром, осенним  дождём, листопадом, , деревьями и т.д.)

Цель: Формировать представления детей об осени, как времени года, о сезонных изменениях в природе.

Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться и различать явления и объекты и не живой природы

— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)

Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.

— Наблюдения за овощами и фруктами

Цель: Расширять представление детей об овощах, фруктах, ягодах, грибах; о полезности овощей и фруктов. О способах хранениях (сушка, заморозка, консервирование, варка варенья).Развиватьпамять, развивать мышление, речь.

Образовательная область: «Художественное творчество».

 Рисование на осеннюю тематику. Дары осени

Изготовление поделок, макетов

Образовательная область: «Музыка».

Разучивание песен, танцев;

Прослушивание «осенних» мелодий;

Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.

Образовательная область: «Труд».

Сбор природного материала на прогулке (семена цветов,веток,шишек,  листочков для поделок).

Образовательная область: «Здоровье».

Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2.  Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

 Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей  существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление  рассказов.

7. Логоритмические  упражнения. Физминутки.

Цель: Развивать координацию движений с речью.

8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

Совместная работа детей с родителями:

Выставка «Картофельная фантазия» — поделки из овощей и природного материала;

Выставка деревьев из листьев «Мое любимое дерево»;

Создание сборника рассказов детей  об осени «Время года – осень»

Спортивное развлечение:  «Дары осени»

Развлечение на улице: « В лес по грибы».

Книжки малышки по темам.

Литература.

Алябьева  Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.:  ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.Волкова, иллюстративный материал.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.

Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.

Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы:

С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.

Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ  Сфера, 2006.

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.

 Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.

 Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско – творческий проект: «Осень, в гости просим!» во 2 младшей группе.

Проект «Осень,в гости просим!»История: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. люди пр...

Проект "Осень в гости к нам пришла"

Направлен на формирование познавательных способностей детей, формирование представлений о сезонных изменениях вав природе, знакомит с признаками осени....

Проект «Осень в гостях у малышей».

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей у детей...

Экологический проект "Осень в гости к нам пришла"

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, ...

проект"Осень в гости к нам пришла"

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

проект «Осень в гости к нам пришла»

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя пр...

Проект "Осень в гости к нам стучится. Осень в гости к нам идет"

Проект для детей подготовительной руппы "Осень в гости к нам стучится. Осень в гости к нам идет."...