Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Исмагилова Гузель Рамазановна

 Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 Чувства патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины. Поэтому  данная работа включает комплекс задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;                                                                                      формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание и уважение к труду; развитие интереса к народным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о Башкортостане, о ее столице;  расширение представлений о России, о ее столице; расширение представлений о городах своей Родины; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.    Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Большую роль в воспитание нравственных чувств играют народные сказки. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немаловажное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующим образом:
семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, её столица, символика права и обязанности(Конституция).                                                                                                                                                  Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_222.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе

Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная.

                                                                                             Ж.Ренар                                    

                                                                                                                                                                  Моя малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать  - все!

                                                                                            Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.          

 Цель: формировать у детей нравственно-патриотических качеств в процессе знакомства с родным краем: чувства восхищения родным краем, чувства уважения к своему народу, чувства гордости за свою страну. Знакомить детей с историей возникновения родного села; с его достопримечательностями, памятниками. Знакомить знаменитыми людьми родного края, дать первоначальное представление  об обычаях и традициях разных народов, о российских праздниках. Формировать у детей представление о родной республике, о своей стране - России.    

                                       

                                       

                                       

                                                               

                                                               

Сроки

      Тема

Форма работы

Предварительная работа

Сентябрь

1.День Знаний

2.Автопортрет

3. «Наш любимый Инзер!»

4.Моя семья

1.НОД, Парамонова.

2.Художественное творчество               3.Экскурcия на берег реки Большой Инзер.

4.Разгадывание ребуса «7я»

1.Беседа о школе, рассматривание картинок, д/и «Собери школьные принадлежности»                           2.Рассматривание фотографий, портретов, чтение хар-ки по знаку зодиака.

3.Рассматривание альбома «Природа Башкортостана», беседа о летнем отдыхе детей                                                            4.Беседа о домашних обязанностях детей, о семейных традициях, СРИ «Семья», чтение художественной литературы.

Октябрь

1.Осень, осень в гости просим.

2.Башкирские и русские народные подвижные игры.

3.День Суверенитета.

4.Символы нашего села.

1. Беседа о труде хлеборобов.

2.Спортивное развлечение

3.Утренник.

4.Художественное творчество.

1.Чтение художественной литературы, рассматривание альбома о труде взрослых

2.Беседы о народах, живущих в Башкортостане, об их культуре и традициях, рассматривание альбома «Народы Башкортостана», разучивание подвижных игр.

3.Беседы, НОД, чтение худ литературы, разучивание стихов и песен.

4.Рассматривание карты нашего села, государственными символами.

Ноябрь

1.Единый народ – великая сила.

2.Что такое заповедник. 3.Спортивные достижения инзерцев.

4.Чьи имена носят улицы?

1.Беседа

2.НОД. Зеленова Н.Г. стр.44, встреча с сотрудником ЮУГЗ.

3.Экскурcия в спортивную школу «Олимп».

4.Рассказы детей(заранее подготовленные с родителями) о названиях улиц.

1.Знакомство с русскими народными обычаями, традициями, рассматривание портретов Минина и Пожарского.

2.Беседы и рассматривание альбомов о природе родного края, наблюдения, целевые прогулки.

3.Беседы о спорте, о старших братьях и сестрах детей, которые занимаются в ДЮСШ.

4.Работа с родителями, чтение художественной литературы.

Декабрь

1.Вот моя деревня, вот мой дом родной.

2.Село Инзер

3.С чего начинается Родина? (повторение)

4.Новогодние праздники.

Фотовыставка

2.Оформление дидактической игры.

3.НОД,стр.38, Д/В 2 – 1999год.

4.Беседа о новогодних обычаях и традициях

1.Работа с родителями, экскурсия, прогулки.

2.Сбор материала, знакомство с расположением зданий, достопримечательностей.

3.Беседа, рассматривание генеалогических деревьев. 4.Рассматривание картинок, беседа, рассказ воспитателя, чтение худ  литературы.

Январь

1.Новогодние каникулы.

2.Салават Юлаев – славный сын башкирского народа.

3.Сильны и могучи богатыри славной Руси.

1.Художественное творчество

2.Беседа.

3.НОД,Зеленова, стр.29.

1.Работа с родителями, беседы, посещение новогодних мероприятий организованных в селе.

2.Чтение худ литературы, рассказы воспитателя, рассматривание альбома «Салават Юлаев  - национальный герой башкирского народа.

3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», прослушивание былин, просмотр мультфильмов.

Февраль

1.Инзерцы, защищавшие нашу Родину в ВОВ.

2.Состязание батыров и богатырей.

3.Подарки дедушкам и папам.

4.Защитникам Отечества.

1.Беседа.

2.НОД Ребенок в д/с №5 – 2010.

3.Художественное творчество.

4.Утренник.

1.Рассматривание фотографий, экскурсия в музей школы №3, чтение художественной литературы.

2.Беседы о героях, рассматривание картин, иллюстраций.

3.Рассматривание открыток, поздравлений.

4.Разучивание стихов, песен и танцев.

Март

1.Наши мамы и мы.

2.Цветы для наших мам.

3.Мамочка, милая, мама моя.

4.С праздником, милые женщины!

1.Фотокомпозиция.

2.Изготовление подарков.

3.Утренник.

4.Участие в праздничном концерте в ДК с. Инзер.

Работа с родителями.

2.Рассматривание открыток, чтение художественной литературы.

3,4. Разучивание песен ,стихов и танцев.

Апрель

1.Знаменитые люди Башкортостана.

2.Стихи об Инзере.

3.День космонавтики.

4.Родники Инзера.

1.Беседа.

2.Встреча с Р.Р.Саитгалиной  

3.Художественное творчество.

4.Экскурсия к роднику.

1.Рассматривание фотографий, картин, чтение художественной литературы.

2.Чтение стихов, беседы о поэтах, рассматривание портретов, фотографий.

3.Беседы, рассматривание энциклопедий.

4.Беседа об экологии, Чтение художественной литературы.

Май

1.Герои Советского Союза.

2.День Победы.

3.Мой любимый Инзер!

4.До свиданья, детский сад, здравствуй школа!

1.Беседа о Героях нашего района.

2.Утренник.

3.Экскурсия по селу.

4.Выпускной утренник.

1.Выставка книг в книжном уголке, рассматривание картин, иллюстраций о ВОВ.

2.Разучивание стихов, песен, чтение художественной литературы.

3.Расматривание фотографий детей, детских работ о родном селе, чтение стихов об Инзере.

4.Разучивание танцев, стихов и песен о д/с, о школе, о сотрудниках детского сада.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Ребенок в детском саду».

4. Н.Г. Зеленова «Мы живем в РОССИИ», подготовительная группа.

5. Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана».

6. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

7. Ф.Г. Хисаметдинова «Родной Башкортостан»

8. А.В. Молчева  «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-дошкольникам»

9. Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»

10. А.Н. Сикваров «Жемчужина Башкортостана»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...