обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему

Исаева Вера Васильевна

работа по экологическому воспитанию в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_ekologii.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 г.о. г. Выкса

  607067, Нижегородская область город Выкса ул.Лазо здание №79

Контакты: тел.8(831)77-6-78-26 e-mail: mbdou 2012 @yandex.ru

Обобщение опыта работы

по теме:

«Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста»

Выполнил педагог

дополнительного образования

Исаева В.В.

Городской округ город Выкса 2015 год

-1-

   На современном этапе развития нашего общества, когда в процессе жизненной и хозяйственной деятельности человека нарушаются взаимосвязи с природой, огромное значение имеет экологическое воспитание подрастающего поколения и неоспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем действия человека в окружающем мире.

   Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.      

  Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, мы выбрали экологическое воспитание дошкольников.   Наше дошкольное учреждение поставило перед собой  следующие задачи:

 -воспитание начал экологической культуры у детей

 -развитие экологического сознания

 -формирование ответственного отношения к окружающей среде.  

Для решения задач экологического воспитания мы выбрали программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Над проблемой экологического воспитания  я работаю с 1998 года. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Совместная деятельность с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

         Первый шаг на пути экологического воспитания дошкольников – это создание необходимых условий для этой работы. В нашем  ДОУ есть такие условия. Это природные уголки в группах, комната природы, огород, сад, цветники, экологическая тропа.

         Основная работа по экологическому воспитанию детей проводится в комнате природы. Она включает в себя зимний сад: здесь есть животные,

птицы, растения,  фонтан, скамейки для отдыха, мини лаборатория,  уголок ОБЖ. Условия, в которых содержатся  животные и птицы, максимально приближены к естественной среде обитания. В таких условиях  животные лучше себя чувствуют. Дети получают возможность наблюдать за морской свинкой, хомяком, черепахой, попугаями. Узнают об условиях  их существования, сравнивают, находят отличия и сходство.

-2-

На все живые объекты и растения я завели паспорта, где указаны их места обитания, правила содержания и кормления. Конечно, нельзя  не сказать о растениях. Крупные растения: фикусы, пальма, а также необходимые по программе комнатные растения составляют красивый фон комнаты природы и являются хорошими объектами для изучения их детьми.

В комнате природы на подоконнике разместила «огород на окне». «Огород на окне» задействован в течение всего года. Осенью и зимой выращиваем с детьми зеленый лук, петрушку, укроп. В отдельных ящиках сеем овес для птиц и животных. У нас имеется опыт выращивания  скороспелых сортов томатов, огурцов, перца. На этих культурах дети прослеживают рост растений от семени до семени, учатся понимать, какую важную роль играют условия, делают зарисовки наблюдений. В комнате природы есть  дидактических пособия, картины из серии «Дикие и домашние животные», глобус, географическая карта, дидактические игры, материал для исследовательской деятельности, гербарии растений, коллекции камней, семян деревьев, ягод, цветов и другое.

В комнате природы проходит непосредственно-образовательная деятельность детей, начиная с 3 лет.

      Важное значение в экологическом воспитании детей я придаю проведению наблюдений. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивает логическое мышление, разговорную речь ребенка. Большую роль в   экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет, на мой  взгляд, работа с

календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их взаимосвязь.

     На территории ДОУ имеется экологическая тропа.  Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Создавая экологическую тропу, мы использовали                                  как можно больше природных объектов. Это деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы, имеется старый пень,  муравейник,

-3-

скопление «солдатиков», полянка с лекарственными растениями: ромашка, тысячелистник, крапива и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, пчелы. На  деревьях  повесили скворечники, на высоких березах вороны сделали гнезда. Есть беседки для отдыха. Очень радуют глаз цветущие растения на клумбах. Дети ухаживают за цветами: поливают, рыхлят почву, пропалывают сорняки. На примере сорняков объясняла многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества, с этой целью на тропе оставила небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняла о правилах поведения на отдыхе. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки  с детьми для непосредственно-образовательной деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз в разные сезоны. На тропе проводила наблюдения, игры,

экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети выражали в подвижных играх, в художественном творчестве. Есть у нас и хозяин экологической тропы – Старичок-лесовичок.

  Особая роль в ознакомлении дошкольников с природой принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями. Во время экскурсий дошкольники  познают мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечают взаимосвязь явлений. Я убедилась, что чем удачнее была проведена экскурсия, чем больше она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать увиденное и пережитое в игре, в художественном творчестве. Цели, проводимых мною экскурсий, самые различные. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений   полученных ранее, в других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями.

Экскурсии за пределы детского сада я провожу, начиная со средней группы. Определяя место,  выбираю наилучший путь к нему – не утомительный,  и не отвлекающий детей от намеченной цели. Как бы ни было знакомо место экскурсии,  за день обязательно осматриваю его. Провожу экскурсии в парк, лес,  на луг, в лесопосадку, к водоему. Увиденное на экскурсиях дети отражают в своих рисунках.

     Большая роль отводится экологическим праздникам. Уже не первый год в нашем дошкольном учреждении проводится Всемирный экологический

-4-

праздник – День Земли, в котором принимают участие сотрудники, воспитанники детского сада, родители. Основной целью этого мероприятия – развитие инициативы в природоохранной деятельности, экологическое просвещение и, конечно, приобщение родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада. А так же углубление экологических знаний у детей, воспитание гуманного отношения к природе, развитие чувства ответственности за все живое на Земле и выполнение посильных «добрых дел». Подготовка к празднику начинается задолго до наступления теплых дней. Вместе с детьми разучиваем стихи, сценки, танцы, пословицы, загадки о земле, растениях и животных, проводим игры природоведческого характера. В этот день благоустраиваем территорию детского сада: копаем клумбы, сажаем цветы,  саженцы деревьев.

Проводила праздники «До свидания, птицы, прилетайте к нам опять», «Прилет птиц», «Здравствуй,     лето красное».

Весь коллектив нашего детского сада во время праздников испытывает радость, удовольствие, чувствует единение с детьми, сотрудничество.

      О птицах в ДОУ заботились всегда и сейчас эта работа переросла в акцию. Мы ее назвали «Птичья столовая». Акция начинается с осени, со сбора семян для подкормки птиц. Активное участие в этих акциях принимают родители всех групп. Они делают кормушки, которые развешиваем на участке. За прилетающими птицами провожу наблюдения. Дети запоминают их внешний вид, названия, изучают повадки, сравнивают их. Эти наблюдения помогают воспитывать бережное отношение к птицам, чувство ответственности, доброту.

В декабре начала подготовку к акции «Елочка- живая иголочка». Объяснила детям, что скоро Новый год, и так уж повелось издавна, что его всегда встречают с елкой.  А после, когда она засыхает, ее выбрасывают. Раньше в

России лесов было много, но с годами их вырубили, много леса  сгорело. Мы с вами можем помочь сберечь лес: нарисовать плакаты и развесить их в общественных местах. Так и сделали.  Дети нарисовали плакаты, я помогла написать текст: «Не рубите елки», «Не тронь меня, я живая», «Берегите живые елки». Эти плакаты расклеили на остановках, на магазине. В начале января прошлись с детьми по улицам и посчитали сколько елок было выброшено, их было очень жаль.  Новый год в детском саду мы  встречаем с искусственной елью.

       В мае провела  акцию «Украсим землю цветами». Воспитатели, дети, родители сажали рассаду и семена цветов на клумбы.

-5-

Интересны досуги, которые проводятся в форме КВН, экологические игры «Знатоки природы», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Волшебное солнышко», «Что? Где? Когда?»

     Увлекает работа по изготовлению «Панорамы добрых дел». Делаю ее в виде солнышка, ромашки, цветов на поляне. Размещаю их на больших листах ватмана с индивидуальными картинками детей. За каждое доброе дело ребенок получает поощрительный флажок. С введением панорамы дети стараются делать много хороших дел: вместе с родителями сажают деревья на территории д/с, высаживают рассаду цветов на клумбы, зимой подкармливают птиц.  В конце учебного года подводим итоги, награждаю детей, которые больше сделали добрых дел  в природе.

 Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаются неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»  

В живой природе проводила исследовательскую деятельность   по определению  потребности в воде различных растений: кактуса и бальзамина. Выяснили на примере зеленых черенков бальзамина, как протекает процесс корнеобразования в разные времена года, чтобы дать понятие «периода покоя» в жизни комнатных растений.   Как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид

отростка бальзамина, если его  поместить в темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими, желтеют).   В неживой природе  проводила исследования на тему «Куда уходит вода после дождя?», «Свойства воздуха», «Из чего образуется перегной?» и другие.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.      Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - гласит китайская пословица.

-6-

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, часто использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, К.Д. Ушинского, В.Бианки, Н. Сладкова, Л.Н.Толстого и других. Прочитала книгу В. Танасийчука «Экология в картинках».  После чтения рисовали рисунки и  изготовили самодельные книги: «Удивительная прогулка», «Где живут белые медведи?», «Морские коровы», «Где зимуют лягушки?»

   Огромное значение имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде  воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях  (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях). О животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. В комнате природы выделила рабочие места для дежурства  детей,    составила график дежурства.  В утреннее время воспитатель  направляет дежурных в комнату природы. Дети приносят из дома угощенье для питомцев: морковь, капустные листья, семечки. Оснащен уголок для дежурства: есть фартуки, совочки, опрыскиватели, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, тазики. Старшие дети сами распределяют обязанности, кто что будет делать. Один моет кормушки, накладывает корм, второй просеивает  песок, третий рыхлит

землю, поливает растения. Здесь же дети производят посев овса для животных, так как они нуждаются в витаминах, особенно зимой и весной, когда нет еще зелени.  Детям очень нравится дежурить в комнате природы – идут они туда с удовольствием, практически нет таких ребят, которые не хотели бы дежурить.

На территории нашего  ДОУ  имеется огород. Работу на огороде начали с перекопки земли. Этой работой занимались воспитатели, привлекали родителей, так как для детей  считаем эту работу трудоемкой.  Детей привлекаем к рыхлению почвы граблями. Когда земля готова к посеву для детей начинается самая интересная работа: посев семян и высадка рассады на свои грядки. Дети младших и средних групп сажают бобы, горох, лук, фасоль, кабачки.  В старших и подготовительных группах труд организую по бригадам. Дети проводят  посадку семян моркови, огурцов, свеклы,

-7-

высаживают рассаду помидоров, перца, капусты. Некоторые наблюдения за ростом и развитием растений  старшие дети заносят в дневники наблюдений. Дети зарисовывают в дневниках наблюдений все изменения, происходящие с растениями во время их роста. Это им нравится. Трудовую деятельность на огороде, цветнике проводим в утренние часы. В заключении всех посевных работ в подготовительной группе организовали праздник на огороде, где дети получили большой заряд радости и веселья.

      Появились первые всходы. Работы на огороде не поубавилось. Появились первые хлопоты – прополка, рыхление, полив. Путем сравнения растений, учу детей отличать культурные растения от сорняков. Дети на огороде не только трудятся, но и отдыхают, наблюдают. Неслучайно мы расположили здесь уютные беседки.

      Большую помощь  в уходе за огородом, нам оказывает экологический отряд школы №4. Ребята помогают нам полоть, рыхлить, поливать, подкармливать растения, разбивать цветники.

Главная задача – довести до сознания детей заповедь: «Я часть природы. Не нанеси вреда природе». К этому призываю всех воспитателей, так как это качество следует воспитывать у детей

      Каждый год наше ДОУ принимает участие в городской выставке «Дары природы», часто занимаем призовые места, получаем грамоты.

В детском саду организовали выставку поделок из бросового материала «Дадим новую жизнь старым вещам». Родители вместе с детьми сделали очень оригинальные и интересные поделки. Конкурс на лучший осенний букет. Выставка поделок из природного материала.  Проходят у нас и фотовыставки «Мои любимые животные», «Наедине с природой», «Зимние

забавы».

Выставки детских работ «Золотая осень», «Осенние мотивы», «Зимушка – зима», «Весна-красна» (рисунки, коллажи, аппликация).  с целью побудить  родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям предоставить  положительный опыт семейного воспитания. Участие в выставках способствует появлению новых интересов, увлечений, сплачиванию семьи , выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.

      Нас окружают интересные природные объекты: деревья, трава, насекомые, птицы, камни и т. д. Стараемся изучать их  в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности помогает детям осознать значение природы, они получают опыт в природоохранной деятельности. Участники проекта получают новые знания,

-8-

приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.  

С детьми подготовительной группы создали проект «Экологическая тропа на территории детского сада», проект «Растем вместе», проект «Лекарственные растения», «Птичья столовая».

Очень помогают в работе смотры-конкурсы: на лучший уголок природы, на лучший участок, на лучшую клумбу.  В  детском саду выбирается комиссия по подведению итогов конкурсов, состоящая из администрации,

воспитателей.

Главное в этой работе – гласность. Победителей конкурсов поздравляем на производственных собраниях, поощряем.

     Тесно  ведется работа по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная  задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую такие формы работы, как родительские собрания, консультации, беседы, деловые игры, круглый стол. Например, при организации

родительского собрания на тему: «Задачи экологического воспитания». Я провела анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания, его реального осуществления в семье.                                              

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», начала с просмотра выставки книг по природе для детей. Показали родителям сценку « Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра порекомендовала родителям вместе с детьми дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомиться с природой родного края через СМИ и т. д. В детском саду практикуется проведение Дня открытых дверей, когда на НОД могут придти родители, коллеги.  Привлекаем родителей к совместным экскурсиям, экологическим

праздникам, акциям, проектам. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

     Преемственность со школой одно из важных направлений в нашей работе. Ученики начальных классов МБОУ СОШ №4 частые гости в нашей комнате природы, поскольку таких условий в школе нет. Учителя посещают нашу

-9-

НОД, а мы ходим на уроки природоведения. Проводили совместный КВН “Знатоки родной природы ”, экологическую игру «Что? Где? Когда? где дошкольники показали знания о родном крае не меньше школьников. Школьники на уроках технологии сделали скворечники, кормушки для птиц. Ребята из экологического  отряда помогают летом ухаживать за огородом, цветниками, участвуют в посадке деревьев на территории ДОУ.

 Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:  дети научились видеть интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, понимать зависимость живых и неживых объектов природы, их взаимосвязь, стали добрее, научились сочувствовать, радоваться, волноваться.

     Я планирую продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников, потому что понимаю, что такая работа необходима в наше время, когда планета Земля действительно находится в опасности. И кто знает, может именно воспитанники нашего детского сада помогут ее остаться цветущей и голубой.  

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим , чтоб земля расцветала

 И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

     Охотно делюсь опытом своей работы.

Провела семинар – практикум «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания дошкольников».

Выступление на педсовете «О творческом развитии детей в процессе работы с природным материалом» (сообщение из опыта работы) .

Выступление на педсовете « О воспитании трудолюбия   и любви к природе» (сообщение из опыта работы).

Семинар-практикум «Использование игр в опытнической деятельности».

Много лет  являлась участником районного методического объединения по развитию экологической культуры детей дошкольного возраста. Провела открытую НОД по темам:

 «Путешествие капельки».

«Беседа о живом и неживом».

«Знакомство с воздухом».

-10-

«Трудовая деятельность на огороде»(подготовительная гр.)    

«Режим дня и правила личной гигиены»

Экологическая игра «Счастливый случай».

Экскурсия в лес ранней весной с детьми подгот. к школе гр.

Экскурсия в лес ранней осенью с детьми подгот. к школе гр.

 «Путешествие на поезде».

«Петушок и его семейка» -ранний возраст .                                                                                                          

Выступление из опыта работы по теме «Ребенок раннего возраста в экологической комнате»  для РМО

ДОУ принимало участие в конкурсе творческих работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я познаю мир». Были награждены дипломом 2 степени.        

Сейчас посещаю РМО по речевому развитию детей дошкольного возраста. Делилась опытом работы  по теме  «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами экологии».                                        

С 2008 года веду экологический кружок «Лесовичок».

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Посещают кружок дети старшего дошкольного возраста. Чтобы непосредственно- образовательная деятельность была интересной и увлекательной использую игровые технологии. Так, с  помощью глобуса и географической  карты, «путешествовали  по Арктике и Антарктиде. Дети познакомились с моржами, белыми медведями, тюленями, пингвинами.  Узнали, что все они являются отличными пловцами, питаются в основном рыбой, а спасает их от холода подкожный слой жира, да теплая шерсть.

«Побывали» с детьми в пустыне. Узнали много нового и интересного, например, что такое барханы, что в пустыне мало растительности, а живут там  животные, которые подолгу могут обходиться без воды: черепахи, верблюды, ящерицы и другие.

Были в «гостях» у морского царя. Познакомились с обитателями морских глубин: кит, акула, дельфин, морская звезда, краб, морской еж и другие.  Узнали, что из морских  водорослей готовят морскую капусту, которая очень полезна, а также делают лекарство – йод.

-11-

«Совершили» космическое  путешествие, познакомились с планетами солнечной системы. Дети узнали, что одни планеты холодные, другие горячие, но жизнь есть только на одной планете – на Земле.

Занимаемся с детьми исследовательской деятельностью, во время которой дети превращаются в ученых, проводят наблюдения, опыт, ставят эксперименты. С помощью исследовательской деятельности узнали, как образуется дождь в природе. Познакомились с магнитом, его свойствами притягивать к себе металлические предметы.  Изготовили самодельные книги по рассказам В. Танасийчука  «Экология  в картинках».

Интересно проходят экологические игры, викторины, КВН.

Мы растем, растем, растем!

Все о мире узнаем.

Не  обидем мы букашек,

Гнезд не разорим у пташек,

Не сорвем прекрасный ландыш.

Муравейник сохраним

Ручеек не замутим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Обобщение опыта на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Этот материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми 3-5 лет по сенсорному воспитанию....

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к традиционной отечественной культуре"...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Истоки экологической культуры берут свое начало  в многовековом опыте народа – традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Человек всецело зависит от природн...

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» 26.01.2022г.

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.01.2022г....