Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чижова Екатерина Сергеевна

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида Красносельского района Санкт – Петербурга

Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Выполнила воспитатель:

Чижова Е. С.

Санкт – Петербург

2015г.

Как доказал Н.Н.Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: "фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования принизывает все виды детской деятельности, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.

Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.

Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволят ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться.

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж.Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

Теория вопроса разработана Н.Н.Поддъяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования.

Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.

- личностный: узнает свои личные возможности;

- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.

Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребенком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «Много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребенок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется  больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,

  • Что быстрее раствориться:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т. д.

  • Мыльные пузыри – из чего их лучше сделать:

- из мыла

- из шампуня

- из геля для душа

- из пены для ванны

Почему получаются мыльные пузыри?

Молекулы воды и мыла соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

  • «Вьюнок»

Сделайте цветок из бумаги с 4 – 6 длинными лепесткам, свернутыми трубочкой. Опустить цветок в воду и наблюдать, что происходит. Цветок будет медленно раскрываться.

Почему? Вьюнок  распускается и закрывается из-за изменения количества воды внутри клетки. Давление воды внутри клеток растения называется тургорным давлением. Как и в бумаге, в растении есть маленькие отверстия, через которые движется вода. По мере наполнения их водой повышение тургорного давления заставляет лепестки раскрываться.

Кухня – это место, где ребенок обычно мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но процесс приготовления еды может стать одним из моментов развития любознательности и исследовательской деятельности ребенка. Например, Вы печете блины, пироги и добавляете в тесто дрожжи или соду, гашенную уксусом. Покажите ребенку, как появляется пена, предложите послушать, как шипит сода, когда в нее добавляют уксус. Эта химическая реакция очень интересна ребенку.

  • «Тайнопись»

Написать на листе бумаги любой текст лимонным соком. Дать подсохнуть. Положить листок в раствор йода. Весь лист станет синим, кроме надписи.

Почему? Крахмал, находящийся в бумаге, соединяется с йодом и образует синие молекулы. Витамин  С тоже соединяется с йодом и образует бесцветные молекулы. Те места на бумаге, куда попал лимонный сок, не изменились в цвете, так как лимон содержит витамин C.

Приезжая с ребенком на дачный участок, его можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку).

Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.

Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе. (Показ книг).

При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами строго соблюдайте правила безопасности.

Перед проведением опыта обязательно напомните  детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

Список источников:

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2003. 80с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под общ. ред.Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2005. 64с.
  3. Паршукова И. Л. Маленькие исследователи в детском саду. СПб.: Европейский дом, 2005. 72с.
  4. Поддьяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности/ Педагогический вестник/1997г. №1 с. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

"Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания ...

ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, кот...

Консультация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка».

Знакомство с реальным окружающим миром, свойствами объектов и причинно-следственными связями....

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Собрание с родителями средней группы с элементами игрового тренинга на тему: «Значение игры и игрушки в психическом развитии ребенка»

Собрание с родителями средней группы с элементами игрового тренинга на тему: «Значение игры и игрушки в психическом развитии ребенка»...