Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Стрельцова Наталья Леонидовна

Непосредственно образовательная деятельность "Познание" (эксперементальная деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_o_z_d_u_h.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Березка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» Формирование целостной картины мира

(Экспериментальная деятельность) в подготовительной группе

Тема: «Воздух. Свойство воздуха

Воспитатель:

Стрельцова Н.Л

2013г

Образовательные области: "Коммуникация", "Познание" (ФЦКМ и экспериментальная деятельность), музыка, социализация.

Виды деятельности : игровая, музыкальный, практический, коммуникативный, экспериментальный.

Приемы: Беседа, обследование, экспериментальная деятельность,  художественное слово, физкультминутка, рефлексивный анализ.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с воздухом

Задачи:

- познакомить детей с воздухом с его свойствами и способами его обнаружения

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование

- развивать сообразительность, внимание, умение слушать и самостоятельно решать поставленную задачу

- закрепить представления детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья, а так же  воспитывать бережное отношение к окружающей среде

- активизировать речевую деятельность детей

Организационный момент. Ребята давайте встанем в кружок и поприветствуем друг друга.

« Собрались мы все вокруг

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся…»

К нам сегодня на занятие пришли воспитатели из других групп, давайте и их поприветствуем. (Дети здороваются)

Ребята, отгадайте загадку:

 «Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый, но все же

Без него мы жить не можем.» Что это? (Воздух)

А отгадать загадку вам помогут вот эти буквы, если вы правильно соберете слово, то и узнаете ответ на загадку. Какое слово получилось? (ВОЗДУХ)

Правильно это воздух и мы сегодня на занятие будем говорить о воздухе.

(Показать на глобусе) Воздух – это защитная оболочка вокруг нашей Земли. Это как рубашка, как платье которое одето на нас, которое защищает нас от холода. А воздух это «голубая рубашка» нашей Земли. И если бы не было вокруг нашей Земли воздуха, то все живое погибло бы от горячих лучей Солнца днем и от холода ночью. А мы с вами знаем, что кроме нашей планеты Земля есть еще другие планеты, назовите какие? На какой нибудь планете есть жизнь? (нет) Почему?  (Нет воздуха)И наша бы планета Земля без воздуха была бы мертвой пустыней.

Ребята, а скажите а для чего нам нужен воздух? (Чтобы дышать, жить)

Давайте проведем эксперимент. В этих песочных часах, песочка всего на 1 минуту, как только я переверну часы, мы пальчиками одной руки закроем нос, а другой ладошкой рот и попробуем не дышать кто сколько может. Как вы себя чувствовали? Плохо? (Да) Я знаю, что без еды человек может прожить – 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха не проживет и 5 минут. Вы правы без воздуха нет жизни.

А еще кому нужен воздух? (Рыбам, птицам, растениям, животным), то есть всему живому.

Ребята, а сейчас давайте вдохнем воздух,  сделаем глубокий вдох, куда попал воздух? ( в нос) Правильно, после этого он спускается в горло, дальше в бронхи и легкие. (Показать органы дыхания). Я сейчас покажу вам как работают наши легкие. У нас 2 легких: с права и слева и они постоянно трудятся. Когда мы делаем вдох они наполняются воздухом (надуть шарики) расширяются (вдохните, чувствуете ?) Когда мы воздух выдыхаем, воздух из легких выходит, наши легкие сжимаются, становятся вот такими (показать спущенные шарики). Потом мы опять делаем вдох, легкие наполняются воздухом, затем выдох – воздух из легких выходит и т.д . А раз наши легкие постоянно работают и никогда не отдыхают, то и мы должны заботиться о них, как вы думаете как? ( дышать свежим, чистым  воздухом). Ребята, скажите, а где воздух чище в городе или в лесу? Почему? (Деревья и растения, работают как пылесосы. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. А деревья наоборот всасывают пыль и грязь из воздуха , а выделяют нужный нам кислород. И что же нужно делать, чтобы воздух был чистым везде? Ведь мы теперь знаем, что чистый воздух нам дают растения и деревья. (Беречь леса, садить новые деревья)

 Давайте ребята мы с вами отправимся на природу и поиграем там.

«Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

1,2.3,4

Полетел, закружили…»

А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и продолжать знакомиться с воздухом с его свойствами. Посмотрите на доску, на ней несколько карточек, давайте посмотрим на первую карточку. Что на ней нарисовано? (Глаза) Сейчас мы с вами узнаем, можно ли увидеть воздух?

Эксперимент №1 Ребята, посмотрите какая наша группа больная и просторная, а что же находится между потолком и полом, там где пусто? (Воздух). А вы видите воздух? (Нет) Я тоже его не вижу, но знаю что воздух есть везде, он всегда вокруг нас

А что я сейчас сделала?(Открыли окно) Я запустила с улицы свежий воздух, вы его увидели? (Нет) И я тоже не увидела

Возьмите со стола целлофановые пакеты, посмотрите, что то в пакетах есть или они пустые? (Пустые) а сейчас, начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (Пакет надувается). Почему он надулся, ведь в нем ничего нет?  (Пакет наполнился воздухом) А сейчас возьмите тоненькую палочку и проткните пакет палочкой , что происходит? (Из пакета выходит воздух) Вы его видите? А почему мы его не видим? Какого он цвета? (Воздух прозрачный, через него все видно)

Итак какой можно сделать вывод: Воздух нельзя увидеть, он прозрачный и не имеет цвета. Карточка- обозначение.

А сейчас давайте посмотрим на вторую карточку, что на ней нарисовано? (Руки). Как вы думаете, что руки могут обозначать?(Как почувствовать воздух)

Эксперимент №2 Возьмите у себя со стола листочек бумаги и сделайте веер. Помашите им на себя, что вы чувствуете? (Холодок, вы привели воздух в движение)

А сейчас подуйте на ладошку, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха)

Подойдите к вентилятору, я сейчас его включу, что почувствовали? ( Холодный воздух)

Ну что ребята, мы ответили на вопрос, можно почувствовать воздух? (Да) С помощью чего мы узнали что можно почувствовать воздух? (Веера, вентилятора) Значит, чтобы почувствовать воздух его надо привести в движение.Карточка-обозначение

Садитесь на места и давайте посмотрим на следующую карточку, что на ней нарисовано? (Ухо). Сейчас мы должны ответить на вопрос, как можно услышать воздух.

Эксперимент №3 Возьмите по бутылочке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук).

А сейчас возьмите лист бумаги и подуйте вдоль нее, так чтобы получился звук. Ребята, посмотрите край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук

Вывод: Оказывается когда воздух дрожит, возникают звуки и звуки бывают только там где есть воздух. А сейчас скажите если на Луне нет воздуха можем мы там что то услышать? (Нет) Конечно на Луне бесполезно разговаривать, мы не услышим друг друга, где нет воздуха ничего не слышно.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая картинка следующая? (Нос). Как вы думаете воздух имеет запах? Как проверим?

Эксперимент №4Вдохните воздух носом. Чем он пахнет?(Ничем) Он имеет запах? (Нет)А сейчас закройте глаза и скажите чем сейчас пахнет? (Мандарином, духами). И так, чем же пахнет воздух? Какой можно сделать вывод? Чистый воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

А сейчас проглотите ртом воздух. Какого вкуса воздух?(Безвкусный. Не имеет)

Вывод: Значит воздух не имеет вкуса. Карточка-обозначение.

Ну и сейчас мы с вами ответим на последний вопрос. Имеет ли воздух вес? Как вы думаете? Давайте проверим. Положим на чашу весов надутый и не надутый шарики. Посмотрите, чаша с надутым шариком перевесила.

Вывод: Воздух имеет вес Карточка-обозначение.

О воздухе еще можно говорить очень, очень много, но время нашего занятия заканчивается, тихонько выходите из за стола, и я вас жду на коврике.

«Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»

 Что это? (Воздух) Вам понравилось занятие?

А сейчас (            )возьми колокольчик расскажи, что интересного ты сегодня узнал на занятии про воздух и передай колокольчик другому. Молодцы!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность "Волшебные бусины". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Данная образовательная познавательно-исследовательская деятельность направлена на расширение опыта тактильного восприятия детей ...

Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."

Тема:"...не забудь, ты родился в России".-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;-совершенствование навыков словообразования;-совершенствование грамматического строя речи.ра...

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект. Непосредственно- образовательной художественно0 творческой деятельности по втрой младшей группе детского сада.

Апликация "светафор".Знакомство детей с работай светофора, назначение его сигналов.Закрепление знания цветов: красного, желтого, зеленогоЗакрепления знания фигур: прямоугольние, круг....