Проект "Почва - живая земля"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под ногами, и служит опорой для наших жилищ? Приступая к исследованию, нам хотелось бы выяснить: « Что это за плодородный слой, который кормит, поит и оберегает всё живое на нашей планете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение:

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под ногами, и служит опорой для наших жилищ? Приступая к исследованию, нам хотелось бы выяснить: « Что это за плодородный слой, который кормит, поит и оберегает всё живое на нашей планете.

Тема «Почва – живая земля»

Цель: 

Сформировать представление о почве, её особенностях  и значением в жизни деревьев, о  некоторых почвенных обитателях, о  роли  дождевых червей в образовании почвы.

Гипотеза: 

Если мы досконально изучим данную тему и проведём соответствующие исследования, то мы сможем сказать, что почва – живая земля.

Задачи: 

Развивать доказательную речь. С помощью опытов дать элементарные сведения о том,  какое значение имеет почва в жизни деревьев, растений, животных, насекомых.

Формировать навыки экологически – грамотного поведения в природе.

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать.

Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе

Собрать сведения о том, как опавшая листва превращается в почву.

Какую роль в образовании почвы играют живые организмы: насекомые, животные, черви.

Развивающая среда

  1. Коллекция почв.
  2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования
  3. Ящик ощущений.
  4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.
  5. Коллективная работа  «Подземное царство»
  6. Поделки, сделанные из бросового материала
  7. Доска исследователя.
  8. Временная лента жизни листа   «Жизнь листа после опадания»
  9. Мантия и шапочка учёного.

     10. Кроссворд на тему «Почва – живая земля»

Связь со специалистами:

Руководитель по физической культуре: Спортивная эстафета «Мы дождевые черви»

Руководитель по изобразительной деятельности: «Придумай и нарисуй животное, которое обитает в почве»

Развитие речи: «Сказка про Серую шапочку и Красного волка»

При изучении темы мы  пользовались следующими методами:

Практический:

Создали коллекцию почв, где мы узнали, что существует много разных типов почв. Проводили эксперименты и наблюдения за тем, как  черви перерабатывают остатки растений и делают ходы в земле. Создали модель строения почвы.  Во время прогулки собирали листья и создали временную ленту жизни листа.  В конце работы над блоком «Почва» мы решили выполнить коллаж на тему «Подземное царство» и поделки, сделанные из бросового материала.

Коммуникативный:

Рассматривали на картинках животных, которые живут в почве. Слушали доклады детей (с использованием опорных рисунков) на тему «Кто и как  живёт в земле.

Наша  задача – собрать нужную информацию,  используя возможности всех доступных источников:

  • посмотреть в книге;
  • спросить у взрослого;
  • наблюдать или экспериментировать;
  • подумать самостоятельно.

1 часть. Содержание работы воспитателя:

Дать понять, что почва -  «живая земля». Почва как компонент природы  содержит и живую природу: корни, остатки растений, останки животных, и неживую: песок, глину и камни. Иллюстрировать свой рассказ показом картинок, модели строения почвы, коллекцией типов почв.

2 часть. Содержание работы воспитателя:

Дать знания о животных, которые обитают в почве (на примере дождевого червя, крота), с их особенностями  и ролью  в  формировании почвы.

Работа детей: представление рассказов (с использованием опорных рисунков)

на тему «Кто и как живёт в земле» (домашнее задание), отгадывание загадок.

Самостоятельные наблюдения детей за жизнью червя.

3 часть. Содержание работы воспитателя:

Создать временную ленту жизни листа после опадания.

Работа детей: во время прогулки собрать образцы листьев и материал для изготовления коллажа. Изготовление коллажа и поделок из бросового материала (домашняя работа). Разгадывание кроссворда.

Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья? А  куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда – то исчезают.

Дело в том, что со временем все эти опавшие листья, сухие ветки, пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется новая «еда» для растений. Так все и происходит: земля - почва кормит растения, а потом они ее.

А есть ли в почве вода?

Дети уже знают о значении воды в жизни человека и животных. Перед проведением эксперимента дети ощупывали стёклышко. Какое оно – холодное или тёплое? Сухое или мокрое? После нагрева почвы на огне, держа над ней стёклышко,  дети сделали вывод, что в почве есть вода, потому что на стекле они увидели капельки воды.

А есть ли воздух в почве? Под землёй обитает множество животных, насекомых. Чем они дышат? Можно ли его увидеть?  Во время эксперимента

дети опускали комочки земли в воду: почему появились прозрачные пузырьки? Что это такое?  И они сделали вывод, что  в почве есть воздух.

А кто живёт в почве?  

Большую часть жизни дождевые черви проводят под землей, где роют длинные запутанные ходы. Там они и питаются,  пропуская землю через кишечник и поглощая из нее органические остатки. Еще для прокорма они затаскивают с поверхности земли в свои ходы листья и травинки. Для небольшого червя это подвиг.

В прозрачные банки  мы насыпали слоями садовую почву и песок, посадили  в этот контейнер несколько червей и присыпали сверху перегнившей листвой. Емкости поставили в темное, прохладное место.

Через месяц  мы обнаружили, что черви перемешали  землю в банках . Земля стала рыхлая и однородная.

Мы  попробовали налить сверху воды – через некоторое время дождевые черви стали выползать. Они не смогли находиться в земле без воздуха.

Это наглядно доказывает что черви – очень ценные «сотрудники» природы. Пропуская землю через свой кишечник, черви перемешивают слои почвы, обогащая ее перегноем. Они разрыхляют землю и открывают доступ воздуха к корням растений. Так дождевые черви формируют плодородный слой.

Используют червей в сельском хозяйстве: для переработки мусора, навоза, опилок. Проходя через кишечник червя, эти отходы превращаются в удобрение – биогумус, а это самое лучшее удобрение в мире.  

Применяя труд червей – «профессиональных пахарей», можно восстановить плодородие почвы и облегчить себе работу по вскапыванию земли.

 Крот — настоящий землекоп. Когда он ползет, то роет землю, отгребая ее вбок и назад. Если почва мешает животному рыть нору, он делает специальный вертикальный ход и головой выталкивает землю на поверхность. Такие кучки — кротовины — мы часто видим на лугу, на даче, у реки. Перед рождением малышей зверек создает специальный роддом» с мягким полом из сухой травы и роет ходы к ближайшей воде. Детишки у него появляются один-два раза в год причем за один раз рождается не меньше трех кротят. Малыши рождаются голыми, беспомощными, слепыми.

Крот — обладатель замечательной шубки: у него бархатистый, густой, блестящий, угольно-черный мех с серебристым налетом. Есть у этого зверька еще одна особенность, все  знают, что кота можно гладить только по направлению от головы к хвосту, но не наоборот! Эти домашние любимцы не терпят, когда их гладят против шерсти. А вот крота можно гладить в любом направлении, и в любом случае волоски его шерстки будут ложиться гладко. Почему? Это животное ползает под землей и вперед, и назад, значит, мех не должен мешать ему двигаться. Поэтому волоски крота прижаты к телу и могут наклоняться в любую сторону. Если бы они топорщились, как у кошачьих, то наш подземный обитатель непременно застрял бы во время движения назад.

 Если крот плохо видит, то как же он находит дорогу, как ищет добычу?  Подслеповатый крот прекрасно слышит, улавливая даже небольшой шум, хорошо различает ароматы. Кроме того, он трогает все окружающее своим «хоботком». Могут ли у крота быть большие уши?  Похожи ли уши этого зверька на наши? Нет, они практически не видны и прикрыты специальной пленочкой, чтобы в них не попадала земля.)

А что такое плодородие почвы?

Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, а животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к почве, стараться делать так, чтобы в ней всегда было чисто.  Что может для этого сделать каждый из детей, их родителей, воспитателей.

С помощью игры «Ящик ощущений мы сделали вывод, что в почве должны находиться только веточки, семена, камешки, комочки глина, песок, корни растений, животные, насекомые.

В последние годы пластиковые бутылки и металлические банки стали неотъемлемой частью пригородных лесов и берегов рек. И это — признак, прямо скажем, не очень высокой культуры тех, кто любит «отдыхать» на природе.

Во время прогулки по экологической тропинке или экскурсии в ближайший парк  мы отметили, что  везде есть мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратили  внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки леса (парка) и как неприятно посещать места, где люди за собой не убрали мусор.

Провели эксперимент. Выкопали вместе с детьми ямки для разных видов мусора. В одну положили упаковочные материалы, в другую — пищевые отходы, в третью — опавшие листья

Мусор и листья закопали  и отметили  эти участки так, чтобы их можно было найти и через год. В течение года периодически откапывали  ямки и смотрели,  что происходит с мусором. Дети участвствовали  в этом процессе с огромным интересом. Перед тем, как откопать ямки, строили гипотезы о том, что произойдет с разным мусором. Обычно через два месяца исчезают апельсиновые и яблочные корки, практически не остается картофельной кожуры, бумага становится мятой, влажной, мягкой, в некоторых местах рвется, темнеет. Через десять месяцев уже не обнаружили бумагу и яичную  скорлупу. Краска на металлической банке отшелушилась, но сама банка не изменилась. А вот опавшие листья деревьев стали совсем другими: от них остались лишь жилки, а ткань листа превратилась в темную тонкую паутину, как бы нанизанную на эти жилки. Прекрасно сохранились и пластиковые бутылки, и полиэтиленовые пакеты.

По результатам наблюдений ребята сделали вывод, что опавшие листья, перерабатываются живыми организмами и, в конце концов, превращаются в почву. А мусор? Мусор нет.

Вывод:

В ходе исследования мы познакомились с типами почв, её обитателями.

Мы узнали, что почва как верхний слой земной поверхности – «живая земля». В формировании почвы участвуют обитатели почвы (кроты, черви др. животные). Они дышат воздухом, который находится в почве. Также узнали, куда исчезают опавшие листья (их «волшебные превращения). Дети поняли, что  почву нельзя загрязнять, вытаптывать, что от мусора нужно избавляться, складывая его в мусорные баки или сделать из него поделку.



Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому воспитанию во второй младшей группе на тему: Мир насекомых

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

Социализация: воспитывать бережное отношение к насекомым.

Коммуникация: формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.

Безопасность: приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы.

Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.

Материал: иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара; цветы из цветного картона; звукозапись; плакат «Экологическая тропа»; лепестки с изображением цветов, насекомых, птиц, зверей; магнитная доска.

Ход работы:

Вместе с детьми предполагаем, отправиться в путешествие в Страну насекомых. Обращаем внимание на плакат «Экологическая тропа».

Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.

-Выберете и назовите насекомых на картинках.      

-Чем похожи все насекомые?

- Чем питаются насекомые?

- Почему насекомые легко прячутся?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.( звучит запись голоса Лесовичка)

Воспитатель: Кто это?

Лесовичок: Это я, Лесовичок.

Воспитатель: А почему мы тебя не видим?

Лесовичок: Для того чтобы меня увидеть вы должны собрать букет цветов и отгадать мои загадки.

Воспитатель: Мы с ребятами постараемся.

(по одному собираем цветы на поляне)

Лесовичок:

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдет,

И приготовит вкусный мед.

(пчела)

Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»( показывает картинку с изображением пчелы)

Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.

Игра

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Лесовичок:

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это … (божья коровка).

Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов( показывает картинку с изображением божьей коровки)

Лесовичок:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка).

Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Лесовичок:

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.(комар)

Воспитатель: Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.

Лесовичок:

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
( показывает картинку с изображением муравья)

( Появляется Лесовичок)

Лесовичок: Какие вы молодцы. У меня есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. ( Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые, птицы, звери).

Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)

Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми



Предварительный просмотр:

Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Человек и его защита"

Тема № 9 (итоговая)
“ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗАЩИТА”

1. Задачи

1. Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

2. Цитаты, изречения

Разумная гигиена, соблюдаемая в зрелом возрасте – это, по-видимому, наилучшее средство против ускоренного старения нашего организма.
Ф. Бурльер

Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.
В. Ключевский

Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера.
Д. Писарев

3. Полезные советы

За своими волосами

За своими руками и ногтями.

За своим бельем, одеждой.

За обувью

Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой)

***************

Мыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунем

***************

Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать.

***************

Нельзя заплетать мокрые волосы.

***************

Нельзя ложиться спать с мокрой головой.

***************

Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.

Необходимо раз в неделю подстригать ногти.

***************

Грызть ногти – отвратительная привычка.

***************

Нужно руки мыть часто и насухо вытирать.

***************

Обязательно мыть утром руки, вечером – перед сном.

***************

Мыть руки перед едой, когда приходишь с улицы.

***************

Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней.

***************

Не забывай мыть ноги.

Белье получается значительно чище, если часто менять воду.

***************

Белые вещи не стирают с цветными.

***************

После стирки прополощи бельё. Сперва – в теплой воде, затем – в холодной.

***************

Перед стиркой белья необходимо проверить: - нет ли в карманах мусора; - не осталось ли на одежде брошки, булавки, иголки и других колющихся (режущихся) предметов.

З а п о м н и :

Одежду надо проветривать;

Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;

Одежду надо хранить аккуратно; Одежда должна подходить для твоих занятий.

Ходи дома только в домашней одежде.

Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь.

***************

На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом. ***************

Надевают обувь с помощью ложечки для обуви.

***************

Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте.

***************

При необходимости обувь нужно отнести в сапожную мастерскую.

Нельзя:

* выдавливать на теле прыщи;
* облизывать ссадины, порезы;
* ходить в грязном белье;
* надевать чужую обувь.

4. Это интересно знать!

М и к р о б ы : * они очень маленькие и живые;

  • они попадают в организм и вызывают болезни;
  • они живут на грязном теле;
  • они бояться мыла.

Как защищаться от микробов?

  • Не есть и не пить на улице;
  • Есть только мытые овощи и фрукты;
  • Есть и пить только из чистой посуды;
  • Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком,

Народная мудрость гласит: “Здоровье потеряешь – все потеряешь”

Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.

….Учитель спрашивает школьников, почему они пропустили урок. В ответ:

  • Голова болела.
  • Простудился.
  • Отравился, наверное… - и так можно продолжать до конца.

Так почему же мы болеем и теряем свое здоровье?

Причин здесь немало. Это и плохой воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий. Чрезмерно начиненная различными удобрениями и ядохимикатами почва, которая нас кормит. Это и загрязненная вода, которую мы пьем.

Но болезни возникают и по вине самого человека: взрослого или школьника. Обратите внимание на слово “простуда” в перечне причин отсутствия учеников на уроке. Из-за нее, оказывается, чаще всего и пропускают занятия. Но есть школьники и взрослые, которые полностью избавились от простуды без помощи врачей, благодаря лишь закаливанию.

У Игоря сильно болела голова, и он не пошел в школу. А как же бедной головушке не болеть? Если он ежедневно подолгу смотрит телепередачи, ложится спать поздно, на свежем воздухе почти не бывает. А головная боль может быть лишь первым признаком начинающегося более серьезного заболевания.

Зуб удалили. Во многих случаях ученик тоже сам виноват. Не чистил зубы или делал это плохо, от случая к случаю. А совет стоматолога пропустил мимо ушей. Он советовал чистить не менее 3 минут и внешнюю и внутреннюю поверхности зубов, старательно удаляя налет на зубах и массируя десны. К тому же некоторые из вас есть предпочитают плюшечки да булочки, леденцы и печенье, а морковку погрызть забывают. На осмотр к стоматологу тоже не каждый идет. А болезнь не ждет - зубы разрушаются. Пережевывание пищи ухудшается, а это дополнительные трудности для желудка. Больные зубы способствуют возникновению болезней сердца, суставов, горла и других органов.

Есть свод правил, который помогает человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учебе и вообще в жизни.

Вот некоторые основные правила, которые в целом и составляют здоровый образ жизни.

Достаточная двигательная активность включает обязательную утреннюю зарядку, дорогу в школу и из школы целиком или, если школа далеко, частично пешком, физкультминутки на уроках, подвижные игры на перемене, выполнение различных домашних дел, требующих мышечные усилий, самообслуживание и общественно полезный труд, активное участие на уроках труда и физкультуры, в спортивных секциях и кружках, подвижные игры во дворе, участие в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях, походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И много многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше 2 часов в день. Если чувствуешь, что заболел, то, не мешкая, скажи об этом родителям, учителю. Старайся соизмерить физические нагрузки со своим состоянием здоровья. Не уклоняйся от медицинских осмотров, которые проводятся в школе. И всегда стремись укрепить свое здоровье.

Гигиена кожи человека

Кожа - не просто оболочка нашего тела. Она надежный защитник от многих, самых различных опасностей. Вот почему она так же необходима для сохранения жизни, как сердце или мозг.

Рассматривая с помощью микроскопа строение кожи, можно увидеть под наружным, очень тоненьким слоем надкожицы более толстый слой собственно кожи. Его толщина – 1 – 2 мм. Здесь находятся корни волос, маленькие железки и большое количество различных чувствительных телец. Эти тельца посылают по нервам в мозг срочные сообщения: одни – о возникновении боли, другие - о тепле, холоде, прикосновении к коже. В ответ мозг принимает решения и контролирует их выполнение, чтобы вовремя предохранить организм от всяких неприятностей.

Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в два этажа.

Ночью и днем, в жару и холод температура внутри нашего тела почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение кровеносных сосудов, расположенных в “верхнем этаже”. Когда они расширяются, по ним протекает много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам “нижнего этажа”, и кожа становится холодной, а потому потеря организмом тепла снижается. В жаркую погоду начинает работать огромное количество маленьких железок, вырабатывающих пот. Попадая по трубочкам на поверхность кожи, он испаряется и тем самым охлаждает кожу.

Под кожей есть слой клеток, почти целиком заполненных жиром. Это подкожная клетчатка. Она тоже принимает участие в защите организма. Толщина ее в отдельных местах может достигать нескольких сантиметром. Она обогревает нас от возможных толчков и ударов.

Большое защитное значение имеет и надкожица, хотя ее толщина – десятые доли миллиметра. Она не пропускает ни воду, ни растворенные в ней вещества. Микробы заразных болезней могут проникнуть через надкожицу, только если она повреждена. Однако она плохо задерживает солнечные лучи, и можно получить ожог.

Хорошо еще, что благодаря особому свойству надкожицы кожа покрывается загаром, который сильно задерживает ультрафиолетовые лучи. Если солнечная ванна не слишком длительна, ультрафиолетовые лучи, возбуждая клетки надкожицы, заставляют их скорее расти и размножаться. Находящиеся в части клеток маленькие темные зернышки начинают увеличиваться, иногда заполняя чуть ли не всю клетку. Они и образуют сплошной коричневый слой загара. Загар мешает ультрафиолетовым лучам проникнуть в глубь кожи.

Кожа – наш верный защитник. Берегите ее. Поддерживайте чистоту тела. Принимайте необходимые меры при порезах и ушибах.

5. Разработка и оформление памятки

“Чистота кожи – залог здоровья”

6. Встречи с врачами, медицинскими работниками.

Посещение медицинского кабинета, прачечной детского сада.

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Война с микробами”, “Чтобы не было беды”, “Мы из Чистограда”

8. Конкурс детского рисунка “Чистота – залог здоровья”, “Давайте же мыться, плескаться”, “Волшебница – вода”

9. Выставка гигиенических принадлежностей:

которые необходимы человеку во время ухода за телом, одеждой, обувью.

Экскурсия в промышленный магазин (хозяйственный отдел), в аптеку, где продают предметы личной гигиены.



Предварительный просмотр:

Задачи воспитания  навыков культуры поведения у детей

Младший дошкольный возраст  (3-4 года):

  1. В совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
  2. Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
  3. Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
  4. Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
  5. Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.
  1. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
  2. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
  3. Учить самостоятельно, использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно;
  4. Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «Вы»;
  5. Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.
  6. Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
  7. Формировать навыки поведения за столом.
  8. Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения.

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.

Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, помните, что взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво. Цель воспитателя – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, порекомендуйте им специальную литературу. Кроме этого, по желанию родителей, можно организовать «Школу молодой семьи» или «Школу этикета»,  занятия которой будут посещать желающие родители. По окончании данной школы родителям можно выдать дипломы или свидетельства, присвоить звание «Самый культурный родитель» и т.д.

На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителя. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе.

Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны в воспитании культуры поведения. Однако, обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Воспитатель, начиная работу, в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т.п.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.

Тематический план

(младший дошкольный возраст)

№ п/п

Тема

Организационные формы

1.

Знакомство с Феей Вежливости

Тема рассматривается на занятии. Детей знакомят с волшебной Страной Вежливости, с хозяйкой волшебной страны  - Феей Вежливости и ее помощниками Гномами, а также с Незнайкой-зазнайкой. Фея Вежливости ставит перед детьми задачу – изучить правила поведения и научить им Незнайку-Зазнайку. На данном занятии можно дать детям знания о том, как правильно общаться со взрослыми. Далее Фея Вежливости со своими героями присутствует на каждом занятии по изучению правил поведения.

2.

Вежливые слова

Данная тема может рассматриваться в различных видах деятельности: на специальных занятиях, в дидактических играх, сюжетно-ролевых играх, беседах. Фея Вежливости знакомит детей с главными словами, которые должен знать каждый воспитанный взрослый и ребенок: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста» и др. детям преподносятся ситуации, в которых применяются данные слова. Для закрепления знаний детей проводятся дидактические игры «Закончи предложение», «Назови словечко», «Как поступить» и др.

3.

Ласковые слова

Тема раскрывается в процессе ежедневных бесед с детьми, нерегламентируемых видах деятельности.

4

Как вести себя на занятии

Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях проходит в форме беседы и ежедневных напоминаниях непосредственно во время занятия. Необходимо выработать у детей стереотип поведения: сидеть спокойно, внимательно слушать объяснение воспитателя, поднимать руку, не выкрикивать, не перебивать товарищей, не мешать работать соседу, оказывать помощь другим детям при необходимости и т.д.

5

Как вести себя на улице

Знание по данной теме могут преподнесены как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности: беседах, дидактических играх, во время прогулок, экскурсий, развлечениях. Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т.д. Фея Вежливости представляет детям новый персонаж – Светофор Светофорыч, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения.

6

За столом

Тема преподносится детям в процессе бесед, приема пищи, сюжетно-ролевых игр типа «Семья», «Столовая» изучаются правила поведения за столом: мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол, разговаривать в полголоса, правильно пользоваться столовыми приборами, по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно?», «Назови правильно», «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов. Кроме того закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости: «Приятного аппетита!», «Спасибо!» и д.р.

7

Хорошо - плохо

Тема изучается во время специальных занятий, бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, ознакомления с художественной литературой. Цель данной работы в том, чтобы дать детям основы таких моральных качеств личности как доброта, чуткость, милосердие, научить детей оценивать поступки литературных героев, замечать свои отрицательные поступки и поступки товарищей и исправлять ошибки.

8

Мамины помощники

Знание по данной теме могут быть преподнесены во время индивидуальных и коллективных бесед с детьми, при рассматривании картин и иллюстраций, во время организации трудовой деятельности, непосредственного участия детей в уборке группы, во время выполнения обязанностей дежурных. Кроме того в процессе ежедневных бесед, напоминаний необходимо научить детей аккуратно складывать свою одежду при раздевании, не разбрасывать игрушки, убирать после занятий за собой карандаши, краски, пластилин и т.д.

9

Об опрятности и аккуратности

Тема раскрывается во время занятий, бесед, чтение художественной литературы, в игровой и трудовой деятельности. В процессе работы необходимо выработать у детей привычку следить за своим внешним видом, научить пользоваться гигиеническими принадлежностями, следить за вещами, закрепить правило: «Каждой вещи – свое место».

10

Мы играем дружно

При знакомстве с данной темой можно провести как специальное занятие, так и ограничится беседой или совместной игровой деятельностью с детьми. При этом научить детей играть рядом, не мешать друг другу, объединяться в играх, общаться спокойно, не драться, не отнимать  друг у друга игрушки.

11

Вежливость закон для всех

Итоговое занятие, на котором обобщаются все знания, которые дети получили в процессе изучения правил культурного поведения. Все обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном занятии, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей. Цели данной темы могут быть также решены в форме развлечения, принимать участие в котором могут дети вместе со своими родителями. Для детей можно изготовить «медали» и вручить за успешное усвоение правил культурного поведения.



Предварительный просмотр:

Подборка физкультминуток

Если хочешь строить мост, (Дети идут по кругу.)

Наблюдать движение звезд, (Останавливаются и поднимают руки вверх.)

Управлять машиной в поле (Берут в руки воображаемый руль, бегут по группе.)

Иль вести машину ввысь - (Расставив руки в стороны, «летают» по группе.)

Хорошо работай в школе, (Руки складывают, как школьники за партой.)

Добросовестно учись! (Дети расставляют руки и ноги в стороны.)

Листья осенние тихо кружатся, (Дети плавно кружатся на месте.)

Прямо нам под ноги листья ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят (Водят руками по полу.)

Будто опять закружиться хотят (Дети плавно кружатся на месте.)

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)

Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.)

Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)

Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы по радуге бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.)

Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)

И опять бегом, бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Я - чайник, (Дети стоят, одна рука изогнута, как носик чайника, другую - на поясе.)

Ворчун, хлопотун, сумасброд, (Вращают туловищем по круговой оси.) 

Я вам напоказ выставляю живот. (Надувают живот.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)

«Эй люди, я с вами тоже чай пить хочу» (Делают призывные движения правой рукой.)

Руки в стороны - в полет (Дети поднимают прямые руки в стороны.)

Полетит наш самолет. (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.) 

Сделал правый поворот (Поворачиваются вокруг себя вправо, подняв правую руку.)

Сделал левый поворот, (Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку.)

Крыльями покачал, (Покачивают разведенными в стороны руками.)

Загудел и задрожал. (Поднимаются на носки и опускаются на всю ступню и гудят.)

Начинается полет, (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.) 

Полетел наш самолет, (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

Вот закончился полет, (Замедляют бег.)

Приземлился самолет. (Дети опускаются на одно колено.)

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем. (Дети идут по кругу.)
Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг!
 (Разводят руки широко в стороны.)
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Поочередно выставляют руки.)
Расстилается ковер
 (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.)
И направо и налево (Касаются левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули, (Поднимают руки вверх.)
Позвоночник растянули. (Потягиваются.)
Отдохнуть мы все успели и на место снова сели (Дети садятся.)

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (Руки разведены в стороны, плечи подняты.)
Это маятник в часах отбивает каждый такт
(Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, (Приседают.)
Снова спрячется за дверью,
(Закрывают лицо руками.)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга.
(Вращают туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
(Вращают туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходят на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Ходят в замедленном темпе.)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят!
(Бегут на месте.)
Если их не заведут, то они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

Самолеты загудели (Дети вращают перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолеты полетели (Разводят руки в стороны, наклоняются влево и вправо.)
На полянку тихо сели (Приседают, руки к коленям.)
Да и снова полетели. (Дети бегут с разведенными в стороны руками.)

Девочки и мальчики (Хлоп, хлоп, хлоп  – дети хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики (Прыг-скок, прыг-скок – прыгают на месте.)
Ножками топчут (Топ, топ, топ – топают ногами.)
Весело хохочут (Ха, ха, ха – хохочут.)
Глазками моргают (Ритмичное зажмуривание глаз.)
После отдыхают. (Приседают, руки свободные.)

Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Дети прыгают на месте.)
Наклонился правый бок.
(Наклоны туловища вправо.) 
Наклонился левый бок.
(Наклоны туловища влево) 
А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.
(Поднимают руки вверх.)
Сядем на дорожку, разомнем мы ножки.
(Садятся и гладят колени.)
Согнем правую ножку, согнем левую ножку
(Поочередно сгибают ноги в колене.)
Ноги высоко подняли
(Поднимают ноги вверх)
И немного подержали.
(Удерживают ноги на весу.)
Головою покачали
(Качают головой.)
И все дружно вместе встали.
(Дети встают.)

Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)
Начинаем их вращать. (
Вращают плечи вперед и назад.)
Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять!
(Выпрямляются.)
Руки ставим перед грудью, 
(Сгибают руки в локтях перед грудью.)
В стороны разводим. 
(Рывки руками в стороны.)
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Поворачиваются вправо и влево.)
Руку правую поднимем, 
(Правая рука поднимается вверх.)
А другую вниз опустим. 
(Левая рука опускается вниз.)
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Меняют положение рук.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
 (Дети шагают на месте.) 


Голова чтоб не болела, ей вращаем вправо-влево.
(Дети вращают головой.) 
А теперь руками крутим - 
и для них разминка будет.
(Вращают прямые руки вперед и назад.)
Тянем наши руки к небу, 
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
В стороны разводим.
(Разводят прямые руки в стороны.)
Повороты вправо-влево плавно производим.
(Поворачиваются вправо и влево.)
Наклоняемся легко, 
(Наклоняются вперед.)
Достаем руками пол.
(Касаются пальцами пола.)
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминке.
(Дети садятся на места.)

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо встать.

Мы - веселые мартышки,
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И направо. И еще

Через левое плечо.

Переходим на ходьбу. 
Выше ноги. Стой: раз-два!
Мы зарядку делать будем, 
Чтоб не болела голова. 

Выше руки! Шире плечи! 
Раз, два, три! Дыши ровней. 

От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней. 

Давай с тобой попрыгаем 
И ножками подвигаем. 
Раз прыжок и два прыжок, 
Поактивнее, дружок!
Все, закончилась зapядка.

Мы пройдемся для порядка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево-вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево-вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Головой качает слон

Раз, два, три — вперед наклон.
Раз, два, три - теперь назад. Головой качает слон - 
Он зарядку делать рад.
Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Головою три кивка: 
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.

Полетели, полетели, 
Вперед руками завертели. 
А потом наоборот - 
Назад помчался самолет.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Стихотворный текст сопровождается соответствующими движениями детей

Физкультминутки с использованием пальчиковой гимнастики

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки сжаты в кулаки.)

Пальцы делают зарядку, 
Чтобы меньше уставать. 
А потом они в тетрадке 
Будут буковки писать. 
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки.) 

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз, затем резко расправляют пальцы. Рука как бы подпрыгивает.)

Только уставать начнем, 
Сразу пальцы разожмем, 
Мы пошире их раздвинем, 
Посильнее напряжем.
 
(Вытянуть руки вперед, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.) 

Дружно пальчики сгибаем, 
Крепко кулачки сжимаем. 
Раз, два, три, четыре, пять – 

Начинаем разгибать. 
(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) 

Пальцы вытянулись дружно, 
А теперь сцепить их нужно. 
Кто из пальчиков сильнее? 
Кто других сожмет быстрее? 
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук и, не сгибая, сильно прижать их друг к другу, зажать каждый палец между двумя другими, отпустить руки и слегка потрясти.)

Пальчиковая игра «Гусеница»

Гусеница, гусеница –

(Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев.)

Бабочкина дочка,

(«Ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки.)

По травинкам ползает (То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке».)

Кушает листочки:

(И по другой стороне обратно.)

Ам!Ам! Ам! Ам! 

(Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.)

Поела,

(Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются …)

Спать захотела.

(Одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает, держит кулачок, как яблоко.)

Проснулась,

(Постепенно расправляем ладони.)

Бабочкой обернулась!

(Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.)

Полетела, полетела, полетела!

(Машем «крыльями» - запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот. Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Почва - живая земля"

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под н...

Проект "Почва - живая земля"

Данный проект формирует естественно научные основы и экологические понятия у старших дошкольников. Дети знакомятся с ростом и развитием растений в нашей местности на плодородных черноземных почвах....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель проекта: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Земля – наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собираю...

ИНЖЕНЕРНАЯ КНИГА «Модернизированная поливочная станция» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Почва – живая земля

Цель проекта. Развитие конструктивных творческих способностей детей средствами конструирования через работу над проектом «Капельная поливочная станция»....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Проект: «Почва — живая земля»

Проблема:Что такое почва.Образование почвы.Выяснить свойства почвы и ее значение. Цель проекта:дать представление о почве, ее значении;развивать умение анализировать проблему (определять и сравни...