нод по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе "защитники отечества"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

интегрированное занятие  по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященное Дню защитника Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия26.27 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект по духовно-  нравственному образованию в подготовительной группе.                       

Цель: Формировать представление детей о защитниках Отечества, героическом прошлом нашей страны .

Задачи:

  • познакомить с различными родами войск, их назначением и символикой.
  • способствовать развитию интереса к языку былин, древним заветам.
  • Закрепить название древнего оружия богатырей.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря: Богатырь, Русь, Отечество, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, мотострелки,  гренада.

Предварительная  работа: рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «Алёша Попович и Тугарин змей»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол». «Никита – Кожемяка», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» . Знакомство с образом Ильи Муромца не только как богатыря, но и русского святого. Разучивание пословиц, песни и танца богатырей.

                                 

                                 Ход занятия:

             Дети  заходят в зал под музыку.

Воспитатель: Проходите, гости дорогие! Рассаживайтесь  поудобнее.  Да послушайте мой рассказ. 23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Слово  “Отечество” того же корня, что и слово “отец”,  “Отчизна”, “отчий дом”, “отчий край. Отечество – это наша страна, Родина. Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы.  А знаете ли вы названия родов войск, в которых  служат наши защитники?(военно-воздушные силы, сухопутные войска, военно-морские силы, воздушно-десантные войска) Давайте посмотрим на флаги этих родов войск и попробуем отгадать, где чей.

1-й слайд. Во все времена , во всех странах военные с особым трепетом относились к знамёнам и флагам  войсковых соединений, потому что они являются символом войсковых соединений.  Они, как правило,  богато украшены и хранятся в особых помещениях.

2-й слайд. У знамени приносится присяга, оно сопровождало бойцов во время боя, и считалось большим позором, если знамя оказывалось в руках врага.  У каждого рода войск есть свой флаг.

3-й слайд. В первую очередь, я хочу вам рассказать о сухопутных войсках. Это и пехота, и танкисты, и  артиллеристы. Пехотинцы или, как их сегодня называют  мотострелки,  несут очень трудную службу, требующую много  сил и выносливости. Они должны уметь быстро окапываться, т.е. делать окоп или яму, в которой мотострелки укрываются от пуль противника. Кроме того, они должны уметь быстро и метко стрелять.

Артиллерию называют царицей полей. Но, чтобы стать артиллеристом нужно  быть не только сильным и ловким, но и хорошо знать математику, чтобы правильно рассчитать, куда полетит снаряд.

А что делают танкисты?(несут свою службу на танках и БТР, должны не только хорошо стрелять, но и уметь справляться со сложной техникой) А легендарным стал танк т-134, который во время войны наносил немалый урон фашистам.

4-й слайд. Флаг Сухопутных войск –это  военная символика. представляет собой  полотнище красного цвета. В центре полотнища — изображение малой эмблемы Сухопутных войск (золотая пылающая гренада на фоне двух перекрещенных мечей).

5-ый слайд. Следующий род войск – военно-воздушные силы, как вы думаете, кто входит в их состав(лётчики). Лётчики летают на вертолётах, сверхскоростных самолётах, самолётах-истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках, разведчиках. Это очень трудно и почётно. А как вы думаете женщины-лётчики бывают? Во время войны очень много было девушек-лётчиц, они летали на бомбардировщиках и немцы называли их ночными ведьмами.

6-ый слайд. А это их флаг. Как вы думаете, что означает  голубой фон и жёлтые полосы?(небо и солнце). а в центре перекрещены крылья, пропеллер и зенитное оружие.

7-ый слайд. А это знаменитый Андреевский флаг, почему его так назвали (т.к. он назван в честь Андрея Первозванного.) Какому роду войск он принадлежит. Правильно , это флаг моряков.

8-слайд.Вот посмотрите,  как раз происходит построение на корабле под Андреевским флагом.

Моряки проходят службу на воде и под водой, и как их называют?(подводники)

9-ыйслайд. А это флаг воздушно-десантных войск. Обратите внимание на то, что зелёная полоса – символизирует землю, а голубая?(небо), крылья, как у лётчиков, а в центре – парашют. Ведь именно на парашютах десантники высаживаются на территорию противника.

10-ый слайд. Десантные войска-элитные войска. Многие мальчишки мечтают там служить. Туда берут ребят с самым крепким здоровьем, очень хорошо развитых физически.

11-ый слайд. Ну вот мы с вами и познакомились с различными родами войск.

Воспитатель: а теперь я посмотрю, как вы разобрались.

                           Д.и. «Собери  картинку».

Воспитатель: ребята, а как вы  думаете, наши мальчики смогут стать настоящими защитниками Отечества?

Дети: да.

 Воспитатель: тогда давайте они нам об этом песню споют.

                       Песня : «Эх, ребята!»

Воспитатель: ребята, а давайте-ка вспомним, кто были защитниками отечества тысячу лет назад. Рассаживайтесь поудобнее, мы  отправляемся в путешествие во времени.

Слава русской стороне, слава русской старине, и про эту старину я рассказ сейчас веду. (звучит фоновая музыка гуслей)  Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (слайд с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель:

- Правильно, а кем они были?

Дети:

Богатырями.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети:

Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель:

Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь не замеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

Дети:

«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.

Воспитатель:  а какими качествами должен обладать защитник родной земли. (дети: сильными, смелыми, выносливыми, добрыми, и т.д..)

Воспитатель: вспомните пословицы о доблести и любви к Родине.  Каждый,  кто называет пословицу, кладёт в кузовок кружок.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-С родной земли умри, но не сходи.

-За правое дело стой смело.

-Жить - Родине служить.

-Счастье Родины дороже жизни.

-Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ умрёт.

 Звучит грозная музыка , вой свист. Раздается звук набата.

Воспитатель: Слышите звук колокола – это значит, что случилась  беда, на нашу землю напал Соловей-разбойник. Кто нас может спасти? Конечно же богатыри. А как вы думаете, есть ли они среди нас? Любой смелый человек, готовый защищать свою землю, родных и друзей сможет стать богатырём! Я думаю, что и наши мальчики – настоящие богатыри.

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем богатырям собраться в дозор. Я загадаю вам загадки, а отгадки как раз и помогут богатырю взять всё необходимое. (выбирается один из детей, на него одеваются элементы костюма)

-Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут.

Кольчуга.

-Железная шапка с острым концом,

 а спереди клюв навис над лицом.

Шлем.

-Оружие это не просто поднять,.

Не просто поднять и в руке удержать.

 Снести им легко было голову с плеч.

 Ну, что догадались конечно же …

Меч

Воспитатель: Молодцы,  богатыря в путь собрали. Что ж, теперь можно и отправляться.

. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано: Пойдёшь направо ждут тебя  деньги и слава, пойдёшь налево -друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо – врага одолеешь. Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: Дорогу, которая идет прямо. Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.  Стрела,  а на ней записка:

 Для начала разомнитесь,

 По верёвочке пройдитесь,

 Со ступать с неё нельзя ,

Пропасть вас там ждёт друзья.

 (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Воспитатель: Вот и речка на пути

 Не проехать, не пройти

 Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их и произносить те слоги и буквы, что на обороте камней написаны). Получается слово БОГАТЫРИ.

Воспитатель:  Ну осталось пройти через пещеру, а там и логово Соловья-разбойника.

Пройдя через пещеру, дети подошли к дереву, около которого сидит Соловей-разбойник.

Соловей: ха-ха-ха сами ко мне на обед пожаловали.

Воспитатель: ну мы-то тебя не боимся, нас богатыри  защитят. Эй, богатыри,  выходите , Соловья-разбойника  победите!

 Танец богатырей.

Воспитатель: А теперь возьмите-ка ваши мечи булатные, да прогоните Соловья-разбойника.

Дети прогоняют разбойника.

Воспитатель: вот видите, ребята, мы смогли победить злые силы. Потому что наши мальчики – настоящие богатыри.

Ну вот мы и закончили с вами наше путешествие, расскажите-ка мне, что вам больше всего понравилось, что запомнилось.(ответы детей). А теперь под бравый марш мы вернёмся в группу.