Семинар-практикум для родителей с детьми по экспериментированию. Старшая группа ." СКАЗКА". "Расскажи и я забуду,покажи- и я запомню ,дай попробовать и я пойму". Публикация в сети интернет:pedrazvitie.ru.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Савченко Любовь Николаевна

теоритическо-практическая деятельность по экспериментированию родителей с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий семинара  практикума для родителей по экспериментированию.

Тема: « Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Цель: Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях.

Задачи: 

-Формировать умение родителей поддерживать в ребенке желание.

-Экспериментировать в домашних условиях , общаться с детьми.

Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Форма проведения: Круглый стол, семинар – практикум.

Подготовка: Оформить памятки «варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

-анкетирование родителей « детское экспериментирование в семье «

- презентация «экспериментирование в детском саду»

Оборудование: Памятки, анкеты, модели цветов, соломинки для коктейля, пластиковые стаканчики, гусиные перья, масло растительное, емкости с водой, листочки бумаги, краски, кисточки, палитра, свечи, металлические  предметы, деревянные палочки, подставки для свечи, мультимедийное  оборудование, магнитная доска.

Ход: 

-уважаемые родители! Мы рады видеть вас!

Сегодня мы хотим  поговорить с вами об исследовательской деятельности.

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой  познания и освоения огромного мира.  Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период  дошкольного детства.

Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития  дошкольников. Ребенок дошкольник  сам по себе уже является исследователей, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.  В  процессе экспериментирования  дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество  интересующих вопросов: «почему?», «зачем?», «как?», « что будет если почувствовать себя исследователем?».

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая  окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно – следственные связи. Дети подмечают многое : особенно строение предметов , животных, их поведение , настроение людей и т.д.  способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства .

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с  объектами: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и т.д. дети учатся задавать вопросы : « как это сделать ?», обращаться с просьбами: « давайте сделаем так ?», « давайте посмотрим, что будет если ?» сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу ,но и сходство. Только через действие ребенок  сможет познать  многообразие окружающего  мира и определить собственное место в нем.

В детском саду уделяется много внимания детскому  экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются  специальные проблемные ситуации, проводятся непосредственно  образовательные  дела, проводим с детьми различные опыты и ставим эксперименты.

Сейчас  вашему вниманию мы хотим предложить просмотр слайдов, на которых дети совместно с воспитателем проводят опыты, делают выводы .

Просмотр.

А  теперь предлагаем пройти в нашу мини лабораторию и самим поэкспериментировать!

1 опыт. Почему говорят «как с гуся вода?»

Цель. Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.

Материалы и оборудование.  Перья  куриные  и  гусиные,  емкости с водой,   жир,  пипетка,  растительное масло,  «рыхлая»  бумага,  кисточка.

Ход. Дети рассматривают перья, смачивают их водой. Выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу   растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло.

Результат. Вода скатилась, бумага осталась сухой.

Вывод. У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими.

2 опыт.  «Волшебные краски».

 Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. К тому же, в ходе экспериментирования, он может получить ещё несколько новых оттенков.

3 опыт. Со свечой « горит не горит ».

Цель: Уточнить знания  детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо .

Материалы и оборудование: Металлическая тарелочка или поднос, спички, кусочки бумаги деревянные палочки, металлические предметы ( гвоздь, гайка, ложечка) , стакан с водой.

Ход: Педагог говорит о роли  огня в жизни человека , об осторожном  обращении с ним . Спрашивает детей , какие  материалы будут гореть . Дети  рассматривают предметы на  столе и высказывают свои предположения . Педагог  предлагает  проверить правильность выбранных предметов для горения .    На металлической тарелочке педагог поочередно  пробует поджечь представленные предметы . Далее обсуждает с детьми полученные результаты и вспоминает правила обращения с  пожароопасными предметами .

Результат: Дети усваивают знания  о способности возгорания определенных материалов и о правилах обращения со спичками .

Вывод:  Огонь – помощник человека, но очень опасный. Огонь может сжечь бумагу , дерево, однако огонь бессилен перед железом (оно не горит ) и водой (она тушит огонь) . 

4 опыт. « Мы дышим воздухом .»

Как вы думаете, как можно увидеть воздух, которым мы дышим?

Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте . Что появилось в стакане ?почему ? (ответы родителей ).

Вывод:  Мы дышим воздухом , но он невидимый .

Мы с вами провели эксперименты.

А теперь памятка для вас «расскажи – и я забуду,  покажи  и я запомню, дай попробовать и я пойму.»

Это говорит о том, что детям понятнее и интереснее увидеть , сделать  самостоятельно чем просто послушать.

К памятке наши советы!

  1. Меньше учите, больше делитесь.
  2. Поощряйте поисковую активность детей.
  3. Активизируйте внимание ребенка.
  4. Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
  5. Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

Уважаемые родители ,несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома.   Для этого не требуется больших усилий, только желание , немного фантазии и конечно некоторые научные знания .

Мы дарим вам памятки. « Как можно провести несложные эксперименты в домашних условиях».

ПАМЯТКА :

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

  1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

  1. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. 

Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

  1. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ.

 Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

  1. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА: 

«Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

  1. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ … 

 Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее  обычной  и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет. В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность. Желаем Вам успехов!

А сейчас мы вам предлагаем вырастить цветы . Если вам понравилось сегодняшнее мероприятие , то прикрепите лепесток оранжевого цвета , и желтый лепесток , если вы остались чем –то не довольны !

Спасибо за сотрудничество !!!!

Приложение

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ».

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

________________________________________________________________

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: