Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гимельберг Анна Валерьевна

Цели:

1.      Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.

2.      Формирование представлений об особенности дымковской игрушки.

3.      Формировать познавательный интерес, желание узнавать ещё больше о народных промыслах.

4.      Формировать желание расписывать плоскостной вариант дымковской игрушки.

5.      Учить расписывать в дымковском стиле.

6.      Формировать эмоционально-ценностный компонент, уважение к труду, художественному творчеству русского народа.

7.      Развитие и закрепление основных движений (ходьба приставными шагами по скамейке, подлезание).

Материалы:

1.      Дымковская игрушка (Барыня).

2.      Матрёшка.

3.      Иллюстрации дымковских игрушек, их производства, виды Дымковской слободы.

4.      Ортопедический коврик, дуга, скамейка.

5.      Аудиозапись дымковской свистульки, аудиоплеер.

6.      Трафареты-заготовки для росписи.

7.      Кисти, краски, вода, клеёнки.

Интеграция образовательных областей:

1.      Познавательная.

2.      Речевая.

3.      Художественно-эстетическая.

4.      Физическая.

5.      Социально-коммуникативная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_gimelberg_srednyaya_ftskm.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.

Автор: Гимельберг Анна Валерьевна, г.Новосибирск, МК ДОУ «Детский сад № 445», воспитатель.

Цели:

  1. Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.
  2. Формирование представлений об особенности дымковской игрушки.
  3. Формировать познавательный интерес, желание узнавать ещё больше о народных промыслах.
  4. Формировать желание расписывать плоскостной вариант дымковской игрушки.
  5. Учить расписывать в дымковском стиле.
  6. Формировать эмоционально-ценностный компонент, уважение к труду, художественному творчеству русского народа.
  7. Развитие и закрепление основных движений (ходьба приставными шагами по скамейке, подлезание).

Материалы:

  1. Дымковская игрушка (Барыня).
  2. Матрёшка.
  3. Иллюстрации дымковских игрушек, их производства, виды Дымковской слободы.
  4. Ортопедический коврик, дуга, скамейка.
  5. Аудиозапись дымковской свистульки, аудиоплеер.
  6. Трафареты-заготовки для росписи.
  7. Кисти, краски, вода, клеёнки.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательная.
  2. Речевая.
  3. Художественно-эстетическая.
  4. Физическая.
  5. Социально-коммуникативная.

Ход занятия.

Первый этап. Мотивационный.

Воспитатель: Мы немного пошумели,

Порезвились и попели,

А теперь нам вновь пора

В Страну Знаний, детвора.

Предварительно на полку в уголке художественного творчества поставить игрушку в дымковском стиле («Барыня»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изменилось в нашем художественном уголке?

Дети с воспитателем подходят к уголку художественного творчества и отмечают изменения.

Воспитатель: Действительно, столько всего нового, а это потому произошло, ребята, что в гости к нашей Матрёшке пришла подружка из далёкой деревни Дымки. Зовут её Барыня Познакомьтесь с ней, пожалуйста. На Руси было принято при встрече кланяться друг другу. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Давайте и мы выразим почтение нашей новой знакомой.

Барыня «подходит» к каждому ребёнку, «кланяется» ему, ребёнок отвечает поклоном игрушке.

Второй этап. Основной.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие хорошие подружки наша Матрёшка и Барыня. Чем они похожи? А чем отличаются? А как вы думаете, почему у них есть эти различия?

Дети отвечают, исследуя, трогая игрушки; отмечают роспись, форму, цвета, материалы, из которых сделаны игрушки.

Воспитатель: Какие интересные ответы у вас, ребята! Вы правы: матрёшка сделана из дерева, а Барыня – из глины. Одеты они по-разному: на Матрёшке платочек, а Барыня носит кокошник. И фигурки у них разные: Матрёшка «греет» в себе своих дочек, а Барыня нарядилась как на праздник. А ещё они родились в разных городах. Хотите послушать историю Барыни? Тогда давайте посмотрим, где же живут умельцы, вылепившие такую красавицу. Покажи нам, Барыня, пожалуйста.

Дети вместе с воспитателем и игрушкой подходят к первой картинке, на которой изображена деревня Дымки.

Воспитатель: На берегу реки расположилась слобода Дымково, где 400 лет назад – очень давно – однажды к весеннему празднику Свистунья кто-то из умельцев смастерил замечательную игрушку-свистульку. И детки, и взрослые очень полюбили её. Как вы думаете, почему?

Воспитатель показывает картинку свистульки, дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: Действительно, ребята. Посмотрите, какая она яркая, эта птичка! Какая она радостная от того, что пришла весна и навстречу солнышку она прилетела такой вот нарядной! Какого цвета у птички перышки? А хвост? А клювик?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какая эта птичка?

Дети отвечают (нарядная, красивая, яркая, веселая).

Воспитатель: Вы правы! А ещё эта птичка-свистулька очень звонкая. Вот послушайте, как она поёт!

Включается аудиозапись игры на свистульке.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она так звонко поёт?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, ребята. А ещё она зовёт весну, тепло, чтобы солнышко скорее согрело землю. И так эта птичка понравилась людям, что решили они слепить ей из глины друзей и подружек: лошадок, собачек, курочек, оленят – и Барыню нашу, конечно, чтобы ухаживала за всеми ними.

Воспитатель показывает картинки дымковских игрушек.

Воспитатель: Большое хозяйство у нашей Барыни? Много у неё друзей? Но чтобы игрушка получилась по-настоящему волшебной, нужна особая глина – красная. Мастера смешивают её с песком – посмотрите, какие получаются фигурки. Давайте подойдем – и посмотрим!

Воспитатель подводит детей к другой «станции» - картинке с изображением заготовок для игрушек.

Воспитатель: Смотрите, похожи ли эти фигурки на настоящие волшебные дымковские игрушки? Нет. А почему? Чего им не хватает?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вы правы. Их надо как следует раскрасить. Для того, чтобы игрушки стали белыми, мастера используют мел (показывает кусочек белого мела). Посмотрите, какого он цвета?  А ещё им необходимы для росписи яркие краски. Скажите, пожалуйста, какие формы используют для росписи мастера из Дымковской слободы?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы, наблюдательные. Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Роспись дымковской игрушки очень нарядна. На белом фоне яркие цвета смотрятся действительно очень празднично. Давайте посмотрим, какими ещё бывают эти игрушки. Только до следующей станции нам придется добираться по мосту.

На ковре лежит ортопедическая дорожка, стоит скамейка и дуга. Детям предлагается пройти по дорожке, затем по скамейке, и, наконец, проползти под дугой. Воспитатель следит за правильностью выполнения движений.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и добрались до друзей и подруг нашей Барыни. Давайте посмотрим на картинку. Скажите, пожалуйста, что на ней изображено? Что делают игрушки на картинке?

Дети рассматривают и описывают сюжеты, передаваемые игрушками.

Воспитатель: Молодцы! А сами-то хотите попробовать расписать такую игрушку? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает пройти детям за столы, где расставлены стаканы с водой, краски, разложены кисти и шаблоны.

Воспитатель: Наша Барыня посмотрит, как мы с вами расписываем её новых подружек. Давайте вспомним, какой узор, какие формы используют дымковские мастера для росписи игрушек?

Дети отвечают.

Воспитатель: Эти же узоры будем использовать и мы в своей работе. Перед вами лежат незаконченные куколки. У них нет лиц, их платья некрасивы. Давайте сделаем их красавицами – как наша Барыня!

Дети по образцу начинают роспись своих куколок. Воспитатель помогает детям.

Третий этап. Итог.

Воспитатель: Итак, ребята, мы закончили с вами расписывать наших красавиц. Посмотрите, какими яркими они стали. Теперь им можно идти на любой праздник! Барыня, тебе нравятся твои новые подружки?

Барыня благодарит детей за то, что помогли ей найти столько новых друзей. Но ей пора домой, на полочку к Матрёшке.

Воспитатель: Пожалуйста, Барыня. Наши ребята всегда готовы помочь. А за что мы с вами, ребята, можем поблагодарить Барыню?

Дети отвечают.

Воспитатель: Видишь, мы тоже благодарны тебе за то, что рассказала нам про дымковскую игрушку, показала своих друзей и подруг. До свидания, Барыня.

Дети прощаются с куклой, ставят её на полочку рядом с Матрёшкой.

Воспитатель: Итак, ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего понравилось? О чём мы расскажем нашим мамам сегодня? Что покажем? Наши куколки подсохли. Давайте поставим их в хоровод и полюбуемся на них.

Дети выкладывают на магнитную доску рисованных кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и чтение художественной литературы в средней группе "Встречаем гостей"

Цели:-приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом;- закрепить название и назначение предметов посуды.Задачи:- воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на сто...

Конспект совместной деятельности детей и педагога по формированию целостной картины мира «Знакомство с видами транспорта» в средней группе

·        Расширить знания детей о   наземном, водном и воздушном видах транспорта, местах передвижения транспорта – земля, вода, воздух, назначении транспо...

Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе.

Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; ...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Как мы помогали лесным жителям».

Прогулка в зимний лес, првила поведения в лесу, увлекательная игра и воспитание бережного отношения к природе и животным....

Конспект по формированию целостной картины мира на тему « У весны в гостях» в средней общеобразовательной группе.

Цели и задачи:Закрепить представления о сезонных изменениях в природе.Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе.Учить понимать, через какие органы чувств...

Методическая разработка по формированию целостной картины мира по теме «Дикие животные» в средней группе

Методическая разработка по формированию целостной картины мира по теме "Дикие животные" в средней группе...