проект о воде
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Пуганова Светлана Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vode.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  детский сад №125 г. Нижний Новгород

Тема: «Формирование познавательной потребности детей среднего дошкольного возраста в проблемно поисковой  деятельности»

Проект: «Что мы знаем о воде?».

                                                                        Воспитатель:Пуганова С.В.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: средней продолжительности.

Участники проекта: воспитатели, дети 3-4 лет, родители.

Актуальность: В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают  радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Именно поэтому мы поставили перед собой задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности.

В результате бесед с детьми выяснилось ,что дети мало знают о воде, ее свойствах. Проведя диагностику стало понятно что дети не понимают что человек-часть природы : он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины.

Цель проекта:

- Расширить представления детей о воде.

- Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

- Закладывать основы экологической культуры ребенка.

- Поощрять  проявление инициативы и любознательности для получения новых знаний.

Задачи: 

- Развивать познавательные способности детей ,в процессе совместной  исследовательской деятельности , практических опытов с водой.

- Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение.

-Закрепить и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах.

- Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека, кому вода – дом родной.

- Продолжать развивать эстетическое восприятие воды в природе.

Этапы проекта:1.Подготовительный:

 А. Постановка цели и задач.

 Б. Изучение методической литературы.

 В. Пополнить развивающую среду

  - Подобрать художественную литературу, физкуьтминутки, пальчиковые игры, стихи и т.д.

  -Составление картотек стихов , загадок, поговорок.

  -Подготовка оборудования для опытов.

  -Составление картотеки  опытов с водой.

  -Подбор иллюстраций о воде.

Г. Составление перспективного плана работы.

Д. Выбор форм работы с родителями.

Е. Определение ожидаемых результатов.

2.Практическая деятельность по решению задач.

- Беседы.

- Чтение художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций.

- Проведение опытов, экспериментов, наблюдений.

- Проведение непосредственной образовательной деятельности.

- Проведение игровых упражнений, дидактических игр, подвижных игр.

3. Заключительный

- Итоговое занятие « Волшебная капелька» 

Предполагаемый результат:

  • Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  • Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
  • Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

План работы с детьми.

Дата

План работы

1 неделя

  • Беседа  «Где можно встретить воду?»
  •  Беседа  «Зачем человеку вода?»

3.Наблюдение за образованием  сосулек.

    Наблюдение за трудом дворника.

4.Рассматривание иллюстраций «Вода в природе»

5.Опыт « Горячая, теплая, холодная»

6.  Опыт « Окрашивание воды»

7. Рисование «Снегопад»; физкультминутка «Дождик».

8.Чтение потешек о воде в быту.

2 неделя

  • Беседа  «Вы помните, как выглядят снежинки?»
  •  Беседа «Что случиться со снегом, если пригреет солнышко?».

4.Наблюдение за комнатными растениями.

5.Наблюдение за погодой , снегом.

6.Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр»; А.Л.Барто « Девочка чумазая»

7.Опыт «Вода растворитель»

   Опыт «Вода не имеет формы»

8.Игра «Сосулька».

3 неделя

1.Занятие  «Прятки» - игры с водой.

2.Чтение стихотворений «Иней», «Росинка»; Отгадывание загадок; игра «Капельки».

3.Опыт «Буря в стакане»

4. Опыт « Есть ли запах у воды?»

5.Пальчиковая гимнастика «Весёлые рыбки»;

6.Прослушиваниеаудиозаписи «Музыка дождя».

7.Игра «Забавный рыболов»

9. Беседа «вода и ее превращение»

4 неделя

1.Беседа « Кто живет в воде?»

2.Наблюдение за аквариумными рыбками.

3.Заучивание художественного слова о воде.

 4. Пальчиковая гимнастика «Капель»;

5. Координация слова с движением «Весна».

4. Опыт «Вода прозрачная»

5.Опыт « Тонет-не тонет»

7.Прослушивание аудиозаписей «Шум моря».

8.  Физкультминутка «Кораблик».

5 неделя

1.Занятие  «Волшебная капелька »

2.Наблюдения за  облаками

3.Прослушивание аудиозаписи «Звонкий ручей».

4.Опыт « Цветные льдинки»

   Опыт « Что такое лед?»

5.Чтение потешек о «Водичке», «Дождике», «Ручейке», «Снежке».

6. Пальчиковая гимнастика «Капель».

7. Координация слова с движением «Веснянка».

8.Дидактическая игра « Доскажи словечко»

Работа с родителями:

- Привлечь к показу  в домашних условиях, для чего нужна вода (приготовление пищи,  стирка белья, уборка квартиры, полив комнатных растений, купание людей)

-Провести консультацию «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника»

-Дать рекомендации «Проведите с детьми дома»

-Привлечь родителей к оформлению альбома «Кому нужна вода?»

-Помочь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр, экспериментов с водой.

-Провести индивидуальные встречи-консультации.

Заключение

В ходе реализации проекта дети овладели  несложными способами экспериментирования с водой.

У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).

Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
  • А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
  • Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  • С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  •  Журнал «Дошкольное воспитание»  7 2004, 7 2005
  • Журнал «Ребенок в детском саду» 3 2006
  • Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К проекту Занятие «Вода, вода – кругом вода»

Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде....

К проекту Занятие «Водичка, водичка ...»

Цель:Познакомить детей со свойствами предметов в воде и закрепить понятия «легкое – не тонет», «тяжелое – тонет»).Учить детей играть с водой с разными игрушками.Расширить словарный запас «журчит», «ки...

Педагогический проект "На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой"

Обостренное внимание к экологическим проблеммам существует давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных...

Проект "В воде родится, а воды боится"

Проект познавательно-исследовательский "В воде родится, а воды боится". Одна из задач данного проекта:   Вызвать  интерес к  исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и...

Проект Тема: « Водичка, водичка умой моё личико…» Для детей первой младшей группы (возраст 2-3 года)

Цель проекта: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.Задачи проекта:ü обеспечить благоприятн...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...