Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности на тему: «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вождаева Татьяна  Владимировна

В течение заочного путешествия  по Антарктиде у детей будет развиваться экологическая  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления  с Антарктидой. Дети будут  иметь представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды. У детей будет развиваться речь, обогащаться словарный запас  (полярник, айсберг, ледник, материк, океан).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лукоморье»

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности

на тему:

 «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ»

Образовательные области:

 «Речевое развитие» (развитие речи);

 «Познание» (ознакомление с миром природы»);

 «Художественное творчество» (рисование);

для детей подготовительной  группы (дети 6-7 лет)

                                                                 Воспитатель:

 Вождаева Татьяна Владимировна

2015 года  

                       

        Тема: «Необычное  путешествие в Антарктиду»      

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой.

        Образовательные задачи: 

  • Дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;
  • Учить нетрадиционному приему рисования акварелью на влажной тканевой салфетке;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • Развивать умения пользоваться мнемотаблицами;
  • Развивать речь, обогащать словарный запас  (проговаривание слов: полярник, айсберг, ледник, материк, океан).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи.

Методы и приемы:

        Игровой, словесный, просмотр слайдов о животных Арктики, видеозапись о северном сиянии, прослушивание аудиозаписи, использование наглядно-предметных картинок, практическое выполнение заданий, опыты-эксперименты, рассказ воспитателя, поощрение

Виды детской деятельности:

        Познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, исследовательская.

Оборудование и материалы:

  • Географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;
  • Видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;
  • Емкость с водой (аквариум, глубокие чашки), лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;
  • Емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой и кремом;
  • Красочки, кисточки, вода, влажные  бумажные  салфетки (по количеству детей);
  • Медали «Юные полярники».

Планируемый результат:

  • Закрепление знаний детей об Антарктиде, о животном мире этого региона, явлениях природы;
  • Знакомство с новыми словами: полярник, айсберг, ледник, материк, Евразия, Антарктида, полярное сияние;
  • Развитие интереса к опытам;
  • Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования на влажной салфетке акварелью (полярное сияние)

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

        Доброе утро ребята! Давайте встанем в кружочек, улыбнемся друг другу и познакомимся. Меня зовут Татьяна Владимировна (дую на ладонь, отправляю детям). А теперь вы, отправьте мне также свое имя.

        Раздается стук в дверь, на пороге появляется посылка.                                            Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? Вы хотите узнать, что в ней находится? Давайте откроем, а как? Помогите мне, пожалуйста. Спасибо  (воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это? кроме флешки) дети перечисляют предметы (карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки). 

Воспитатель: Как вы думаете,  кому могут принадлежать все эти вещи? Почему именно в холодные места?

Берет в руки карту - что это?  Для чего?

Берет в руки компас - это что? Для чего нужен компас.

Достает и показывает аптечку - а  это что такое? Для чего нужна аптечка?

Берет в руки затемненные очки - Что это? Для чего нужны темные очки?

Для чего нужны теплые вещи?

Ребята, здесь еще лежит флешка, давайте посмотрим ее содержимое.

        Воспитатель включает видеописьмо полярника.

        Здравствуйте, дорогие ребята села Идринского!  Меня зовут Юрий Леонидович, я ученый полярник.  Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята и очень любите путешествовать. Вы, когда-нибудь, видели удивительное  явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть?  Приглашаю вас посмотреть на это чудо  природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние, а еще говорят северное сияние (дети смотрят и слушают видеописьмо). 

Воспитатель:   Ребята, мы с вами  посмотрели видеописьмо от Юрия Леонидовича, рассмотрели вещи в посылке, так кому же принадлежат все эти вещи? (ученому - полярнику). Как можно больше узнать о чем - то, не выходя из группы, из садика, или из дома? При помощи чего? (у экрана телевизора, компьютера, рассматриваем книги, альбомы). Вот и мы сегодня с вами, не выходя из д/с отправимся в путешествие. Согласны?

  1. Основная часть

Слайд № 1. Воспитатель: Ребята, на какой планете находится наша страна (планета Земля);  Какой формы наша планета?  Что придумали ученые, чтобы изобразить нашу планету? (карту, глобус). Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли). На каком материке мы живем? (Евразия). Кто желает показать на карте, глобусе? (Молодец!). Есть на нашей планете необычная земля. Назвали ее Антарктидой. Находится она на Южном полюсе. Вокруг ее омывает Южный океан. Кто мне покажет, где это? (ребенок показывает Антарктиду на глобусе). Молодцы, ребята. А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран.

Слайд № 2 . Воспитатель: Каким цветом  отмечена  Антарктида? (белым).  Что означает белый цвет?  (снег, лед, холод). Антарктида - самое холодное место на земле.

Слайд № 3.       Там никогда не бывает теплых дней. Температура  воздуха минус  - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.   Первую загадку мы отгадали – что это? (карта). Следующая загадка Антарктиды.

Слайд № 4  . Воспитатель: Ребята, кто знает, как  называются ледяные плавающие горы? Давайте все вместе, хором  повторим слово АЙСБЕРГ. Откуда появились эти ледяные громады? Как вы думаете, опасны ли айсберги?  Для кого?  Почему? Чтобы это выяснить, мы отправляемся с вами в лабораторию.

        Опыт со льдом:

Воспитатель:  Ребята, мы сейчас с вами будем самыми настоящими учеными. Пройдите в лабораторию, возьмите по кусочку льда и поместите каждый свой кусочек льда в емкость с водой, представьте, что это откололся кусок льда.  Утонул он?  Почему? Посмотрите внимательно, где находится большая часть льда?  Какой вывод мы можем сделать? Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна). 

Слайд № 5  Воспитатель:  Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде?  (нет, там только станции, на которых работают ученые, полярники). Кто такие полярники?  (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом). 

Слайд № 6.    Давайте все вместе, хором  повторим слово ПОЛЯРНИКИ. Что они делают в Антарктиде? (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю).

Слайд № 7.    Ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым,  полярникам, мы знаем о погоде и  жизни в Антарктиде.  

Слайд № 8  Воспитатель:  Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли  в Антарктиде живые существа? (да). Назовите их (животные - тюлень, морской котик; птицы, рыбы  и т.д.))

ЗАГАДКА№ 4

Слайд № 9  Воспитатель:  Кто это? (животные и птицы). А пингвин это птица или животное (рассказ по мнемотаблице), (у птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, похожие на ласты высиживают яйца). Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и  не летает, то для чего же им нужны крылья?  (чтобы плавать). Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? ( Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.

Опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно

Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? (капли воды скатываются с рук). Также происходит с перьями пингвина. Какай  вывод,  мы можем сделать?

Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира. Давайте мы с вами превратимся в пингвинчиков  (одевают шапочки пингвинчиков):

Слайд № 10        На одной ноге постой-ка,                    Стоит на 1 ноге,
        
Будто бы пингвинчик стойкий,                        на 2 ноге.
        
А теперь ты проходи,                                  Ходьба вокруг себя.
        
Да смотри не упади! 
        
Крылья кверху поднимай,                         Поднимание рук вверх,
        А затем опускай.                                        Опускание вниз.
        
Покачай головой,                                       Наклоны головы вперёд, назад.
         
Ты пингвинчик удалой.                             Хлопанье в ладоши.

Мы отгадали еще загадку Антарктиды.

Слайд № 11 - открываем   картинки: Антарктида, Айсберги, с человечками , животные, птицы.

Воспитатель: Ребята, осталась последняя пятая загадка

        Друг за дружкой чередой.

        Мирно ходят брат с сестрой. 
        Братец будит весь народ, 
        А сестра, наоборот, — 
        Спать немедленно зовёт. (
День, ночь). 

Слайд № 12   Вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные  полярные  ночи.

Слайд № 13, 14, 15.  В Антарктиде  уже наступает полярная ночь,  и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

        

Видео – Полярное Сияние. Красота небесного свечения!

Воспитатель: Понравилось полярное сияние? На что оно похоже волшебное явление?    Какие чувства вы испытывали?  (радость, удивление, восхищение).        Воспитатель: Давайте пройдем к нашим рабочим местам и с помощью акварельных красок изобразим полярное сияние. Рисовать будем на волшебных  влажных салфетках. Потрогайте, какая она на ощупь (влажная, гладкая, холодная). А теперь возьмите в руки кисточки, обмакните их в тот цвет, какой вы видели на видео, на картинках. Воспитатель показывает детям способ изображения полярного сияния. Дети приступают к рисованию фона – северного сияния (звучит музыка).

Слайд № 16  открываются 6 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками, животные, птицы, день, ночь.

   

 3. Итог занятия

Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды. Так что же такое АНТАРКТИДА?- (дети рассказывают по слайду № 12)

1. Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;

2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;

3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.

4. В Антарктиде  живут животные: тюлень, морской котик, медведь.  Птицы: пингвин, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают.

6. В Антарктиде короткий полярный день,  длинные  полярные  ночи.

        

         За вашу любознательность, за активно выполненные задания, за интерес к жизни животных,  вручаю вам  медали «Юные полярники». Я надеюсь, что вы и дальше будете интересоваться жизнью животных и людей не только Антарктиды, но и других материков!         Молодцы, вы мне очень  понравились. Спасибо за помощь в работе!

Используемая литература:

  1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет»;
  2. Н. В. Каланина «Занятие по экологии в детском саду»;
  3. О.А. Скоралупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»;

Интернет ресурсы:

  1. http://ds88.ru/2568-integrirovannoe-zanyatie-s-detmi-podgotovitelnoy-gruppy-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom;
  2. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-antarktidu.html;
  3. https://www.savethearctic.org 
  4. http://www.vesti.ru/doc.html;
  5. http://www.vseneprostotak.ru/2012/10/arktika-suzhaetsya-antarktika-rastyot.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Путешествие в лес» с использованием современных образовательных технологий

Данный конспект направлен на то,чтобы  вызвать у детей интерес к окружающему миру и сформировать представление детей о роли леса в жизни человека....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – исследовательское развитие » Тема: «Путешествие в Цифроград»

Программное содержание:1.      Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,  овал и группировать их по цвету.2....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Путешествие в страну дорожной азбуки»

Программное содержание:1.     Систематизировать представление детей о транспорте. Активизировать словарь детей.2.     Развивать мелкую моторику,  память, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Путешествие в Антарктиду» (нетрадиционная техника – мятая бумага)

Формировать у детей представления о животном и растительном мире Антарктики. А так же развивать умение работать с бумагой, ножницами и оборудованием для аппликации....

Образовательная область "Физическое развитие".Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «физическое развитие»/ «социально-коммуникативное развитие».«ПУТЕШЕСТВИЕ К СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ».

Учить детей элементам классической степ-аэробики и фитбол-гимнастики, совершенствование физических качеств, координации движений, профилактика плоскостопия....

Конспект занятия по непосредственно образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие в Антарктиду»

Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы....