"Как хлеб попадает на стол?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лашкина Ольга Вадимовна

Конспект познавательной деятельности в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_p-i_deyatelnosti.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности:

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Старшая группа

Тема: «Как хлеб на стол пришел?»

Составила:  Лашкина О.В.

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о хлебе.

Задачи: Познакомить детей с хлебом, рассказать о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомить с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.
Планируемый результат: Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.

Интеграция деятельностей: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная

Материал: Кусочек хлеба, мешочек или салфетка; картинки с изображением зерен пшеницы и ржи, трактора, выполняющего разные сельскохозяйственные работы;


Ход деятельности:

  1. Загадки о хлебе.

Под салфеткой или в мешочке спрятан кусочек хлеба. Воспитатель предлагает детям отгадать, что за сюрприз там спрятан, и о чем он хочет с ними поговорить. Читает загадку:

       

             «Чудо» Лев Квитко

Зернышко-крошку всю зиму хранил,

В рыхлую землю весной посадил.

Чудо случилось, наверное, с ним.

Зернышко стало  живым и большим.

Зернышко-крошка лежало в земле,

Лежало, согрелось, разбухло в тепле.

Сначала разбухло, потом проросло.

Тонким росточком на грядке взошло.

Чубик завил этот слабый росток,

Выкинул перышки нежный листок.

Ну, разве не чудо, что чубик такой

Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!

Он землю буравил, он лез напролом,

Он к свету и солнцу пробился с трудом.

А над землею – опять чудеса:

Что-то растет не по дням – по часам.

Зернышка нет и в помине давно.

Не угадаешь, чем стало оно?

– Почему вы считаете, что это хлеб? По каким строчкам из загадки вы догадались?

  1. Беседа «Как хлеб на стол пришел»

– Откуда  берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина!

– А откуда он берется в магазине? (ответы детей)

– Предлагаю вам узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.

– Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле?

– Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы).

–  А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

 –Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно).

– Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

  1. Рассматривание на картинке колосков ржи и пшеницы и сравнивание их.

– Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)

– А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

  1. Физкультминутка «Мы маленькие зерна»

Мы маленькие зерна,         (присесть)

Сидим пока в земле.           (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает       (встаем)

И мы растем в тепле.          (тянемся на носочках)

Боимся непогоды мы:         (наклоны)

Грозы, дождя и вьюг.          (рывки руками)

Из этих зернышек растут    (прыжки)

Цветы,                                   (поднимаем руки)

Морковь                               (опускаем руки)

И лук.                                   (идем на место)

  1. Рассказ на тему «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?»

– Раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины.

Главная машина – трактор. Почему главная? (предположения детей)

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает, вы узнаете из рассказа.

Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.

Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача?

Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.

Но трактор не простой тягач, а вездеход. 

– Как вы думаете, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.

Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет?

(Рассматривание трактора и машины – обратить внимание на колёса – пусть дети попробуют сами догадаться, за счет чего это происходит).

– У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.

Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.

Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья! 

Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.

Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.

После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.

И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!

Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.

Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.

  1. Рисование «Трактор в поле»

Предложить детям нарисовать трактор, работающий в поле, используя схему последовательности рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как хлеб на стол попадает".

Проект для детей старшего дошкольного возраста.Проект краткосрочный,познавательно-исследовательский.Направлен на ознакомление детей с процессом выращивания хлебных злаков,изготовлением хлеба.Воспитыва...

Презентация "Как хлеб на стол попадает"

Презентация "Как хлеб на стол попадает"...

Формировать знания о последовательности выращивания хлеба. Рассказать откуда берётся хлеб, как он попадает на наши столы.

Формировать знания о последовательности выращивания хлеба. Рассказатьоткуда берётся хлеб, как он попадает на наши столы....

Проект "Как хлеб на стол к нам попадает?"

Проект, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого дети узнают о том, какой нелегкий путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на нашем столе....

Как попадает хлеб на стол.

С целью закрепления и представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве с детьми из группы «Непосед...

НОД в области «Познавательное развитие». Тема «Как хлеб попадает к нам на стол».

НОД в области «Познавательное развитие». Тема «Как хлеб попадает к нам на стол»....

Проект «Как на стол попадает хлеб»

Хлеб – один из основных продуктов питания, поэтому понимание процесса его производства становится важным шагом в формировании у детей осознанного отношения к природным ресурсам и труду людей. Хл...