Загадки к лексической теме "Обувь". Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Афанасьева Елена Ринатовна

Загадки и конспект занятия на тему: "Обувь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsegda_shagaem_my_vdvoyom.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.

(Башмаки)

Что же летом на ногах? -

Летом жарко в сапогах!

Чтобы рады были ножки,

Я надену...

(Босоножки)

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам;

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер на порог -

Остаемся мы без ног.

А безногим - вот беда, -

Ни туда и ни сюда.

Что ж, - полезем под кровать.

Будем там тихонько спать.

А когда вернутся ноги —

Вновь поскачем по дороге.

(Ботинки)

Все в шерсти, а кожи нет.

(Валенки)

В них упрячешь две ноги -

И в мороз гулять беги.

(Валенки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днём – домой.

(Валенки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днем – домой.

(Валенки)

Все в шерсти, а кожи нет.

(Валенки)

В них упрячешь две ноги -

И в мороз гулять беги.

(Валенки)

Живут дома близнецы,

Надевают их на пятки,

Только эти сорванцы

Очень любят прятки.

Они прячутся под креслом,

Под диваном и столом,

Не поставишь их на место-

Будешь шлёпать босяком.

(Тапочки)

 

Шлёпают по дому.

С папой знакомы.

С мамой знакомы.

С киской знакомы,

А на ногах у Ромы!

                В. Стручков

(Тапочки)

Если дождик, мы не тужим –

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги)

Если дождик — мы не тужим, —

Бойко шлепаем по лужам.

(Сапоги)

 

Два брата - арапа,

Ростом - по колено.

Везде с нами гуляют,

Наши ноги защищают.

(Сапоги)

Два братца

Не могут расстаться:

Утром в дорогу,

Ночью к порогу.

(Сапоги)

Остроносые подружки

Не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом

Шелестящим топотком.

В. Стручков

(Туфли)

Любят ваксу.

Ставишь кляксу.

Чистишь щёткой.

Трёшь бархоткой

И любуются походкой.

(Туфли)

   

Что на ножки надевать,

Чтобы прыгать и скакать?

Чтобы ножки не опухли,

Надевать что нужно?

(Туфли)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днём – домой.

(Валенки)

Все в шерсти, а кожи нет.

(Валенки)

В них упрячешь две ноги -

И в мороз гулять беги.

(Валенки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днём – домой.

(Валенки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днем – домой.

(Валенки)

Треплют, катают,

а зиму таскают.

(Валенки)

Хоть и скользкие дорожки,

Я зимой хожу в сапожках.

А когда был маленький,

Надевал я...

(валенки)

Бывает, снег весной летает,

На землю падает и тает,

Тогда на валенки в порошу

Надевают что?

(Калоши)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья,

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.

(Тапочки)

Мягкие одежки

Для левой и правой ножки.

(Тапочки)

Не разлить друзей водой.

За одним идёт другой.

Целый день слетают с пят.

Под кроватью ночью спят.

(Тапочки)

Отгадай загадку - кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по болотам.

(Сапоги)

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги.

(Сапоги)

Если дождик будет капать,

На дороге - лужи, слякоть,

Грязь - не вытянешь ноги,

Что наденешь?

(Сапоги)

Стоят в прихожей две Трубы

Чернокожие Столбы.

Сунул в них ноги

Зашагал по дороге.

В. Стручков

(Сапоги)

Снег на улице, мороз!

Что одеть мне? Вот вопрос.

Босоножки не годятся,

Будут все вокруг смеяться.

Чтобы не замёрзли ножки,

Надо что одеть?…

(Сапожки!)

Выпал снег. Замёрзли ножки.

Нужно нам обуть ...

(Сапожки)

 

Две резиновые Рыбки,

Обуваю без ошибки.

На весёленькие ножки

И гуляю по дорожке.

(Сапожки)

Дом для каждой ножки

Теплые ...

(Сапожки)

В нас хозяин на охоту

Идёт тихонько по болоту.

Обувает нас на ноги,

Когда лужи на дороге.

(Сапоги)

Входит в группы грустный «Кот в сапогах», здоровается с детьми.

Кот. Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги мои порвались, даже подошва отвалилась, а на улице зима, холодно, лапы мерзнут, болят. Где мне взять новые сапоги?

Ответы детей. В обувном магазине, на рынке.

Воспитатель. Ты, кот, и зимой и летом, в одних сапогах ходишь, поэтому у тебя и лапы болят и сапоги быстро износились. А ведь обувь разная бывает.

Кот. Какая разная?

Воспитатель. Я ребятам загадки загадаю, а ты внимательно слушай и узнаешь и даже увидишь, какая бывает обувь.

1. Если дождик не тужим

Бойко бегаем по лужам.

Станет солнышко сиять

Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги).

2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой

Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки).

3. Ни ботинки, ни сапожки

Очень сильно греют ножки

В них мы бегаем зимой

Утром в сад, потом домой. (Валенки).

4. Что же летом на ногах?

Летом жарко в сапогах,

Чтобы рады были ножки

Я надену …… (Босоножки).

5. Быстро в них ныряет ножка

Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).

Кот. Так много обуви. Но зачем? Ведь можно всегда и везде ходить в одних сапогах.

Воспитатель. Нет, это вредно для здоровья. Обувь надо тщательно выбирать, чтоб ноги были здоровы, не уставали и не болели. Вот, например, ребята подскажут.

- Зимой мы носим какую обувь? (Зимнюю)

- Летом …….

- Осенью ……

- Мужчины носят – мужскую.

- Женщины ……..

- Дети ……….

- Спортом занимаются в …….

- Дома, в квартире …….

- На улице …….

Кот. А на праздник девочки ходят в нарядной обуви на высоченных каблуках, да?

Ответы детей. Нет. Детям нельзя ходить на высоких каблуках. Это вредно. Можно ногу подвернуть, упасть и т.д.

Воспитатель. Ребята, расскажите Коту, как правильно выбрать обувь, какая она должна быть.

Ответы детей. Обувь должна быть удобная, нужного размера, для спорта – спортивная, для холода – теплая, для жары – легкая.

Воспитатель. Понял?

Кот. Да, все понял. Я побежал в магазин.

Воспитатель. А пока наш кот бегает по магазинам, мы разомнем наши ножки.

Физминутка.

Вот они сапожки

Это с левой ножки

Это с правой ножки

Если дождик пойдет

Наденем калошки

Это с правой ножки

Это с левой ножки

Вот как хорошо!

Когда появилась обувь

Ногам древних людей приходилось нелегко, ведь на земле находилось множество острых камней. Поэтому однажды наши предки поняли, что ноги надо защищать, - то есть что-то надевать на них.

Первая обувь, изобретенная человеком (скорее всего, это были сандалии) делалась из плоских кусочков дерева, полосок кожи и травы. Прикреплялась первая обувь к подошвам ног веревкой, концы которой заматывались вокруг лодыжек.

В холодных странах, конечно, сандалии не защитят ноги от мороза, поэтому каждую ногу обворачивали шкурами. Так появились предки нынешних ботинок.

Египтяне были первым народом, который начал повсеместно носить ботинки. Подошва делалась из папируса или кожи, которые привязывались к ступне с помощью двух ремешков. Для защиты большого пальца носок ботинка загибался кверху.

Римляне пошли дальше в изобретениях – так появились босоножки. Римские босоножки имели щели по бокам и ремешки, которые завязывались в центре. У знатных людей были босоножки «собственного» вида (остальные не имели права носить такие же).

В странах с более холодным климатом люди, независимо друг от друга, стали создавать теплую обувь. Такой обувью поначалу были мешочки, которые подбивались травой и привязывались к ноге. На основе этого изобретения индейцы и эскимосы придумали впоследствии мокасины.

Обувь, похожая на современную, впервые появилась у крестоносцев, ходивших в длительные походы. В таких условиях для защиты ног нужны были ботинки, которые бы служили достаточно долгое время.

Ботинки - произведения искусства появились чуть позже - в Англии, Италии и Франции.

Ход познавательного занятия.

Вы любите загадки? Отгадав мою загадку вы поймете о чем пойдет речь сегодня.

«Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью»

Правильно, речь идет об обуви.

Я вас приглашаю на выставку обуви под названием «Обувь разная нужна, обувь всякая важна».

Как вы думаете, сколько человеку нужно обуви. По рассуждайте

(Дети рассказывают какая и для чего нужна обувь)

Правильно: простые, утепленные ботинки, резиновые сапоги,

лыжные, шлепки, босоножки, праздничные туфли и так далее.

По нескольку раз в день нам приходиться переодеваться.

Утром встав с постели, мы первым делом ищем под кроватью комнатную обувь.

Перед тем, как идти в школу, на работу, надеваем туфли, ботинки, сапоги.

На работе многие тоже переодеваются, там может быть специальная обувь, например бутсы для рабочих на заводе.

Вечером, собираясь в театр, надеваем красивые туфли.

Все мы привыкли к обуви. Она кажется такой обыкновенной, будто она была у человека всегда.

Но нет не всегда!

У самого обыкновенного ботинка очень длинная и очень интересная история.

(Воспитатель читает детям «Когда появилась обувь? »)

Давайте попробуем, как это первобытные люди ходили по острым камням без обуви?

(Дети проходят по каменной дорожке с одной раздетой ногой.)

Какие у вас ощущения? (колко, больно, неприятно, неудобно) .

А для обутой ноги? (легко, свободно, уверенно)

Ребята, а кто делает обувь? (обувщик, сапожник)

Да, эта профессия появилась – 5 тысяч лет назад. И год от года сапожники делали, более удобную, более прочную, более красивую обувь. Среди сапожников были большие мастера своего дела. Они шили красивые, изящные туфельки из цветной кожи с блестящими пряжками и красивыми узорами.

Долгое время самым распространенным материалом для изготовления обуви была кожа животных.

Какое ценное свойство имеет кожа?

Правильно она мягкая, гибкая, ее можно прошить, пробить, приклеить.

Возьмите кусочек кожи и расскажите, какая она?

(прочная, мягкая, легкая)

Но самое ценное в ней это то, что она «дышит», т. е.

Пропускает через свои поры или отверстия воздух. Поэтому в кожаной обуви нога чувствует себя хорошо, не устает, не потеет. А из какого материала еще можно изготавливать обувь? (резина, мех, войлок, сукно)

Вспомните в какой обуви вы ходили в морозные дни? (в валенках)

Из какого материала они изготовлены? (из войлока)

Какие свойства у этого материала? (плотный, теплый, водопроницаемый)

Его делают из овечьей шерсти.

А если на улице потеплело что мы оденем? (кожаные сапоги)

Кожаные сапоги или ботинки утепляют мехом, что бы и в мороз их можно было одеть.

А вот и ручейки и лужи появились, что же тогда у нас на ногах? (резиновые сапоги)

Ребята, мы сегодня познакомились с различной обувью и материалами из которых она сделана.

Дома рассмотрите обувь вашей семьи и расскажите нам о том в какую погоду ее надо носить и из чего она сделана!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

ЗАГАДКИ для лексической темы "Наша армия"

Загадки о военной атрибутике для развиватия  образного  и логического мышления , память, внимания детей старшего дошкольного возраста...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Загадки по лексическим темам

Представлены загадки по лексическим темам....

Загадки по лексическим темам "Фрукты" , "Овощи" (младшая группа).

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вам подборку загадок по лексическим темам "Фрукты", "Овощи" для младшего дошкольного возраста.С представленными загадками вполне справятся и дети с ОВЗ....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...