КОНСПЕКТ ООД " Кап-кап, капельки по кругу".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Создать условия для исследовательской деятельности; получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_kap-kapkapelki_po_krugu.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ             МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                         Тема: Кап-кап, капельки по кругу.

Приоритетная образовательная область:  познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Воспитатель:  Котрухова Алёна Валерьевна 

Возрастная группа: дети старшей группы

Цель: поддержать  интерес,  создать условия для исследовательской деятельности, которые привели бы  к первым открытиям и выводам; получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста; объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека, о формах и видах воды( ручей, родник, река, моря, океаны, осадки…); познакомить с круговоротом воды в природе .    Развивающие: развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

 Воспитательные: формировать у дошкольников навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней. 

Предполагаемый результат: ребенок проявляет устойчивый интерес к миру природы; умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции; знает технику работы с раздаточным  материалом; умеет создавать  композицию по теме ; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций; в процессе собственной деятельности проявляет творческую инициативу.

 Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о  дожде  «Дождь» А.  Барто,   об облаке «Облака» Я. Акима»,  Пар» Н. Михайловой ; разучивание стихов о воде.Привлечение  родителей  к подготовке костюмов.

Беседы родителей с детьми « Для чего мы бережём воду?».Чтение отрывков из произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо». Подбор художественной литературы о роли  воды в жизни человека « Мойдодыр» , «Федорино горе» К. И. Чуковский. Работа с глобусом « Почему земля голубого цвета?».

Использование мелодий для импровизаций танцевальных движений.

Игры «Ручеёк», «Мы капельки». Работа в уголке природы «Мы – друзья природы» (полив растений).

  Словарная работа: морское сражение, Лондон, Гвинея, Робинзон Крузо, необитаемый остров, парус, частокол ,фильтрование воды, круговорот воды в природе ,облако Робинзона.

Материалы и оборудование:

Мольберт, глобус;  линейка, шнурок, спичечные коробки, циркуль для дидактической игры « Придумай  ( выбери)  и измерь»;   топор, инструменты плотницкие, муку, зерно, сундуки, парус,  деньги  для игры «Проблемная ситуация  « Что и зачем?»;  мелодия из цикла «Звуки природы» (журчание ручейка); речной песок, крахмал, промокательная бумага, воронка, тряпочка, ёмкости для эксперимента «Фильтрование воды»; картинки ( море, река, облака, дождь) для дидактической игры «Отгадай и объясни»; схема с изображением круговорота воды в природе; горячая вода, кусочки льда, трёхлитровая банка, противень для эксперимента « Облако Робинзона».

Форма проведения: организованная образовательная деятельность.

Ход деятельности

Звучит мелодия « Шум прибоя». Входят девочки- «капельки», мальчишки –

« пираты» и один  в костюме Робинзона Крузо, располагаясь в разных концах необитаемого острова.

  1. Игровая ситуация

Воспитатель: Этот мальчишка не хотел прислушиваться к просьбе отца и матери, которые запрещали даже думать о море. Он знал, что старший брат его погиб во время морского сражения, а средний пропал без вести во время морского путешествия. Повзрослев, он всё же отправляется из Лондона в Гвинею, в далёкую страну.

Воспитатель: ( показывает глобус). Вспомним, дети, что это за предмет? Для чего его используют?

Дети: Это глобус, он нужен, чтобы найти нашу страну.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего я на нём расположила два разноцветных кружочка так далеко друг от друга?

Дети: Чтобы показать наш дом.

Воспитатель: Нет, ребята. Для этого потом мы возьмём третий  флажок. А эти нужны , чтобы вы увидели, как далеко  расположены друг от друга Лондон и  Гвинея.

2.Дидактическая игра « Придумай  ( выбери)  и измерь».

Детям предоставляется возможность выбрать или придумать способы измерения расстояния на глобусе  от Лондона (Англия) до Гвинеи ( линейка, шнурок, спичечные коробки, циркуль …), а также обосновать свой выбор.

Воспитатель: А какой предмет нам поможет измерить что-то круглое, если мы окажемся на необитаемом острове?

Дети: Верёвочка.

Воспитатель:  Правильно. Вот и наш персонаж после двенадцатидневного шторма во время крушения корабля оказался на необитаемом острове. Первый день он спал на дереве, чтобы его не съели звери. Затем построил плот и перевёз с корабля….  Как вы думаете, что перевёз с корабля на сушу наш моряк? ( порох, топор, инструменты плотницкие, муку, зерно, сундуки, парус, золото, деньги…)

3.Проблемная ситуация  « Что и зачем?»

 Дети приплыли на  необитаемый остров на трёх лодках . И  эти три команды должны будут выбрать  предметы, необходимые для проживания.  Каждая подгруппа должна объяснить свой выбор ( цель применения предметов ).

Воспитатель:  Я согласна с вами. Во второй день он уже не спал на дереве, а огородился  сундуками. На третий день нашел холм и полянку,  использовал парус для палатки, а затем в скале стал строить жилище и соорудил частокол, используя топор и плотницкие инструменты, чтобы защититься от непрошеных гостей.

   Ребята, догадались о каком моряке шла речь?

Дети:Пират, капитан, Робинзон Крузо.

Воспитатель:Ответов много, но уточнить их поможет нам следующая театрализованная игра.

4.Игра-театр: « Я – пират? Нет, Робинзон!»

(звучит песня ДжеймсаБрауна « Этот мир мужчин». )

Мальчики демонстрируют костюмы пиратов и Робинзона Крузо. Затем они  должны передать свои действия  на необитаемом острове. Девочки среди них находят моряка, попавшего на остров во время кораблекрушения.

Воспитатель: Молодцы! Да, это Робинзон Крузо.

(Звучит мелодия из цикла «Звуки природы»)

Воспитатель: Вдруг наш герой , когда удалился вглубь острова, услышал журчание ручейка и очень обрадовался этому.

5.Сюрпризный момент «Танец капелек»

( в исполнении девочек)

Воспитатель: Спасибо, капельки. Оцените, мальчики, танец девочек. Ведь это был танец-экспромт.  На что были похожи наши танцовщицы?

Дети: На ручеёк, водопад, дождинку.

Воспитатель: После же Робинзон Крузо вспомнил следующие строчки. Ребята, поможем ему поднять настроение?

Дети: Да.

6.Физкультминутка «Ручеёк»

Познакомьтесь, мой дружок,                                 (руки в стороны)

Маленький и быстрый.

Синий-синий ручеёк,                                              ( руки вперёд, изображая

                                                                                   волны)      

Чубчик серебристый.                                              ( руки вверх)

Он бежит издалека                                                  (бег на месте)

По камням и сучьям.

Я завидую слегка:                                                    (наклоны головы вправо,

                                                                                    влево)

Ах, какой везучий!                                                  (плечи приподнять вверх и

                                                                                   и опустить)

Он увидит океан,                                                     (руки в стороны)

Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан                                       ( руки вверх)

О таком мечтает.

Поспешает ручеёк                                                   (руки вперёд, изображая

                                                                                   волны)

По траве и шишкам,

А на спинке он везёт                                              (руки вперёд, изображая

                                                                                  кораблик)

Лодочки мальчишкам.

Воспитатель: Почему он был рад услышать ручеёк.? Ведь  куда ни глянь – кругом вода.

Дети: В океане вода солёная, как в Чёрном море. А в  ручье – нет.

Воспитатель: А взрослые разве вам разрешают использовать воду для питья из ручья? Почему?

Дети: Нет. Надо пить чистую, чтобы не заболеть.

Воспитатель: А в ручье она была прозрачная, не мутная. И всё же взрослые и в этом случае не разрешили бы вам испить водицы. Почему?

Дети: В ней есть микробы.

Воспитатель: Верно, поэтому её нужно очистить. Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию и проведём эксперимент «Фильтрование воды».

7.Экспериментирование «Фильтрование воды».

Воспитатель: У нас в стакане прозрачная вода, что можно использовать, чтобы она стала мутной?

Дети: Песок, грязь,  краски, пыль.

Воспитатель: Мы же будем использовать с вами крахмал, а затем очистим воду. Для этого используем фильтры ( очистительные устройства): тряпочку, песок, промокательную бумагу. Сливаем воду из одного стакана в другой через них. В каком стаканчике самая чистая вода?

Дети: В третьем, где промокательная бумага.

Воспитатель: Верно. Но у нашего героя нет промокательной бумаги, но есть тряпочка. Он сможет профильтровать воду. Но что ещё нужно сделать, чтобы избавиться от микробов?

Дети: поставить на огонь.

Воспитатель: Вы правы. Нужно довести воду до кипения, и микробы исчезнут. Но наш герой столкнулся ещё с одной проблемой. И она прозвучит в последних строчках загадки.

8.Дидактическая игра «Отгадай и объясни».

Подобрать картинки, соответствующие тексту загадки, ( море, река, облака, дождь) и объяснить свой выбор. (работа по подгруппам)

Мы говорим – она течёт.

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Воспитатель: О чём ведётся речь в загадке? Что падает опять на землю?

Дети: О воде, а падает дождь.

Воспитатель: А вот это явление природы на острове Робинзона Крузо повторялось часто . И он никак не мог понять: почему дождливых дней больше, чем солнечных? Попробуем объяснить. Следующий наш эксперимент называется « Облако Робинзона».

9.Экспериментирование « Облако Робинзона».

1.Постановка исследовательской задачи:

Воспитатель: Уважаемые молодые учёные, сейчас постараемся вместе с вами сделать облако.

2.Уточнение правил безопасности:

Воспитатель: Но помните: аккуратно обращайтесь со стеклянными предметами,

                                                   не берите в рот лёд,

                                                   не трогайте банку с горячей водой.

3.Прогнозирование результата:

Воспитатель: Как самим можно сделать облако? ( предложения детей)

4.Выполнение эксперимента.

Воспитатель наливает в трёхлитровую банку горячей вода ( примерно 2,5 см). кладёт на противень несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.  Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А  откуда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

5.Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.

Вывод. Поднимающийся вверх воздух охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, встречаясь вместе, капли становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Воспитатель: Очень серьёзную работу мы с вами проделали, а теперь подвигаемся, сыграем в игру .

10.Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель: Наш Робинзон Крузо  попросил вас с ним поиграть, привести его мысли о воде в порядок. Вспомним наши стихи об этом явлении природы ( каждый читает стихотворение).

Дождик вдруг полил из тучки

И накапал нам на ручки.

Как вода попала в тучку?

Кто ответит мне получше?

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет пар.

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в водицу.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться , не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Поэтому, ребята, нужно её беречь. Наша страна богата пресной водой, есть страны, где её не хватает.

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап,

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Ни в коем случае нельзя пить сырую воду. А если летом сильно греет солнышко, то знайте: скоро будет дождь.

         

  Список литературы

1. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание   дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.

2. Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми».

           Волгоград, Учитель, 2008 г.

           3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по  

            экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.

4.  Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».

ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006 г.

5. С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера».

           6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты                   в детском саду». Волгоград,  Учитель, 2009 г.

           7. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к

             практике». Приложение к журналу «Управление ДОУ». Москва.  

             Творческий Центр, 2010.

          8. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском

             саду». М.; Просвещение, 2006г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...

Тема: «Ходит капелька по кругу»

(интегрированное занятие)...

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...

К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»

Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...

Ходит капелька по кругу

Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей  группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....