Главные вкладки

    Проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему:
    Социально значимый проект "Зеленый щит планеты"

    Иванова Татьяна Ивановна

    Экологическое образование детей -процесс осознанно нравственных отношений детей к природе, большой потенциал их всестороннего развития. Важно не только приобрести новые знания и расширить свой кругозор, но надо и научиться сохранить все то, что дает нам природа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zelenyy_shchit_planety.doc456 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально значимый проект  "Зеленый щит планеты"

    (подготовительная группа).

    "Каждый родился хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса".

    М. Пришвин

    Цель.  Формирование у детей представления о природных богатствах, их пользе, о деревьях, как о живых    организмах.

    Повышение уровня экологической компетентности детей.

     Развитие в детях творческого потенциала, способностей, позволяющих  детям самим реализоваться в различных формах и видах деятельности.

       Воспитание бережного отношения к природе.

    Задачи.

    1. Пробуждать интерес к природе, приобщать к процессу познания.

    Познакомить с разнообразием   растительного мира, его значимостью для нашей планеты; наиболее распространенными растениями нашего края; растениями нашего участка.

    2. Формировать представления о жизни деревьев, развивать речь, фантазию, наблюдательность.

    3. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком

    4.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

    5. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.

    6. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

    7. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

    Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (2 недели).

    Предполагаемый результат:

    Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

    Родители: повышение интереса у родителей к данному вопросу; привлечение родителей к озеленению территории вокруг детского сада.

    Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

    - наблюдения

    - рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений

    - беседы

    -викторины

    - чтение художественной литературы

    - заучивание стихотворений, пословиц

    - игры

    - экскурсии

    - опытническая работа

    - участие в акции

    Продуктивная деятельность проекта: создание паспорта деревьев, растущих на участке, коллективная работа детей" Зеленый щит нашей планеты" ;  выставка фоторабот  "Природа и мы", посадка на участке деревьев и кустарников (совместная деятельность родителей и детей).

    Участники проекта. дети подготовительной группы,  педагоги , родители.

    Актуальность.  Общеизвестно, что деревья играют огромную  роль в жизни людей с давних времен. В древности лес занимал почти всю сухопутную часть нашей планеты .Значение леса в жизни человека неоценимо: лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил. Дары леса- основной источник существования наших предков Но и сегодня при высоком уровне развития цивилизации, нет такой отрасли хозяйства, которая не потребляла бы растительное сырье.

    Леса - регулятор климата: очищают воздух и воду от загрязнений и токсинов,  защищают реки и поля от ветреной и водной эрозии, они во много раз больше, чем  водная поверхность, увлажняют воздух, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Лесные насаждения, парки ,скверы, посаженные вокруг городов и в самих городах,- основной поставщик кислорода для людей. Деревья называют "легкими" нашей планеты: 1га леса за один час вырабатывает кислорода столько , сколько требуется для дыхания 200 человек.

    Обострение экологического кризиса заставило широкую общественность повернуться лицом к миру растений- к лесам, в частности, обеспечивающих  многостороннюю защиту биосферы, за что лес заслуженно назван "зеленым щитом планеты", а для людей стал просто "зеленым" другом.

    Взаимоотношения человека с природой -актуальный вопрос на сегодняшний день. Дети мало общаются с природой, почти  не обращают внимания на деревья, окружающие их, а порой жестоко обращаются с ними ,т.к. воспринимают их как неживые объекты. А ведь деревья - замечательные объекты для наблюдений, т.к. имеют ярко выраженные сезонные изменения..

    Экологическое образование детей -процесс осознанно нравственных отношений детей к природе, большой потенциал их всестороннего развития. Важно не только приобрести новые знания и расширить свой кругозор, но надо и научиться сохранить все то, что дает нам природа.

    Этапы реализации проекта.

    Подготовительный этап.

    Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

    Подбор методической литературы для реализации проекта;

    Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

    Просмотр слайдов "Зеленый щит  планеты". "Природа нашего края"

    Основной этап.

    Беседы с детьми. «Здравствуй, дерево!», «Какие деревья растут на участке»,

    «Как деревья помогают человеку»,«Как появляются деревья»,

    «Почему нужно беречь и охранять деревья», «Как сберечь деревья?»

    Ознакомление детей с художественной литературой:

    Чтение. Г. Х.Андерсен "Ель" (отрывок); С. Белова "Спор деревьев";М Пришвин "Этажи леса",    "Сухостойное дерево"; И. Семенова «Березка»; О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»; А. Прокофьев «Наш лесок»; М. Ивенсен «Ёлочка»; И. Токмакова «Ива»; П. Воронько «Липка».

     Рассматривание репродукций картин с изображением деревьев в разное время года. И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима» ,"Дубовая роща", И. Левитан «Весна. Цветущие яблони»,  беседы по их содержанию;

    Прослушивание. Аудиозапись «Голоса леса".

    Непосредственно образовательная деятельность.

    Окружающий мир.

    "Деревья- наши "зеленые" друзья ", "Паспорт деревьев нашего участка".

     Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.

    Художественная литература, развитие речи.

    Чтение рассказа М. Пришвина"Сухостойное дерево". Пословицы, поговорки, загадки о лесе, деревьях.

    Цель Понимать главную идею художественного произведения, правильно оценивать поступки героев ; понимать смысл пословиц и поговорок.

    Заучивание. П. Воронько «Берёзка».

    Пластилинография.

     "Ветка рябины".

    Цель. Поддерживать желание самостоятельно применять изобразительные умения и навыки лепки.  Воспитывать эстетические чувства, умение выразить свое впечатление; аккуратность и творческие способности.

    Рисование.

    " Березка"(монотипия)

    Цель. Продолжать  создавать рисунки  нетрадиционными способами. Закреплять умение работать с акварелью; размещать рисунок на всем листе. Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам окружающего мира.

    "Зеленый щит нашей планеты"(коллективная работа)-закреплять умения коллективного выполнения работы.

    Аппликация

    "Деревья осенью"

    Цель. Формировать умение сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации и использованием бумаги разной фактуры. Поддерживать интерес к развитию чувства композиции.

    Музыкальная деятельность.

    Развлечение" Лесные страницы"

    Целевая прогулка. Рассматривание деревьев на участке, вокруг детского сада.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Рассматривание иллюстраций, раскрашивание деревьев  в книжках- раскрасках, изобразительная деятельность по замыслу, разгадывание кроссвордов, сюжетно-ролевая игра" Поездка в лес".

     Дидактические игры.

    1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.

    2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.

    3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.

    4. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.

    5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.

    Подвижные игры "Беги от дерева к дереву", "Раз ,два, три -к елочке(березке, клену, рябине) беги.

    Экспериментирование

    1. Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.

    2. Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.

    Работа с родителями.

    1. Рекомендации.«Прогулки с детьми на природу».

    2. Консультация. « Роль семьи в экологическом воспитании детей".

    Совместная деятельность детей и родителей.

    Чтение произведений о природе,  заучивание стихотворений, составление творческих рассказов "Мое любимое дерево", подбор загадок,  пословиц , поговорок о деревьях.

    Участие в акции "Посади деревце"-  показать значимость действий человека   в сохранении природы.

    Выставка фоторабот  "Природа и мы".      

    Заключительный  этап.

    Выставка коллективной работы детей "Зеленый щит нашей планеты".

    Подведение итогов проекта.

    Активное сотрудничество способствовало становлению партнерских отношений между педагогами, детьми, родителями, формированию    единой системы становления нравственных качеств личности ребенка.

    Паспорт деревьев нашего участка

    Береза

    У задумчивой березки
    На ветвях висят сережки.
    Ты, березка, не грусти, 
    Почки в листья распусти.

           

    Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.

      Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае. Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие. Много народных промыслов применяют бересту и древесину.

    Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.

    Из её древесины получают медицинский активированный уголь .

    Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.

    Клён

    Распускается весной

    Клен нарядный – лист резной.

    Каждый листик, как звезда,

    Клен узнаешь без труда.

    В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые, но у них сильный привлекательный запах. К тому же в это время не так много цветущих растений, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение.

    Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

    Липа

    Выросла я, липка,

    Тоненькой и гибкой —

    Не ломай меня!

    Медоносным цветом

    Зацвету я летом —

    Береги меня.

    Липа – стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно. В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Липа – лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.

    Рябина

    Есть в лесу ложбина,

    Там растет рябина.

    Бусы-ягоды на ней,

    Словно россыпи огней.

    Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.

    В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.

    Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло.

    В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков.

    Ель

    Ни листочка, ни травинки!

    Тихим стал наш сад.

    И березки и осинки

    Скучные стоят.

    Только елочка одна

    Весела и зелена.

    Видно, ей мороз не страшен,

    Видно, смелая она!

    Ель - это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Иголки прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года. Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево. Ель - долгожительница, она живёт 250-300 лет.

    Использованная методическая литература:

    1. Бондаренко Т.М., экологические занятия с детьми 5-6 лет, Воронеж, издательство ТЦ «Учитель», 2006 г.
    2. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, Познавательное развитие (старшая группа), Воронеж, ТЦ. «Учитель», 2004г
    3. Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, (5-7 лет), Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
    4. Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве (средняя и старшая группы), Москва, 1995 г.
    5. Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика-Синтез, 2009 г.
    6. О.А. Скоролупова, занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Осень, Москва, Скрипторий, 2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

    Данная методическая разработка включает в себя теоритическую часть,в которой указаны мтоды приемы обучения по данной теме,а так же предлагается перспективный план работы на год с детьми по ознакомлени...

    Социально-значимые инфекции и мероприятия по укреплению иммунитета детей

    Здесь я рассказываю об условиях, способствующих развитию социально-значимых инфекций, и о мероприятиях по укреплению иммунитета детей дошкольного возраста Задание 1.Социально-значимые инфекции. №...

    Консультация для педагогов "Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью"

           В дошкольном возрасте  закладываются основы будущей активной гражданской позиции человека. Одним из доступных средств ее формирования является ознако...

    Педагогический проект:«Формирование у дошкольников представлений о социальной значимости сельскохозяйственного труда взрослых».

    Данный проект поможет  расширить представление детей о труде взрослых в сельском хозяйстве, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер....

    Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

    цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

    Социально – значимый проект в старшей группе по экологии на тему «Лёгкие планеты»

    Формировать экологическую культуру детей, расширять представления о многообразии растительного мира....