Картотека игр, упражнений в помощь воспитателям и родителям
методическая разработка на тему

 Полина Николаевна Максимова
Социально-коммуникативное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

        «Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно- патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизированными знаниями и пониманием комплексного подхода к данной тематике, но и ценнейшим практическим опытом работы. Это вдохновило  меня на создание комплекса игр, занятий и упражнений, направленных на  развитие эмоциональной сферы ребенка, на формирование экологических представлений о родной природе, на развитие представлений о родном городе, республике, стране в помощь воспитателям и родителям юных патриотов».

С уважением Полина Максимова, МБДОУ д/с «Антошка» г. Абакан.

Игры, направленные на развитие  умения различать эмоциональные состояния

Фотография

Возраст. От трех лет.

Цель. Познакомить ребенка с эмоциями близких ему людей, научить понимать свои и чужие эмоции.

Инвентарь. Фотографии ребенка, близких ему людей.

Подготовка к игре. На первых этапах взрослый просит ребенка просто назвать, кто изображен на фото.

Содержание. Взрослый (родитель, воспитатель) рассматривает  с ребенком семейный альбом и спрашивает малыша не только о том, кто изображен на фото и что он делает, но и какое настроение у каждого, что он чувствует (удивление, испуг, грусть и т.д.).

Рекомендации. Если ребенку трудно определить эмоциональное состояние, взрослый помогает ему воссоздать изображенную ситуацию и пофантазировать: что на его взгляд, мог чувствовать это человек, чтобы почувствовал сам ребенок, если бы был на его месте.

Котик

Возраст. От трех лет.

Цель. Формирование умения выражать эмоции, снижение эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе детей.

Инвентарь. Запись спокойной музыки («Волшебные голоса природы», «Малыш в лесу», «Малыш и птичка»).

Содержание. Дети сидят на ковре и под спокойную музыку придумывают сказки о котике, который: нежится на солнышке (лежит на коврике); потягивается;  умывается; царапает лапками с коготками коврик; мурлычет возле теплой печки; играет с другими котятами.

На птичьем дворе

Возраст. От трех лет.

Цель. Наработка опыта действий в новой ситуации, активизация эмоциональных проявлений, раскрепощение, снятие мышечного и эмоционального напряжения, формирование эмпатии.

Инвентарь. Игрушки (петушок, гусь, курочка, утенок, медведь, волк или другой «страшный» зверь), пиктограммы с изображением эмоций (грусть, веселье, испуг, удивление).

Предварительно взрослый беседует с детьми о различных настроениях, показывает пиктограммы.

Содержание. Детям по очереди предъявляются полностью или частично видимые игрушки с описанием ситуации. Дети отгадывают, кто спрятался, пытаются передать эмоции появляющихся персонажей с помощью звуков и движения, выбирают соответствующие пиктограммы эмоций.

Видишь красный гребешок? (частично видимая игрушка).

Это кто там? (Дети:«Петушок!».)

Петушок наш грустный был. (Дети демонстрируют эмоцию грусти.)

От чего он загрустил? (Дети высказывают свои варианты.)

Петушку предлагают остаться.

По дорожке гусь идет. (Предъявляется игрушка.)

Громко, весело поет! (Дети:«Га-га-га!»)

Догадайся почему, нынче весело ему? (Дети высказывают свои варианты.)

Вышла курочка во двор. (Предъявляется игрушка.)

Посмотрела под забор… (Ладонь к глазам, смотрят вокруг.)

Удивилась – где ж цыплятки? (Дети передают эмоцию удивления.)

Они со мной играют в прятки? (Дети разводят руками.)

А теперь кричит утенок… (Дети:«Кря-кря-кря!»)

Испугался он спросонок! (Предъявляется игрушка.)

Мне приснился страшный зверь.

Я боюсь его теперь! (Дети демонстрируют испуг.)

Взрослый предлагает помочь утенку и прогнать зверя.

Солнышко веселое

Возраст. От трех лет.

Цель. Отработка умения произвольно  сосредотачивать внимание на определенных группах мышц лица, тренировка мимической передачи эмоции веселья от улыбки до громкого хохота, раскрепощение, повышение уверенности в своих возможностях, развитие эмпатии.

Инвентарь. Зеркало.

Предварительно взрослый подготавливает стихотворение для сопровождения игры, говорит с детьми о том, какое солнышко теплое, ласковое, сколько радостных мгновений оно может подарить людям.

Содержание. Детям предлагается послушать , как веселится солнышко, и попробовать передать его настроение перед зеркалом.

Взрослый говорит:

Смотрит солнышко в окошко,

Улыбаюсь я немножко. (Улыбка перед зеркалом.)

Солнце выше, день светлей,

Улыбаюсь веселей. (Улыбаются шире.)

Солнце в небе высоко-

Улыбаюсь широко. (В улыбке видны зубы.)

Я под солнцем веселюсь,

Громко-громко я смеюсь! (Хохочут: ха-ха-ха!)

Солнце клонится к закату,

На лице покой, ребята. (Изображают спокойствие.)

Если дети хотят, они могут одновременно производить движения. С младшими детьми необходимо до проведения игры поговорить о разных эмоциональных состояниях, показать им рисунки солнышка в книжках, в детских работах, где чаще всего солнце нарисовано с улыбкой.

Тренируем эмоции

Возраст: от четырех лет

Цель. Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Предварительно побеседовать с детьми об эмоциях.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку (группе детей) потренироваться в выражении  не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

  1. Радость.

Улыбнись пожалуйста, как: кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса, довольный ребенок, счастливая мама.

  1. Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку, Буратино, когда его наказала  Мальвина, два барана на мосту.

  1. Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка, котенок, на которого лает собака.

Можно использовать эту игру как эмоциональную разминку в начале каждого занятия. Играя с детьми 5-6 лет, можно предложить им самим  стать ведущими, по очереди придумывая, какую эмоцию и какого героя, животного показать.

Лото настроений

Возраст: от четырех лет.

Цель. Развитие умения понимать  эмоции окружающих.

Инвентарь. Наборы карточек, на каждой из которых изображено какое-либо животное с определенной эмоцией (грусть, радость, страх, гнев, удивление и т.д.).

Предварительно приготовить несколько (по количеству игроков) наборов карточек.

Содержание. Ведущий называет или показывает схематическое изображение какой-то эмоции (или описывает ситуацию). Каждый ребенок ищет в своем наборе животное с такой же эмоцией.

Со старшими детьми можно использовать вместо готовых карточек рисунки самих детей, выполненных заранее вместе со взрослыми.

Волны

Возраст: от четырех лет.

Инвентарь: Запись со спокойной музыкой или записью шума моря; по две голубые ленточки на каждого участника.

Содержание. Взрослый включает запись с шумом моря (или спокойную музыку) и предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря: «Волны одна за другой, набегают на берег, касаются ваших ног. Волны шепчутся друг с другом. И если бы мы понимали их язык, мы могли бы узнать, о чем это они говорят… Наверное у них тоже бывает разное настроение. Давайте попробуем догадаться, какое оно, и покажем это настроение». Взрослый называет эмоции, которые они уже обсуждали с детьми.

Дети берут по две голубые ленточки и «превращаются» в морские волны, показывая с помощью лент разное  настроение: радость, грусть, страх, беспокойство, удивление и т.д.

Можно исполнять танец волн не всей группой, а в парах. В этом случае каждая пара детей показывает одну эмоцию. Если дети уже готовы к подобной работе, можно попросить их отгадывать показанные другими парами эмоциональные состояния, объясняя при этом свой ответ.

Дружба начинается с улыбки

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие эмоциональной сферы, умения выражать положительные эмоции, способности делать приятно окружающим.

Инвентарь. Запись со спокойной музыкой.

Предварительно прочитать вслух сказку с «хорошим, добрым» концом, после совместной спокойной длительности детей, включающей взаимопомощь и взаимоподдержку, после беседы о дружбе.

Содержание. Дети встают в круг, смотрят друг другу в глаза и молча по очереди дарят самую добрую, какая только может быть, улыбку тому, кому захотят.

Желательно проводить игру под спокойную музыку. При желании ребят можно обсудить: кому ты в первую очередь захотел подарить улыбку? Что было приятнее: получать или дарить радость другим? Что можно делать каждый день , чтобы и друзьям и родителям, и тебе самому было приятно?

Как правило, после игры дети готовы делиться хорошим настроением, говорить про то, что чувствовали в ее ходе.

Угадай эмоцию

Возраст: от четырех лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

Инвентарь. Карточки с изображением различных эмоций.

Содержание. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Каждый ребенок по очереди берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети отгадывают изображенные эмоции.

Охота на тигров

Возраст. От пяти лет.

Цель. Эта игра учит планировать свои эмоции и понимать окружающих, обращать внимание на их мимику, выражение глаз, эмоциональное состояние.

Инвентарь. Маленькая фигурка тигра, или любая другая маленькая игрушка.

Предварительно можно побеседовать с детьми не только о том, что иногда в жизни необходимо управлять собственным состоянием, чтобы не выдать его. Дети, как правило, охотно рассказывают о способах управления состоянием, известным им из своего опыта и из наблюдения за другими.

Содержание. Дети встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончании счета дети (и тот ребенок, у кого находится тигр, и остальные участники) вытягивают руки вперед, складывая ладошки домиком. Задача водящего – найти тигра.

Как правило, дошкольники сначала обращают внимание на такие признаки обладателя тигра, как некрепко сомкнутые ладошки, выкрики сверстников («Посмотри у меня…»). Постепенно они учатся понимать состояние ребят по мимическим проявлениям, общему эмоциональному состоянию, поведению во время игры.

Серебряное копытце.

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снятие излишнего мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим, сплочение детей.

Предварительно взрослый беседует с детьми о добре, о радости, которую получает как тот, кто творит добрые дела, так и тот, кому они адресованы.

Содержание. Взрослый обращается к детям:

«Представьте, что каждый из вас – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень  с гордо поднятой головой. На твоей левой ноге – серебряное копытце. Как только ты стукнешь трижды копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой появляющейся монетой ты становишься добрее, ласковее. И хотя  другие люди не могут увидеть этих монет, они чувствуют доброту, ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, хотят с тобой дружить, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

Эта игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов выхода из конфликтной ситуации. На первых этапах участие взрослого обязательно, со временем дети сами учатся регулировать свое состояние при возникновении конфликтов.

Зеркало

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей, выражать их при помощи мимики и жестов.

Предварительно взрослый показывает детям зеркало, рассказывает о его свойстве отражать предметы, движения, мимику человека.

Содержание. Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы- зеркала, другая -  разные зверюшки.

Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.

Поле игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще; в каких случаях было легче или труднее копировать образец; какое настроение бывает чаще у самих детей в жизни. В игре могут принимать участие  дети трех-четырех лет, в этом случае взрослый обсуждает с ними только то, насколько точным оказалось изображение.

Камушек в ботинке

Возраст. От шести лет.

Цель. Игра дает детям возможность разобраться в едва зарождающемся эмоциональном состоянии, сообщить о своих трудностях, как только те возникают. В нее полезно играть, когда кто-либо из детей обижен, сердит или никак не может понять собственное эмоциональное состояние.

Инвентарь. Мягкий мячик для передачи детьми друг другу при обсуждении в кругу.

Содержание. Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда в ботинок попадает камушек. Возможно, сначала этот камушек не очень мешает.  Может даже случиться так, что вы забываете о нем, ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов этот маленький камушек воспринимается как обломок скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его отдуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «у меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что вас еще удручает.

Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказать о своих проблемах и заботах. Полезно обсудить отдельные «камушки», которые будут называть в группе.

Глаза в глаза

Возраст. От шести лет.

Цель. Развивать в детях чувство эмпатии. Эта игра настраивает на спокойный лад.

Предварительно нужно побеседовать с детьми о том, как важно понимать эмоциональное состояние близких людей.

Содержание. Взрослый говорит инструкцию: «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. потом дети обсуждают, какие состояния передавались, какие их них было легко отгадывать, а какие трудно.

Когда дети потренируются передавать свои состояния и отгадывать состояния партнера, можно усложнить игру. Ребенок, прежде чем передавать свою эмоцию, выбирает соответствующую ей карточку – пиктограмму (не показывая ее никому). Когда партнер отгадывает (не отгадывает) эмоцию, ему показывают эту карточку.

От топота копыт

Возраст. От шести лет.

Цель. Умение выражать  свое эмоциональное состояние.

Инвентарь. Карточки с названием эмоций.

Содержание.  Группа делится на несколько подгрупп. Ведущий выдает командам по нескольку карточек с названиями эмоций. Каждая команда по очереди произносит хором скороговорку «от топота копыт пыль по полу летит» (или любую другую), выражая при этом ту эмоцию, которая указана на карточке. Остальные отгадывают.

Можно использовать одну и ту же скороговорку на всех занятиях. Для более подготовленных детей можно на каждом последующем занятии предлагать им новую скороговорку, тем самым не только отрабатывая умение выражать эмоциональное состояние, но и способствуя развитию речи.

Три лица

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера, способности к сотрудничеству, навыка невербального общения.

Предварительно нужно подготовить три карточки размером А4 с изображением печального, свирепого, счастливого лица.

Содержание. Первый этап. Взрослый показывает детям изображение печального лица, спрашивает, как выглядит печальный человек. Затем просит показать печальное лицо, обсуждая, какие жесты лучше всего делать, чтобы изобразить печаль.

Демонстрация свирепого лица сопровождается обсуждением: когда людям свойственно проявлять эту эмоцию, какие внешние проявления (сдвинутые брови, оскаленные зубы, сжатые кулаки и др.) свидетельствуют об этом состоянии.

Третье лицо – счастливое. Дети вместе со взрослым показывают, когда они бывают счастливы, с помощью каких вербальных и невербальных знаков они могут изобразить эмоцию радости.

Второй этап. Дети делятся на пары и встают спиной друг к другу. Затем по очереди тренируются в изображении всех трех эмоций.

Затем взрослый считает до трех, на счет «три» надо быстро повернуться лицом к партнеру и показать то же самое лицо, что и партнер.

Третий этап. Потренировавшись в парах, дети объединяются в четверки. Причем каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и ведущий снова дает команду.

Можно увеличить количество игроков до тех пор, пока вся группа не разобьется на две большие команды.

Чтобы усложнить игру для старших детей, можно дополнять предлагаемые выражения лиц соответствующими звуками и жестами.

Игры, направленные на формирование навыка выражать эмоции приемлемым способом

Два барана

Возраст. От четырех лет.

Цель. Игра помогает ребенку социально одобряемым образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.

Содержание. Взрослый говорит: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки развиваются на пары. Широко расставив ноги, наклонившись вперед, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Б-е-е».

Нужно следить. Чтобы «бараны» не навредили друг другу.

Уходи, злость, уходи

Возраст. От четырех лет.

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Инвентарь. Мягкие подушки.

Содержание. Дети ложатся на ковер по кругу на расстоянии большем, чем вытянутая рука. Между ними – подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками – по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!».

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, штроко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Взрослому необходимо следить за эмоциональным состоянием детей, чтобы они не нанесли вреда рядом лежащим участникам.

Нехочуха

Возраст. От четырех лет.

Цель. Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.

Содержание.  Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.

Я сегодня рано встал, (потягиваются.)

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!

У меня надулись губы,

 И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

 - не бери, поставь, нельзя! (грозит пальцем)

Я ногами топочу, я руками колочу…(колотят руками по полу, коленям.)

Не хочу я, не хочу!!!

Тут из спальни папа вышел:

-почему такой скандал?

От чего ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами он так сказал:

- а я ногами топочу, я руками колочу… (колотят руками по полу, коленям.)

Не хочу я, не хочу!!!

Папа слушал и молчал, а потом он так сказал:

- будем вместе топотать,

И стучать, и кричать…

С папой мы поколотили,

И еще поколотили…

Так устали! Прекратили…

Брэк!

Возраст. От пяти лет.

Содержание. Детям предлагается ненадолго стать боксером, при этом соперником будет выступать подушка. Начинать поединок можно только после команды взрослого: «Бой!», а при команде «Стоп!» дети должны прекратить боевые действия.

Во время игры необходимо следить за эмоциональным состоянием детей, не допуская перевозбуждения.

Маленькое привидение

Возраст. От пяти лет.

Цель. Разрядка накопившегося гнева в приемлемой форме.

Содержание. Взрослый говорит: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом  «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем взрослый хлопает в ладоши.

«Молодцы! Пошутили – и хватит, давайте снова станем детьми!».

Рычи, лев, рычи

Возраст. От пяти лет

Цель. Выплеск негативных эмоций, снижение напряжения.

Содержание. Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование – кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», все должны очень громко рычать. Отлично! А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы!» ведущий просит детей рычать громко, изображая при этом львиную стойку.

Эту игру можно закончить «волшебным превращением» - предложить детям стать  котятами и ласково помурлыкать. В этом случае «успокоительный эффект» будет сильнее.

Тух-тиби-дух

Возраст. От шести лет.

Цель. Коррекция плохого настроения, восстановление сил.

Предварительно нужно провести с детьми о том, что у каждого человека бывает плохое настроение, каждый имеет право на выражение своих чувств, но надо научиться делать это так, чтобы не было неприятно ни самому, ни окружающим.

Содержание.  Ведущий говорит детям: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать так. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив кого-либо и трижды сердито-пресердито произносите волшебное слово «Тух-тиби-дух!». Затем продолжайте прогуливаться по комнате. Чтобы волшебное слово подействовало, говорить его надо не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово».

В этом ритуале заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они начинают смеяться.

Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения

Цветок

Возраст. От трех лет.

Цель. Релаксация.

Предварительно с детьми нужно поговорить о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.

Содержание. Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых  скоро вырастут красивые цветы.

Ведущий обращается к участниками игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке,  подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения6 сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в строны – цветок расцвел;  голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуюсь весеннему солнышку.

Можно сопровождать упражнение под спокойную музыку.

Тряпичная кукла и солдат

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения.

Содержание. Ведущий просит участников встать так, чтобы не мешать друг другу, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Затем- застыть в этой позе и не двигаться…(ведущий показывает, как принять эту позу).

После этого дети должны наклониться вперед и расслабить  руки так, будто они тряпичные (показать). Тело должно стать мягким и подвижным, как у тряпичной куклы. Колени надо согнуть и почувствовать, будто кости становятся мягкими, а суставы – подвижными.

Затем ведущий предлагает снова изобразить солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь – тряпичную куклу, мягкую, подвижную и расслабленную…

Снова – солдата…(10 секунд).

Затем – тряпичную куклу…

Участники попеременно становятся то солдатом, то куклой до тех пор, пока полностью не расслабятся, после чего ведущий просит их встряхнуть руками, будто они стряхивают с них капельки воды со спины…с волос…с верхней части ног и ступней…

Торт

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие навыков телесных контактов, расслабление.

Предварительно дети рассказывают как печь торт, какие продукты надо использовать и в какой последовательности.

Содержание. Взрослый просит ребенка лечь на коврик и говорит: «сейчас мы из тебя будем делать тортик». Один участник –мука, другой-сахар, третий-молоко, четвертый-масло и т.д.

Взрослый замешивает тесто. Нужна мука-«мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко – «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар – «сахар» посыпает тело, и немного соли – «соль» чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Потом кладет тесто в печь. Там оно поднимается – ровно и спокойно дышит.

Наконец торт испекся. Чтобы он был красивым, повар предлагает украсить: все участники, прикасаясь к торту, «дарят» ему свой цветок, фигурку, описывая их словами.

Взрослый следит в процессе игры за выражением лица лежащего ребенка (оно должно быть довольным).

Драка

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снижение мышечного напряжения, расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Игра проводится в ситуации, когда необходимо помочь ребенку снизить напряжение. Предполагается, что ребенок уже готов к подобному упражнению, то есть с ним уже проводилась профилактическая работа.

Содержание. Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки. До боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь, а может драться и не стоит?

Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Эту игру полезно проводить как с агрессивными, так и с тревожными детьми.

Солнечный зайчик

Возраст. От четырех лет.

Цель. Стабилизация эмоционального состояния.

Предварительно поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности – поиграть с настоящим солнечным зайчиком.

Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. О побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, щечках, подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот – погладь его там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его, подружись с ним».

Волшебный сон

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие напряжения и усталости, накопление новых позитивных ощущений, осознание приятного состояния при расслаблении.

Предварительно проводится беседа с детьми о состояниях усталости, активности, фиксирует внимание на ощущениях в мышцах, в теле в этих состояниях, объясняет, почему человеку необходим отдых.

Содержание. Взрослый говорит  с паузами:

Ваши ноги, ваши рука

Целый день не знали скуки…

А теперь они устали,

Отдыхать с тобою стали…

Слышишь этот тихий звон?

К нам идет волшебный сон… (дети слушают музыку.)

Ручки. Ножки тяжелеют…

Расслабляются…Теплеют…(взрослый помогает улечься.)

Реснички опускаются…

И глазки закрываются…

Отдохните, полежите,

Сон волшебный посмотрите… (дети в расслабленных позах слушают музыку несколько минут.)

Затем ведущий продолжает:

Вот и стих хрустальный звон,

И закончился ваш сон…

А сейчас ко мне идите

И про сон свой расскажите (Дети рассказывают о том, что представляли под музыку.)

На первых порах эту игру желательно проводить в небольших группах по два-три человека, чтобы у взрослого была возможность уделить внимание, помочь расслабиться каждому из них. Кроме того, в малых группах все дети могут высказаться после игры.

Пчелка на лугу

Возраст. От четырех лет.

Цель. Активизация позитивных эмоциональных проявлений, раскрепощение.

Содержание. Ведущий читает текст и вместе с детьми выполняет движения.

На лугу жужжит пчела, (Произносит «ж-ж-ж»)

Беззаботна, весела (С улыбкой машут «крыльями»).

Сунет пчелка нос в цветок (поднимают и опускают голову),

Много меда наберет! (прячут лицо в ладонях),

Понесет его домой (ладони ковшиком перед собой.)

Будет есть его зимой (Чмокает, «слизывая» мед с ладоней).

Крепким сном заснет потом (ладошки под щечку)

Снег укроет пчелкин дом (ведущий легонько гладит спинки детей).

Солнца луч ее коснется, (проводит рукой по волосам.)

Пчела услышит и проснется. (Дети открывают глаза.)

Сбрось усталость

Возраст. От пяти лет.

Цель. Регуляция эмоционального состояния, снижение напряжения.

Чтобы эта игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость, когда человек устает; когда устает он сам; когда устает мама, воспитатель.

Содержание. Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются из стороны в сторону, вперед, назад…

По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще раз».

Эту игру можно использовать с детьми после напряженной работы, требующей от них концентрации внимания, усидчивости.

Дыши и думай красиво

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения регулировать свое эмоциональное состояние.

Содержание. Взрослый говорит: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво, спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи: «Я -лев», выдохни, вдохни.

Скажи: «Я -камень», выдохни, вдохни.

Скажи: «Я -цветок», выдохни, вдохни.

Скажи: «Я - спокоен», выдохни. Ты действительно успокоишься».

Гора с плеч

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Содержание. Ведущий произносит: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-нибудь сделать, сбрось гору с плеч. Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад, и отпусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче».

Маленькие черепахи

Возраст. От пяти лет.

Цель. Расслабление тела (мышц плеч, шеи, затылка, рук, ног и т.д.).

предварительно взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пока опасность не минует.

Содержание. Дети ложатся на ковер, в взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы – маленькие черепахи. Вы лежите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)… поднимите плечи, прижмите руки, ноги к телу, согнув при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрослый сначала показывает движения сам, помогая освоить их каждому ребенку).

Ура! Опасность позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны. Правда ли, что все вокруг стало безопасным? ».некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять задание, поглаживает ручки, ножки.

Через несколько минут (секунд) музыка вновь обрывается, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность.   В небе самолет…»

Как правило, дети просят повторить это упражнение несколько раз подряд.

Примеры занятий и упражнений по формированию экологических представлений у детей

«Наш дом- природа»

Возраст. От пяти лет.

Цель. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; живую и неживую природу, дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы). Развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять. Воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.

Ход занятия:

Ведущий. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – на природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в каменных или деревянных домах, пищу покупаем в магазинах, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?..

Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи –все это природа. Можем ли мы жить без этого в нашем обычном доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам –ее часть. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы. Может ли природа жить без человека?

Очень, очень давно  на нашей Земле не было людей, а природа тогда уже была. Например, в то время когда на Земле жили такие животные, как динозавры, людей еще не было.

(Рассматривание рисунков обычного дома и дома природы и сравнение их).

От чего в нашем доме бывает светло вечером? Правильно, от лампы.

А что можно сравнить с нашей лампой в природе? Да, солнце. Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем – плитой, батареей отопления.

В природе идет дождь, а в нашем доме есть душ. В природе ветер – у нас кондиционер или вентилятор. В комнате есть пол, в доме –природе под нашими ногами - земля, почва. На полу у нас лежит ковер, а на земле-ковре растет трава. В обычном доме бывают деревянные, каменные  стены, а в доме-природе –горы и деревья. У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился «делать снег» в холодильнике.

В природе- дикие животные, а в доме – домашние. Точно также есть дикорастущие и комнатные растения.

В каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.

Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца?

Все, что есть в доме природы, взаимосвязано. Природа- это и есть растения, животные, горы и реки, воздух и земля, это и мы с вами.

2. Распределить по домикам объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

3. наблюдение на прогулке.

Во время прогулки предложить детям найти аналоги домашней обстановки в природе, как это было на рисунках, которые они создавали.

«Жалобная книга природы»

Возраст. От пяти лет.

Цель. Познакомить детей с основными правилами поведения на природе, дать представление об особенностях роста и развития некоторых астений и животных.

Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер ее охраны.

Ход занятия. 1. На занятие приходит фея Природа, грустная и расстроенная. Здоровается с детьми. Дети спрашивают, что ее огорчило. Фея Природа говорит о том, что побывала в своих владениях – в лесу, в реке, в поле – везде слышала жалобные голоса растений и животных. Все жалобы она записала в жалобную книгу природы и предлагает детям узнать. Кто и на что жалуется.

2. дети садятся полукругом, фея Природа открывает первую страницу (на ней нарисована елка и пеньки от елей). Жалоба елей: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли елки –красавицы. Но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

На второй странице нарисованы молодые дубки, липки, клены, ели. Их жалоба: «Жалуемся мы на лыжников. Снег закрыл молодые деревца, одни макушки торчат. А лыжнику все нипочем – топчут нас портят. Просим внимания и защиты».

На третьей странице нарисованы лягушки. Жалоба лягушек: «пока мы сидим под водой, нам жаловаться не на что, но стоит выбраться из воды на сушу, как обязательно  находятся охотники пострелять в нас из рогаток. Объясните, дорогие ребята, что нельзя так поступать, мы-то только квакать умеем».

3.Физкультурная минутка.

4. Фея природа приглашает детей (при помощи волшебной палочки) оказаться на  лесной полянке. Она говорит, что полянка раньше была очень красивой, но пришли туристы и березку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, грязной бумагой, бутылками. Как помочь полянке?

5. Жалуются и муравьи: «Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для нас бревно. Из тысяч бревен-хворостинок создан наш дом –муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них –забава, для нас беда. Пожалейте нас». Как защитить муравейник? (огородить заборчиком).

6. Фея Природы листает Жалобную книгу природы, на следующей странице нарисованы птицы. Они пишут: «Птичьих столовых у нас много. За это ребята, вам наше птичье спасибо. Но беспорядков много в птичьих столовых: меню однообразное, каша мороженая, хлебные крошки снег засыпал.  То ветер еду сдует, то совсем положить забудут. Сегодня –густо, а завтра –пусто.»

Фея Природа закрывает последнюю страницу книги, благодарит детей за их доброе сердце, приглашает потанцевать на лесной полянке под музыку.

Фея Природа дарит детям на память книгу, назначает их хранителями книги Жалоб и   просит следить за тем, чтобы новые жалобы не поступали.

Создаем «Экознаки»

Возраст. От четырех лет.

Цель. Закрепление правил поведения на природе, создание своими руками знаков, будет способствовать более успешному усвоению правил и представлений у ребенка.

Экознак «В лесу веди себя тихо»

Не бери в лес магнитофон, а если взял его, то не делай его звучание слишком громким, чтобы не распугать лесных обитателей. Наслаждайся красотой родной природы лучше в тишине: смотри, слушай, восторгайся! Не следует также громко кричать в лесу.

Экознак «Не разрушай муравейники»

Муравьи живут огромными семьями. Члены этой семьи тесно общаются между собой, все делают вместе. У муравьев хорошо развита зрительная память: они легко ориентируются в муравейнике и на местностях.

Важную роль в их жизни играют усики (органы обоняния и осязания), которыми насекомые все время шевелят, ощупывают почву и встречающиеся на земле предметы.

Муравьи – большие труженики. Они переносят груз, во много раз превышающий вес их собственного тела.

Эти насекомые активно участвуют в защите деревьев от вредителей, а муравьи, гнездящиеся в земле, вместе с дождевыми червями разрыхляют и перемешивают почву, что способствует развитию растений.

Как вы думаете, почему говорят: «Муравей не велик, а горы копает?».

Экознак «Не загрязняй природу»

Если вы решили отдохнуть на природе, никто вас не осудит за то, что вы взяли с собой еду и напитки: организму необходимо своевременно восстанавливать свои силы. Только запомните: все отходы и мусор после себя необходимо убирать, так как. Загрязняя окружающую среду, вы можете навредить здоровью лесных обитателей.

Экознак «Не трогай лесных обитателей»

Не трогайте ежей: они плохо переносят жизнь в неволе.

Ежи относятся к отряду насекомоядных и живут поодиночке или семьями, каждый захватывает себе территорию от 1-2 км и хозяйствует в ней.

Экознак «Не лови насекомых»

Крылья у многих насекомых очень нежные, их легко можно повредить, что приводит к гибели животного. А у бабочек крылья к тому же покрыты пыльцой, без которой они не могут жить.

Экознак «Следи на прогулке за своими домашними животными»

Собаки. Наши любимые домашние животные, - самый первый зверь, которого приручил человек, и самый верный его друг. Но в лесу, без присмотра, они могут нанести вред лесным обитателям.

Экознак «Не уничтожай деревья»

Этим ты сокращаешь их численность, тем самым изменяется состав воздуха, почвы, исчезают лесные обитатели. Представь себе: подсчитано, что на одного человека за всю его жизнь расходуется примерно 400 деревьев, т.е. целый лес. Древесина идет не только на постройку жилья, мебель, но и на спички, бумагу и прочие мелкие расходы.

Экознак «Будь осторожен с костром»

Разводить костер можно только в определенном  месте, безопасном, используя сухие веточки. Уходя, не забывай его потушить, убрать следы своего пребывания.

Экознак «Не трогай птичьи гнезда»

Птица, при наличии постороннего запаха может отказаться высиживать птенцов и (или будет очень беспокоиться).

Экознак «Не загрязняй водоемы»

Загрязняя воду, ты наносишь вред водным обитателям.

Экознак «В лесу смотри под ноги»

В лесу нужно быть аккуратным, ходить осторожно: под твоими ногами могут пострадать мелкие животные, ценные растения.

Экознак «Не рви растения, занесенные в красную книгу»

Красная книга – это списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, данные об их распространении, особенностях строения. Здесь же указываются основные причины, приведшие к резкому сокращению численности или даже исчезновению видов.

Экознак «Не рви растения с корнем»

Этим ты сокращаешь численность травянистых растений.

Экознак «Не стреляй из рогатки в птиц»

Птицы – наши друзья, они поедают вредных насекомых, радуют нас своим пением, переносят семена растений.

Экознак «Не ломай ветки деревьев»

Благодаря деревьям возможна жизнь на Земле.

Экознак «Не уничтожай лесных пауков и их паутину»

Пауки сокращают численность вредных насекомых.

Экознак «Заводы и фабрики не должны загрязнять окружающую среду»

Выбросами вредных веществ они наносят большой вред всем компонентам природы.

Экознак «Не вырывай грибы с грибницей»

Этим ты сокращаешь их численность. Срезай грибочки осторожно ножом, не разрушая лесную подстилку.

Экознак «Берегись кислотных дождей»

Заводы и фабрики выбрасывают в воздух (атмосферу) много вредных веществ, которые потом выпадают на землю вместе с дождями. Вы видели желтые листья и пожелтевшую траву в середине лета? Они погибли от кислотных дожей.

Экознак «Не разжигай без надобности в лесу огонь»

Нельзя поджигать прошлогоднюю траву: вместе с ней гибнут живые организмы, жучки, червячки и т.д., находящиеся в верхнем почвенном слое.

Дидактическая игра «Узнай и опиши экознак» Детям показывают экознак и они описывают его, либо наоборот, дети описывают, ведущий обобщает их высказывания.

Игра – инсценировка «Прогулка в лес»

Ведущий читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения, разыгрывают роли лесных обитателей.

 Мы в лесок пошли

И цветы нашли.

Все их тут же посрывали,

Правила не зная. (Дети идут гурьбой, находят цветы, рвут их).

Вдруг зайчонок выбегает

И за это нас ругает:

«Как же это получается,

Красота уничтожается!» (Выбегает зайчонок, грозит пальчиком).

Лесом дальше мы идем,

Песню громкую поем.

И кричим мы и свистим –

Всех в лесу оповестим! (Дети громко свистят, кричат)

Вдруг бельчонок прискакал

Грозно так он нам сказал:

«Очень громко вы кричали,

Всех зверей перепугали!» (Выбегает бельчонок, грозит пальчиком.)

Мы все дальше в лес заходим,

Много там грибов находим.

Стали с корнем вырывать,

И подстилку разрушать! (Дети «собирают» грибы, вырывая их с корнями.)

Вдруг из чащи из лесной (выбегает ежик, грозит пальчиком.)

Ежик серенький такой

Прибежал и возмутился:

«Кто грибы рвать разучился?»

Потом решили отдохнуть:

Стали деревца мы гнуть. (Дети имитируют качание на деревьях.)

Сучки, ветки поломали,

Дальше в чащу побежали.

В глубь лесную мы заходим,

Птичьи гнезда врез находим. (Дети имитируют разорение птичьих гнезд)

В руки птенчиков берем –

Мы с собой их унесем.

Вдруг их мама прилетает,  («Прилетает» птичка, показывает, как она переживает, беспокоится).

Ничего не понимает.

Слезы капают из глаз,

Осуждает она нас!

Стало что-то стыдно нам,

Не пора ли по домам.

Прежде чем в лесу гулять –

нужно правила узнать!

Список рассказов и сказок русских писателей, способствующих формированию экологических представлений, а также направленных на развитие нравственной сферы:

«Моя береза» С. Воронин.

«Елочка» С. Михалков.

«Жил-был медведь» И. Акимушкин.

«Этажи леса» М. Пришвин.

Произведения В. Бианки: «Прощальная песенка», «Готовятся к зиме»,  «Запасы овощей», «Белкина сушильня», «Опять лето», «Прячутся…», «Приспособился», «Хвосты»,  «Лис и Мышонок», «Голубой зверек», «Мастера без топора», «Сова».

Произведения В. Сухомлинского: «До свидания солнышко»,  «Утренняя зарница»,  «Карасик в аквариуме»,  «Брошенный котенок»,  «Ленивая подушка»,  «На бабушкиной кровати»,  «Утраченный день»,  «Камень на меже», «Волчьи зубы», «Даже цветы покраснели от стыда» и др.

Цикл рассказов В. Зотова «Лесная мозаика».

Воспитание представленийо родном городе, республике, стране

Воспитатель/родитель рассматривает с детьми в уголке книги иллюстрации о природе России. После, читает и заучивает с детьми стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

 Мы спросили журавля:

- где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края!

Стихотворения о России для детей:

Александрова З. Родина.

Ахматова А. Родная земля.

Бауков И. Говори мне о России.

Бедный Д. Родине.

Бедный Д. К России.

Белый А. Родине

Берггольц О. Родине.

Березницкий Е. За честь родины.

Блок А. Россия.

Блок А. Русь.

Блок А. Русь моя, жизнь моя...

Бунин И. Родине.

Бунин И. Родина.

Дрожжин С. На улице...

Егоров Н. Родина.

Екимцев А. Светло в России от берез.

Есенин С. Гой, ты, Русь, моя родная.

Есенин С. Запели тесаные дроги..

Есенин С. Русь.

Есенин С. Спит ковыль...  

Ибряев К. С чего начинается Родина?

Кедрин Д. Дума о России.

Кедрин Д. Завет.

Кедрин Д. Родина! Мы любим неяркий свет...

Кедрин Д. Хочешь знать, что такое Россия...

Кедрин Д. Я не знаю, что на свете проще...

Кулиев К. Когда на меня...

Ладонщиков Г. Родная земля.

Лебедев-Кумач В. Родная русская земля.

Лермонтов М. Родина.

Лисянский М. Моя Москва.

Некрасов Н. Русь. (Из поэмы "Кому на Руси жить хорошо").

Никитин И. Под большим шатром...

Никитин И. Русь.

Орлов С. Кто же первый сказал мне на свете о ней?

Орлов С. Родина.

Пришелец А. Наш край.

Прокофьев А. Мне о России надо говорить.

Рубцов Н. Ночь на Родине.  

Рубцов Н. Привет, Россия.

Рубцов Н. Тихая моя родина.

РыленковН. Всегда задумчива, скромна...

РыленковН. Куда ни посмотришь...

Саконская Н. Песенка самых счастливых.

Северянин И. Моя Россия

Симонов К. Если дорог тебе твой дом...

Симонов К. Родина.

Симонов К. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.

Соколов В. Хотел бы я долгие годы.

Старшинов Н. Она меняется с годами...

Старшинов Н. Солдатская мать.

Степанов В. Песня.

Тарковский А. Русь моя, Россия.

Твардовский А. О Родине.

Твардовский А. Путник.

Твардовский А. Смоленщина.

Уткин И. Родина.

Федоров В. С тобой, Россия.

Фирсов В. Родине.

Фирсов В. Чувство Родины.

Фокина О. Родина.

Харитонов В. Сын России.

Цветаева М. Родина.

Шошин В. Где-то и меня...

Вариант праздника по патриотизму «Русь, Россия, Родина моя!»

Программные задачи:

- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

- систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

- учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

- воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родена, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

Предшествующая работа:

- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

- чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;

- рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;

- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

- посещение городского музея, предприятий города, воинских частей;

- экскурсии по городу.

Ход игры – занятия:

Присутствуют гости.

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети:(о родном месте, о нашей Родине, )

Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: ( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна, )

Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети:(дети читают полюбившиеся стихи)

Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети:(делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «»)

Воспитатель: - Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на географической карте Хакасии  показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

Дети:(выполняют задание)

Воспитатель: - Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети:(дети выполняют задания)

Воспитатель: - У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется...

Дети:(Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

Дети:(размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом, )

Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети:(гимн, флаг, герб)

Воспитатель: - гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети:(все встают)

Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Е ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель : - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Воспитатель : - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

Дети: Родина – это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

Дети:(исполняют танец листочков или цветов, по выбору)

Воспитатель: - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

Дети:(исполняют изученные песни)

Подведение итогов: выступление гостей, вручение сувениров.

Ребёнок: Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно - патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизированны...

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно- патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизиро...

"Летние приметы". Материал в помощь воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги! Знакомство детей с окружающим миром природы и сезонных явлений будет более успешным, если использовать занимательный материал, итоги наблюдений за погодой, живыми объектами, народны...

В помощь воспитателям и родителям. Игры с песком и водой.

Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данные  игры могут быть использованы в совместной игро...

Картотека образовательной деятельности для помощи воспитателям

Картотека образовательной деятельности для помощи воспитателям        Труд в природе.1. Закрепить умениесамостоятельно выполнятьобязанности дежурного поуголку природ...

Картотека хороводных игр (в помощь воспитателю)

Представлены разные варианты хороводных игр для деток 1-3 лет...

Упражнения в помощь педагогам и родителям "6 кирпичиков"

С конструктором LEGO DUPLO дети с удовольствтем создают интересные постройки, разнообразные конструкции,  а также благодаря кирпичикам, развивается моторика рук, память, мышление, закрепляются...