Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет на тему «Свойства снега и льда»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Качина Светлана Петровна

Вовлечение детей 4-5 лет в познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование со льдом и снегом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznaniyu_15.12office_word.docx259.88 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Мои документы\Мои рисунки\конспект снег и лед.jpg

Цель: вовлечение детей 4-5 лет в познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование со льдом и снегом. 

Задачи:

  • развивать у детей    умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования,                                                                                                                                                                                                                                    умения отвечать на вопросы поискового характера; выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
  • способствовать проявлению  интерес к экспериментальной деятельности и стремлению  детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за снегом и льдом; рассматривание снежинок, снега и льда, наблюдение за состоянием снега и льда на улице при разных температурах (мороз и оттепель), при внесении в теплое помещении; чтение стихотворении, сказок, загадок о воде, снеге, льде, иней, тумане.

Материал для исследования и оборудование: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.

1.Организационно- мотивационная часть

На столе стоят два ведра. У детей на столах поднос, два стакана с водой,  ложечка. Воспитатель обращает внимание на ведра.

В.: Как думаете, что находится в ведрах? (Ответы детей)

В.: Правильный ответ получить вам помогут отгадки на мои  загадки:

Я пушистый, серебристый,

Но рукой меня не тронь,

 Стану капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь

Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды,

А с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях

И как алмаз блещу

При солнечных лучах.

                                      (Снег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!

Он — как алмаз:

И твёрд, и чист,

На солнышке сверкает.

Но пригревать начнут лучи

Он тут же и растает.

                                      (Лед)

Воспитатель помещает  на доску изображения  предметов исследования (Снег и лед).

В.: Сегодня как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой.

Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного.

Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда.

В.: Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

2 часть. Основная.

Опыт 1. «Определение цвета у снега и льда»

Задание:

Рассмотрите снег (лед) и определите его цвет (Рассматривают, определяют цвет).

В.: Что Вы можете сказать о снеге и льде? (Ответы детей)

В.: Возьмите цветной картон положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный).

Вывод: Снег белый, лед бесцветный.

Опыт 2. «Определение прозрачности»

Задание:

Возьмите комок снега, посмотрите через него на светильник. Смогли вы увидеть светильник и рассмотреть   окружающие  предметы? (Ответы детей).

Возьмите кусочек льда, посмотрите через него на светильник. Смогли вы увидеть светильник и рассмотреть  окружающие  предметы?

В.:Видно свет светильника через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный).

Вывод: Снег непрозрачный,   лед – прозрачный)

Опыт 3. «Определение  твердости, хрупкости »

Задание:

В.: Возьмите комок снега, потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый). У теперь поднимите его, попробуйте уронить его на стол.  Что произойдет? (Ответы детей). Возьмите кусочек льда, постучите им о стол. Какой он?  (Твердый).  Попробуйте уронить  его на  стол.  Что произойдет? (Ответы детей). А если ударить молотком? Почему лед разбился? (Хрупкий)

Вывод: Снег рыхлый, а лед  твердый и хрупкий.

Опыт 4. «Определение тяжести»

Задание:

Опустите в один стаканчик с водой  снег, во второй  - опустите лед. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

В.: Тонет ли лед? А снег?

 В.: Что тяжелее: снег или лёд?

Вывод:

Снег  растворяется (тает)  в воде,   он очень лёгкий.

Лёд не тонет, он плавает на поверхности и постепенно тает.

В.: Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

 (Дети высказывают свои предположения)

Опыт 5.  «Форма»

Задания:

Возьмите снег  и наполните  снегом формочку. Переверните формочку так, чтобы снег вывалился на стол. Какую форму  имеет снег? (Ответ детей: снег  сохранился форм у наполняемого сосуда)  

Рассмотрите  замороженные льдинки. Можно ли изменить форму льдинки? Почему?

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный, по приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки.

Опыт 6. «Что такое снег и лед?»

В.: Я беру два  прозрачных ведерка с меткой об уровне воды. В ведерки опускаю снег и лед. Почему в ведерках воды становится больше? (Ответы детей: снег и лед начинают таять, превращаясь в воду)

«Что быстрее растает?»

Вывод: Снег тает быстрее, лед медленнее, при таянии - уровень воды в сосуде поднимается.

Опыт 7. «Спасение игрушки»

Задание:

В.: Мы с вами потеряли игрушки на улице, так как там холодно игрушки  обледенели и попали в плен. Как спасти игрушки? (Дети выдвигают предположения.

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми

анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут) 

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)

- можно положить на батарею

- разбить лед молотком (сломаешь игрушку)

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)

- можно положить в теплую воду

- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать)

Положим  замороженные во льду игрушки в теплую воду и будем наблюдать

Вывод: Игрушки  быстро освободилась в теплой воде.

3 часть. Заключительная (мотивация на последующую деятельность)

 В.: Давайте вспомним, какие свойства  снега и льда сегодня мы определили экспериментальным путем? (дети проговаривают)

В.: Ребята,  как вы думаете, можно из снега сделать тесто? (Ответы детей)

В.: Если добавить в снег воду, он станет мокрым и липким, будет сохранять любую форму, из него можно будет слепить разные фигурки,  вынести на мороз, они замерзнут и ими можно украшать наш участок до весны.

Вы готовы к новым экспериментам со снегом и льдом.

Обсуждение с детьми новых проектов, с привлечением родителей для организации ледяного городка на прогулочном участке.

В.: Очень хорошо сегодня поработали, я хочу отметить ваш успех в наших опытах  и вручаю вам  эмблемы исследуемых сегодня объектов.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\KAPBAFEL\лого.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение  «Детский сад № 384» г. Перми

Конспект

совместной  познавательно-экспериментальной деятельности

 с детьми 4-5 лет

на тему «Свойства снега и льда»

 

Разработала и провела

 15.12.2016 года

воспитатель

Качина Светлана Петровна

                                                                                       

                                           

                                                                                 

                                         

                                                                         

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ТЕМА: «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА»

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе (зима)...

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе на тему «Свойства снега и льда»

формируем исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со льдом и снегом....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Свойства снега и льда»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме:«Свойства снега и льда»...

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Свойства снега и льда»

1.Чтение стихотворения: Закружили метели, песни вьюга поёт. До весенней капели вся природа заснёт. Холод, песни метели и дорога пуста… И закованы реки в прочный панцирь из льда. - о каком времени...

Беседа на тему: Свойства снега и льда

материал по окружающему миру, подходит для детей 6-7 лет...

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Свойства снега и льда"

quot;Свойства снега и льда". Данная форма занятия используется как способ решения познавательной задачи по изучению свойств снега и льда, в результате которой дети приходят к самостоятельному фо...