Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста (5-6 лет) на тему «Удивительный песок»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кудряшова Анна Викторовна

Экспериментальная деятельность с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_pesok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности                                         с детьми старшего возраста (5-6лет)

на тему «Удивительный песок»

разработала Кудряшова А.В., воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад №56» ,

Цель:

  • познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.
  • дать представления о свойствах песка.

Задачи:

  • Образовательныеформирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);
  • Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
  • Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Методы и методические приёмы:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • создание проблемной ситуации;
  • исследовательский;
  • экспериментально-опытный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • моделирование (схемы свойств песка);
  • игровой;
  • совместная деятельность с детьми.

Ход  образовательной деятельности.

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Почтальон приносит в детский сад письмо без обратного адреса.

Вос-ль: Как узнать, откуда пришло письмо? (спросить у почтальона, посмотреть, что лежит в письме…)

2. Обсуждение проблемы. Принятие задачи.

Открываем письмо и достаем фото Старичка-Боровичка и письмо.

Вос-ль: От кого письмо? Чтение письма:

Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, мы исследовали воздух, воду. А песок можно? Будем исследовать его.

- Смотрите, мы с вами снова стали исследователями. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).

- А мы с вами, что будем исследовать? (песок)

- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)

3. Опытническая деятельность.

- Ну, что будем искать в песке что-то удивительное?

Опыт 1.

- Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- Легко ли сыпется песок?

Самостоятельно

Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. (наблюдают)

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (Темные и светлые.)

- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.)

Давайте проверим.

Работа с ситом

Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот.

- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.

- Каким стал песок? (влажным, мокрым)

- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Опыт 2.

- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода). Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка – Боровичка. Правда, красиво?

- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

ВыводМокрый песок не сыпется, он лепится.

Дети делают «пироги».

Моделируется свойство – песок лепится.

Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.

- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).

Иллюстрация колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок)

- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)

Моделируем свойство пропускаемости воды

- А что еще. Рассказ: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.

- Хотите проверить?

Опыт 4.

- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.

Дети делают самостоятельно.

Сравним!!!

Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.

- Как изменилась вода? (стала прозрачной) Песок – это природный фильтр, он пропускает воду.

Моделируем свойство фильтра.

Физминутка.

«Ласковые лапки»

6-7 предметов (вата, кисточка, кусочек меха, бусы, стеклянный флакон). Руку оголить по локоть, по ней будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Глаза закрыты – какой «зверёк» прикоснется, сказать предмет (к щеке, ладони).

4. Вывод

- Итак, помогли мы выяснить Старичку – Боровичку об удивительных свойствах песка? Давайте вспомним о них.

- Как узнать, что песок сыпучее вещество?

- Что мы хотели сделать в начале занятия? (помочь Старичку – Боровичку выяснить о песке)

- Как у нас это получалось?

- Что мы для этого делали? (опыты)

- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?

Игра:

Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие). Покажите мне модель свойства сыпучести.

- Как сделать две одинаковые горсточки песка разные по весу? (одну намочить)

- Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить (испечь пирожки)? (намочить песок)

- Как мы с вами назвали эту модель? (песок лепитсяПокажите эту модель.

- Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас? (нет, т.к. песок пропускает водуПокажите свойство пропускаемости и фильтра.

5. Презентация.

- Дома приготовьте мини книжку «Песок», где разместите свои модели песка. Можно сделать зарисовки опытов, даже можно еще раз провести их вместе с родителями, и тем самым Старичок-Боровичок рассмотрит ваши книжки и похвастается своему другу, что мы помогали ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста на тему «Волшебная вода». 2019 год

Цель • Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность. ...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде» 2021 г.

Цель: активизация познавательной активности детей, совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:Образовательные:продолжать знакомить детей со свойствами воды;дать пр...