Проект по духовно-нравственному воспитанию "Рождество Христово"
проект (подготовительная группа)

Алещенко Ольга Викторовна

Проектная деятельность направленная на ознакомление дошкольников с праздником "Рождество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей в группе компенсирующей направленности на тему: «Рождество Христово!»

 Тип и вид проекта: Познавательно – творческий, групповой.

Участники проекта: Воспитатель Алещенко О.В., дети группы компенсирующей направленности и их родители.

Продолжительность: Краткосрочный (2 недели)

Актуальность:  Детство - время развития физических и душевных сил человека, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни.  

 «Рождество Христово» - Великий праздник добра и милосердия. Но в настоящее время, утрачены знания и понимания традиции этого праздника.  Чтобы сохранить и передать дальше традиции этого праздника, - уже сегодня наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных  праздников. Так же, как в старые времена, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием народом игры.  Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства.

 Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях.

Цель:  Обобщить и расширить знания и представления детей о празднике «Рождество Христово»; пробудить интерес к истории и культуре нашей  Родины.

Задачи проекта:

Образовательные: Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; познакомить с традициями и обычаями проведения  праздника «Рождества Христова»; формировать начальные представления о православных праздниках.

Развивающие: Развивать внимание, творческие способности, интерес к православным праздникам; развивать у детей  желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним.

Воспитательные: Воспитывать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным;  формировать   стремление   радовать    всех   своим   трудом;

воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

 

Методы и приемы: Непосредственно-образовательная деятельность, наблюдения, художественное слово, беседы.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный:

-   выбор актуальной темы проекта;

-   определение цели и задач проекта;

-   подбор методической и художественной литературы;

-   подбор материала для художественного творчества детей;

-   подбор аудио записей по теме;

-   подбор иллюстраций, атрибутов, методических разработок;

-   разработка     сценария развлечения «Святочные гулянья»;

-   составление тематического планирования мероприятий;

-   определение предполагаемого итога реализации проекта;  

-   анкетирование родителей.

 2 этап - практический:

-   чтение художественной литературы, заучивание стихов, песенок, колядок;

-   ознакомление с музыкальными произведениями;

-   оформление папки – передвижки «Наступило Рождество!»;

-   просмотр мультфильмов;

-   использование ИКТ;

-   практическая деятельность детей;

-  работа с родителями: оформление стенда «Слава Рождеству!» (стихи о празднике, рисунки и совместные поделки детей и родителей, консультация «Как появилось «Рождество»;

-   рассматривание икон, репродукций картин, иллюстраций, и др.

-   проведение дидактических, подвижных, театрализованных народных игр;

-   посещение праздника «Рождество Христово!»

-   конкурс «Рождественская открытка»;

-   проведение открытого мероприятия «Святочные гулянья!»

3 этап – заключительный:

-   обобщение результатов работы;

-   анализ проведённой работы;

-   вывод.

Ожидаемый результат по образовательным областям:

Познавательное развитие: Знакомство детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций; формирование интереса к основам православной культуры; расширение и углубление знания и представления детей о празднике «Рождество Христово»;

Социально – коммуникативное развитие: Создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно-нравственных качеств каждого ребёнка;  приобщение детей к традициям отечественной культуры;

Художественно – эстетическое развитие: Развитие творческих способностей  детей; положительное и осознанное отношение к творческой деятельности, к музыкальным и художественным произведениям народного искусства.

Речевое развитие: Активизация и пополнение словаря по  данной теме; формирование навыка составления небольших рассказов в рамках тематики  проекта; координация речи с движениями;

Физическое развитие: Развитие двигательной активности посредством подвижных и хороводных игр; развитие мелкой и общей моторики.

 

Презентация проекта: Оформление выставки «Рождественская открытка»; проведение открытого мероприятия «Святочные гулянья!»

ЦОР:  https://youtu.be/vjCvPGoY-ng,

            https://youtu.be/nMR2_NiwTH0, 

              https://youtu.be/UgP-fKQrud4,

            https://youtu.be/VIVvZIoCBX8                 

            https://youtu.be/w2TYDCSsKsI 

Мультимедийная презентация: «Краткое  содержание повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»  с иллюстрациями  художницы: Ольги  Ионайтис.

Вывод: За время проекта дети и их родители проявили интерес и активное участие в приобщении к  православному, фольклорному празднику «Рождество Христово». Ознакомление со значением и традициям празднования вызвало добрые, светлые и  радостные чувства по отношению друг к другу способствовало  духовно-нравственному обогащению детского мировосприятия и приобщению их к русским национальным традициям, знакомству с православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской культуры.

Календарно – тематическое планирование работы по проекту «Рождество Христово!»

                                     1 неделя (9.01.17 -13.01.17)

Вид  деятельности

       Форма   выполнения

        Цель   деятельности

Эстетическое оформление группы

Оформление папки - передвижки «Наступило Рождество!»; Украшение рождественской ёлочки в группе.

Формировать  начальное представление  детей   о празднике.

Знакомство с художественной литературой

Стихи:  Б.Пастернак «Рождественская звезда»,

А.Блок «Был вечер поздний и багряный», А.Плещеев «Ёлка в школе», Л.Медведев «В сочельник»;

 Заучивание  рождественских колядок и частушек, пословиц.

Чтение рассказов:

И.Абрамова «Разговор», Е.Санин «Берёзовая ёлка».

Развивать  слуховую  память, воображение.   Обогащать впечатление детей  о  празднике через  поэзию.

Развивать внимание  детей  при прослушивании  рассказа, развивать  доброжелательное отношение  к  православным праздникам.

Изучение наглядных материалов; беседы о празднике

Мультфильмы: «Снегурочка», «Рождественская сказка», «Красные сапожки»;  Рассматривание иллюстр: «Волхвы и звезда»; Беседа: «Что такое Рождество», «Сочельник»

Обогащать впечатления детей за счёт  наглядных  материалов.

Учить  охарактеризовывать персонажей  и  их  поступки.

Пробуждать  интерес  к истории и  культуре  нашей  Родины.

Знакомство с музыкальными произведениями

 М.Глинка «Камаринская»

А.Вивальди «Времена года - «Зима»

Развивать способность к слуховому восприятию, музыкально – ритмическое чувство.

Тематические игры, развлечения

Театрализованная игра «Христославы»;

Д/ и: «Сложи картинку», «Сложи Вифлеемскую звезду»; Х/ и: «К нам Коляда пришла», «Ой, мороз…»

формировать  у  детей  смекалку, сообразительность.  Учить осваивать   различные   формы приобретения   опыта.

Практическая деятельность детей

Изготовление масок для обряда колядования, вертепа;

Рисование «Свеча», ручной труд «Игрушка для Рождественской ёлочки»;

Придумывание «Рождественской сказки»; Аппликация  «Вифлеемская звезда»; Работа с трафаретами и раскрасками.

Развивать  творческое воображение  детей,  создавать условия  для  развития творческих  способностей. 

Помочь  детям  освоить  новый способ изображения – рисование поролоновой губкой.

Работа с родителями

Анкетирование родителей;

Консультация «Как  отметить Рождество»; Конкурс «Рождественская ёлочка»

Уточнить отношение и уровень знаний  родителей  о наших православных  праздниках.

Знакомство с творчеством знаменитых художников

Рассмат. репродукций картин Б. Кустодиев  «Зима»

Е. Зайцев  «Рождествкенская ёлка»

Развивать  эстетическое восприятие  детей,  формировать познавательный  интерес  к окружающему  миру,  к Рождеству.

Прогулка на свежем воздухе

П/и: «Рождественский звонарь», «Козёл»; «Мышка» «Не займай», «Стадо».

С/и: «Колядки»

Продолжать учить распределять роли  и  действовать  в соответствии  с  ними.

                           

                             

                                  2 неделя (16.01.17 -19.01.17)

Вид деятельности

    Форма выполнения

    Цель деятельности

Эстетическое оформление группы

Оформление стенда «Слава Рождеству!»

Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре

Знакомство с художественной литературой

Стихи:  Л. Пальмин «Рождественская баллада», С. Чёрный «Рождественское», М.Кузьмин «Ёлка»

Чтение: детская Библия,

П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Григорян «Паучки и рождественская ёлка»

Заучивание рождеств.песен и колядок,  стихов К.Бальмонта «Снежинка», «Рождество».

Продолжать  расширять поэтический  опыт детей.

Учить  детей  целостно воспринимать  содержание произведений, понимать переносное  значение  слов.

Вызвать  интерес  к  познанию русских  народных  традиций.

Изучение наглядных материалов;

Беседы о празднике

Мультфильмы «Двенадцать месяцев», «Ночь перед рождеством»; Рассматрив. иллюстраций  церквей «Христа Спасителя»; Беседа «Новый  год  идет, Рождество ведёт»; загадывание загадок о «Рождестве»

Продолжать знакомить  детей  с традициями  и  обычаями проведения  православных праздников. 

Формировать познавательный интерес к окружающему миру

Знакомство с музыкальными произведениями

П.Чайковский «Декабрь.Святки» из цикла «Времена года»; «Утренняя молитва»;

Дид. игра «Угадай мелодию», «Угадай песню»

Учить  осваивать  различные формы  приобретения  опыта.

Передавать настроение мелодии с помощью цветовой гаммы.

Учить детей быстро реагировать на заданную мелодию.

Тематические игры

Театрализованная игра «Рождество»; Д/и: «Когда это бывает?», «Времена года» ; Хор/и: «Белый снег, белёшенький», «Эта ночь, Святая».

Развитие творческого мышления, коммуникативных навыков  у дошкольников.

Практическая деятельность детей

Изготовление открытки «Рождественская Звезда»; лепка «Ангелочки»; Работа с раскрасками на тему: «Рождественский праздник»; Описат. рассказ «Ёлка в Рождество»; Постройка храма из «Лего»

Продолжать учить передавать в рисунках  сказочный  образ праздника.

Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать,  развивать  умения применять свои знания в беседе.

Работа с родителями

Консультация: «О традициях Рождества»; Совместное оформление мини –музея рождественских открыток

Вызвать  интерес  к  познанию русских  народных  традиций.

Знакомство с творчеством знаменитых художников

Рассматр. иллюстр. К Лавро к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»;   Репродукция  А. Бичкури «Рождественский базар».

Познакомить детей с работами знаменитых художников. Формировать умение видеть и описывать характер и настроение

этих работ.

Прогулка на свежем воздухе

П/и:  «Два Мороза»,  «Баба Яга»,  «Горелки»,  «Снежки», «Бубенцы»

Развивать  двигательную активность  детей.    Учить соблюдать  правила  игры.



Предварительный просмотр:

Приложение 1


http://krukovo.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/01/11658778.jpg

 «Что такое Рождество?»

Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его 6 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная...

Чудо Рождества — в том, что первый и единый раз непорочная Дева Мария родила Ребёнка. О рождении  Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.

Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру — вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном.

Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:

— Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!

В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.

Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира.

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество. 

«Вифлеемская звезда»  - символ Рождества Христова. 
Вифлеемская звезда — небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу. Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие, как благая весть о рождении Иисуса Христа. Согласно Писанию, в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Звезда. Двигаясь на запад, Звезда остановилась над Пещерой Рождества, указывая на святое место рождения Иисуса . Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом Звезду волхвы -древние персидские мудрецы и маги узнали , что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили в Иерусалим поклониться Сыну Божьему – Мессии. Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, вошедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». Часто Вифлеемскую звезду называют ещё и Путеводной звездой.

Приложение 2

«Сочельник»

http://www.vsehpozdravil.ru/res/files/postcards/5201.jpg

 Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Колядки, хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки, гадания всем этим сопровождался праздник святки.

Когда-то Рождество Христово начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса!) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.

Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.

Самое важное блюдо на столе — кутья. Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины... Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.

После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи), а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили конфеты, деньги.

В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Дети и молодёжь поют песни — колядки. В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.

А ещё в этот вечер показывали вертеп — спектакль о рождении Иисуса. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, обклеенным цветной бумагой, который изображал пещеру, где родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Христа.

Приложение 3

«Святки»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/127/246/127246227_gadanie1.jpg

Самый почитаемый праздник Рождества Христова принято отмечать вплоть до Крещения (18 января). Период этот называют Святками, то есть, дни эти святы. В рождественскую ночь во всех храмах совершается Божественная Литургия. Верующие собираются, чтобы вместе с Ангелами на небесах славить воплотившегося Спасителя миру. Ставят свечки перед иконами и подают заздравные записки. Существует мнение, что именно этот праздник наиболее глубоко воспринимают маленькие дети, поэтому родители также берут их с собой на службу.

В старину в Святки по домам ходили христославы или славильщики. Они пели колядки, а хозяева щедро одаривали певцов, которые принесли в их дом радостную весть о рождении Христа.

В эти дни ходят в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом.  В богатых домах к Рождеству специально накрывали стол для нищих и ждали тех как особых гостей, потому что так исполняли заповедь Христову о любви.

Вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай.

 В Святки не принято выполнять тяжелую работу, если только она не связана с профессиональной деятельностью. Это время ликования и отдыха для тела и для души.  

 Святки – лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней  гадание считается наиболее верным, пророческим. Обычно гаданием увлекаются девушки, стараясь узнать что-то о предстоящем замужестве. Также можно погадать на удачу, благополучие или что-то волнующее нас.

Гадание – опасная игра, всегда есть риск  встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера» (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера» (14 – 18 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, т. е. на старый Новый год.

Гадание на воске.

Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой и смотреть, на что похожи получившиеся фигуры.

Значения фигур:

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.


Гадание с мандаринами 
Для этого гадания понадобится столько мандаринов, сколько человек хотят узнать будущее. Каждый ребенок загадывает желание или задает вопрос, ответить на который можно только словами «да» или «нет». После этого все очищают свой фрукт и считают количество долек. Если их окажется четное число, значит, желание исполнится, нечетное число говорит о том, что пожелание исполнится спустя какое-то время.

Гадание с рисовыми зернами
Наполните миску рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число – отрицательный ответ, нечетное – положительный.

Приложение 4

 «Колядки»

http://tcherchenko.tomsk.ru/files/img/094.jpg

Колядки – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали и угощали гостей. Участниками рождественских праздников были «ряженые». Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось немного пошалить и похулиганить.

«Сеем, сеем, посеваем…»

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

- Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

- Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

- Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

- Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

«Коляда, коляда…»

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тётенька добренька,

Пирожка – то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирога – то хочется!

«Господин, господа,…»

Господин,  господа,

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите,

Пирогом, калачом

Или чем – нибудь ещё!

Частушки

Мы частушки на колядки

Развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте,

А то обидимся – уйдем!

Коляда идет к вам в дом,

И мешки несет с добром,

Кто подаст нам больше всех,

Ждет того большой успех!

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришла коляда!

Приложение 5

« Стихи о Рождестве»

Рождество_карт1

А. Блок  «Был вечер поздний и багровый….»

Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.

На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.

И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

Б. Пастернак  «Рождественская звезда» (отрывок)

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

А. Плещеев  «Елка в школе»  

В школе шумно, раздается
Беготня и шум детей…
Знать, они не для ученья
Собрались сегодня в ней.

Нет, рождественская елка
В ней сегодня зажжена;
Пестротой своей нарядной
Деток радует она.

Детский взор игрушки манят:
Здесь лошадки, там волчок, Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,

Что алмазами горят!
Орехи золотые!
Прозрачный виноград!
Будьте ж вы благословенны,

Вы, чья добрая рука Выбирала эту елку
Для малюток!..
Редко, редко озаряет
Радость светлая их дни,
И весь год им будут сниться
Елки яркие огни.

Л. Медведев   «В сочельник»   (отрывок)

Канун великий Рождества…
Темнеют краски небосвода…
Все тихо… близость торжества
Невольно чувствует природа.
Как будто менее тревог,
Как будто менее страданья -
В подлунный мир Младенец-Бог
Приносит сладость упованья.
Вот в небе вспыхнула звезда;
Она зажглась, играя нежно…
Как счастлив тот, кто день труда
Сегодня кончит безмятежно,
Кто, отложив дела свои,
Забудет рой забот тяжелый
И отдохнет в кругу семьи

М.  Кузмин   « Ёлка» (отрывок) 

С детства помните сочельник,
Этот детский день из дней?
Пахнет смолкой свежий ельник
Из незапертых сеней.

Все звонят из лавок люди,
Нянька ходит часто вниз,
А на кухне в плоском блюде
Разварной миндальный рис.

Солнце яблоком сгорает
За узором льдистых лап.
Мама вещи прибирает
Да скрипит заветный шкап.

В зале все необычайно,
Не пускают никого,
Ах, условленная тайна!
Все – известно, все ново!

Тянет новая матроска,
Морщит в плечиках она.
В двери светлая полоска
Так заманчиво видна!

 

С. Чёрный  «Рождественское» (отрывок)

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.

Л. Пальмин  «Рождественская баллада»  (отрывок)

Веселый рождественский праздник Христа!
Все грезит о радостном пире;
В домах и на рынке кипит суета, 
Везде оживление в мире.
Веселый рождественский праздник Христа!
А все же под вьюгой морозной
Порою томится в скорбях нищета,
Судьбою подавлена грозной…
И вот в это время, как ярко огни 
Сияли в их праздничном свете, 
Сидели в лачуге, от света в тени, 
И мать, и голодные дети. 
В веселый рождественский праздник Христа
Заплаканы были их очи.
При бледном огарке в углах темнота
Казалась ужаснее ночи.
Метель разыгралась, как бешеный зверь,
Что дико, неистово злится.
Послышалось матери: в ветхую дверь
Как будто бы кто-то стучится.

Приложение 6

                                         Анкета для родителей.

1. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?...........................................................................
…………………………………………………………………………………..

2. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?..........................
…………………………………………………………………………………

3. Какую информацию о работе данного профиля Вы хотели бы получить?…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………..

4. Какую бы информацию о православных праздниках вы хотели бы чтобы получили ваши дети?............................................................................................

…………………………………………………………………………………….

5. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
праздников: Рождество, Пасха?.........................................................................

……………………………………………………………………………………..

6. Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………....

7. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа?....................................................................................................
……………………………………………………………………………………….

8. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?..............
………………………………………………………………………………………

9. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?................................................................ ..................................................................................................................................

10. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию……………..................................................

……………………………………………………………………………………….

                                                                                  Спасибо!

Приложение 7

«Рассказы о рождестве» - это особый жанр святочного рассказа. Сюжеты в них очень близки друг другу: часто герои рождественских произведений оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Святочные рассказы проникнуты светом, надеждой, и лишь немногие из них имеют грустный финал. Особенно часто рождественские рассказы посвящены торжеству милосердия, сострадания и любви.

Ирина Абрамова "Разговор"

 Как-то в морозные сумерки на оконном карнизе одной городской квартиры встретились старые знакомые: почтенная мать семейства Ворона, модница и щеголиха Сорока и беспечный Воробей — свой парень для всех и любитель повеселиться.

Это был замечательный рождественский вечер. Деревья нарядились в кружевные наряды изо льда. Во многих окнах ярко горел свет, подмигивали разноцветные огоньки гирлянд и мелькали радостные лица. Вот и за этим окном виднелись красавица ёлка во всём великолепии праздничного убранства, стол, который ломился от угощения, и много людей. Из-за стекла доносились счастливые детские и не менее счастливые взрослые голоса.
— Какая прелесть! — каркнула Ворона, взмахнув от восхищения крыльями. — Дети! Родители! Стол… — она мечтательно закатила глаза и, немного помолчав, заключила: — Вот это праздник! Вот это Рождество!
— Ах, дорогая соседка, вы только посмотрите на свёртки под ёлкой! — Сорока восторженно разглядывала гору коробок в блестящей упаковке. — Какие подарки! Какие игрушки на ёлке! Как всё блестит! Уверяю вас, — она в волнении прошлась по карнизу, — без всего этого и праздник был бы не праздник.

Евгений Санин "Берёзовая ёлка" (святочный рассказ)

Каких только чудес не случается в Рождественскую ночь! Сережа слушал, как мама читает ему святочные рассказы, и только диву давался. Все они, начинаясь грустно-грустно, заканчивались так, что даже плакать хотелось от радости. Были, правда, и рассказы с другим концом. Но мама, хмурясь, пропускала их. И правильно делала. Печального им хватало и в жизни.

За окном наступала темно-синяя ночь. Двор быстро чернел, и только береза под ярким фонарем продолжала оставаться белой. Крупными хлопьями, словно ватные шарики на нитках, которыми они когда-то украшали комнату с елкой, падал снег.

Вспомнив то счастливое время, Сережа прищурил глаза. Береза сразу превратилась в ель, а многочисленные горящие в честь Рождества окна дома напротив стали светящимися гирляндами. Папа с мамой сновали по заставленной мягкой мебелью и увешанной коврами комнате. Они доставали из буфета праздничную посуду и накладывали в нее сыр, колбасу, дымящуюся картошку с мясом...

Сережа сглотнул голодную слюну и открыл глаза. Ель снова стала березой, а комната – пустой и унылой, где не было ни ковров с креслами, ни праздничного стола, ни папы... Мама лежала на истрепанном диване, читая про то, как бедный мальчик однажды попал из жалкой лачуги на рождественский бал во дворец. А папа... его последний раз он видел на вокзале, в окружении точно таких же спившихся бомжей.

– Ну, вот и все! – сказала мама, переворачивая последнюю страницу.

“Как жаль, что такое бывает только в книгах!” – вздохнул про себя Сережа и вслух спросил:

– А почему эти рассказы – святочные?

Мама подумала и улыбнулась:

– Наверное, потому, что они про Рождество. Ты же ведь теперь знаешь, что сегодня кончается пост.

П. Бажов сказка « Серебряное копытце» (отрывок)

Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал  взять  в дети  сиротку. Спросил  у  соседей, -  не знают ли кого, а соседи и говорят:
-  Недавно  на  Глинке  осиротела  семья  Григория  Потопаева. Старших - то девчонок  приказчик  велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.
-  Несподручно  мне  с  девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу,  пособника  бы  ростить  стал.  А  с девчонкой  как?  Чему  я  ее учить-то стану?
Потом подумал-подумал и говорит:
-  Знавал  я  Григорья  да  и  жену  его тоже.  Оба  веселые  да   ловкие   были.
Если  девчоночка  по  родителям  пойдет,  не  тоскливо  с  ней  в  избе   будет. Возьму ее.
Только пойдет ли? Соседи объясняют:
-  Плохое житье у нее. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того  своя семья больше десятка.    Сами   не  досыта  едят.   Вот  хозяйка  и    взъедается   на  сиротку, попрекает  ее куском-то.  Та хоть маленькая, а понимает.  Обидно ей.   Как не пойдет от такого житья! Да и уговоришь, поди-ка..

 В. Григорян «Паучки и рождественская елка»

Эта история случилась давным-давно. В небольшом домике жила мать с двумя ребятишками. Отец их умер, и семья была очень бедна. 
В сочельник они стали наряжать ёлку, украшая ее цветными лоскутками и игрушками, вылепленными из глины, а потом пошли в храм, воспеть Рождество Христово. 
А что происходило в это время у них дома? Елка была так хороша, что привлекла паучков, которые со всего дома сползлись посмотреть на красивое, прекрасно пахнувшее дерево. Они бегали по веткам, радовались украшениям и, судя по всему, были совершенно счастливы. Так счастливы, что начали плести свои паутинки, и вскоре елка оказалась задрапирована серыми, цвета пыли, сетями – вот какой ужас. 
А с иконы на жизнерадостную возню паучков смотрел Младенец Христос. Сначала Он улыбался, но вот чело Его слегка омрачилось. 
Часы на городской башне отбивали час за часом, и вскоре мать с дочкой и сыном должны были вернуться со службы, и... 
Младенец Христос знал, что мать и детки будут просто убиты горем, когда увидят, во что превратилась их ёлка. 
– Пора домой, – сказал Он паучкам, и они, совсем уже к этому времени сонные, отправились по своим углам. 
Христос же поднял руки и благословил дерево. В одно мгновение тонкие нити, сплетенные паучками, заискрились в свете лампады, потому что стали золотыми и серебряными. 
А мать с детками шли в это время по заснеженному городу и не знали, что дома их ждет самая прекрасная рождественская ёлка, какую когда-либо видел белый свет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фото отчёт о проекте «Рождество Христово» Краснодарский край Щербиновский район, МБДОУ детский сад № 11 Воспитатель: Алещенко О. В. 2017 г.

Слайд 2

Рисуем Рождественскую свечу

Слайд 3

Сюжетно – ролевые игры, колядки

Слайд 4

Хороводные игры и колядки

Слайд 5

Зимние забавы

Слайд 6

Выставка Рождественской открытки

Слайд 7

Художественное творчество

Слайд 8

Рассматриваем иконы

Слайд 9

Украшаем Рождественскую ёлочку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к программе по духовно-нравственному воспитанию "Рождество Христово"

Презентация, содержащая слайды с историей рождения Христа...

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: "Вифлеемская звезда" (к празднику Рождества Христова)

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно — нравственного воспитания ребёнка строится через прио...

Проект по духовно - нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Рождество Христово"

Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования Рождест...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Храм Воскресения Христова в селе Старая Ольшанка»

Аннотация к проекту «Храм Воскресения Христова в селе Старая Ольшанка»Проект выполнил: воспитанник группы общеразвивающей направленности 6-7 лет.Руководитель проекта: Чернецкая Мария Алекс...

Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Светлое Христово Воскресенье - Пасха"

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для старшей группы детского сада « Светлое Христово Воскресенье - Пасха»Цель: обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям и тр...