Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности
статья по окружающему миру на тему

Гулиева Надежда Алексеевна

Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим – взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная статья на тему:

Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности

Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим – взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

В настоящее время проблема формирования экологической компетентности, продиктованная необходимостью гуманизации процессов взаимодействия природы и общества, ставит педагогов перед необходимостью реализации потенциальных возможностей новых информационных технологий в аспекте формирования экологической компетентности дошкольников.

Экологическая компетентность – сложное и многофакторное понятие. Описание определения экологической компетентности потребует ее категориального определения, выявления компонентов и структуры.

Компетентностный подход указывает, что экологическая компетенция – одна из особенностей экологичной личности. Вместе с экологической культурой, категория экологической деятельности считается основополагающей, которая связана с экологическим мировоззрением, экологическим мышлением и экологическими ценностями.

Как считает Д.С. Ермаков, «экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий дошкольников экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер»

Формирование экологических компетенций человека начинается в дошкольном возрасте. Соответственно, основной задачей является определение, разработка и применение совокупности педагогических условий результативного формирования экологической компетентности в процессе обучения, с дошкольного возраста и до выращивания экологического сознания на профессиональном уровне. 

Экологическое воспитание дошкольников, как наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического образования, в последние годы стало приоритетным направлением в деятельности многих дошкольных учреждениях.

Рассматривая цели экологического образования дошкольников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

Первый уровень – экологическое просвещение – обеспечивает ориентацию дошкольников в проблеме и соответствующие правила поведения.

Второй уровень – экологическое сознание – предусматривает формирование категориального аппарата мышления дошкольников.

Третий уровень – развитие экологической культуры – приносит осознание учащимися взаимодействия «природа - человек» как ценности.

Рассмотрим принципы, лежащие в основе экологического воспитания дошкольников.

1. Экологическое образование должно осуществляться на междисциплинарной основе.

2. Системность и непрерывность изучения экологического материала.

3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности детей по изучению и улучшению окружающей природной среды.

4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Эффективное экологическое образование, ставшее сегодня жизненной необходимостью, возможно при соблюдении ряда условий:

 учет возрастных особенностей дошкольников;

 учет склонностей, интересов и потребностей дошкольников;

единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;

 непрерывность экологического образования;

 разнообразие форм, методов и видов экологического образования;

 организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.

Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом.

Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников дошкольного учреждения позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей.

Понятие компетенции в дошкольном образовании, в отличие от профессионального, относительно ново. Обобщая разнообразие существующих подходов к пониманию компетенции в общем образовании, можно отметить, что в этих и других работах речь идет о таком дидактическом  инструменте, который бы позволял достаточно объективно оценить пригодность каждого обучаемого к его будущей деятельности. Так, в концепции модернизации общего образования компетентностный подход связывается с важностью формирования у выпускников функциональной грамотности, способности применять полученные знания и умения в условиях реальной жизни.

В Европейской системе квалификаций компетенция – интегрированное понятие, выражающее «способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений».

Егоренков Л.И в своей работе «Формирование экологической компетентности дошкольников» описывает экологическую компетентность через соблюдение экологического воспитания в поиске процедур разрешения экологических проблем и в их применении.

Автор Литвинова О.А. определяет экологическую компетентность как сложный системный объект, построенный на интеграции теоретических знаний, практических умений в области экологии и определенного набора личностных качеств, выполняющих специфическую функцию в системе профессиональной деятельности, обусловливающую готовность к экологически адекватному поведению в ситуациях морального выбора.

Другую точку зрения высказывает А.Н. Захлебный, который  полагает, что экологическая компетентность – это применение знаний об окружающей среде и деятельности человека, экологических рисках для здоровья и умений экологически грамотно действовать в конкретных жизненных ситуациях.

Экологическая компетенция дошкольников является не столько результатом предметного обучения, сколько интегрированным общекультурным показателем, результатом многосторонней учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Важно подчеркнуть, что такое понимание экологической компетенции акцентирует внимание на важность развития у дошкольников не только умения применять готовые, сформированные в разных образовательных областях, умения и предметные знания, но и умения самостоятельно модифицировать их, комбинировать, использовать в разных сочетаниях.

Хотелось бы отметить, что все указанные компоненты экологической компетентности дошкольников взаимосвязаны и взаимообусловлены. Экологические представления, знания превращаются в убеждения и становятся приобретением ребенка только через практический и эмоциональный опыт. 

При определении критериев сформированной экологической компетентности у детей дошкольного возраста мы исходили из системного понимания исследуемой компетентности, ее структурных компонентов.

К существенным особенностям формирования экологической компетентности для устойчивого развития следует отнести следующие методы:

  • развитие мотивации детей к изучению и сохранению окружающей среды, к взаимодействию с другими людьми;
  • осознание детьми своего места во взаимосвязях между природой, обществом, экономикой, собственной роли в улучшении будущего;
  • приобретение опыта оценки состояния окружающей среды в сотрудничестве с другими людьми;
  • развитие таких личностных качеств, как самооценка, эмпатия, ответственность, уверенность в себе;

Специфика экологического образования в соответствии с данной концепцией проявляется в построении всего образовательного процесса с позиций формирования у детей определенной системы ценностей,  навыков поведения, которые позволяют принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. При этом важная роль отводится организации жизни в группе таким образом, чтобы повседневные поступки соответствовали модели экологически целесообразного поведения.

Концепция исходит из того,  что цель экологического образования должна быть сформулирована в соответствии со сменой образовательной парадигмы в целом –  переход от передачи знаний и навыков,  необходимых для жизни в современном обществе, к опережающей модели образования.

Формируя у детей представления о видах  экологической деятельности, целесообразно выделять: образовательные, охранительно - восстановительные, преобразовательные.

Формирование экологической компетентности предполагает не только освоение отдельных ее элементов, но овладение комплексной процедурой социально и личностно значимой экологической деятельности. С методической  точки  зрения  в  качестве  адекватного  инструмента  выступает разработка и реализация учащимися учебных проектов, направленных на улучшение  состояния  окружающей  среды  в  процессе  выявления,  изучения, решения и предупреждения экологических проблем.  В проекте главными элементами учения становятся склонности, интересы  и  самостоятельность  учащегося,  составляющие  основу  мотивации, которая  способствует  реализации  самостоятельно  поставленных  детьми целей при решении практических проблем в реальной среде.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Наблюдаемый сегодня всеобщий энтузиазм чиновников от образования по отношению к методу проектов привёл к тому, что проекты стали модным направлением модернизации образования. Интенсивное и в значительной мере искусственное насаждение проектных технологий естественным образом повлекло за собой обесценивание самого термина. Проектами теперь называют обычные занятия и их фрагменты, рефераты, а также мероприятия, слабо связанные с проектной деятельностью. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод - это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

«Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, дома, в реальной жизни).»

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Использование проектных методов предусматривает определенную последовательность действий:

- постановка проблемы и задач для ее решения;

- выдвижение гипотезы исследования;

- выбор методов исследования;

- выбор способов оформления полученных результатов;

- сбор данных, их систематизация, анализ;

- результаты исследования, их оформление, презентация;

- выводы, практическая значимость результатов исследования, постановка другой проблемы для дальнейшего исследования.

Проектное  обучение трактуется как личностно-ориентированная технология.  Проектное  обучение  относится  к  технологиям,  которые «явно  направлены  на  развитие  деятельности, а не накопление фактов», для которых важен приоритет человеческой личности, установка на самоактуализацию, самореализацию.

Учебная информация, осваиваемая в ходе проекта, может носить случайный, несистематизированный характер. Ее  систематизация, установление степени достоверности и истинности – дело дошкольника, который не усваивает готовые представления и понятия, но сам строит свой проект, свое представление о мире.  

Метод проектов – важный компонент современной системы образования. Проектные технологии в образовании давно используются в нашей  стране. Накоплен огромный опыт их применения в детском саду.

Таким образом, метод проектов позволяет соединить развитие экологической  направленности  личности дошкольника  с  опытом  экологической деятельности в качестве субъекта, то есть обеспечивает реализацию условий, необходимых для становления экологической  компетентности дошкольников.

Литература:

  •  Бочкарёв, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996.
  • Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: 2001.
  • Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 476 с.
  • Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
  • Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2014. – № 3. – С. 3-8.
  • Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: 2003
  • Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль