Программа "Моя Родина Россия"
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Светлакова Надежда Юрьевна

Цель программы  -  воспитание нравственной,  гуманной личности,  будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи программы: 

1. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

3. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему, чувства гордости за свою малую Родину.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания. 

5. Воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx79.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс   «Воспитатель года - 2017»

BD21315_

Программа

по нравственно-патриотическому воспитанию

 «Моя Родина Россия»

с. п. Сентябрьский

2015 год

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своему государству,

к его истории, к его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству

Д.С. Лихачев

 Введение.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Сегодня нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

       Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

Огромную роль в деле педагогических технологий воспитания основ патриотизма у дошкольников играет приобщение детей к истокам русской народной культуры. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Дошкольники должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

       Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста - процесс длительный и сложный. Работа не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Она должна проходить в основном в совместной деятельности. В непосредственно – образовательный процесс выносятся только сложные темы. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы  поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего региона и края.

Отсюда вытекают следующие проблемы:

- какими должны быть формы и содержание воспитательно - образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

- какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.  Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и Детского Дома творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителей поселка, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным поселком, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Россия».

В программе «Моя Родина Россия» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, лучшими людьми; с основными профессиями нашего края; с достопримечательностями, традициями, нашего региона.

Программа «Моя Родина Россия» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации,  Федеральные государственные требования к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки  России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

      Программа предназначена для реализации работы по нравственно - патриотическому

воспитанию детей  дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства  привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве детского сад.

Программа предполагает работу с детьми среднего,  старшего и подготовительного дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка  сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.

     Принципы построения программы

Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт;
  • принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родное село, родная страна;
  • принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.
  • принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата

Цель программы  -  воспитание нравственной,  гуманной личности,  будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи программы: 

1. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

3. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему, чувства гордости за свою малую Родину.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания.  

5. Воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Гипотеза исследования: процесс воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если:

- будут определены критерии и показатели уровня сформированности основ патриотизма у старших дошкольников;

- будет осуществляться работа в ДОУ и семье по формированию представлений у детей патриотического характера;

- определено содержание работы и разработано чёткое планирование процесса патриотического воспитания;

- работа по патриотическому воспитанию будет осуществляться соответственно механизму нравственного воспитания;

- если в основу методики по воспитанию основ патриотизма будет положено ознакомление с русской народной культурой.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенность в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

К концу реализации программы дети могут:

- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и области, уметь рассказать о них.

- Хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения.

- Охотно вступать в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно.

- Отличается речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров.

- Проявлять активный познавательный интерес к миру.

- Хорошо знать  и называть членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада.

Задачи нравственно-патриотического развития и воспитания

Личностная культура

Социальная культура

  • Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности;
  • Развитие творческого потенциала в игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной деятельности;
  • Формирование основ нравственных представлений;
  • Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образу жизни;
  • Формирование основ морали; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • Принятие детьми базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • Формирование художественно-эстетических способностей;
  • Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • Формирование жизненно важных трудовых навыков;
  • Осознание ценности человеческой жизни.
  • Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;
  • Осознание детьми нравственной ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;
  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку, культуре;
  • Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;
  • Становление гуманистических и демократических ориентаций;
  • Сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа в развитии российской и мировой культуре;
  • Воспитание уважения к личности, независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрение и религиозные традиции.

Семейная культура

  • Формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • Формирование у дошкольника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим и старшим;
  • Формирование представлений о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним;
  • Знакомство дошкольников с культурно-историческим и этническими традициями российской семьи.

Основные направления и ценностные установки нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников.

Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, передаваемых от поколений к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

  • Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. 
  • Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории Отечества, своему краю, помочь детям осознать, что чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни современников - соотечественников, личным вкладом во благо Родины.
  • Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
  • Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
  • Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших. 
  • Задача педагога - заложить в сознание детей, что семья величайшая нравственная ценность.
  • Труд и творчество - уважение к труду; творчество и созидание, целеустремление и настойчивость.
  •  Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим; воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом; учить бескорыстию, добротворчеству, благотворительности.
  • Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания детей - мера труда педагога. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что она не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ребенка.
  • Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. 
  • Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к её мировым сокровищам.
  • Природа - эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Задача педагога - донести до детей, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостную картину мира.

  • Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Актуальной задачей воспитания являются преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям; отказ от образа врага; развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в творческую дипломатию.

В детском саду воспитание реализуется через целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.

В основу воспитательной работы положены следующие принципы:

1.Принцип личностно – ориентированного общения, индивидуально личностное формирование и развитие морального облика человека.

2. Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура,  родная страна.

3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.

4. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Всё это предполагает взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов жизненных ценностей.

В организации нравственно-патриотического воспитания

используются следующие подходы:

  • Системный, который реализуется через связь различных видов деятельности с образовательным процессом;
  • Деятельностный, который проявляется в организации жизнедеятельности дошкольников, наполненный разнообразными делами;
  • Личностно-ориентированный, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности.

Этапы построения системы нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников в ДОУ.

1 этап – подготовительный - 2015 учебный год.

На данном этапе решаются задачи:

  • Определение цели, задач, содержания нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников;
  • Создание условий для реализации поставленных целей и задач программы;
  • Формирование коллектива единомышленников;
  • Отбор ведущих педагогических идей;
  • Определение ведущих направлений и видов деятельности;
  • Формирование коллективной копилки групповых, коллективных, разновозрастных общих ключевых дел;
  • Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;
  • Зарождение групповых, общих мероприятий;

2 этап - реализация программы- 2015/2016 учебный год.

  • Формирование и развитие групповых коллективов;
  • Реализация направлений деятельности через разработку программ развития и воспитания дошкольников.

3 этап - аналитико-обобщающий - 2017 учебный год.

  • Коллектив ДОУ - это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
  • Гуманизация воспитательного процесса выражается в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
  • Развитие демократического стиля руководства и отношений;
  • Накопление и укрепление совместных традиций, способствующих укреплению коллектива ДОУ;
  • Совершенствование методического мастерства педагогов, способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность и решать вопросы нравственно - патриотического воспитания и развития дошкольников;
  • Обобщение опыта педагогов, родителей, воспитанников ДОУ, администрации по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспектив и путей саморазвития, обновление содержания.

Основные направления и ценностные основы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Для решения поставленных задач нравственно - патриотического воспитания в ДОУ проводится по следующим направлениям:

Направление «Я - гражданин и патриот России»

Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества - России.

Задачи:

- создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;

- формирование гуманистического мировоззрения у воспитанников, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

- приобщение детей к духовно- нравственным, нравственно – патриотическим ценностям своего народа;

- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.

Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  1. Изучение российской символики

Познавательное мероприятие «Моя Родина - Россия»

Мероприятия: «Государственные символы России», «Село, в котором я живу», «Край, в котором я живу», «Достопримечательности моего края», «История и традиции моего Детского сада», «День славянской письменности», «День России», «День Российского флага», «День народного единства»

Знакомство с текстом гимна России

Разучивание гимна России

Самостоятельное исполнение гимна России на выпускном вечере детского сада

  1. «Школа правовых знаний»

Беседы: «Жить - Родине служить», «Права, дети»

«Мы и закон» (разбор конкретных ситуаций), «Что такое право?»

«Конституция РФ - основной закон нашей жизни», «Мои права и обязанности»

Тематические мероприятия, посвящённые Дню защитников Отечества.

  1. Про великих и знаменитых

«Известные люди нашего села», «Неделя памяти погибшего летчика О. Пешкова»

«Мои предки в труде и в бою», «Есть такая профессия Родину защищать»

Мероприятия: «И помнит мир спасённый…»; конкурс рисунков «День Победы».

  1. Праздники и традиции ДОУ

«Праздник урожая», «День Матери», «Новый год», «Рождество», «Дни воинской славы», «23 февраля», «8 марта - Женский день», «Масленица»,  «День Победы»,

«Масленица» - конкурс народного костюма, традиции и обычаи.

«Как празднуют Новый год в разных странах»

  1. Конкурсы, акции

Проект «Мой край родной» - презентация, конкурс патриотической песни, «Россия - Родина моя» (конкурс и организация фотовыставки).

Конкурс рисунков «День Победы», «Живи и помни»; Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!»

Участие в акциях: «ДОУ - наш второй дом»;  «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк».

  1. Читательские мероприятия

Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего района, области)

Час былины «Преданья старины глубокой»

Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…»

  1. Мой язык - язык добра и света

«Здравствуй, детский сад!», конкурс чтецов «День Победы, мир, весна»

«Что за прелесть эти сказки!»; конкурс рисунков «Моя любимая сказка»

  1. Социальные проекты

«Подари другу книжку», «ДОУ – мой второй дом», «Хлеб – всему голова»,  «Что мы знаем о войне?», «День флага»

  1. Родительские собрания

«Воспитание толерантной личности»

«Растим гражданина, ответственного за свои поступки»

«Растим патриота и гражданина»

Направление «Я, моя семья, мои друзья»

Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям; маме, как хранительнице семейного очага, а отцу – главе семьи.

Задачи:

- изучать с детьми духовно-нравственные традиции их семейных поколений;

- способствовать приобретению положительного нравственно - патриотического опыта, создавать ситуации практического применения знаний в реальной жизни;

- создавать условия для нравственно-патриотического самовоспитания дошкольников.

Ценностиценность семьи; традиционных семейных отношений; уважение родителей; ценностное отношение к матери, отцу; уважение достоинства человека; нравственные категории: долг, честь, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота; бережное отношение к младшим и старшим; умение общаться; эмпатия; этика в поведении.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Я дошкольник и этим горжусь!

«Обязанности ребенка в ДОУ и дома»

«Чем дошкольник отличается от школьника?»

«Поступки человека и его характер»

Общегрупповые «Как вести себя одному дома?»; «Мой режим дня»

«У меня есть друг!»

«Настойчивость и упрямство»

«Хочу, не хочу, надо…»

«Хочу, могу, умею»

«Точность, обязательность, аккуратность»

«Добро и зло в сказках»

«Сказка ложь, да в ней намёк»

«Добро и зло в сказках»

«Мой любимый сказочный герой»

«Дорогами сказок»

«Литературные сказки»

Общегрупповые: «Что такое умение слушать?»; «Как вести себя при разговоре со взрослыми и товарищами?»

Час откровения

«Научись радоваться своим и чужим успехам», «Нам радость не сулит обида чья-то»

«Труд - лучшее лекарство от лени и глупого поведения»;

«Когда человека уважают? Как добиться уважения?»; «Доброе слово, что ясный день»

Школа хороших манер

К тебе пришли гости.

Культура речи. «Ежели вы вежливы».

Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?»

Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом - моя семья»

Школа вежливости: «Волшебные слова», «Моя группа и мои друзья» - игра.

Этические беседы

«Мои семейные обязанности», «Не будь равнодушным»

«Дружба начинается с улыбки», «Недопустимость кличек и прозвищ»

«Ласковое слово, что солнышко в дому», «Твоя готовность выступить против лжи и нечестности»

«Я и мои друзья», «Друг в моей жизни», «История моей дружбы»

«Что такое умение слушать и как вести себя в разговоре со взрослыми и товарищами» - практикум.

«Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях» - практикум.

Чтение художественных рассказов о настоящей дружбе.

Составление родословной. Конкурс газет «Моя семья - моя радость», «Моя фамилия»

«День Матери»

«Моя любимая мамочка», Конкурс «Дочки - матери»

«День отца»

«Мы с папой – настоящие мужчины»

«Рыцарский турнир»

Выставка детских рисунков, фоторепортаж «Панорама добрых дел» (за год)

«Праздник семейных династий»

«День рождения моей семьи», «Мама, папа, я - читающая семья»

Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть действенная похвала? Виды поощрения.

Как развить ответственность в наших детях?

Чувства родителей и чувства детей.

Правила выражения чувств.

Повышение педагогической культуры родителей:

- проведение родительских собраний: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», «Семья и воспитание толерантности»,

- организация клуба молодых родителей, «Семейная гостиная»

Направление «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Цель: охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Мероприятия

«Мой режим дня», «Чистота - залог здоровья», «Кладовая природы»

«Скажи – «нет!» вредным привычкам», «Береги здоровье смолоду», «Наш организм»

«Правильное питание - залог хорошего здоровья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

Конкурс «Мы за безопасность на дорогах»

Практикум «Правила поведения на дороге»

«Светофор»

Составляем карту безопасного маршрута из ДОУ домой.

«Основы личной безопасности дома», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Полезные и вредные привычки»

Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух!», «Осторожно, огонь!», «Соблюдай правила дорожного движения!»

Традиционный праздник «Золотая осень», «Осенины», «Мы дружим с витаминами»

Легкоатлетический кросс «День здоровья»

Разучивание и проведение «Весёлых физзарядок», «Физминуток»

Подвижные  игры.

«Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые старты»

Родительские собрания

«Учить детей быть здоровыми», «Азбука дорожной безопасности», «Как закаливать детей», встречи с врачом, «Как правильно питаться»

«Учить детей беречь здоровье», «Организация отдыха детей в семье»

«Вредное воздействие телевидения, видео и компьютера на ребёнка»

Направление «Земля - общий дом человечества»

Цель: Формирование основ экологической культуры.

Задачи: формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

 Средняя группа

Средне – старшая группа

Подготовительная группа

Мероприятия

«Природная кладовая нашей Родины»,

«Помоги исчезающим видам растений и животных своего края»,

«Помоги братьям нашим меньшим»,

«Лес - наше богатство», проект «Бобры – какие они?»

Экскурсии

Экскурсия по родному селу, городу.

Конкурсы

Конкурс рисунков «Береги лес», «Мой край родной».

Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия»,  акция «Покормите птиц», конкурс рисунков «Этот удивительный мир природы»

Конкурс «Лучшая кормушка для птиц»

Природа и я

Правила поведения на природе.

Беседа «Человек и природа»

Дни здоровья (групповые выходы на природу)

Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями

Операции

Вырастим дерево «Аллея дружбы»

Праздники «Золотая осень», «Лето - это хорошо!»,  «Сделаем наше село краше» (уборка мусора), уход за цветами и посадками на территории ДОУ.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание)

Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.

Задачи:

- приобщать воспитанников к культурному, духовному, национальному наследию;

- формировать художественный вкус воспитанников, их эстетическую позицию;

- создать условия для развития творческой одарённости детей.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Содержание воспитательной работы:

- знакомство с различными видами искусства;

- формирование навыков создавать красивое, овладевая различными средствами, пробуя свои силы в многообразных формах творческой эстетической деятельности.

Формы работы:

- мероприятия (ознакомление с народными промыслами), проведение уроков этики;

- занятия в кружках;

- конкурсы юных поэтов, певцов ДОУ;

- конкурсы поделок, выставки, ярмарки;

Игры, конкурсы по изучению национальных традиций, обрядов и быта.

Перспективное планирование

Сентябрь

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе Определение уровней знаний о семье, о доме, о малой родине.

  • Анкетирование родителей, беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе.

Октябрь

1-я неделя «Мой дом, моя семья»

 Формировать знания о своем ближайшем окружении, семье, взаимоотношениях с близкими, традициями. Дать понятия «мой дом», «семья».

  • Беседы: «7-Я», «Моя мама лучше всех»,  «Бабушка и дедушка в семье», «Пожилые люди»
  • Игры: «Назови членов семьи ласково», «Как можно обратиться к человеку (маме, бабушке) с просьбой? », «Старый дед и внучек».
  • Чтение произведений: Я. Аким «Моя родня»,  «Мой брат Миша», В. Драгунский «Если был бы я девчонкой», Е Григорьева «Бабушка», В. Заходер «Кто кому кто?»
  • Рассматривание семейных фотографий.
  • Рисование: «Наша дружная семья».

2-я неделя «Наши имена и фамилии»

Познакомить детей с историей имен, фамилий. Совершенствовать культуру поведения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к имени другого человека.

  • Беседы: «Я и мое имя», «Что значат наши имена, фамилии? », «Для чего нужны имена и фамилии?».
  • Чтение произведений: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали».
  • Нарисовать с родителями - «Генеалогическое древо имен моих предков»

3-я неделя «Мой детский сад»

     Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать, доставлять им радость, воспитывать уважение к труду взрослых.

  • Беседы: «Кто заботится о нас в детском саду», «Что такое детский сад»
  • Игры: «Детский сад – моя вторая семья»
  • Занятие «Мой детский сад».
  • Экскурсия «Уголок леса»
  • Рисование «Мой любимый детский сад»

4-я неделя «Мои права и обязанности».

Дать детям представление о правах и обязанностях. Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • Беседы: «Я выбираю сам», «Декларация прав человека и конвенция оправах ребенка»
  • Занятия: «Уважай отца и мать», «Мои права», «Мужчины и женщины в семье»,  и др.
  • Чтение произведений: В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает», Е. Благинина «Посидим в

тишине», Л Толстой «Косточка».

  • Игры: «Наши отношения», «Страна вежливости», «Правила по которым мы живем».

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Мой поселок»

Дать представление о малой родине, об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, интересных уголках, зданиях. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

  • Беседы: «Я живу в », «Где я люблю бывать? », «Как мы отдыхаем? », «Чем мне нравится мой поселок?».
  • Игры: «Что такое », «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
  • Рассматривание иллюстраций, достопримечательностей поселка.
  • Экскурсии: Дом культуры, библиотеку,  ФАП.
  • Чтение произведений: З. Александрова «Родина». Фотовыставка «История поселка Сентябрьский».
  • Рисование «Мой  поселок Сентябрьский»

2-я неделя «Нефтеюганский район – родная земля»

Формировать знания о районе, ее историческом прошлом и настоящем. Знакомить с достопримечательностями,  трудовой деятельностью людей, климатическими условиями. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

  • Беседы: «Наш дом Югра»,  «Народы Хмао - Югры».
  • Экскурсии: в библиотеку.
  • Знакомство с культурой и традициями народов ХМАО.
  • Рисование «Родная сторона»

3- я неделя «Герба и флаг Нефтеюганского (района)»

        Закрепить знания о флаге, познакомить с гербом и гимном Нефтеюганского района. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважения к флагу, гербу, гимну района. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

  • Беседы: «История Нефтеюганского района», «Государственные символы».
  • Экскурсии: в библиотеку.
  • Чтение  стихов о Нефтеюганском районе.
  • Игры: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб? ».
  • Аппликация с элементами рисования «Символы района Нефтеюганского».

4-я неделя «Родная природа» (района)

Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае, его природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться бережно к природе.

  • Беседы:   «Разнообразие растений», «Животные и птицы края».
  • Занятия: «Красота природы родного края».
  • Экскурсии: в библиотеку, в музей.
  • Игры: «Назови растение», «Собери букет».
  • Конкурс рисунков «Природа родного края», поделки из природного материала.

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Народы Севера».

Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой народов Севера; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своего народа.

  • Беседа: «Что мы знаем о коренных народах»
  • Экскурсии: в библиотеку, в музей.
  • Рисование «История и традиции Камчатки в рисунках»
  • Выставка «Увлечения наших мам и бабушек»

 

2-я неделя «Растительный мир ХМАО»

Расширять знания детей о климате ХМАО, растительном мире, краеведческие сведения о природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

  • Беседы: «Растительный мир», «Деревья на нашем участке», «Лекарственные растения».
  • Занятия: «Природа и мы», «Деревья бывают разные».
  • Экскурсии: в парк, по территории детского сада.
  • Игры: «К дереву беги! », «С какого дерева листок».
  • Чтение произведений и стихов о деревьях
  • Рисование «Деревья на нашем участке».

4-я неделя «Животный мир нашего края»

Расширять знания детей о климате ХМАО, животном мире, краеведческие сведения о животных и их обитании. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе и животном мире.

  • Беседы:  «Домашние животные», «Дикие животные».
  • Занятия: «Животные, обитающие в нашем крае»,  «Медведь – хозяин леса».
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями животных и местами их обитания
  • Игры: «Путаница», «Кто, где живет? », «Покорми животных»
  • Чтение произведений и стихов о животных
  • Рисование «Животные нашего края»
  • Лепка «В зоопарке»
  • Сочинение рассказа о животных (записывают родители, можно нарисовать иллюстрации)

МАРТ-АПРЕЛЬ

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми         

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Мир вокруг нас»

Формировать у детей представление о мире, о разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.

Воспитывать в детях нравственно – патриотические и гражданские чувства

  • Беседы: «Жители разных стран».
  • Занятия:  «Мы – Россияне».
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями разных стран, людей их населяющих
  • Игры: «Иностранец», «Кто, где живет? ».
  • Знакомство с глобусом
  • Рисование «Страна, в которой я хотел бы побывать»
  • Выставки рисунков «Разные страны»

2-я неделя «Люди с разным цветом кожи»

 Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходства всех детей в мире независимо от их национальности.

  • Беседа: «Разный цвет кожи. Почему?».
  • Занятия: «Разноцветные люди», «Дружба и дети».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного цвета кожи
  • Игры: «Иностранец», «Путаница»
  • Рисование «Мы все равны»

3-я неделя «Наша страна – Россия»

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия»

  • Беседа: «Россияне – граждане России.
  • Занятия: «Родина моя – Россия! ».
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями замечательных уголков России
  • Игры: «Береза – символ России».
  • Чтение произведений и стихов о Родине.
  • Рисование «Моя Россия»

МАЙ

Тема недели

Программное содержание         

Работа с детьми         

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Московский Кремль»

Познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства

  • Беседы: «Московский Кремль», «Красная площадь».
  • Занятия: «Путешествие по старинному Московскому Кремлю».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением древнего и современного Кремля.
  • Чтение стихов С. Маршака, В. Брюсова о Москве.

2-я неделя  «Города-герои нашей Родины»

Познакомить детей с городами – героями России. С их историческими подвигами, заслугами перед Отечеством. Воспитывать уважение и гордость к людям, защищавшим нашу Родину. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.

  • Беседа: «Город герой – Волгоград»», «О блокадном Ленинграде».
  • Занятие: «Экскурсия по городам – героям нашей страны»
  • Рассматривание иллюстраций с панорамой сражений, историческими военными событиями, панорама городов во время войны.
  • Чтение произведений о ВОВ.
  • Аппликация: «Открытки к 9 Мая

3-я неделя «День Победы.

        Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства

  • Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне? ».
  • Праздник: «День Победы»
  • Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.
  • Рисование: «День Победы»

4-я неделя «Мы - патриоты»

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства

  • Итоговое занятие–викторина: «Мы патриоты»

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми         

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Богатыри русские»

        Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей

  • Беседы: «Русские богатыри».
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого
  • Чтение русских былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник»,  легенд.
  • Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря»
  • Рисование: «Богатыри земли русской»
  • Спортивное развлечение «Будущие богатыри»

2-я неделя «Русские народные промыслы»

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

  • Беседы: «Русские узоры», «Народные умельцы России».
  • Занятия: «Русские народные промыслы», «Русская изба».
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России
  • Прослушивание русской народной музыки
  • Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не стало?
  • Декоративное рисование предметов народных промыслов

3-я неделя «Разнообразная природа России»

Обобщить знания детей о климатических РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой природы, беречь ее.

  • Беседы: «Самая большая страна в мире», «Растительный мир нашей Родины».
  • Занятие: «Путешествие по России».
  • Знакомство с картой.
  • Игры: «С какого дерева листок? », «Узнай по описанию», «Чьи припасы?»
  • Лепка «Животные»

4-я неделя «Северяне»

        Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, флорой и фауной, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях

  • Беседы: «Кто живет на Севере»
  • Занятия: «Природа Севера».
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями климата  Севера, природой, животными.
  • Чтение стихов, художественной литературы.
  • Игры: «Кто где живет? », «Путаница».

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Тема недели

Программное содержание         

Работа с детьми         

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Русский лес»

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

  • Беседы: «Что такое лес? », «Кто живет в лесу? ».
  • Занятия: «Русский лес», «Животные леса».
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями животных и растений средней полосы, юга России, Севера.
  • Чтение стихов, художественной литературы.
  • Игры: «Кто где живет? », «У кого какой домик? ».
  • Рисование «Обитатели леса».

2-я неделя «Что такое заповедник»

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства

  • Беседы:  «Красная книга».
  • Занятия: «Что такое заповедник».
  • Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»
  • Слушание фонограммы с записью лесных звуков.
  • Игра: «Путаница».

3-я неделя «Реки нашей России»

 Познакомить с названиями самых крупных рек России: Волга, Лена, Енисей, Дон и др., озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России

  • Беседа: «Чем река отличается от моря».
  • Занятия: «Реки - богатства нашей страны! ».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением озера Байкал, растений и животных тайги.
  • Игра: «Обитатели рек? »
  •  Рисование: «Морские обитатели»

4-я неделя «Народы России»

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей России. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно – прикладного творчества

  • Беседы: «Одинаковы ли люди? Почему? », «Национальные костюмы».
  • Занятия: «Знакомимся с народами России».
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями людей в национальных костюмах, народных промыслов.
  • Чтение сказок народов России.
  • Рисование «Национальные костюмы»

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ

Тема недели

Программное содержание         

Работа с детьми         

Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Герб, флаг - государственные символы России»

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством

  • Беседы: «Что, такое флаг, герб».
  • Иллюстрации с изображением русского народного костюма, пособие «Флаг России»
  • Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг».
  • Рисование «Герб и флаг»

2-я неделя «Что значит быть гражданином?

 Права и обязанности гражданина России» Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» Беседы: «Гражданин своей страны», «О Правах гражданина России» и др.

  • Занятия: «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России».
  • Знакомство с географической картой мира.
  • Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

3-я неделя «Знаменитые россияне»

        Познакомить детей со знаменитыми россиянами, которые делами и подвигами прославили нашу страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

  • Беседы: «Кого называют знаменитым?».
  • Занятия: «Знаменитые россияне».
  • Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников.

4-я неделя «Столица нашей Родины»

Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

  • Беседы: «В какой стране мы живем? », «Какие города России вы знаете? ».
  • Занятия: «Главный город нашей страны».
  • Иллюстрации с изображениями Москвы, Кремля
  • Использование декламации и мелодекламации
  • Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету».
  •  Рисование «Москва глазами детей»

МАРТ-АПРЕЛЬ

«Итоговая диагностика по программе»

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе

  • Беседы с детьми.
  • Дидактические игры

Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме

• метод наблюдения;

• методы математико – статистического анализа полученных данных;

• методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к опросу нравственно – патриотического воспитания.

Планируемые результаты нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Планируемые результаты нравственно–патриотического воспитания определяются поставленной целью и задачами:

  1. Изменения в поведении дошкольника:
  • проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы);
  • умение вести монологическую речь (умение рассказывать);
  • Соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; появление инициативы, самостоятельности, самоорганизации;
  • Создание условия для реальной социально-значимой деятельности, обеспечивающей социализацию личности дошкольника.
  1. Изменение объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности, этики, патриотических чувств:
  • Использовать полученную на занятиях информацию в самостоятельной деятельности, в реальной жизненной ситуации;
  • Высказывать краткую характеристику общечеловеческих ценностей и осознанное понимание следовать им;
  • Способность объективно оценивать других людей, собственные, а также героев из художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
  • Сформировать навыки саморегуляции, самоконтроля,  самооценки, выражающееся в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить;
  • Чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
  • Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села, страны;
  • Развивать способность решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту.

Дети должны знать и называть:

  • Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, отцу, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
  • Место проживания: село, область; символику района, достопримечательности, его климатические условия, флору и фауну.
  • Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
  • Должны знать природу России ее флору и фауну.
  • Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
  • Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5-6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
  1. Работа с родителями:
  • Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей;
  • Повышение психолого–педагогической культуры родителей;
  • Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;
  • Установление партнерских отношений между детьми, родителями и воспитателями;
  • Становление семьи активной социальной системой.
  1. Работа с педагогическим коллективом:
  • Сформировать коллектив единомышленников;
  • Осуществлять отбор ведущих педагогических идей;
  • Определить ведущие направления и виды деятельности педагогического коллектива;
  • Сформировать коллективную копилку групповых, разновозрастных общих ключевых дел;
  • Установить взаимосвязи с сельским социумом, родительской общественностью;
  • Наработать групповые и общесадовские мероприятия, претендующие стать традиционными;
  • Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения осуществлять всем коллективом, включая младший педагогический и технический персонал.

Список используемой литературы

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПБ.: ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  2. Дунаева А.С. Проектирование тематической недели «Дал присягу-назад ни шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  3. Кондрыкина Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ под ред.- Москва: Сфера, 2006.
  4. Нищева Н.В. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. – СПб.: ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  5. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду - Москва: Линка-Пресс, 2003.
  6. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»: изд-во «Детство-Пресс»,2013.




Голубенко Надежда Юрьевна                                НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»