Развитие поисково-исследовательской деятельности с детьми
материал по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 Одной из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром являются тактильные ощущения. Именно благодаря этим ощущениям малыш с первых дней жизни вне утробы матери начинает познавать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poiskovo-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие поисково-исследовательской деятельности с детьми:

 выступление педагога-психолога Д.Н. Борискина

на семинаре-практикуме

«Опытно-экспериментальная лаборатория в условиях детского сада»

07.02.2017

 Ум ребёнка – на кончиках его пальцев

(В.А. Сухомлинский).

        Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — самые важные черты детского поведения.

        Познавательно-исследовательская активность — естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его понять.

        Одной из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром являются тактильные ощущения.  Именно благодаря этим ощущениям малыш с первых дней жизни вне утробы матери начинает познавать мир, через первые прикосновения к материнской груди, через первые попытки удержать погремушку и так далее. 

        Маленькие ручки и ножки, крохотные ладошки и пальчики становятся главными органами, которые исполняют все команды сложного механизма мыслительной деятельности ребенка. Именно ладони рук помогают учиться сравнивать путем прикосновений к различным поверхностям, помогают познавать различные свойства и признаки предметов, что в свою очередь развивает у ребенка любознательность к изучению окружающего его мира, воображение, память, позволяет сформировать простые мыслительные операции.

        Кроме того, тактильная память -  способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам- играет большую роль в эмоционально-психологическом развитии ребенка . Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной комфортности. В свою очередь отрицательное   воздействие (болевое,грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.

        Однако можно помочь ребенку достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать его опыт. В этом малышу помогут игры.

  1. Тактильные дощечки.

Работа с дощечками:

  • Предложить ребёнку закрыть глаза и определить на ощупь поверхность
  • Спросить, что чувствуют пальчики, кого ребёнок представляет.
  • Предложить ребёнку с закрытыми глазами ощупать 3-4 дощечки,запомнить их порядок. Поменять дощечки,предложить ребёнку восстановить порядок.
  • Составить рассказ, ощупывая дощечки.

  1. Тактильное домино.

     16 деревянных пластин прямоугольной формы. покрытых различными материалами разных цветов. Игра рассчитана на 2-4 игроков в возрасте от 3-5 лет. Время игры 10 минут. Каждый игрок получает набор деталей. Игроки ходят поочередно. Начинает игрок у кого есть старший дубль (одинаковые поверхности и цвет). Особенность заключается в том, что ребенок должен находить половинки деталей схожими по цвету и с похожими на ощупь поверхностями.

  1. Тактильный мешочек.

Правила игры

  • Найти пару. Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые. Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков. Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего, мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала - не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева… Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.
  •  «Потрогай-погладь» Подберите разные домашние предметы с разными свойствами: гладкие, твердые, мягкие и т.д. Вместе с ребенком берите эти предметы в руки, проговаривая: подушка – мягкая , коробка – твердая, зеркало - гладкое. Через несколько таких занятий задавайте вопросы: "А что у нас мягкое?" "А что у нас твердое?". Игра развивает мелкую моторику, дает представление о различных свойствах материалов, а также развивает память. Предметы для игры нужно менять, используйте также специальные развивающие игрушки.

  1. Тактильные шарики.

        Шарики развивают сенсорные ощущения ребенка. Кроме того - они очень нравятся детям их хочется трогать снова и снова.
шарики с рисом и крахмалом - скрипят как снег.
шарики с водой - особенно приятно к нему прикоснуться после других шариков - он прохладный. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Методическая разработка Развитие поисково – исследовательской деятельности через создания проекта «Карта России глазами детей»

Цельспособствовать развитию поисково–исследовательских навыков через проектную деятельность на примере проекта «Карта Росси глазами детей»Задачи1.     Исследовать теоретические асп...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...

Конспект НОД с детьми дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.Тема: Экспериментирование «Кому нужна вода»

Показать детям, как человек в своей жизни использует воду, способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимос...