Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект НОД «Учимся играя!» "Любимое море моё!" в старшей группе с приоритетом социально-коммуникативного развития

    Липагина Наталья Викторовна

    Это мероприятие направлено на то, чтобы в игровой форме продолжать формировать навыки культуры поведения детей в природе, приучать бережно относиться к морским обитателям своего родного края - Крыма. Основной целью можно обозначить расширение  представлений о способах правильного взаимодействовия с животными: рас­сматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_o_kryme.docx41.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД «Учимся играя!» с приоритетом социально-коммуникативного развития в старшей группе № 5 детского сада-ясли №3 «Юля» «Любимое море моё».

    Воспитатель: Липагина Наталья Викторовна

    Целевые ориентиры:

    создание условий для формирования знаний детей об окружающем мире, обитателях Чёрного моря для дальнейшей позитивной социализации.

    Учить детей взаимодействовать с ровесниками и взрослыми в образовательной деятельности, воспринимать полученные знания, уметь высказывать свою точку зрения, уважительно выслушивать ответы других.

    С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний об окружающем мире; обобщить и расширить знания детей о знаниях родного края Крыма; развивать у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творчество, воображение, умение выразительно исполнять стихотворения и песни.

    Закрепить знания о правилах поведения в природе, опасных жителях Чёрного моря, основных законах природы – «не навреди!»

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

    Словарь: полуостров, Чёрное, Азовское море, капитан, обитатели, юнга, катран, сельдь, барабуля, дайвинг, снаряжение,

    Материал: карточки «Снаряжение для дайвинга»; макет корабля; надувные игрушки и бассейн с водой, корабль для пускания на воду, слайды опасных обитателей Чёрного моря, картинки рыб, макеты водоёмов, мультимедийная аппаратура.

    Предварительная работа:

    1.    Беседы о Крымском полуострове, о морях, омывающих Крым.

    2.    Чтение художественных произведений (рассказов, легенд, стихов о Крыме) и его обитателях.

    3.    Рассматривание иллюстраций морских жителей, сравнение аквариумных, речных, морских рыб.

    4. Разучивание стихотворений, песен, танцевальных движений.

    5. Выставка рисунков «Обитатели наших морей».

     

    Ход занятия:

    Дети заходят в зал с надувными предметами под  песню «Весёлые друзья»

    Слова С. Михалкова, музыка М. Старокадомского

    1.Мы едем, едем, едем в далёкие края.

    Хорошие соседи, счастливые друзья.

    Нам весело живется, мы песенку поём,

    А в песенке поётся о том, как мы живем:

    Припев: Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота,

    Чижика, собаку, Петьку-забияку,

    Обезьяну, попугая.

    Вот компания какая!

    Вот компания какая!

    2.Когда живётся дружно, что может лучше быть?

    И ссориться не нужно, и можно всех любить.

    А если нас увидит, иль встретит кто-нибудь,

    Друзей он не обидит, он скажет:  «В добрый путь!»

    Припев.

    3. Мы ехали, мы пели, и с песенкой смешной

    Все вместе, как сумели, приехали домой.

    Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,

    В пути не скучно было, и каждый напевал.

    Припев.

    Воспитатель: Ребята! Куда же это вы приехали?

    К морю!

    (Стихотворение С.Пивоварова)

    Никакого здесь

    Секрета.

    Просто море,

    Просто лето,

    Просто взрослые

    И дети

    Надувают

    Всё на свете:

    Лодки, камеры,

    Игрушки,

    И матрасы,

    И подушки…

    С ними вместе

    На волне

    Плыть приятнее

    Вдвойне.

    Очень весело,

    Когда

    Воздух держит

    И вода.

    Пускают игрушки в бассейны с водой и наблюдают, что они не тонут.

    Воспитатель Почему игрушки не тонут?

    Ответы детей.

    Ребята, а вот корабли из тяжёлого металла, везут тяжёлые грузы. Так почему же они не тонут?

    Воспитатель демонстрирует макет корабля в бассейне, показывает и объясняет: «Даже не смотря на то, что корабль сделан из железа, очень тяжелый, да ещё перевозит людей и грузы, он не тонет. Почему? А все дело в том, что в корабле кроме команды, пассажиров, груза есть воздух. А воздух намного легче воды. Корабль устроен так, что внутри него есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно оно поддерживает  корабль на поверхности воды и не даёт ему  утонуть».

    Воспитатель: Посмотрите, какой красивый корабль у нас с вами (макет). Сегодня я – капитан этого корабля. Хотите отправиться со мной в путешествие?

    Дети: Да!

    Воспитатель: В нашем путешествии вы будете моими помощниками – юнгами. Мы отправляемся в морское путешествие от берегов нашего славного исторического города Феодосии по Феодосийскому заливу. Отдать швартовы! Полный вперёд!

    (Звучит муз. сопровождение «Шум моря»).  

    Дети читают стихи (Лидия Огурцова)

    1. Феодосия – Богом данная

    Красота земли первозданная.

    Золотым песком к ногам стелется,

    К небу тянется юным деревцем.

     2.Солнцем светится винограда гроздь.

     Зачарует ночь ароматом роз.

     Нежно ластится море просинью

     к Феодосии, Феодосии...

    Воспитатель: У нас, как и у всех моряков, есть карта и глобус. Чтобы наше путешествие не было скучным, давайте рассмотрим их и побеседуем

            1. Назовите полуостров, на котором мы живём? (Крымский полуостров).

               2. Какими морями омывается наш полуостров? (Чёрным и Азовским).

               3. Чем отличаются эти моря? (Чёрное море – глубокое, прохладное, а Азовское

    – мелкое, тёплое, а на карте – по величине, Чёрное – больше, а Азовское - меньше).  

               4. Какой вкус имеет морская вода? (Солёный).

              Под музыку появляется Нептун,

    «Что здесь происходит? Кто нарушил мой покой?

    Воспитатель: Извините нас, пожалуйста, Царь Морей – Нептун. Мы очень любим море, и поэтому сегодня решили попутешествовать по Феодосийскому заливу.

    Нептун: ну тогда задобрите меня! Покажите, как вы любите моё Чёрное море!

                 Дети читают стихи о нашем любимом море

    1. Морюшко-море,

     Прозрачное, чистое,

    В волнах купается

    Солнце лучистое.

    2. Ты обжигаешь

    Своею прохладою,

    Прикосновению

    Каждому рады мы.

    3. Пеной украшены

    Гребни лазурные,

    Плещут у берега

    Волны ажурные.

    4. Радует глаз

    Широта акварельная,

    Ночью поёшь мне

    Свою колыбельную.

    5. И по тропинке

    Из солнечных зайчиков

    Плавают девочки,

    Плавают мальчики.

    Нептун: ну ладно, тогда помогу вам сегодня узнать о моих морских глубинах больше интересной и безопасной для вас информации.

    Нептун: Как вы думаете, кого можно встретить под водой? (рыб)

    Нептун: подумайте и скажите, что есть общего у всех рыб? (голова, туловище, хвост, плавники и т.д.) Правильно, вы очень наблюдательны. А скажите, пожалуйста, чем покрыто туловище рыб? (Чешуёй)

    Нептун: ну, смышлёные ребята! Верно. В основном в море живут рыбы. Только все они разные. Посмотрите, какие красавицы! (рассматривают иллюстрации с морскими рыбами). Какие рыбы живут в море? (сельдь, пеленгас, бычок, камбала, кефаль, тюлька, хамса, барабуля и др.)

    Воспитатель: Уважаемый Нептун, откройте нам, пожалуйста, секрет как рыбы могут дышать под водой?

    Нептун: Весь секрет в том, что рыбам в воде помогают дышать жабры. Это такой орган, который расположен рядом с головой рыбы. Ну, жабры для рыбы это то же самое, что для вас ваш нос!

    Нептун: ну, ныряйте со мной.

    Воспитатель: мы не можем без специального подводного снаряжения заниматься дайвингом.

    Нептун: а что э то такое?

    Дети: это подводное плавание со специальным снаряжением

    Нептун: тут у меня много чего на дно упало. Выберите, что относится к дайвингу.

    Подвижная игра «Кто быстрее соберёт снаряжение для дайвинга».

    (Дети по командам приносят принадлежности (возможно картинки): гидрокостюм, ласты, акваланг, маска, трубка)

    Воспитатель: давайте наденем водолазные принадлежности и займёмся дайвингом. (Имитируют, что одели костюмы) Под музыку) имитируют, что плывут.

    Нептун: ах, незадача, рыбы растерялись….. Наверное, мои русалочки пошутили и всех смешали.  Сейчас вам надо объединиться в три команды. На дне лежат рыбы и им срочно надо помочь – отправить в нужный водоём – в «Море» - морских рыб, в реку - речных, в аквариум – жителей аквариума. Количество карточек по количеству детей.

    Дидактическая игра

    «Распредели рыб правильно по водоёмам (аквариум, море, река)»

    После игры дети рассаживаются удобно на «морском дне» лицом к видеопроектору.

    Нептун: Ну раз уж вы такие помощники и я у вас в долгу не останусь – помогу вам! Конечно, здесь в море, вас могут подстерегать неприятности. Мы можем встретиться с кем? (показывает слайды на экране: электрический скат, акула катран, медуза-корнерот, медуза аурелия, черноморская скорпена, скат хвостокол).

    Дети отвечают, кого видят на слайдах.

    Рассказ Нептуна к слайдам.

    Любимый вопрос ребят «А оно не кусается?». Давайте сразу на него ответим. Во-первых, не кусается никто, если его не хватать руками, не дергать за хвост, не тыкать в морду палкой. Представьте, что все это вы проделываете с вашим товарищем – представили? Не удивитесь, если он вас укусит или просто даст сдачи? Так же и с крабами, и медузами, и змеями, и с кем угодно: смотрите, радуйтесь, но не лезьте к ним руками.

    Во-вторых, Черное море очень дружелюбное и безопасное для человека. Здесь практически не водится опасных для человека животных. Вот те несколько обитателей Черного моря, которые могут доставить нам неприятности.

    Медуза корнерот. Ее легко отличить по мясистому, похожему на колокол, куполу и тяжелой бороде ротовых лопастей под ним. На этих кружевных лопастях и находятся ядовитые стрекательные клетки. Эта медуза может обжечь вашу кожу подобно кипятку. Просто не трогайте ее, если она встретилась вам в воде – обойдите, обплывите ее. Другая крупная черноморская медуза – аурелия, в переводе значит «ушастик ушастый».

    Аурелия не обожжет вашу кожу, но может больно ужалить края губ или глаза, поэтому никогда не кидайтесь медузами друг в друга – это, конечно, очень весело, но если попадете в глаз, человеку будет не до смеха. Стрекательные клетки аурелии – на бахроме маленьких щупалец, окаймляющих край купола медузы.

    Если вы трогали медузу, даже дохлую, помойте руки – на них могут остаться стрекательные клетки, и если, потом, вы будете тереть ими глаза – обожжетесь.

    Морской ерш, скорпена. Это настоящее чудовище. Лучи спинного плавника превращены в острые колючки, которые скорпена растопыривает, если ее потревожить, в основании каждого луча – ядовитая железа. Это – защита ерша от хищников, его оружие обороны. А оружие атаки – челюсти с множеством острых кривых зубов, предназначены для беспечных рыбок, приблизившихся к скорпене на расстояние ее стремительного, яростного броска. Весь вид скорпены говорит о ее опасности, но в этом обнаруживается и  особая красота и обаяние. Посмотрите, как выразительна ее морда!

    Эти колючие хищники таятся между камнями, под водорослями, и, как и все донные рыбы, меняют окраску под цвет своего окружения, могут быстро светлеть или темнеть в зависимости от освещенности. Поэтому заметить ее трудно, да и сама она так полагается на свою неприметность, что уплывает (точнее, улетает, как пуля из ружья!) только если приблизиться к ней вплотную. Иногда ее даже можно потрогать – но вот этого как раз делать не надо – уколетесь!

    Раны от шипов скорпены причиняют жгучую боль, место вокруг уколов краснеет и распухает, потом – общее недомогание, температура, и ваш отдых на день-два прерывается. Если вы пострадали от колючек ерша – обратитесь к доктору. Раненые скорпеной должны пить много воды, стараться больше ходить. Раны надо обработать, как обычные царапины.

    Вытянутая в длину, похожая на змею, с угловатой большой головой, донная рыба. Как и у других донных хищников, у дракона - выпученные глаза на верхней части головы и огромный, жадный рот. Его характер – в его облике. В отличие от скорпены, живущей среди камней, дракон предпочитает мягкие грунты – песок, ил, в которые он зарывается, подстерегая добычу – мелких рыб; над поверхностью дна остаются только его зоркие злые глаза. А еще над песком торчит передний спинной плавник, похожий на пучок бурой водоросли. Все пять лучей этого плавника – отравленные колючки.

    Раны, причиненные дракончиком, считаются более опасными, чем в случае скорпены, но лечение – такое же.

    Скаты – родственники акул, они тоже относятся к хрящевым рыбам, костей у них нет, и позвоночник, и ребра, и череп – из хряща. Боков у ската нет – только спина и брюхо, верх и низ. Они сплющены так, что кажется, будто кто-то раскатал рыбу скалкой по дну, как хозяйки раскатывают по столу кусок теста в блин. В Черном море живут скат морская лиса – крупный, бывает до полутора метров от кончика носа до кончика хвоста, он для человека неопасен, и хвостокол, он же – морской кот, до 70 см в длину.

    Живут они на дне, на дне находят и пищу – моллюсков, крабов; поэтому рот у них смещен под плоскую голову, а глаза и брызгальца - жаберные щели - расположены сверху. Скаты плавают, размахивая широкими плоскостями тела, как крыльями. У него на хвосте есть колючка, точнее настоящий меч – до 20 сантиметров в длину. Его края очень острые, да к тому же зазубренные, вдоль лезвия проходит желобок, по которому стекает густой, видимый глазом, темный яд из ядовитой железы на хвосте.

    Если задеть лежащего на дне хвостокола, он ударит хвостом как бичом.и может нанести глубокую рубленую рану. Рану, нанесенную хвостоколом, обрабатывают, как любую другую. К счастью, морские коты пугливы, боятся шума, стараются уплыть от купальщиков, и там, где купаются дети, их, естественно, нет.

    Единственная черноморская акула – катран – обычно не бывает больше 1 метра в длину, боится людей и редко подходит к берегу – увидеть его, хотя бы раз в жизни, – мечта многих черноморских подводных охотников. Человек гораздо опасней для моря и его обитателей, чем они – для него. Вы спрашиваете – кусаются ли крабы? Не кусаются, а щипаются – не зубами, которых у них нет, а клешнями. И только тогда, когда вы сами начинаете их хватать руками. Большой каменный краб может ухватить за палец очень больно – лучше не рискуйте. Если он все-таки схватил вас, не тяните его – оторвете клешню. Крабы отпускают свои лапки и клешни также как ящерицы – свой хвост. Если краб забился в щель между камнями, не пытайтесь его выковыривать оттуда палкой – ничего не получится, только покалечите животное. Лучше всего - просто понаблюдайте за ним – как он двигается, как шевелит усиками и глазами, как он ест. А если ты его все-таки поймал – рассмотри, покажи друзьям, и – отпусти. Потом тебе самому приятно будет.

    Песня-танец «Рыбы в море плавают вот так»

    Кто бывал у моря? Я!

    Да,конечно вы бывали

    А если были,то наверное видали

    Что в море очень много разных всяких жителей

    Ану-ка покажите нам морских любителей!

    А рыбы в море плавают вот так

    Волна морская двигаеться в такт

    А волны покоряют высоту

    А мы с тобою видим красоту

    А рыбы в море плавают вот так

    Волна морская двигаеться в такт

    Жемчужина,что в ракушке живет

    Вместе с нами песенку поет

    Молодцы ребята! Да!

    Дальше с вами продолжаем

    И по морским глубинам весело шагаем

    Шаг вправо,шаг влево

    На месте все танцеум смело

    И что бы настроение было целый год

    Веселее хлопайте народ!

    А рыбы в море плавают вот так

    Волна морская двигаеться в такт

    Жемчужина,что в ракушке живет

    Вместе с нами песенку поет

       Нептун: А теперь объявляется конкурс на лучшего знатока Чёрного моря.

     Нептун показывает ракушку и даёт задание:

    Дети выстраиваются в три команды и быстро передают ракушку «рапан», при этом называют морских жителей. Оценивают правильные названия взрослые.

    Игра «Кто больше назовёт обитателей Чёрного моря».

    Воспитатель: Нептун, нам уже пора домой отплывать

    Ну, вы же знаете, я не люблю никого отпускать. Отгадайте тогда мои загадки.

    Загадки:

    1. В тихую погоду

    Нет нас нигде,

    Как ветер подует -

    Бежим по воде.

    (Волны)

    1. Здесь - куда не кинем взор -

    Водный голубой простор.

    В нем волна встает стеной,

    Белый гребень над волной.

    А порой тут тишь да гладь.

    Все смогли его узнать?

    (Море)

    1. Шторм на море иль туман,

    Но где краешек земли

    Знает каждый капитан.

    Что горит для них вдали?

    (Маяк)

    1. Кругом вода, а с питьем беда.

    (Море)

         5. Обманывать не стану,

    - Я меньше океана,

    Но я большое, всё же,

    На океан похоже.

    Могу спокойным быть,

    Могу и заштормить.

    Есть у меня всегда

    Солёная вода.

    (Море)

    1. Плаваю на корабле,

    Иногда лежу на дне,

    На цепи корабль держу,

    судно в море сторожу,

    Чтобы ветер не угнал,

    На волнах лишь покачал.

    (Якорь)

    1. Он морских просторов царь,

    Океанов государь,

    Кладов он на дне хранитель

    И русалок повелитель.

    (Нептун)

    1. Объясняю малышу,

    Чтобы не было ошибок:

    Зверь я, воздухом дышу,

    Но похож на крупных рыбок.

    В ватерполо я ловкач

    И с детьми играю в мяч.

    (Дельфин)

    1. Кто скафандр надевает

    И на глубину ныряет?

    Кто в ботинках со свинцом

    Ходит там по дну пешком?

    (Водолаз)

    1. Ползет в море паук -

    Восемь ног, пара рук.

    В руках клешни,

    В глазах - испуг.  

    (Краб)

    1. Каждый, кто бывал на море,

    С ярким зонтиком знаком.

    Из водички и из соли

    Состоит он целиком.

    Ты в воде его не тронь -

    Обжигает, как огонь.

    (Медуза)

    1. Нептун, явно, с кем-то в ссоре,

    Если так бушует море!

    Волны самых разных форм…

    Что же с морем? В море …

    (Шторм)

    1. Мы пугливы иногда,

    Можем быть и храбрыми.

    Окружает нас вода,

    В ней мы дышим жабрами.

    С чешуей и плавниками

    Проплываем тут и там

    И гуляем косяками

    Мы по рекам и морям.

    (Рыбы)

    Дети прощаются с Нептуном и уходят под марш с пением:

    «Жил отважный капитан»

    автор слов: Лебедев-Кумач В., композитор (музыка):Дунаевский И.

    Жил отважный капитан,

    Он объездил много стран,

    И не раз он

    Бороздил океан.

    Раз пятнадцать он тонул,

    Погибал среди акул,

    Но ни разу

    Даже глазом не моргнул!

    И в беде,

    И в бою

    Напевал он всюду

    Песенку свою:

    Капитан, капитан,

    Улыбнитесь,

    Ведь улыбка -

    Это флаг корабля.

    Капитан, капитан,

    Подтянитесь -

    Только смелым

    Покоряются моря!

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по областям: «Познание», «Коммуникация», проведенной в старшей группе с детьми с ЗПР на тему: "Моя семья"

    Конспект НОД по областям: «Познание», «Коммуникация», проведенной  в старшей группе  с детьми с ЗПР на тему: "Моя семья"...

    Конспект музыкального занятия "Наши любимые игрушки" для детей старшей группы с ОНР

    Занятие направлено на обогащение музыкальных впечатлений детей, звуковысотный и тембровый слух....

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детей с ОНР.

    Познакомить детей с образованием числа 9 и навыками счёта в пределах 9; учить согласовывать существительное с числительным в роде и падеже, развивать навыки счёта; развивать умение сравнивать дорожки ...

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

    Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

    Конспект НОД по правилам пожарной безопасности для детей старшей группы с учетом ФГОС «Путешествие Колобка»

    Цель: создание условий для формирования у детей правил противопожарной безопасности;Задачи: создать условия для развития познавательной мотивации, любознательности; способствовать развитию интереса и ...