НОД. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Секреты воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кошелева Елена Витальевна

Увлекательное путешествие в лабораторию, где дети, превратившись в исследователей, раскрывают "секреты" воды (знакомятся со свойствами воды)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sekrety_vody.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

 по познавательно-исследовательской деятельности на

 тему "Секреты воды"

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные -  Формировать начальное представление детей об экспериментировании с водой. Познакомить с такими её свойствами как текучесть, форма, запах, вкус.

Развивающие -         Развивать познавательную активность, мышление, умение анализировать, сравнивать. Активизировать и расширять словарный запас детей. Учить отражать в речи результаты экспериментирования. Развивать чувство прекрасного через прослушивание музыкальных композиций и просмотр картин в ходе проведения образовательной деятельности.

Воспитательные -    Формировать у детей социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение. Прививать бережное отношение к воде.

Оборудование и материалы:

  Мультимедийный проектор, ведёрко с загадкой,  глобус, воздушный шар с гелием, схемы о воде,  бутылки с питьевой водой, с цветной водой, поднос, сосуды различной формы, воронки, одноразовые стаканы,  одноразовые трубочки, тарелки с водой, спички, кусочек сахара, мыло,  салфетки,  лимон, сироп (аптека).                    

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы, используемые в ходе НОД.

1. Словесный (загадка, беседы, вопросы)

2. Наглядно-демонстративный (презентация, схемы)

3. Практический (проведение опытов с водой)

4. Игровой (игра-имитация -полет на воздушном шаре), (физкультминутка "Тучка").

5. Сюрпризный (опыт)

Виды детской деятельности

  • игровая
  • коммуникативная
  • художественно-эстетическая
  • познавательно-исследовательская
  • двигательная

Используемые современные образовательные технологии

  • ИКТ - информационные компьютерные технологии
  • Технологии исследовательской деятельности
  • Здоровьесберегающие
  • Игровые технологии
  • Личностно-ориентированные

        

Этап

Содержание

Этап вовлечения

В: - Тай, тай налетай, кто загадки любит отгадывать, подбегай.

(Знакомство)

  -На пороге вашей группы я увидела ведёрко, а в нём загадка, попробуем отгадать?

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку погибать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

  -Правильно, это вода.

Этап

целеполагания

 

 -А вы знаете, что это?                           (показ глобуса)

                                                                  (ответы детей)

 - Глобус- макет Земли, а какого цвета больше на глобусе?  -   - Почему?                                                    (ответы детей)

  - Вот поэтому не зря нашу Землю называют голубой планетой.

  -Вот бы подняться высоко-высоко в небо и с высоты птичьего полёта посмотреть, где на Земле прячется вода. Полетим?

  -А как вы думаете, на чём нам лучше полететь?  

                                                                             (ответы детей)

  -К сожалению, у нас нет ни ракеты, ни самолёта.

  -Посмотрите вокруг, может здесь есть что-то такое, что нас поднимет в небо.  

                                                                         (воздушный шар)

  -Конечно! Мы полетим на воздушном шаре!

                                                               (дети берутся за ленту)

  -Полетели                                                (звучит музыка)

                        ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОДЫ

 1слайд  -туча, дождь, лужа, ручей

  -Где же спряталась вода, ребята?                  (ответы детей)

 2 слайд  - река, море, водопад, болото

  -А здесь видите?                                                (ответы детей)

  3 слайд - туман, роса, сосульки, снег

  - Кто из вас догадается, где здесь вода?         (ответы детей)

  -Вот мы и увидели места на земле, где прячется вода, какая она  бывает разная.

  -А для чего вода нам нужна?                          (ответы детей)

  4 слайд (иллюстрации -вывод)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

        В луже, в море, в океане

            И в водопроводном кране.

        Без неё нам не умыться,

          Не наесться, не напиться!

      Смею я вам доложить:

         Без неё нам не прожить!

   -Ребята, а вы знаете, что у воды есть свои секреты. Хотите узнать какие?

  -Тогда воду нужно исследовать. Где это можно сделать?

                                                                             (ответы детей)

  -Что такое лаборатория?                                  (ответы детей)

  -Летим в лабораторию!  

                                                                            (звучит музыка)

Этап

практической деятельности

-Чтобы работать в лаборатории нужно соблюдать определённые правила. Кто их знает?    (ответы детей)

  -А теперь превращаемся в учёных!

Наклонись 1,2,3!

Повернись 1,2,3!

Покружись...

И в учёных превратись!

                                                          (раздать эмблемы учёных)

  -Учёные, займите рабочие места.      

                                                            (дети подходят к столам)

                                             

                                       

                                   ОПЫТЫ

 - Уважаемые учёные сегодня вы будете раскрывать секреты воды, по другому эти секреты называют свойства.

1.  ВОДА-ЖИДКОСТЬ(наливаю воду на поднос)

    - Посмотрите, что делает вода?                   (ответы детей)        

   - А, что происходит с ней, когда я наклоняю поднос?              

                                                                             (ответы детей)

    -Значит можно сказать, что она твёрдая или густая?

   - Правильно, ребята, вода жидкая или иначе сказать -  вода - жидкость. Давайте закончим схему.  

  - Чего на схеме не хватает?

                      схема - чайник     (дорисовать воду-1 ребёнок)  

 2. ФОРМА ВОДЫ

 - Выберите по 1 сосуду, какой больше нравится.

     - Из бутылок налейте в сосуды воды.

     - Давайте рассмотрим какой формы стала вода в ваших сосудах.                                                           (ответы детей)        

     - А у меня на подносе вода в форме лужи. Форма воды получилась у всех разная, значит какой вывод можем сделать?                                                            (ответы детей)

               схема - сосуды    

  - Правильно, ребята, вода своей формы не имеет, а принимает форму того сосуда, куда её налили. Давайте закончим схему.

           (приклеить воду-3 ребёнка)

                             

                               Ах, устали плечи, руки

Но учёным не до скуки

Будем с вами отдыхать,

   Дружно капельки считать.

                               

                         Физкультминутка "Тучка"                                   

                                 

  3. ЗАПАХ

 - Какая вода в бутылках чистая или грязная? Налейте её  в одноразовые стаканы.  Давайте понюхаем воду. Есть ли запах?                                                                 (ответы детей)

  - Какой вывод о запахе чистой воды  мы можем сделать?

  - Правильно, ребята, чистая вода запаха не имеет.

                                        Схема

  4. ВКУС

                          Схема  (1 часть схемы)   

  - Посмотрите на схему, кто из вас догадается, какой секрет воды сейчас раскроем?                                    (ответы детей)

  - Проверим ваши предположения. Возьмите трубочки и попробуйте воду.  Какая она на вкус?              (ответы детей)                          

Давайте сделаем вывод о вкусе чистой воды.                                                                          

                                                 (ответы детей) - А теперь сюрприз. Закройте глаза.

       (одним добавляю в стаканы сок лимона, другим сироп)

  - Откройте глаза, размешайте трубочками воду в своих стаканах и снова попробуйте её. Какой вкус стал у воды?

                                                                              (ответы детей)

  - Была без вкуса, добавила лимон, вода стала......

  - Добавила сладкий сироп, вода стала.....

  - Значит вода приобретает вкус  когда?         (ответы детей)

  - Правильно, вода приобретает вкус тогда, когда в неё что-нибудь добавляют.

                               Схема (2часть схемы)

Вывод

 -Уважаемые учёные, мы с вами раскрыли 4 секрета-4свойства воды. Давайте их вспомним.

                 (вывешивание схем на доску)        (ответы детей) 

                       

Этап рефлексии

ФОКУС

 - А теперь я хочу вас удивить.

              (На столе 2 тарелки с водой.

              В них насыпаются спички.

          В 1-ю тарелку на середину кладётся кусочек  сахара,

          во 2-ю мыло.  Наблюдение за поведением спичек)

  -  Вот какие чудеса. Вам понравилось?

  - Мои, учёные, покажите дома мамам и папам этот фокус и пусть они попробуют разгадать его, а нам пора возвращаться в группу.

Наклонись 1,2,3!

Повернись 1,2,3!

Покружись...

И в ребяток превратись!

  - Возвращаемся в группу на нашем шаре.   (звучит музыка)

  - Вам понравилось быть учёными?..... Тогда в следующую нашу встречу нас ждут новые приключения и открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Разноцветная вода»

В этом конспекте вы можете ознакомиться как проводить занятие по познавательной деятельности с  детьми  младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «В гости к воде».

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе«В гости к воде».Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуника...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Удивительная вода"

Занятие по познавательно - исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова...