Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гаврилова Юлия Анатольевна

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества.  Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через приобщение к устному народному творчеству  ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.  Оно богато ритмами и повторами,  несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность устного народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка устное народное творчество стимулирует развитие познавательных способностей личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Педагогический проект по патриотическому воспитанию  дошкольников.
                                             
Творческое название проекта:
«Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»                                                                                                         
                                                                       
                                                                       
 Пусть ухо их приучается к                                        
                                                                                                    гармонии русского слова,
                                                                                                    сердце преисполняется
                                                                                                    чувствами изящного,
                                                                                                    пусть народная поэзия
                                                                                                    действует на них как музыка.                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                              В.Г.Белинский


Автор проекта: Ерохина Юлия Анатольевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г Мичуринска Тамбовской области

Участники проекта
: дети, воспитатель, родители группы.
Паспорт проекта:
Тип проекта: творчески - информационный;
По предметно-содержательной области: общество – культурные ценности;
По характеру: является открытым;
По продолжительности – средней продолжительности;
По количеству участников – групповой;
Проект рассчитан: на среднюю возрастную группу детского сада.


Актуальность проекта:

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества.  Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через приобщение к устному народному творчеству  ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.  Оно богато ритмами и повторами,  несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность устного народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка устное народное творчество стимулирует развитие познавательных способностей личности ребенка.


Цель проекта
:
Формирование нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к устному народному творчеству
.

Основополагающий вопрос:

Способствует ли знакомство с поэтичностью и образностью устного народного творчества русского народа воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Гипотеза:
 Если знакомить ребенка, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию его духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем приведет к развитию его нравственно-патриотических чувств.

Аннотация проекта:
- Русское устное  народное творчество глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений;
- Ознакомление с произведениями устного народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств;
- Знакомство с устным народным творчеством помогает раскрыть все богатство и красоту родного языка;
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, ее значимости.

Проблемный вопрос:
1. Как повысить интерес к знакомству с устным народным творчеством?
2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
3. Как влияет развивающая среда на нравственно - патриотическое развитие детей?
4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с разными формами устного народного творчества
?

Цель:
Воспитание гармонично развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к устному народному творчеству.

Расширение представления детей о многообразии форм устного народного творчества;
Развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- побуждать интерес к произведениям устного народного творчества
- приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
- сформировать чувство национального достоинства;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;
- проанализировать полученные результаты.


Оборудование и материалы:
Иллюстрации к материалу устного народного творчества.
Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
Дидактические игры


Этапы и сроки проведения проекта
:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап

Подготовительный этап:
• Анкетирование родителей  (воспитатель)
• Диагностика детей (воспитатель)
• «Круглый стол» с участием родителей и детей (воспитатель)
• Создание подбора  книг для библиотеки, организация и проведение акции «Подари книгу детскому саду» (воспитатель);

Оформление серии выставок для родителей по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель)
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала (воспитатель).
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды (воспитатель)
• Оформление родительского уголка, организация и проведение родительского собрания (воспитатель).

Основной этап:
Проведение занятий: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных (воспитатель)  
• Организация выставки  «Герои русских народные сказок своими руками» (воспитатель, дети, родители)

• Слушание русских народных песен в аудиозаписи (воспитатель, дети);
• Оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества (воспитатель);
• Чтение русских народных сказок, з
аучивание наизусть закличек, потешек, прибауток (воспитатель, дети);
Конкурс детских рисунков по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель, дети, родители);
Оформление творческого альбома «Мы рисуем с мамой » (воспитатель)
Презентация проекта в форме творческой гостиной «В гостях у русской народной сказки» для родителей и воспитателей совместно с музыкальным руководителем (воспитатель).

Перспективное планирование:
Тема:   Путешествие в прошлое России   «На героя и слава бежит»
Программное содержание: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Чтение былин, просмотр видеофильмов. Рассматривание и обсуждение картины Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие).

Тема: Устное народное творчество –  мудрость народа
Программное содержание: Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки.

Тема: «Старая пословица до веку не сломится»
Программное содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, приговорками. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц). Чтение русской народной сказки «про Филю».

Тема: «На печи лежим, сказки слушаем»
Программное содержание: «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (инсценировка отрывков).

Тема: Загадки – дело серьезное!
Программное содержание: Загадки – испытание на сообразительность, смекалку,. Догадку, забава. Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.

Тема: «Собирайся народ, кто в прятки идет»
Программное содержание: Играем в забытые детские игры. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры). Разучивание считалок, слов к играм.

Тема:  Живет в народе песня
Программное содержание: Беседа о русской народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание русских народных песен.

Тема: «Сердце матери, лучше солнца греет»
Программное содержание: Беседа о маме, с включением народных пословиц и поговорок. Портрет моей мамы (дети рисуют).

Тема: «Грач на горе – весна на дворе»
Программное содержание: Ждем весну. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Разучивание закличек птиц и весны. Знакомство с народными приметами.

Заключительный этап:
Диагностическое обследование детей, анализ результативности (воспитатель)
Выставка совместных работ детей и родителей «Герои русских народные сказок своими руками  » (воспитатель, дети, родители)
Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ (воспитатель)

Результативность:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к устному народному творчеству русского народа  у них появилось желание больше узнать об истории, обычаях, культуре своей Родины. Знакомство с разными формами устного народного творчества, со всем его богатством и многообразием формирует  у детей уважение и любовь к родной стране, истории своего народа,  способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает познавательные способности детей.

Вывод:  Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Информационные ресурсы:
▪ Аникин В.П. «Живая вода»: (Вступительная статья) // Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
▪ Букринская И. А., Голубева Л. Н. и др. «Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования России». М., 1994.
«Былины» Пересказ И. П. Колпаковой Л.,1973.
▪ Жаворонушки: «Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры:  5 вып./Запись, нотация, составление Науменко Г., М., 1977-1988.
▪ Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
 Лихачев Д.С. «Поэтика древнерусской литературы»  Л.,1987.
▪ Морохин В. Н. «Сказки родного края» Горький, 1978.
▪ Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки  /  Сост. Разумов А.А. М., 1957.
▪ На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора  /   Сост. И обраб. Колпаковой Н., Л., 1976.
▪ Предания и легенды России. М., 1992.
▪ Русская волшебная сказка; Антология  / Сост.,вступл.ст. и коммент. Кореповой К.Е.
М., 1992.
▪ Русские богатыри / В пересказе Карнауховой И.В. Калининград, 1994.
▪ Русские народные сказки / Сост. Нечаев А., Рыбакова Н..  М., 1956.
▪ Русские пословицы и поговорки. М, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

Лепбук. "Устное народное творчество - фольклор" как средство ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой

В статье рассказывается о том, как можно использовать в работе с детьми лепбук на тему "фольклор". Какие жанры устного народного творчества использую с детьми для знакомства с народной культ...

Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей....