Опыты и эксперименты для старшей группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сабинина Елизавета Валерьевна

Прямо или по кругу?

Цель: Установить, что удерживает спутники на орбите.

Игровой материал: Бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик.

Ход игры: Взрослый предлагает детям решить задачу: что произошло бы со спутником (например, Луной, если бы планета его не притягивала (земное притяжение). Ставит вместе с детьми опыт: разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половину; помещает в нее шарик, ставит на стол и слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке. Дети выясняют, что происходит (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой, делают вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая-нибудь сила. Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой орбите.

Темный космос

Цель: Узнать, почему в космосе темно.

Игровой материал: Фонарик, стол, линейка,

Ход игры: Дети выясняют с помощью опыта, почему в космосе темно. Кладут фонарик на край стола, затемняют комнату, оставив только включенный фонарь. Находят луч света и пытаются проследить его, подносят руки на расстоянии примерно 30 см от фонаря. Видят, что на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясняют почему (рука отражает лучи света, и тогда их видно). Дети делают вывод: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.

Мир ткани

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Ход игры: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам —» опустить в емкость с водой и определить скорость намокания -» сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_po_detskomu_eksperimentirovaniyu.pptx525.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ . Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад «Незабудка» Гречихина Оксана Павловна

Слайд 2

ОПЫТ «ИЗМЕРИМ РОСТ» МАТЕРИАЛЫ: Ростомер. Линейка. ДЕЙСТВИЯ: Стать спиной и пятками плотно к стене. Приложить линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру. Отметить рост на ростомере. РЕЗУЛЬТАТ: Правильно измерить рост можно только с помощью специального медицинского измерительного прибора.

Слайд 3

ОПЫТ « ВЗВЕШИВАЕМ ВЕСАМИ И КАНТОРОМ». МАТЕРИАЛЫ : Кантор. Весы аптекарские с разновесами. Небольшие предметы для взвешивания. Карта для записи результатов. ДЕЙСТВИЯ: Взвесить один предмет кантором. Перевесить этот же предмет на аптекарских весах. Сделать «запись» результатов. Сделать вывод о том, где измерение точнее. РЕЗУЛЬТАТ: Аптекарские весы более точные. Их используют при взвешивании лекарств. Кантор менее точный инструмент, его лучше использовать для более крупных предметов.

Слайд 4

ОПЫТ « ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА». МАТЕРИАЛЫ: Термометр медицинский электронный (на каждого ребёнка). Часы. ДЕЙСТВИЯ : Включить термометр. Поставить его под мышку. Подождать 3 минуты или до сигнала термометра. РЕЗУЛЬТАТ: У всех людей температура 36,5 градусов. Плюс – минус один – два градуса. Это нормальная температура тела. Если выше – необходимо обратится к врачу.

Слайд 5

ОПЫТ « ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА». МАТЕРИАЛЫ : Термометр для измерения температуры воздуха (на каждого ребёнка). Термометр для измерения температуры воды (на каждого ребёнка). Емкости с водой разной температуры. ДЕЙСТВИЯ: Положить термометры для воздуха между оконными рамами, на пол возле входной двери. Термометры для воды положить в ёмкости с водой. Вынуть термометры, зафиксировать результаты в карте опыта. РЕЗУЛЬТАТ: Для измерения температуры необходим специальный прибор – термометр. Он может быть предназначен либо для воды, либо для воздуха. В одно и то же время температура воздуха в одном и том же помещении может быть разной. Температура воды также бывает разной.

Слайд 6

ОПЫТ « КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР?» МАТЕРИАЛЫ : В данном опыте нет специальных материалов. Опыт предполагает взаимодействие непосредственно детей между собой. ДЕЙСТВИЯ: Предложить детям представить большой воздушный шар. Взявшись за руки построить круг – хоровод. Линия соединённых рук и будет экватором, если предположить что дети обнимают огромный шар – Землю. РЕЗУЛЬТАТ: Небольшая сценка показывает детям, как люди представляют экватор, что он делит Землю точно на две равные половины.

Слайд 7

ОПЫТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ». МАТЕРИАЛЫ : Физическая карта одной из частей света на каждую мини-группу ( 2-3 человека). Флажки – метки или любые другие доступные варианты удобных меток. ДЕЙСТВИЯ: Выбор пункта назначения. Выбор транспортного средства передвижения. Определение маршрута по карте и прокладывание его цветными маркерами на карте. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения. РЕЗУЛЬТАТ: Карта – незаменимый помощник в любом путешествии.

Слайд 8

ОПЫТ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ» МАТЕРИАЛЫ : 6 одноразовых стаканов, ложка. Соль, сахар. Порошок из мела, песок. Рис, мёд, вода. ДЕЙСТВВИЯ: Разлить воду по стаканам. Положить в каждый по ложке каждого вещества. Размешайте. РЕЗУЛЬТАТ: Есть вещества растворимые (соль, сахар, мёд). Есть нерастворимые (мел, песок, рис). Молекулы воды просачивается между молекулами растворимых и растворяют их. С нерастворимыми такого не происходит.

Слайд 9

ОПЫТ « ВОЗДУХ - СРЕДА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКА» МАТЕРИАЛЫ : Лист пластика ( прозрачный целлофановый пакет). Резинка. Пластиковая миска. Сковорода. Деревянная ложка. Несколько зёрен риса или других лёгких семян. ДЕЙСТВИЯ: Накройте миску листом пластика (пакетом). Закрепите лист на миске резинкой (следите, чтобы было хорошо натянуто). Положите семена на лист пластика (пакет). Держите сковороду близко к миске, не касаясь её. Ударьте по сковороде деревянной ложкой несколько раз. РЕЗУЛЬТАТ: Зёрна «прыгают»! Удары ложкой создают звуковые волны, воздух вибрирует. Звуковые волны заставляют вибрировать и миску и семена.

Слайд 10

МАТЕРИАЛЫ : (на каждую пару детей). Стул. Карта измерений стула (рисунок вверху). Тапочек, шарфик, карандаш для «измерения» стула. Рулетка строительная. ДЕЙСТВИЯ: 1. Измерить стул тапочком , внести результат в карту. 2. Измерить стул шарфиком, внести результат в карту. 3. Измерить стул карандашом, внести результат в карту. 4. Измерить стул рулеткой, внести результат в карту. 5. Сравнить результаты с результатами своих «коллег». 6. Сделать вывод о том, что только результат измерений рулеткой у всех одинаков , а, следовательно, верен. РЕЗУЛЬТАТ: Для точных измерений нужен точный инструмент. ОПЫТ «ИЗМЕРИМ СТУЛ»

Слайд 11

ОПЫТ «НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ» МАТЕРИАЛЫ : Табличка «Измерение длины» для каждого ребёнка. Линейка для каждого ребёнка . ДЕЙСТВИЯ: Предложить детям взглянуть на два отрезка и сделать вывод: равны ли отрезки. Визуально отрезки кажутся разными по длине. Предложить измерить оба отрезка с помощью линейки. Измерение точным прибором (линейкой) покажет, что оба отрезка одинаковы по длине. РЕЗУЛЬТАТ: Часто глаз не может точно определить, равны ли по длине отрезки. Для точного измерения необходима линейка.

Слайд 12

ОПЫТ « СВОЙСТВА ВОСКА» МАТЕРИАЛЫ : Восковая свеча. Зажигалка. Подставка для свечи. Лист пластика или мисочка. ДЕЙСТВИЯ: 1.Изучаем внешний вид восковой свечи. 2.Нагреваем свечу (воск). 3.Охлаждаем свечу (воск). РЕЗУЛЬТАТ: Воск - твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова.

Слайд 13

ОПЫТ « СВОЙСТВА ТВЕРДОГО ТЕЛА И ЖИДКОСТИ». МАТЕРИАЛЫ : Стаканчики с вареньем, металлические пластинки. Стаканчики. Соль. Вода. ДЕЙСТВИЯ: 1.Опустить палец в варенье. 2. Попробовать проткнуть пальцем сталь (стекло). 3. Перелить воду из одного стакана в другой. 4.Налить воды в стакан с солью. РЕЗУЛЬТАТ: Палец по-разному проходит сквозь вещества, т.к. частички из которых они состоят, по-разному расположены. (Молекулы и молекулярная структура веществ).

Слайд 14

ОПЫТ «ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ГАЗ И ЕЁ ИСПАРЕНИЕ». МАТЕРИАЛЫ : Спиртовка (осторожное обращение с огнем). Вода. Емкость для воды. Два платка, одинаковые по размеру и ткани. ДЕЙСТВИЯ: На огне спиртовки довести воду до кипения. Наблюдать за паром. Свернуть два платка вчетверо. Намочить их в воде. Положить их на солнце. РЕЗУЛЬТАТ: При нагревании вода испаряется, то есть превращается в пар (газ). Так исчезают лужи после дождя, высыхает земля, белье после стирки. Чем больше поверхность испарения, тем быстрее поверхность сохнёт.

Слайд 15

ОПЫТ « ВОЗДУХ ИМЕЕТ МАССУ (ВЕС)». МАТЕРИАЛЫ : Два одинаковых воздушных шарика. Нитки. Стержень. Иголка. ДЕЙСТВИЯ: Надуть шары (одинаково). Закрепить на концах стержня. Привязать нитку к середине стержня, чтобы он висел параллельно земле. Проколите один из шаров иголкой. РЕЗУЛЬТАТ: Ровно висящий стержень перевешивается в сторону целого шара, т.к. воздуха в нём теперь больше и он тяжелее сдутого, в котором воздуха мало.

Слайд 16

Использованные ресурсы http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-02/1234353658_ramka-u-okna.jpg - ОКНО; http://img-fotki.yandex.ru/get/5411/94689460.88/0_6396f_514793a9_XL - ПЛЮЩ; http://s41.radikal.ru/i092/1206/2b/da3927222ce7.jpg - КОШКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты для старшей группы

Опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста (старшей группы)...

картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция....

Перспективный план опытов и экспериментов в старшей группе

План составлен в соответствии с комплексно-тематическим планированием по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...

опыты и эксперименты в старшей группе

К -1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаемЗадача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форм...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Картотека опытов и экспериментов.Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, класс...

Опыты и эксперименты в старшей группе

Доступные опыты и эксперименты для детей старшего возраста...

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Ниже представлена картотеки опытов и экспериментов, которая может использоваться в любой старшей группе дошкольного учреждения....