Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Пришла весна, прилетели птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыкально-художественная», «Художественное творчество». Цель: формировать интерес и любовь к природе, уметь замечать изменения в ней; продолжать знакомить со стихами о временах года; углубить интерес к птицам, развивать умение выделять и называть их характерные особенности; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам; закрепить умение изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах, при росписи их фигур из соленого теста. Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, чтение стихов о временах года, иллюстрации птиц. Материал к занятию: презентация «Птицы весны», иллюстрации перелетных птиц и зимующих, предметные картинки птиц и их гнёзд, дидактическая игра «Собери птицу», аудиозаписи (звуки леса и голоса птиц), шапочки птиц, мяч, магнитная доска с изображением кормушки и дерева. Загадки о перелётных птицах, Жетоны «Друг птиц» фигуры из соленого теста, гуашь, клеенки, кисти, тряпочки, вода в стаканчиках. Ребятки давайте поздороваемся: Здравствуй солнце золотое, Здравствуй небо голубое, Здравствуй вольный ветерок, Здравствуй маленький дубок, Мы живём в родном краю Все мы вас приветствуем! А я вас люблю! Ход занятия: Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Сейчас я прочту фрагмент стихотворения о времени года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, и как вы об этом догадались. Если речка голубая Пробудилась от сна И бежит, в полях сверкая,- Значит к нам пришла…(весна.) Если снег везде растаял И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая,- Значит к нам пришла…(весна.). (Воспитатель читает стихотворение, дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, называют его признаки.) А знаете ли вы, каким месяцем начинается Весна, и каким заканчивается? Назови их.(Март, апрель, май.) В народе весенние месяцы называли: Март – капельник Апрель – водолей Май – травень, цветень. Как вы думаете почему? Физкультминутка. Ау, ау, аукаем, (имитируют ауканье.) Весну прибаюкиваем Март, март – (руки поднимаются вверх поочерёдно.) Солнцу рад Апрель, апрель (имитируется стук в дверь.) Открой дверь. Май, май (Прыжки на месте.) Сколько хочешь гуляй. Игра с мячом «Весенние слова.» Я назову слова, брошу мяч, а вы поймайте и отгадайте, О чём я говорю. 1.Голубое,чистое - …(небо.) 2.Яркое,золотое..(солнце.) 3.Весенняя, звонкая…(капель.) 4.Первые,клейкие…(листочки.) 5.Ясное,весеннее…(утро.) 6.Тёплое,весеннее …(солнце.) 7.Молодые,зелёные…(листочки.) 8.Перелётные,зимующие…(птицы.) Загадка. Снится ночью пауку Чудо - юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадайте? Это…(птица.) Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах. - Каких птиц вы знаете? - Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? - Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их. - Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? - Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их. (Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает при затруднении в ответах.) Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост) - Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев) (Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.) У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад – вперед по пашне скачет, А зовется птица - …грач Эту птицу всякий знает: На шесте ее дворец, Червяков птенцам таскает, Да трещит весь день - …скворец. Спереди шильце, Сзади вильце. Сверху – черное суконце, А снизу белое полотенце. ( ласточка) Хоть и скромен с виду он: Пестренькие перья, маленький носок, Но имеет звонкий голосок. В поле он живет, Всю весну и лето песенки поет. (жаворонок) Ещё к нам одна птичка спешит. Прилетел к нам наконец, Самый лучший наш певец. Дни и ночи напролёт он поёт. (Соловей.) (Дети сравнивают отгадки с картинками, которые открывает воспитатель) Давайте поиграем в игру. «Справочное бюро.» Работники справочного бюро должны много знать о птицах ,чтобы суметь ответить на все вопросы .Я буду задавать вопросы, вы отвечать. За правильно выполненное задание, вы получите жетон «Друг птиц.» 1. Раздели птиц на перелётных и зимующих.. 2. Чьё это гнездо?(Показывает изображение гнёзд,о которых рассказывалось ранее.) 3. Кто как поёт? (запись голосов птиц; Дятла ,кукушки, соловья…) 4. Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?(строить скворечники, кормушки.) 5. Собери птичку и назови. (Пазлы.) Молодцы ребята ,получайте жетон»Друг птиц.» Люди с древних времён с большим уважением ,любовью и заботой относятся к птицам Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. А сейчас каждый год в марте мы празднуем «День птиц» - перед прилётом скворцов Воспитатель: Чтобы птицы быстрее прилетели, люди издавна закликали птиц. Стряпали из теста жаворонушков, дети брали их в руки, выходили на улицу исполняли закличку, призывающую птиц, и съедали птичку из теста. Давайте и мы исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели. Жаворонушки, перелетушки, (В кругу летим, машем руками) Прилетите к нам! Гу! Весну ясную, весну красную (Разводим руки в разные стороны) Принесите нам! Гу! С сохою, с бороною, (Гул трактора) И с лошадкой вороной! (Цоконье копыт лошади) С пряльцем и донцем, (Показываем как прядем) С новым веретенцем! Зима надоела, (Беремся за руки, идем по кругу вправо) Хлеб весь поела! ручки познобила, (Массаж рук) Скотину поморила! (Беремся руками за голову, качаем головой) Услышали нашу закличку птицы перелетные, прилетели они к нам, уселись на дерево. А где, какая птичка и не разберешь. Ребята, давайте раскрасим птичек. (Каждый ребенок выбирает птичку из соленого теста и раскрашивает ее, затем сажает на дерево). Перед детьми висят образцы птиц. Дети работают под пение птиц. Воспитатель: Закончили!? Рассмотрим ваших птичек. ( Дети и воспитатель рассматривают птиц и высказывают свое мнение) Все ваши птички разные, но все они очень красивые! (Влетает Каркуша.) Каркуша .Куда я попала? Кто я?(птичка.) Какая я птичка?(зимующая.) Неужели? Не знала. Рада, что к вам прилетела, у меня есть подруга – Ласточка, она вам шлёт привет и передаёт угощение. (Угощает детей конфетами «Ласточка.») Сейчас поиграем в игру: «Найди свою перелётную птицу». (Дети разбиваются на группы; каждая группа образует круг вокруг одного из детей в маске птицы.) Запомните своих птиц .Звучит музыка птицы летают клюют зерно, музыка замолкает дети должны найти свою птицу и окружить её. Выиграет та группа, которая быстрее образует круг. Молодцы! хорошо играли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishla_vesna_prileteli_ptitsy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Пришла весна, прилетели птицы»

             Образовательные области: «Познание»,    

     «Коммуникация», «Музыкально-художественная»,                                                                                                                        

                  «Художественное творчество».                                                                     

Цель: формировать интерес и любовь к природе, уметь замечать изменения в ней; продолжать знакомить со стихами  о временах года; углубить интерес к птицам, развивать умение выделять и называть их характерные особенности; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам; закрепить умение изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах, при росписи их фигур из соленого теста.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные  времена года, чтение стихов о временах года, иллюстрации птиц.

 Материал к занятию: презентация «Птицы весны»,  иллюстрации перелетных птиц и зимующих, предметные картинки птиц и их гнёзд, дидактическая игра «Собери птицу», аудиозаписи (звуки леса и голоса птиц), шапочки птиц, мяч, магнитная доска с изображением кормушки  и дерева. Загадки о перелётных птицах, Жетоны «Друг птиц» фигуры из соленого теста, гуашь, клеенки, кисти, тряпочки, вода в стаканчиках.

Ребятки давайте поздороваемся:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живём в родном краю

Все мы вас приветствуем!

А я вас люблю!

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня  мы собрались с вами, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга.

         Сейчас я прочту фрагмент стихотворения о времени года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, и как вы об этом догадались.

Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла…(весна.)

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…(весна.).

 

(Воспитатель читает стихотворение, дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, называют его признаки.)

А знаете ли вы, каким месяцем начинается Весна, и каким заканчивается? Назови их.(Март, апрель, май.)

В народе весенние месяцы называли:

Март – капельник

Апрель – водолей

Май – травень, цветень.

Как вы думаете почему?

Физкультминутка.

Ау, ау, аукаем,        (имитируют ауканье.)

Весну прибаюкиваем

Март, март –   (руки поднимаются вверх поочерёдно.)

Солнцу рад

Апрель, апрель      (имитируется стук в дверь.)

Открой дверь.

Май, май               (Прыжки на месте.)

Сколько хочешь гуляй.

Игра с мячом «Весенние слова.»

Я назову слова, брошу мяч, а вы поймайте и отгадайте,

О чём я говорю.

1.Голубое,чистое - …(небо.)

2.Яркое,золотое..(солнце.)

3.Весенняя, звонкая…(капель.)

4.Первые,клейкие…(листочки.)

5.Ясное,весеннее…(утро.)

6.Тёплое,весеннее …(солнце.)

7.Молодые,зелёные…(листочки.)

8.Перелётные,зимующие…(птицы.)

Загадка.

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадайте? Это…(птица.)

Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах.

-         Каких птиц вы знаете?

-         Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

-         Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.

-         Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

-         Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.

(Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает при затруднении в ответах.)

Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост)

-         Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

(Дети вспоминают общие признаки  и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.)

 У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки.

 

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица - …грач

 

Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день - …скворец.

 

Спереди шильце,

Сзади вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце.

( ласточка)

 

Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет.

(жаворонок)

Ещё к нам одна птичка спешит.

Прилетел к нам наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт он поёт.    (Соловей.) 

(Дети сравнивают отгадки с картинками, которые открывает воспитатель)

Давайте поиграем в игру. «Справочное бюро.»

Работники справочного бюро должны много знать о птицах ,чтобы суметь ответить на все вопросы .Я буду задавать вопросы,  вы отвечать. За правильно выполненное задание, вы получите жетон «Друг птиц.»

  1. Раздели птиц на перелётных и зимующих..
  2. Чьё это гнездо?(Показывает изображение гнёзд,о которых рассказывалось ранее.)
  3. Кто как поёт? (запись голосов птиц; Дятла ,кукушки, соловья…)
  4. Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?(строить скворечники, кормушки.)
  5. Собери птичку и назови. (Пазлы.)

Молодцы ребята ,получайте жетон»Друг птиц.»

Люди с древних времён с большим уважением ,любовью и заботой относятся к птицам

Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков.

А сейчас  каждый год в марте мы празднуем «День птиц» - перед прилётом скворцов

Воспитатель: Чтобы птицы быстрее прилетели, люди издавна закликали птиц. Стряпали из теста жаворонушков, дети брали их в руки, выходили на улицу исполняли закличку, призывающую птиц, и съедали птичку из теста. Давайте и мы исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.

Жаворонушки, перелетушки,  (В кругу летим, машем руками)

      Прилетите к нам! Гу!

  Весну ясную, весну красную    (Разводим руки в разные стороны)

     Принесите нам! Гу!

      С сохою, с бороною,                  (Гул трактора)

   И с лошадкой вороной!             (Цоконье копыт лошади)

С пряльцем и донцем,                (Показываем как прядем)

   С новым веретенцем!

  Зима надоела,                             (Беремся за руки,

 идем по кругу вправо)

Хлеб весь поела!

  ручки познобила,                          (Массаж рук)

Скотину поморила!        (Беремся руками за     голову,

 качаем головой)

Услышали нашу закличку птицы перелетные, прилетели они к нам, уселись на дерево. А где, какая птичка и не разберешь. Ребята, давайте раскрасим птичек. (Каждый ребенок выбирает птичку из соленого теста и раскрашивает ее, затем сажает на дерево). Перед детьми висят образцы птиц. Дети работают под пение птиц.

Воспитатель: Закончили!? Рассмотрим ваших птичек.

( Дети и воспитатель рассматривают птиц и высказывают свое мнение)

         Все ваши птички разные, но все они очень красивые!

(Влетает Каркуша.)

Каркуша  .Куда я попала? Кто я?(птичка.) Какая я птичка?(зимующая.) Неужели? Не знала. Рада, что к вам  прилетела, у меня есть подруга – Ласточка, она вам шлёт привет и передаёт угощение.

(Угощает детей конфетами «Ласточка.»)

Сейчас поиграем в игру: «Найди свою перелётную птицу».

(Дети разбиваются на группы; каждая группа образует круг вокруг одного из детей в маске птицы.)

Запомните своих птиц .Звучит музыка птицы летают клюют зерно, музыка замолкает дети должны найти свою птицу и окружить её. Выиграет та группа, которая быстрее образует круг.

Молодцы! хорошо играли.

В гости к нам пришла Матрешка

Развлечение для средней и младшей группы

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.

 ВЕДУЩАЯ:
Снова к нам пришла весна,
Сколько света и тепла!
Снег сошел, журчат ручьи,
Скачут в лужах воробьи.


1 ребенок: Солнышко весною жарко пригревает.
                   От тепла весеннего снег повсюду тает.


2 ребенок: Скоро, скоро распустятся почки,
                    Побегут по дорогам ручьи.


3 ребёнок :Почернеют пригорки и кочки,
                   И в лесах запоют соловьи.


 4 ребенок : Ярче, солнышко, сияй,
                    Землю нашу согревай.


5 ребёнок:
Травка, травка, зеленей,
                   Приходи, Весна, скорей!


6 ребёнок: С нежными листочками,
                   С первыми цветочками,


7 ребёнок:С теплым, радостным дождем
                  Приходи, Весна, мы ждем!

   8 ребёнок: Солнышко лучистое, мы тебя встречаем!
                  Солнышко лучистое в гости приглашаем!


   9 ребёнок:  Солнышко лучистое, любят тебя дети.
                  Нет теплее солнышка ничего на свете.

         

Ведущий:

                    На дворе сияет солнце,

                    А кто, к нам придет сегодня в гости,

                     сейчас узнаете,

                     Коль загадку отгадаете!

Загадка:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... 

 Дети (хором)

Матрешка!

Ведущая:

Громче хлопайте в ладошки,

В гости к  нам идет Матрешка!

В зал входит Матрешка, в руках у нее корзина.

Ведущая:

Вся румяная, очень ладная,

Щечки красные, глазки ясные,

Бойко топают сапожки,….

Здравствуй, милая Матрешка!

Рады тебе малыши,

Вместе с нами попляши!

Дети под музыку пляшут импровизационный танец с Матрешкой. Затем садятся на стульчики.

Матрешка:

Матрешечка – терёшечка в гости к вам пришла,

Матрешечка – терёшечка гостинцы принесла.

Матрешка достает из корзинки:

Вот платочки разные,

Да сапожки красные,

Ленточки отласные,

И цветочки для ребят!

Ведущая:

Рады наши малыши,

Все гостинцы хороши.

Будем с ними мы играть,

Своих мам мы поздравлять!

 Видите, - матрёшка пришла не одна,

С собой подружек привела.

Матрешка:

Вот платочки разные, белые и красные,

С ними можно поиграть, с ними можно поплясать.

Потихоньку покружиться,

Одним словом, подружиться.

Дети средней группы исполняют танец «Мы веселые матрешки».

Матрешка:       

 Буду с вами я  плясать

Звонкие песни распевать

 Солнышко прославлять!

(Дети с Матрешкой исполняют песню «Солнышко», стоят на месте) 

ПЕСНЯ «Солнышко» ( «Музыка в детском саду»,1 младшая группа/ сост. Н.А.Ветлугина) 

Матрешка:         

                А теперь, разудалы молодцы!

                Вы пляшите, не ленитесь,

                нам свою удаль покажите!

                Пусть танцует каблучок,

              Развеселое  «яблочко»! .

 Матрёшка:

 Сколько солнца, сколько света –
Принесла весна для всех,
Всюду слышны песни, пляски.
Раздаётся звонкий смех.
Солнце светит ярко, ярко.
Ручейки бегут, звенят.
Приглашаю поиграть.

 Ручки буду я искать!

(Матрешка проводит с детьми игру «Где же ваши ручки»)

А теперь, прошу, ребятки, отгадайте вы загадку:

Кто нас крепко – крепко любит,

Укачает, приголубит,

Отвечайте же все прямо, ну, конечно это…. (мама).

Мы не будем долго ждать, мам мы будем наряжать!

Игра «Наряди маму».

Ведущая:

Вот какие мамы – загляденье прямо.

Принимайте, мамочки, вы от нас подарочки.

Песня «Мамочка, принимай подарочки».

Дети дарят мамам подарки.

Матрешка:

А теперь прошу всех встать, приглашаю поиграть.

Игра с мамами «Жмурки» с колокольчиками.

Матрешка:

Соберем букет для мамы и поздравим мы их сами.

Выходите поиграть, и цветочки собирать.

Игра с мамами «Собери букет»

Ведущая:

Выходите малыши, спойте маме песенку.

Матрёшка:

Вы мне понравились ребятки,

Стихи читали, песни пели, танцевали. 

Вас всех хочу я покатать на весёлой карусели.

Ну, как, ребятки, все уселись?

Закружились, завертелись!

Игра «Карусель».

Ведущая:

Дорогие наши гости,

Мы вам пели, танцевали,

Как могли вас развлекали,

Поздравляли от души

Вас сегодня малыши!

Матрешка:       

                У меня еще гостинец,

                Есть для маленьких ребят,

                Я в корзинку погляжу,

                Что там есть всем покажу…

               Солнца вешнего гонцы – всем цветные леденцы!

(Достает из корзинки сладости, угощает детей)

Вед:               

                Вот спасибо тебе, Матрешка!

                Постаралась ты сегодня,

                Всем ребятам угодить…

Матрешка:

                Только мне пора ребятки,

                К сожаленью уходить…

                До свидания детки,

                Кушайте конфетки…

Вед:               

 До свидания, Матрешка!

 Приходи к нам еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Открытка для папы».

Приближается праздник День защитника Отечества. Что же подаритьребенку для своего любимого папы или дедушки, а может быть для старшего брата, который служит? Предлагаю вариант поздравительной открытки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "В стране Лилипутии"

Каждый человек, умеющий фантазировать, может представить страну Выдумляндию (Вообразилию) и мысленно совершить по ней путешествие! Итак, в путь!...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Какая бывает одежда?"

Программное содержание: Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам — зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей о свойствах т...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Эти дети живут на Севере»

Развить представления детей о национальных осо­бенностях: костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Се­вере. Воспитать интерес и уважение к любым национальным отличиям....