Квест как форма организации взаимодействия с родителями в проектной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Переход на качественно новый уровень образовательной работы с детьми требует новых форм организации педагогического процесса и поиска педагогических инновационных методов взаимодействия с родителями. Одной из интересных инновационных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом способствует созданию единого образовательного пространства.В рамках проектной деятельности эффективной формой взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования является квест. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Квест - это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Об использовании квеста в работе с детьми и родителями в дошкольном учреждении рассказывает представленный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест как форма организации взаимодействия  с родителями в проектной деятельности

Сумарокова Алла Анатольевна, старший воспитатель (методист), заместитель заведующего по УВР  ГБДОУ детский сад  № 40 Московского района Санкт-Петербурга

За долгий  путь развития человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. У них разные воспитательные функции, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и сегодня является актуальной. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями обуславливаются рядом причин: несовпадением взаимных ожиданий, недоверием родителей к воспитателям,  низким уровнем педагогической компетентности родителей и др. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Это свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение новых форм и методов для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

ДОУ очень часто испытывает большие трудности в общении с родителями по причине выбора форм взаимодействия

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Они включают в себя установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Переход на качественно новый уровень работы образовательной работы с детьми требует новых форм организации педагогического процесса и поиска педагогических инновационных методов взаимодействия с родителями.

Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия.

В соответствии с п.3.2.5  Федерального государственного образовательного стандарта  условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:  взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Проектная деятельность является одной из интересных инновационных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых, создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

В рамках проектной деятельности эффективной формой взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования является квест.

Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»).

Квест –  это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели

Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений.

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.

Квест - это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Квест, включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Широкий спектр возможностей делает  квест-игры одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои лучшие качества.

 Возможность реализации образовательных задач в форме квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста.

Педагоги нашего ДОУ при реализации различных проектов используют квесты – приключенческие игры, в которые увлеченно играют и дети, и родители.

Расскажем об одном из них, являющемся частью проекта по  правилам дорожной безопасности  «Азбука безопасности».

Получив задание, составленное в интересной форме, каждая семья должна определить по фото или по описанию место, в которое нужно прибыть для старта. Далее следует увлекательнейшее путешествие, которое впоследствии нужно описать и представить в виде рисунков, схем, карт и других дорожных материалов.

Собирается интереснейший материал о ближайшем (и не только) окружении. И взрослые, и дети по иному видят знакомую местность, открывают для себя новое в тех местах, которые окружают их долгие годы.

Не понятно, кто увлечен больше – дети или взрослые.

В качестве примера предлагается квест воспитателя ГБДОУ детский сад № 40 Московского района Санкт-Петербурга Дядькиной И.А. для детей старшей группы:

Игра-квест : «В поисках огненной обезьянки».

          Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).

Срок проведения: с 4 декабря по 21 декабря

           Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их семьи, воспитатели, музыкальный руководитель, все желающие.

Цель:
- научить детей уверенно и свободно ориентироваться в пределах своего микрорайона и соблюдать ПДД.

              Задачи:
- закреплять знания правил дорожного движения;
- развивать мотивацию к осознанному соблюдению правил дорожного движения;
- формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни (в моделируемых дорожных ситуациях);
- создавать условия для побуждения детей использовать имеющиеся знания при решении проблемных ситуаций;
- формировать навыки культурного поведения на дороге, на улице;
- побудить родителей к совместному творчеству с детьми;
- способствовать развитию детско-родительских отношений.
              
Выбор главного героя «огненной обезьянки» объясняется тем, что это был  конец календарного года и наступал год обезьяны.

               Ход  игры- квеста:

 В ходе проведения спортивно-семейного праздника по ПДД воспитатели показали сигнал «SOS» и рассказали детям, что у них просит помощи обезьянка, которая очень торопилась и спешила к ним на праздник, но потерялась…

 Каждой семье был выдан конверт-письмо, в котором находилось 4 листа:

1.    На первом листе было письмо с фотографией обезьянки в определённом месте микрорайона (ни одно место не повторяется). В самом письме говорилось:

«Уважаемые родители и ребята! Мне нужна ваша помощь!!!
Когда я шла к вам в садик, я заблудилась!!! И не могу найти безопасный путь до вашего детского садика. Помогите мне!!!
Нарисуйте мне безопасный маршрут дороги, чтобы я могла скорее добраться до вас. Но сначала найдите меня! Я сейчас нахожусь около….
Я не знаю, где я!!!! Но я высылаю вам фотографию! Помогите!! Спасите!!! 
SOS! SOS! SOS! Огненная обезьянка».
2.    Второй лист был предназначен для того, чтобы нарисовать маршрут, о котором говорилось в письме. (На нём также фото обезьянки, откуда семья должна начинать рисовать маршрут).

3.    На третьем листе была инструкция, в которой было сказано:

«Уважаемые родители и ребята! Мы предлагаем вам семейный квест по нашему микрорайону. Название семейного квеста: « В поисках огненной обезьянки».
             Инструкция: каждая семья получила конверт, в котором находились: 
- письмо с информацией о том, что произошло с обезьянкой;
- фотография с её предположительно местом нахождения (Страница №1) . 
Вам даётся задание:
- дойдите до места, изображённого на фотографии;
- посмотрите, есть ли там обезьянка, или куда бы она могла спрятаться;
- проложите самый безопасный путь от этого места до детского сада №40 (Страница №2).
            На плане укажите:
-фамилию семьи, которая рисовала данный маршрут (фотография семьи приветствуется); 
-название улиц, номера домов по которым проходит данный маршрут; 
- нарисуйте и подпишите объекты, которые встречаются на вашем пути и являются «помощниками-маячками»;
- в помощь вам даётся «Карта подсказка» (Страница№4);
- зафиксируйте время прохождения данного маршрута и напишите его;
( Для дальнейшего определения самого длинного и короткого маршрута).

 Данный маршрут предлагалось оформить и сдать  до 21 декабря.
           По всем вопросам обращайтесь к данной инструкции (Страница№3) и к воспитателям. Удачи вам! Желаем получить Вам огромное удовольствие от общения друг с другом и познания нового!"

4.    На четвёртом листе была «карта – подсказка» нашего микрорайона.  

 Все маршруты, которые оформляли и описывали семьи, мы вывешивали на специальном стенде, где они могли посмотреть и сравнить работы, сделанные разными семьями. Одна из семей-участников даже сделала макет микрорайона.  Детям и родителям стало интересно пройти не только свой маршрут, но и маршрут своего товарища. Так в ходе реализации квеста возникла идея обмениваться маршрутами.

         В конце квеста, в один из дней дети, придя в садик, обнаружили огненную обезьянку, которая наконец- то нашла верный маршрут в садик.

Квест-игра получилась очень интересной, увлекательной и познавательной как для детей, так и для взрослых.

Но самое главное, это стало одним из шагов к сближению педагогов и родителей, что в дальнейшем помогло организовать другие совместные мероприятия.

Наша  совместная деятельность позволила достичь согласованных действий педагогов и семьи, послужила развитию интереса родителей к вопросам воспитания, способствовала привлечению их к планированию и организации дальнейшей совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Мы в очередной раз убедились, что одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями дошкольников,  способствующей вовлечению родителей в образовательное пространство является совместная игра.

Страница №1    Письмо.

Уважаемые родители и ребята!    Мне нужна ваша помощь!!!

Когда я шла к вам в садик, я заблудилась!!!  И не могу найти безопасный путь до вашего детского садика.

Помогите мне!!!

 Нарисуйте мне безопасный маршрут дороги, чтобы я могла скорее добраться до вас. Но сначала найдите меня! Я сейчас нахожусь около….

Я не знаю, где я!!!! Но я высылаю вам фотографию! Помогите!! Спасите!!!

SOS! SOS! SOS!

                                                                                        Огненная обезьянка.

DSCN5614

Страница № 2. Лист для рисования маршрута.

DSCN5614

Страница №3. Инструкция.

Уважаемые родители и ребята!

Мы предлагаем вам семейный квест по нашему микрорайону.

Название семейного квеста: « В поисках огненной обезьянки».

Инструкция.

1. Каждая семья получила конверт.

 В конверте находится:

- письмо с  информацией о том, что произошло с обезьянкой;

- фотография с её предположительно местом нахождения (Страница №1) .

2. Вам даётся задание:

- дойдите до места, изображённого на фотографии;

- посмотрите, есть ли там обезьянка, или куда бы она могла спрятаться;

- проложите самый безопасный путь до детского сада №40 (Страница №2).

3. На плане укажите:

-фамилию семьи, которая рисовала данный маршрут (фотография семьи приветствуется);

-название улиц, номера домов по которым проходит данный маршрут;

- нарисуйте и подпишите объекты, которые встречаются на вашем пути и являются «помощниками-маячками»;

- в помощь вам даётся «Карта подсказка» ( Страница№4);

- зафиксируйте время прохождения данного маршрута и напишите его;

 ( Для дальнейшего определения самого длинного и короткого маршрута).

4. Данный маршрут надо сдать до 21 декабря для создания книги- путеводителя нашего микрорайона:

«Безопасные маршруты».

(В помощь нам, родителям и малышам!)

Начало и конец игры считается с 4 декабря по 20 декабря;

По всем вопросам обращайтесь к данной инструкции (Страница№3) и к воспитателям.

Удачи вам!

Желаем получить Вам огромное удовольствие от общения  друг с другом  и познания нового!

Страница №4. Карта микрорайона. Img




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест как форма организации работы с родителями по ознакомлению дошкольников с Петербургом.

Статья посвящена преимуществам  организации работы с родителями по направлению "Ознакомление дошкольников к Санкт-Петербургом"....

Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Квест- это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать о...

Квест как форма организации взаимодействия ДОУ с родителями в рамках ФГОС.

     В свете последних тенденций организация взаимодействия детского сада и семьи в формате квест замечательно вписывается в концепцию,  заданную ФГОС ДО и становится  ...

Квест, как форма организации образовательной деятельности с дошкольниками.

В данной публикации представлен к просмотру материал из опыта работы...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Квест как форма организации деятельности дошкольников»

Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Понятно, что и для детского праздника идея кв...

Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы,...