Познавательно- исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста Тема. «Путешествие в осень»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Киселева Мария Михайловна

  Настоящее приключение для дошкольников - наблюдение за  осенними явлениямив природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kiseleva_m.m.docx34.17 КБ
Файл prezentatsiya_kiseleva_m.m.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Познавательно- исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста

Тема. «Путешествие в осень»

 

 

 

 

Составитель: воспитатель

 1 квалификационной категории

Киселева Мария Михайловна

Актуальность.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни у каждого ребёнка.  В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природном мире, формировании основ экологической культуры, экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали знания и навыки доброжелательного отношения к природе. Именно мы взрослые помогаем ребенку  увидеть красоту природного мира,  узнать причину происходящего в нем.  Главная задача педагога научить замечать каждое мгновение необычного, неповторимого, волшебного мира природы. Всё становится привычным, смазываются впечатления и совсем не замечаются  белый, волшебный ковер у зимы, радужное лето и пробуждение весны, а   осень останется  в памяти  ребёнка дождливым, холодным,  печальным временем года,  не интересным и потерянным. А  сколько интересного, полезного можно узнать благодаря этой удивительной яркой поре.

  Настоящее приключение для дошкольников - наблюдение за  осенними явлениями в природе. Это даёт детям возможность не только для наблюдений,  но и расширяет кругозор, развивает, корректирует эмоциональную  сферу.

  Начиная  со среднего  дошкольного возраста, предполагается чаще обращаться  к таким формам организации как экскурсии в природу по экологическим тропам на территории детского сада. Содержание основной общеобразовательной программы детского сада  включает подготовку детского восприятия к опосредованному знакомству с пейзажами природы, а также проведение исследований в природе.

С учетом педагогической диагностики оценки индивидуального развития ребенка были выявлены проблемы:

- недостаточная установка положительного отношения к миру природы;

- недостаточно проявляют любознательность к миру природы

- недостаточная познавательная активность.

 В рамках реализации программы  возникла необходимость разработки познавательно- исследовательского проекта совместной деятельности с детьми среднего возраста «Путешествие в осень».  

В первую очередь  мы направили свою работу на то, чтобы  обогатить детский опыт новыми впечатлениями, знаниями об осени, умением выражать свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему в природе. Считаем, что  важную роль имеет практическая, исследовательская деятельность на экологических тропах, обозначенных на территории детского сада в рамках реализации долгосрочного экологического проекта «Цветущий остров», что в свою очередь способствует развитию любознательности.

Именно совместная  практическая, исследовательская деятельность детей и взрослых  поможет им увидеть изменения в окружающем мире происходящих осенью, позволит обогатить, расширить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире.

Вид проекта:  познавательно – исследовательский с включением творческой  и музыкальной деятельности.

Время реализации: 3 месяца, краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы №6, специалисты дошкольного учреждения.

  Цель проекта:  формирование элементарных экологических представлений о времени года «Осень» средствами познавательно-исследовательской деятельности на экологической тропе (мини-сад, мини- огород, лесная аптека, цветочная театральная полянка).

  Задачи:        

-  формировать представления детей об осени: замечать и называть изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды);

- формировать способности к исследованиям на экологических тропах, получать сведения  в процессе наблюдения и практической деятельности (уход за растениями и сбор семян).

- устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе в осенний период (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы);

- способствовать умению передавать свои впечатления по средствам художественно-творческой деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

  Новизна: личная включенность каждого ребенка в реализацию проекта посредством исследовательской и художественно-творческой деятельности.

Способы реализации проекта: разработка и проведение цикла  непрерывно-образовательной деятельности и  других мероприятий  совместной деятельности взрослых и детей, направленных на формирование элементарных экологических представлений.

  Критерии реализации проекта: отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности

  Предполагаемый результат: дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, научатся рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения домашних заданий проявят свою заинтересованность к этой теме, продемонстрируют детям свою осведомлённость в этом вопросе и смогут проявить творческий подход.

Данный проект предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе мы:

- провели детальное обследование экологических троп на территории детского сада, определение мест для  мероприятий данного проекта;

- изучили методическую литературу по данной проблеме (С.Н. Николаева «Юный эколог»), ООП, долгосрочный экологический проект «Цветущий остров»;

- разработали картотеку дидактических, пальчиковых и других игр, а также картотеку наблюдений в природе с детьми среднего возраста;

- подобрали тематику бесед, художественной литературы для чтения и заучивания;

- совместно с музыкальным руководителем  разработали репертуар  песен, попевок и ритмических движений;

- провели с родительское собрание и анкетирование, консультирование по экологическому воспитанию детей.

 На основном этапе провели цикл непрерывно-образовательной деятельности по пяти взаимодополняющим  образовательным областям:

Речевое развитие:  восприятие художественной литературы – Чтение - В.Степанов «Был у зайца огород», Ю.Тувим «Овощи», К.Ушинский «История одной яблоньки», «Осенняя сказка», Я.Тайц «Послушный дождик», А.Майков «Осенние листья», Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме», В.Шульжик «По грибы старик собрался», В.Бианки «Сентябрь». Заучивание стихотворений «Об осени», загадывание - отгадывание загадок об осени и явлениях природы.

- Пальчиковые и словесные игры «Я знаю ласковое слово», «Как зовут твою маму», «Отчего мама грустит?», дидактические игры «С какого дерева листочек?», «Сложи картинку», «Узнай по вкусу (запаху, цвету, форме, описанию, на ощупь)», «Что готовим – суп или компот?», «Ошибки художника», «Чудесный мешочек», «Загадки с грядки», «Витамины с огорода!»

- Ситуативный разговор: «Лес в жизни человека», «Что такое листопад…»

2)Познавательное развитие:

  -  Проблемные ситуации и беседы с детьми «Как растения готовятся к зиме», «Листопад!» и т.д;

  - Наблюдение -  за трудом взрослых: сбор опавшей листвы, обрезка деревьев, сбор урожая  родителями; на экологических тропах в детском саду за изменениями в природе растительного  и животного мира;

 - Развивающие дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Найди лишнее», «Чего не стало?», «С какой ветки детки?», «Разрезные картинки» и др.

-познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирование:  «Летающие семена»  с целью познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Опыты  с воздухом, водой, семенами (Где живут зернышки, где прячутся детки.)

3)Художественно- эстетическое развитие:

- Слушание музыки Чайковский «Времена года «Осень»;

- Разучивание песен «Песенка листочков», «Огородная-хороводная», «Осень наступила»;

 - Просмотр кукольного театра «Гриб» Сутеев, «Как звери готовятся к зиме»;

 - Имитация движений «Листопад»;

 - Музыкальный праздник «Осень в гости к нам пришла»;

  - Лепка «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;

 - Аппликация «Тыква», «Ковер из осенних листьев»;

 - Рисование «Веточка рябины», «Осенний букет для мамы»;

 - Беседа «Когда это бывает?»;

 - Сбор опавших листьев;

4)Социально- коммуникативное развитие:

- Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры: «Сбор урожая», «Путешествие в лес», «Семья на даче», «Овощной магазин», «Хозяюшки», «Готовимся к зиме!»;

- Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?», «Опиши словами осень!»

- Рассматривание: иллюстраций, открыток, муляжей овощей и фруктов, труд людей по выращиванию овощей и фруктов «Во саду ли, в огороде!», «Какой твой любимый фрукт (овощ)?» *Инсценировка: «Репка».

 - Труд в природе:  посильная работа  в огороде и цветнике (посев, полив  сбор  урожая,  сбор семян, листьев, веточек. Уборка оборудования и инвентаря в отведенное место.

 5)Физическое развитие:

- Подвижные игры «Собери урожай», «Овощи и фрукты», «Съедобные -несъедобные грибы», «Перелётные птицы», «С какого дерева листочек?», «Кто быстрее добежит до дерева», «Осенние листочки», «Догони свою пару!», «Ручеёк», «Вороны и собачка!», «Солнышко и дождь», «Кто быстрее обежит лужи»;

- Физминутки: «Листопад», «Дождь», «Ветер дует нам в лицо», «Грибы».

6)Работа с родителями:

 - Выставка поделок из овощей «Дары осени»

 - Изготовление атрибутов (осенних листочков) для танца;

 - Изготовление шапочек овощей для инсценировки песни «Огородная - хороводная»

- Индивидуальная работа на дом: нарисуй «съедобные - несъедобные грибы», «перелётные птицы»

 - Консультации для родителей «Одежда детей осенью», «Осенние игры и развлечения для детей», «Осенние стихи детям»

- Совместное проведение НОД «Осенние посиделки».

 На заключительном этапе проведена:

 - открытая непрерывно- образовательная деятельность на тему «Путешествие в мир прекрасного. Осень»;

-  выставка детско-взрослых работ по теме проекта;

-  развлечение «Осенний праздник»

Результативность проекта

- способствовать умению передавать свои впечатления по средствам художественно-творческой деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

 В ходе реализации проекта  у детей  сформированы первоначальные представления об осени. Дети стали замечать и называть изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды), научились устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе в осенний период (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы, необходимо убирать урожай и готовиться к зиме). Дети с интересом проводили  наблюдения и исследования на экологических тропах, активно включались в практическую деятельность. С большим удовольствием собирали листья, семена, веточки и созревший урожай на мини- огороде, что способствовало воспитанию трудолюбия и бережного отношения к труду взрослых. Свои знания и впечатления об осени они отражали в игровой, музыкальной и творческой деятельности.

 Совместно с детьми и родителями в природном уголке обогатили  развивающую образовательную среду  по теме проекта.   Организовывали различные игры, упражнения с природным материалом.

 Реализуя проект, мы  постарались   сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательский проект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Составитель: воспитатель 1 кв. категории Киселева Мария Михайловна

Слайд 2

Тема проекта: « Путешествие в осень» Тип проекта : познавательно- исследовательский с включением творческой и музыкальной деятельности . Вид проекта : долгосрочный Сроки реализации проекта : 3 месяца Участники проекта : дети , родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Слайд 3

Цель проекта: формирование элементарных экологических представлений о времени года «Осень» средствами познавательно-исследовательской деятельности на экологической тропе (мини-сад, мини- огород, лесная аптека, цветочная театральная полянка).

Слайд 4

Задачи: - формировать представления детей об осени: замечать и называть изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды); - формировать способности к исследованиям на экологических тропах, получать сведения в процессе наблюдения и практической деятельности (уход за растениями и сбор семян). - устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе в осенний период (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы); - способствовать умению передавать свои впечатления по средствам художественно-творческой деятельности; - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Слайд 5

Этапы проекта: Подготовительный Изучение методической и специальной литературы по теме проекта . Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок , дидактических игр. Оснащение развивающей среды: Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта.

Слайд 6

Основной этап *Чтение В.Степанов «Был у зайца огород», Ю.Тувим «Овощи», К.Ушинский «История одной яблоньки», «Осенняя сказка», Я.Тайц «Послушный дождик», А.Майков «Осенние листья», Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме», В.Шульжик «По грибы старик собрался», В.Бианки «Сентябрь» *Заучивание стихотворений « Об осени» * Загадывание-отгадывание загадок об осени, явлениях природы Беседы с детьми ««Как растения готовятся к зиме», «Листопад!» * Наблюдение за трудом взрослых: сбор опавшей листвы, обрезка деревьев, сбор урожая * Дидактические игры«Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Найди лишнее», «Чего не стало?», «С какой ветки детки * Наблюдение за изменениями в природе осенью

Слайд 7

*«Летающие семена» - познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит . *Дидактическая игра «С какого дерева листочек?», «Сложи картинку», «Узнай по вкусу (запаху, цвету, форме, описанию, на ощупь)», «Что готовим – суп или компот?», «Чудесный мешочек » *« Загадки с грядки», «Витамины с огорода!» *Беседа с детьми «Лес в жизни человека», «Что такое листопад… * Слушание музыки и песен об осени *Имитация движений «Листопад» *Разучивание песен «Песенка листочков», « Огородная-хороводная », «Осень наступила» * Сутеев , «Как звери готовятся к зиме» *Музыкальный праздник «Осень в гости к нам пришла»

Слайд 8

Работа с родителями Консультации для родителей «Одежда детей осенью » «Осенние игры и развлечения для детей » «Осенние стихи детям»

Слайд 9

Заключительный этап Аппликация « Ковер из осенних листьев»

Слайд 10

Лепка « Осеннее Дерево»

Слайд 11

Аппликация - Осенняя веточка.

Слайд 12

Коллективная работа « Осенний листопад»

Слайд 13

Лепка « Ежик ни головы , ни ножек»

Слайд 14

Аппликация « Тыква»

Слайд 15

Результаты проекта п овышение познавательного интереса у детей. расширение представления детей об осени как о времени года; развиты первоначальные способности наблюдения за живой и не живой природой; знакомство детей с произведениями поэтов, писателей и художников на тему осени;

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект ООД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в деревню Сорокино»

Конспект ООД по познавательному развитию  с детьми среднего дошкольного возраста...

по познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Прочный домик для Зайки»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавателно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста "Волшебница вода"

АктуальностьВода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, ...

Познавательно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста "Кто такие птицы?"

АктуальностьВ настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда мо...

Творческий проект познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Школа Акварельки»

В проекте, разработанном мною, дети знакомятся со способами разделения цветов и получения новых. Также дети осваивают нетрадиционные техники рисования....