Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Козловская Наталья Афонасьевна

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Цель.

  1. Познакомить детей с разными тканями .
  2. Дать представления о том, из  чего изготовляют одежду.
  3. Формировать представление о свойствах и качествах хлопчатобумажной ткани по отношению к воде.        
  4. Учить пользоваться в речи развернутыми предложениями.

Развивающие задачи.

  1. 1.Развивать внимание, любознательность.
  2. Поддерживать интерес к происхождению вещей .

Воспитательные задачи.

         1.Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых.

Словарная работа:

  1. Однотонная, разноцветная, шероховатая, прочная.

Материалы.

       Сундучок с кукольной одеждой из разных тканей. Образцы х\б ткани несколько  цветов, полоски бумаги, емкость с водой.  Образцы  толстой, тонкой, разноцветной, однотонной ткани. Картинки с изображением одежды.

                                           Ход занятия

Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель показывает детям сундучок, в котором находятся вещи для куклы из разной ткани.

        В о с п и т а т е л ь.  Ребята, сегодня я утром шла в детский сад и нашла вот такой сундучок, но не успела посмотреть, что в нем находится. А вам интересно в него заглянуть?

         Предполагаемые ответы детей.

-Да, ребята, это вещи для куклы. А из чего они сшиты?

-А какая это ткань? (ответы детей)

Восп-ль: А какая бывает ткань? Давайте над этим вопросом сегодня подумаем.

       (написать вопрос на стикере «какая бывает ткань», прикрепить стикер на доску)

        В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, почему  ткань не одинаковая? Почему ткань бывает толстая и тонкая?

         Предполагаемые ответы детей . Из толстой ткани шьют теплые вещи, которые носят когда холодно, зимой, а из тонкой ткани шьют летние вещи.

      В о с п и т а т е л ь.  Ткань может быть как толстой, так и тонкой. Давайте посмотрим на платье у нашей куклы. Из какой ткани пошито платье, как вы думаете?

Какие выводы мы сами можем сделать?

      Предполагаемые ответы детей. Из тонкой. Из толстой ткани шьют -пальто , а из тонкой -платья.

Восп-ль: как еще выглядит ткань на платье у куклы? (цветная, однотонная)

Слова прикрепить на доску (однотонная, цветная)

      В о с п и т а т е л ь. Если ткань одного цвета, или одного тона, то про такую ткань говорят, что она однотонная, т. е. одного цвета, без рисунка. Какого цвета платье у куклы? Можно сказать, что оно однотонное? Какого же цвета платье? (синего, красного… разного). Про такую ткань говорят , что она разноцветная.

(Дети повторяют хором и индивидуально новое слово).

Физкультминутка «Наша одежда и обувь»

Это платье для Наташки -          (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)

Красные горошки                        (4 прыжка на обеих ногах)

А на платье два кармашка         («рисуют» на животе два кармашка)

Спрячем в них ладошки             (прикладывают ладошки к животику)

Эти брюки для Илюши                (два раза топают, правой, потом левой ногой)

Сшила бабушка из плюша          (показывают, как бабушка шила)

Ходит в них гулять Илья,             (идут по кругу, взявшись за руки)

Он большой, как ты и я               (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)

Вот ботинки для Маринки         (два раза топают, правой потом левой ногой)

Не ботинки, а картинки              (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)

Чтобы в них гулять ходить,        (идут по кругу, взявшись за руки)

Бегать, прыгать и шалить.       (бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах)

     В о с п и т а т е л ь. Ребята, а почему одежду шьют из ткани? А, например, не из бумаги?

Дидактическое упражнение «Разные ткани».  

 Кукла просит помощи у детей в определении качества и свойства ткани.  Педагог раздает детям  из сундучка  образцы ткани (толстой, тонкой, разноцветной, однотонной). Каждый ребенок берет кусок ткани , ощупывает его, выявляет качество и свойство.

     Предполагаемые ответы детей. Толстая, однотонная или тонкая, разноцветная.

           Опыт №1

           В о с п и т а т е л ь. Ребята, я предлагаю вам поэкспериментировать. Проходите за столы, перед вами лежат полоски бумаги и ткани. Возьмем бумагу и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (она помялась и не выпрямляется).

Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью?  ( помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она станет прежней.

              Опыт №2

         В о с п и т а т е л ь.  Попробуем порвать бумагу. Рвется легко? А если порвать ткань? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань почти невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага?

              Опыт № 3

          В о с п и т а т е л ь.  Давайте посмотрим, что произойдет с бумагой, если мы опустим полоску бумаги в воду и хлопнем 5 раз в ладоши? ( бумага намокла и расползается в руках). То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (она только намокла, но осталась прежней).

Какие выводы мы с вами можем сделать? (ткань прочная, почти не мнется, намокает, но не раскисает в воде).

                                  Заключительная часть.

- Ребята, мы с вами поэкспериментировали с тканью, в сравнении с бумагой, и можем сделать выводы.

- Посмотрите на наш вопрос «Какая бывает ткань?», мы сможем на него сейчас ответить?

-По цвету какая бывает ткань? (однотонная, цветная)

- Посмотрите друг на друга и назовите из какой ткани сшита ваша одежда?

- По толщине какая бывает ткань? (толстая и тонкая). Что в основном шьют из толстой ткани? А что из тонкой ткани?

- Какие свойства имеет ткань? (не рвется, не мнется, при намокании не расползается).

-Ребята, сегодня мы узнали еще немного нового об одежде . Будем бережно к ней относится.

                                        Литература

  1. Коваль В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
  2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2011
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Песочная страна» в средней группе

формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать,...

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности «Прогулка по сказочному лесу» в средней группе

Методическая разработка в по познавательно-исследовательской деятельности «Прогулка по сказочному лесу» в средней группе          Цел...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по теме «Дикие животные» в средней группе.

Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных. Закрепить знания детей о диких животных, их детенышах....

Методическая разработка: Познавательно исследовательская деятельность на тему: «Свойства воздуха»

В наше время все куда то спешат и уделяют мало времени своим детям, а им очень нравятся исследования, наблюдения. Благодаря небольшим опытам дети узнают много новогои очень интересного....