Экономическое воспитание дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Маракаева Светлана Евгеньевна

С экономикой сталкивается любой человек – рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, другие его просто продают, третьи покупают. В основе этого слова стоит «йокос», что на древнегреческом языке означает «дом». А буквальный его перевод  - «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Экономика вызывает интерес прежде всего потому, что она дает ответы на жизненно важные вопросы, имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех людей без исключения. Именно в дошкольном возрасте возможно обучать детей жизни, ее правилам и нормам, и экономике, как составной части этой жизни, неразрывно связанной с ее другими частями, и бесспорно в современном обществе актуальной является потребность в формировании у детей основ экономической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomim_doshkolnikov_s_ekonomikoy.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Новоспасский детский сад №7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Экономическое воспитание дошкольников»

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  воспитатель

                                                                                  Маракаева Светлана Евгеньевна

Содержание

1. Теоретическая часть.

1.1. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников......3

1.2. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме экономического воспитания дошкольников........................................................5

1.3. Особенности экономического воспитания дошкольников.........................19

1.4. Знакомство дошкольников с экономикой с помощью сказки....................22

1.5. Знакомство дошкольников с экономикой с помощью сюжетно-дидактических игр с экономическим содержанием...........................................25

2. Практическая часть...........................................................................................27

3. Литература.........................................................................................................33

1.1. Актуальность проблемы экономического воспитания

дошкольников.

С экономикой сталкивается любой человек – рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, другие его просто продают, третьи покупают. В основе этого слова стоит «йокос», что на древнегреческом языке означает «дом». А буквальный его перевод  - «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Экономика вызывает интерес прежде всего потому, что она дает ответы на жизненно важные вопросы, имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех людей без исключения.

В «Декларации прав ребенка» записано, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок должен получить образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и развитию сознания, моральной и социальной ответственности члена общества. Благодаря образованию социальный опыт передается от поколения к поколению, и каждое последующее поколение становится образованнее предыдущего. Современная социально-экономическая ситуация в стране требует от семьи и ДОУ приобщения малышей к миру экономических ценностей. В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратили особое внимание на роль экономики в формировании личности, на взаимосвязь экономического образования с трудовым и нравственным воспитанием.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются в ней. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. Помочь ребенку найти себя, развивать свои способности, пополнить знания о жизни современного общества, а главное вести себя в соответствии с этими знаниями, т. е. формировать экономическую культуру, может работа в дошкольном учреждении по формированию основ экономической культуры дошкольников.

Формирование основ экономической культуры в детском саду – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию таких качеств, как самостоятельность, бережливость, экономность, трудолюбие, что в дальнейшем послужит надежной основой для самовоспитания культурного человека.

Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка. Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Опыт показывает, многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте возможно обучать детей жизни, ее правилам и нормам, и экономике, как составной части этой жизни, неразрывно связанной с ее другими частями, и бесспорно в современном обществе актуальной является потребность в формировании у детей основ экономической культуры.

1.2. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме экономического воспитания дошкольников.

В педагогике прошлых столетий речь об экономическом образовании и воспитании детей не велась, а являлась составной частью трудового и нравственного воспитания. При ближайшем рассмотрении содержания задач трудового воспитания обнаруживаются и такие, которые явно имеют экономическую основу и близко соприкасаются с экономическим воспитанием, например, воспитание бережливости по отношению к личному и общественному достоянию, трудолюбия, уважительного отношения к результатам труда людей, природе.

Если обратиться к древнему памятнику русской культуры «Домострою», то можно убедиться: формирование «чувства хозяина», «устроителя дома» всегда было предметом внимания и заботы взрослых. «Домострой» наглядно убеждает в том, что хороший хозяин должен владеть массой сведений, сводом правил о том, как воспитывать своих детей, достойных своих родителей; как продукты впрок заготавливать, в какой посуде солить, где хранить; как слуг кормить; жену умелую, хозяйственную выбирать. Таким образом, правила разумного домоводства издавна определяли человека-хозяина, превращая ведение домашнего хозяйства в настоящее искусство.

Для экономического воспитания дошкольников ценен опыт бельгийского психолога и педагога Овида Декроли по ознакомлению детей с такой экономической категорией, как потребности человека. Овид Декроли работал по своей программе в основанной им школе «Школе для жизни через жизнь». Эта программа ценна тем, что накопление ребенком личного опыта происходит в процессе активной деятельности (через опыты, труд, экскурсии) и может использоваться в современных ДОУ для воспитания в детях хозяйственности, бережливости, трудолюбия, для обучения практическим навыкам, необходимым детям в их будущей практике ведения домашнего хозяйства.

В помощь родителям и педагогам в воспитании детей от 0 до 6 лет чешским педагогом Ян Амос Коменским создана «Материнская школа». Этот педагогический труд состоит из 12 глав. Центральной частью «Материнской школы» Коменского является четвертая глава, которая представляет собой программу воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, а в последующих главах раскрывает, как нужно осуществлять эту программу. Интересны указания Коменского в главе VI о том, как развивать в детях экономические познания и навыки. Так, уже на 4-5 году жизни он предлагает приучать детей к бережливости, «различать одежды, предназначенные для будней и для праздников, к праздничным одеждам относиться более бережно... не пятнать, не рвать, не пачкать о землю». Отсюда, считал Коменский, дети поймут, для какой цели предназначены некоторые «предметы домашней утвари: сундуки, шкафы, кладовые, подвалы...» В главе II педагог призывает «давать своим детям возможность приобретать изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни, чтоб, выросши, стать мужами, мудро управлять своими делами».

Итак, указания Коменского об экономических познаниях детей-дошкольников важны на современном этапе формирования основ экономической культуры дошкольников.

В современных образовательных программах для дошкольных учреждений содержится материал, который может быть использован педагогами в работе по экономическому воспитанию дошкольников.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой преследует цель: всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; Формирование основ базовой культуры личности; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Для формирования основ экономической культуры в программе нет специального раздела, однако в разделе «Трудовое воспитание» можно найти материал полезный для воспитания у детей хозяйственности, бережливости, трудолюбия: учить детей аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе, очищать дорожки на участке детского сада; выполнять обязанности дежурных по столовой, занятиям, уголку природы; вырабатывать умение экономно и рационально расходовать материалы на занятиях ручным трудом.

В разделе «Физическое воспитание» одной из задач ставится воспитание привычки следить за опрятностью одежды, опрятно убирать постель.

В разделе «Умственное воспитание» содержится ценный материал для экономического воспитания детей о формировании интереса к своей семье, трудовой деятельности родителей, профессиям взрослых, важности их труда для общества. Предлагается давать детям посильные поручения, обязанности по дому, что важно для воспитания умения вести домашнее хозяйство.

Для этой же цели пригодится информация в разделе «Формирование элементарных математических представлений», где детей учат считать до 10, измерять с помощью условной мерки, сравнивать предметы по определенному признаку.

В разделе «Нравственное воспитание» стоит задача воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, умения проявлять заботу об окружающих. Программа предлагает объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

Над составлением программы работал целый коллектив педагогов, среди которых О.В.Дыбина, которая в 2000 году при содействии коллег составила план-программу по экономическому воспитанию старших дошкольников «Мир экономики глазами ребенка».

Таким образом, отдельный материал, который может быть использован при формировании основ экономической культуры детей, разбросан по разным разделам, не систематизирован в отдельный раздел.

Работа по программе «Радуга» для воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет, разработанный авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н.Дороновой, в детских садах ведется с 1989 года.

В программе также нет специального раздела по экономике, но в отдельных разделах присутствует материал, который может быть использован по данной теме. Например, в разделе «Формируем привычку к здоровому образу жизни» рассказывается о необходимости с детства формировать привычку к чистоте, аккуратности, порядку, что несомненно ценно для формирования основ экономической культуры дошкольников.

В разделе «Игра с детьми» предлагается в сюжетно-ролевой, подвижной, дидактической игре, в играх с правилами помочь детям расширить представления о занятиях взрослых, воссоздать деятельность взрослых в быту и на работе, то есть упражнять в умении вести себя как взрослый, развивать умение согласовывать свои игровые замыслы с замыслами партнеров.

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

В данной программе нет систематизированного материала по экономическому воспитанию старших дошкольников, но, как и в других программах, есть материал, который ценен для формирования основ экономической культуры детей.

Например, в разделе «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» учат детей правилам культуры поведения, понимания того, что они выполняются по отношению к близким и незнакомым людям; приучают детей выполнять старательно поручения взрослых, не прерывать общей работы, вступать в сотрудничество, пытаться преодолевать трудности.

Для будущей хозяйственной деятельности детей в разделе «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду» дошкольникам предлагается узнать о разновидностях материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения; дать детям представления о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности; представление о разнообразии профессий, структура конкретного трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, трудовые действия, результат); о роли современной техники в трудовой деятельности.

Для экономического воспитания так же важен материал о потребностях растений и животных, роли человека в нарушении и сохранении целостной конкретной экосистемы, правилах поведения в ней, предоставленные в разделе «Ребенок открывает мир природы».

В разделе «Первые шаги в математику» детям даются представления о последовательной зависимости 5-10 предметов по размеру, массе, стоимости и другим признакам, учат определять свое местонахождение среди объектов окружения, знакомят с цифрами, монетами, циферблатом часов, учат решать арифметические задачи и примеры.

Таким образом, программа «Детство» решая задачи нравственного, трудового, умственного воспитания затрагивает и задачи экономического воспитания детей в ДОУ.

Программа «Истоки» подготовлена коллективом авторов-сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.

Для экономического воспитания представляет интерес раздел «Социальное развитие», в котором указывается на важность воспитания у детей интереса к труду взрослых, его ценность, бережное отношение к результатам труда, рекомендуется обогащать представления детей о социальной действительности через посещение музеев, театров, выставок, почт, банков, магазинов и т. п.

В разделе «Мир, в котором мы живем» предлагается воспитывать в детях желание оказывать взрослым элементарную помощь в ведении домашнего хозяйства, принимать участие в благоустройстве детского сада, группы, участка, изготовлять поделки из бросового материала с целью экономии природных ресурсов; дать детям понять разницу в использовании и переработке природных и синтетических материалов; формировать первые навыки природопользования, знакомить с затратами труда и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей, знакомить с разными способами добычи и применения энергии в самых общих чертах. Программа рекомендует художественную литературу о существовании человека и животных, о переработке стекла, металлолома, макулатуры («Как рубашка в поле выросла», «Петушок и бобовое зернышко», «Как построили зайцу дом» и т. п.)

Итак, программа «Истоки» содержит богатый материал по экономическому воспитанию детей, по расширению экономического кругозора детей, однако не выделяется материал в особую технологию, а является составной частью ознакомления детей с природой, предметным миром, трудом взрослых.

На основе анализа образовательных программ можно сделать вывод, что с детьми дошкольного возраста в экономическом направлении система целенаправленной работы отсутствует; воспитание, направленное на сохранение культурных ценностей, созданных трудом человека, формирование экономических качеств личности ребенка рассматривается как часть нравственного и трудового воспитания.

Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к необходимости рассмотрения экономики в ДОУ как отдельной технологии, разработки специфики содержания, методов и форм педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экономической культуры; поиску круга знаний, соответствующих интересам и возможностям детей-дошкольников.

Коллектив МДОУ №8 под руководством доцента кафедры дошкольной педагогики УГПУ им. И.Н.Ульянова М.Ю.Стожаровой составил и издал методическое пособие «Формирование основ экономической культуры старших дошкольников» для работников ДОУ и родителей. Данное методическое пособие содержит систему сюжетно-дидактических игр с экономическим содержанием, способствующих развитию экономического мышления, формированию разумных потребностей и бережного отношения к окружающему.

В пособии подчеркивается то, что для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым. Авторы пособия указывают на то, что сюжетно-дидактическая игра поможет постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполнять правила в соответствующей обстановке.

Развитие сюжетно-дидактической игры авторы предлагают осуществлять поэтапно:

1 этап – сюжетно-дидактическая игра – воспитатель в ведущей  роли;

2 этап – сюжетно-дидактическая игра, где воспитатель во второстепенной роли;

3 этап -  сюжетно-дидактическая игра, где воспитатель – наблюдатель.

Игры распределены по четырем блокам: 1 блок: «Хороший хозяин»; 2 блок: «Товар и его свойства»; 3 блок: «Цена и деньги»; 4 блок: «Реклама».

Для каждого блока дается перечень игр от 4 до 7 с экономическим содержанием. Каждый блок и каждая отдельная тема игры имеют свои задачи. Для сюжетно-дидактических игр авторами четко прописаны роли и содержание игры, предложены средства обогащения сюжета (занятия, дидактические игры, литература, беседы, наблюдения, демонстрация, предметно-игровая среда); в помощь воспитателям авторами методического пособия указаны методы и приемы руководства игрой. Авторы считают, что данная система сюжетно-дидактических игр позволит заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности.

В сборнике статей «Дошкольник. Развитие. Культура»: Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных учреждениях в 1998/1999 учебном году. Дошкольное образование, изданное ИПК ПРО помещена статья «Формирование у старших дошкольников основ экономической культуры», под авторством Г.Г.Полищук и Л.П.Бочкаревой. В данной статье авторы подчеркивают актуальность темы на современном образовательном этапе. Авторы утверждают, что экономическая культура – составляющая часть этического и трудового воспитания, часть общей человеческой культуры, которая влияет на экономическую политику в государстве, эффективность труда в обществе, на благосостояние каждой семьи. Г.Г.Полищук и Л.П.Бочкарева рекомендуют осуществлять формирование основ экономической культуры в дошкольном детстве в два этапа:

1 этап – экономическое воспитание в семье (знать потребности, расходы, доходы, предметы первой необходимости, иметь домашние обязанности как элементы хозяйствования в доме (присмотреть за малышами, помыть посуду, навести порядок, поработать в огороде);

2 этап – экономическое воспитание в ДОУ. Здесь авторы советуют педагогам разработать свою программу, технологию экономического образования старших дошкольников, руководствуясь предложенными авторами статьи целью, основными направлениями работы педагогов, задачами экономического образования, основными принципами реализации задач. Авторы статьи приводят темы программы «В мире экономики», разработанной ДОУ села Малобелое: «Человек и его дом», «Человек и среда», «Экономика и человек», «Знакомство с семейным бюджетом». Для каждой темы сформулированы цели, предложено краткое содержание работы с детьми. В этой же статье отмечается опыт экономического образования на основе игровой технологии ДОУ №156, 200, 63 города Ульяновска. Этими садами разработаны сюжеты творческих игр, регламентированных взрослыми: «Сберкасса», «Аукцион», «Ярмарка», «Супермаркет», «Ограбление банка»; материал дидактических настольно-печатных игр на темы: «Зарплата и покупки», «Кассовый аппарат в магазине», «Монетный двор». Авторы предлагают перечень методической литературы по данной проблеме, которая поможет педагогам определить оригинальную методику экономического образования в старшем дошкольном возрасте: использование экономической сказки, создание экономического театра, введение в образовательный процесс сказочных героев.

Вопросы об экономическом образовании и воспитании подрастающего поколения не раз освещались в периодической печати, документах, книжных изданиях, методических рекомендациях по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ, пособиях для родителей и работников ДОУ.

Так в журнале «Дошкольное воспитание №8 за 1994 год опубликована статья А.Д.Шатовой «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» В ней автор пишет о связи нравственного, трудового и экономического воспитания дошкольников и указывает на возможность воспитания экономических качеств и понятий через формирование правильного отношения к труду. Она объясняет, что «экономическое воспитание долгое время не было предметом специального исследования в педагогике, так как дошкольники далеки от сферы настоящего производительного труда как основы экономической жизни и считалось: рано в дошкольном возрасте ставить какие бы то ни было экономические задачи». Шатова А.Д. считает, раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания дополнением и уточнением к содержанию программ для дошкольников, особой технологией.

Данная статья ценна для педагогов тем, что в ней приводится конкретная работа с детьми по реализации задач экономического воспитания, перечень знаний, необходимых для детей старшего дошкольного возраста из области экономики (знания о современных профессиях, связанных с бизнесом: менеджер, рекламодатель, бизнесмен; знания из области категорий, связанных с трудом: предметы и результаты труда; знакомство с понятиями из области финансовых категорий: цена, деньги, стоимость и др.).

В своей статье Шатова А.Д. ставит цель экономического воспитания: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

В журнале «Обруч» №1 за 2005 год авторы статьи «Экономика во благо» Л.Семынина и Н.Дуева предлагают вниманию читателей практический материал с помощью которого можно обеспечить системность и современное содержание трудового воспитания дошкольников в работе по ознакомлению детей с экономикой. В статье представлены не только «модные» игры («Аукцион», «Менеджер», «Сберегательный банк», «Мир рекламы»), но и давно знакомые («Семья», «Магазин игрушек», «Строители»), представленные в необычных формах. Авторы статьи предлагают перспективный план работы по ознакомлению детей с экономикой.

Много ценного материала по экономическому воспитанию дошкольников можно обнаружить в методическом пособии «Дошкольник. Образование. Модернизация: Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 203-2004 учебном году» под редакцией М.А.Ковардаковой в статье «О технологии экономического воспитания детей дошкольного возраста». Авторами предлагается использование в экономическом образовании дошкольников авторские программы: «уроки Гнома-эконома и феи Экономики (Кларина Л.М.), «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Дробышева Т.В.), «Дошкольник и экономика» (Шатова А.Д.). Авторы считают, что «в образовательном процессе ДОУ важен деятельный подход, в основе которого лежит участие ребенка в процессе приобретения знаний, а не только запоминание информации.

В статье указываются активные методы и средства образования: беседы, задачи, игры, проблемные ситуации, логические задачи, кроссворды, пословицы, загадки. Особое внимание направляется на умелое использование литературных произведений, которые можно использовать в экономическом  воспитании детей. Авторы статьи предлагают варианты дидактических игр, которые подобраны с учетом блоков программы «Дошкольник и экономика» Шатовой А.Д. («Полезные навыки и привычки в быту»; «Труд – продукт»; «Деньги – цена»; «Реклама») и решают обучающую, воспитательную и развивающую задачи, что важно при формировании основ экономической культуры старших дошкольников в условиях развивающего обучения.

Многообразие форм работы с детьми по экономическому воспитанию потребовало систематизации материала, освещение специфики содержания и методов педагогической работы с детьми. Следствием этого явились парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников.

Программа «Дошкольник и экономика» составлена А.Д.Шатовой и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста, направлена на осуществление следующих задач:

  • помочь ребенку научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги;
  • осознать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • способствовать становлению авторитета качеств человека-хозяина (бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д.);
  • приобретать способы и формы разумного поведения, умение адекватно действовать в реальных жизненных ситуациях. Развивать разумные потребности.

Авторы программы подчеркивают, что первые «уроки ведения домашнего хозяйства» ребенок получает в семье, отсюда необходима тесная связь семейного и общественного воспитания в решении задач формирования экономического мышления у детей. Программа знакомит детей с новыми современными профессиями (бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель и др.); обсуждаются вопросы о труде  и праздности, лени и трудолюбии, о честном зарабатывании денег. Детям дают понять, что в результате труда людей появляется продукт (вещь, предмет, изделие, идея). Одни продукты предназначены для быстрого использования, другие служат для эстетического, духовного развития людей (книги, музеи, памятники и др.). Детям дается представление о деньгах, их достоинстве, внешнем виде, рассказывается о разнообразии названий денег в других странах, о бюджете, что представляет собой доход и расход на определенный период времени. Вводится понятие «расчетливость», необходимость согласовывать свои желания и возможности. Даются знания о том, что товар имеет свою цену, на дорогие покупки приходится копить деньги.

Раздел программы «Реклама» рассматривает ее особенности, необходимость, размещение. Дошкольников знакомят с процессом создания рекламы и с профессиями, которые необходимы для работы в рекламе.

В рекомендациях для воспитателя автор программы подчеркивает, что основу экономического обучения дошкольников составляет трудовое воспитание, ценить результаты чужого труда дети смогут тогда, когда сами будут принимать «посильное участие в трудовой деятельности». Общие советы автора содержат пожелание педагогам и родителям создавать условия для полноценного нравственно-трудового воспитания, оборудовать педпроцесс разнообразным материалом (альбомы, книги, предметы, игрушки), иллюстрирующим обсуждаемые экономические вопросы.

План-программа по экономическому воспитанию старших дошкольников «Мир экономики глазами ребенка» составлен коллективом авторов под редакцией О.В.Дыбиной в 2000 году.

Программа предусматривает развитие экономического сознания у детей старшего дошкольного возраста посредством рукотворного мира; обоюдную активность, как взрослого, так и ребенка по усвоению экономических категорий и реализации их в практической деятельности. Программа включает в себя 5 разделов: «Как много разных потребностей», «Сколько стоит мамин труд?», «Почему профессий много?», «Ресурсы», «Где, как и на что люди покупают то, что им необходимо?». Программа предлагает конспекты игр-занятий по экономике, игры, задания, практикумы и т. п.

        Авторы программы предлагают примерный перспективный план работы, приложения. Данная программа носит интегрированный характер, поэтому может использоваться в качестве дополнения к содержанию базовой программы обучения и воспитания детей в ДОУ.

Детей знакомят с такими экономическими категориями, как труд, профессия, структура трудового процесса, отдых и его виды, профессионал, мастер, разделение труда, деньги, обмен, бюджет семьи, рынок, спрос и др.

Приложение, помимо конспектов занятий содержит примерные игры по экономическому воспитанию дошкольников, которые можно легко изготовить в условиях ДОУ и семьи, и примерные арифметические задачи, помогающие закрепить у детей навыки счета, экономические категории и логическое мышление развить.

Таким образом, современные экономические программы, методические пособия, периодические издания помогут педагогам в работе по формированию основ экономической культуры дошкольников. Они подтверждают, что в современном обществе актуальной является потребность в формировании экономической культуры дошкольников.

1.3. Особенности экономического воспитания дошкольников.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок включается с детских лет.

Гражданское воспитание предполагает участие гражданина в общественной, политической, экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к другим людям, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве и поэтому очень важно, чтобы ребенок был способен:

1.) понимать, что у людей есть общее (потребность в пище, воде, жилище, отдыхе, деньгах и др.) и различия (социальное, экономическое положение в обществе, внешность, традиции, ценности);

2.) быть готовым к тому, что в мире все постепенно меняется и понимать необходимость и неизбежность этих перемен;

3.) уметь выделять ситуации, в которых существует несколько возможностей для принятия решения, и выбор наиболее оптимального из них;

4.) жить в сообществе семьи, ДОУ, соседей, друзей;

5.) иметь представления о производстве, орудиях и продуктах труда, материалах, ресурсах и их происхождении;

6.) понимать взаимосвязи и зависимости живых существ, природных ресурсов и коллективного использования их людьми.

Последнее время, наблюдая игровую деятельность дошкольников, анализируя задаваемые вопросы, мы сталкиваемся с тем, что их интересуют очень серьезные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Самыми распространенными среди них являются: «Почему цены на одни и те же товары различные?»,  «Почему все получают разную зарплату?», «Все ли можно купить за деньги?», «Что делать, когда нет денег?», «Почему мама не покупает игрушки как у других детей?» и т.д. Очень часто в речи детей мы слышим слова: «реклама», «обмен», «бизнесмен», «банк» и др., значение которых многие не знают. Чем можно объяснить такую «экономическую» любознательность дошкольников? Причина кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего, в быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами своей семьи.

Всегда ли мы удовлетворяем детскую любознательность такого рода? Способен ли ребенок дошкольного возраста усвоить сложные экономические категории и понятия? Можно ли сформировать у дошкольников элементы экономического мышления? Смогут ли они понять сущность профессии предпринимателя, маркетолога, менеджера, брокера и др.? Проникнутся ли уважением к этим профессиям? Решение этих проблем возможно и необходимо. В качестве предпосылок экономического воспитания и образования можно выделить ранее полученные знания из области экономики, любознательность и живой интерес, наличие кругозора, высокий уровень понятийного мышления, готовность ребенка к овладению экономическими знаниями. Причем последние должны быть не только доступны детям, но и отвечать их интересам и уровню мышления, качествам личности, необходимым в той или иной экономической деятельности  и проявляющих себя в игровой и трудовой деятельности дошкольников. По мнению А.Д.Шатовой дошкольники должны знать все о труде и обо всем, что с ним связано: производстве, средствах производства, средствах обращения, простейших технологиях приготовления пищи, изготовления игрушек, денежных единицах и их назначении, стоимости и себестоимости, страховании и налогах, различных профессиях и др.

 

1.4. Знакомство дошкольников с экономикой с помощью сказки.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка в жизни ребенка занимает особое место. Потребность в ней сохраняется у него на долгие годы.

Сказка является предметом многих исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе ДОУ; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я.Пропп, Дж.Родари, Л.А.Венгер, Л.М.Гуревич, Н.А.Рыжова, А.Д.Кошелева, О.Н.Сомкова, О.В.Акулова и др.).

Любая сказка «обучает», «воспитывает», несет в себе большой воспитательный и образовательный потенциал.

Работы О.И.Меньшиковой, Т.Л.Поповой, Л.В.Кнышовой, Р.С.Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

А.А.Смоленцевой была создана система работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки. Были выдвинуты следующие задачи:

  • построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности;
  • разработать и экспериментально проверить методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагала исследование сказочных произведений разных видов (народные, авторские и др.), что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. В нее вошли сказки, предлагаемые современными дошкольными образовательными программами и внепрограммные, адресованные детям младшего школьного возраста и адаптированные для работы с дошкольниками.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, использовались прежде всего для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В.Лисиц, В.Катаев, Э.Успенский, О.Н.Меньшиков, Т.А.Попова, Т.А.Смирнова и др.).

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Реализация второй задачи предполагала создание программы работы со сказкой экономического содержания. Отобранные сказки подвергались дидактической обработке (вопросы экономической направленности, короткие диалоги, иллюстрации, схемы, модели и т. д.). Авторские сказки упрощались и сокращались по объему. Далее детей знакомили со сказкой, пытались вызвать у детей интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Дети осваивали «экономическое» содержание сказки, овладевали средствами взаимодействия со сказочными героями, умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

Позднее дети применяли экономические знания и средства в самостоятельной деятельности (игровой, математической, трудовой и т. д.). Одна из задач – побуждение детей к сочинению сказок экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

  • использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;
  • организация комплексной работы со сказкой;
  • создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология, др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии, др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.

1.5. Знакомство дошкольников с экономикой с помощью сюжетно-дидактических игр с экономическим содержанием.

Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий.

Среди разных видов игр особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполнять правила, действия в соответствующей обстановке.

Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности.

Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий. Практика работы показала, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно- дидактической игры:

1. Тема, задачи игры.

2. Роли, содержание игры.

3. Средства обогащения сюжета.

3.1. Занятия, дидактические игры.

3.2. Литература, беседы.

3.3. Наблюдения, демонстрация.

3.4. Предметно-игровая среда.

4. Методы и приемы руководства.

В играх устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения, создаются благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям в естественной обстановке.

Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.

2. Практическая часть.

Игра-занятие

«Путешествие в мир экономики»

Цель: вызвать у детей интерес к миру экономики, познакомить их с потребностями людей; обогатить словарь детей экономическими категориями: экономика, потребности людей.

Используемый материал: кукла домовенок Кузя, воздушный шар с корзиной, предметы (продукты, фляжка, одеяло, сотовый телефон, фонарик, свечка), предметные картинки с изображением вещей, необходимых для путешествия в жаркие и холодные страны.

Ход игры:

- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Посетим удивительный мир – мир экономики. Как вы думаете, что обозначает это слово «экономика»? (Экономить, копить). Говоря об экономике, люди чаще всего связывают это понятие с торговлей. На самом деле, мир экономики гораздо шире и разнообразнее. Отправляемся в страну экономики? С помощью какого транспорта можно путешествовать? (Автобус, машина, самолет, поезд, пароход). Ребята, я совсем забыла, у нас есть воздушный шар и мы... (За ширмой раздается голос).

- Подождите! Меня забыли! (Появляется домовенок Кузя):

Кузя: Все, не могу больше один вести хозяйство, как попрошу помощников мне помочь, так говорят, что они еще маленькие, а как путешествовать, так они большие и самостоятельные.

- Подожди, ты кто такой?

Кузя: Здравствуйте всем, живем в одной группе, а вы меня не знаете? Кто помогает порядок в группе наводить, когда вы уходите домой? Кто стережет, бережет здесь все, когда вы спите? Это я – домовенок Кузя. Познакомимся?

Дружно с места не вставайте

И все хором отвечайте,

Как кого сейчас зовут...

(Дети хором называют свои имена).

Кузя: Всех запомнил, я парень смышленый. Возьмите меня с собой в путешествие, я вам пригожусь. У меня даже есть свой девиз: «Ничто не дается даром». Как вы его понимаете? Да, ребята, вы правы, действительно, для того чтобы что-то получилось, нужно много трудиться. Все-то вы знаете. Ну что, возьмете меня с собой?

- Полезай, Кузя, к нам в корзину воздушного шара.

Кузя: Я не вижу, что вы собрались в дальнюю дорогу (заглядывает в корзину и удивляется). Что необходимо взять с собой в воздушное путешествие? (Карту, пищу, воду). Ну, что начинаем готовиться. Может ли человек долго обходиться без пищи? Взяли ли вы с собой еду? Эх вы, путешественники, что бы вы без меня делали? У меня вот припасы есть – не пропадем (достает продукты, кладет в корзину). Может ли человек обойтись без воды? Родниковую водицу-то вы с собой взяли? (Нет). Говорил же я вам, что пригожусь, есть у меня и водица (достает фляжку с водой). А воздух человеку нужен? Не забыли вы его с собой взять?

- Кузя, что за шутки? Воздух вокруг нас.

Кузя: Пошутил я. Откуда человек берет тепло? (от солнца, от батареи, одеяла, грелки, огня, плиты, горячей воды). Значит, человеку нужно и тепло (кладет одеяло в корзину). Ребята, вы знаете, что кроты живут без света, он им не нужен. Они очень хорошо видят в темноте. Нужен ли свет человеку? (В темноте плохо видно, ничего нельзя найти).

Проводится игра «Не оступись». Дети с завязанными глазами должны пройти по узкой дорожке, не оступившись. В конце игры они кладут фонарик  и свечку в корзину воздушного шара.

Кузя: Путешествие – путешествием, но вдруг нам понадобится помощь, пока мы будем лететь. Как сообщить нам об этом на землю?

- Конечно, надо подумать об этом заранее. Мы возьмем сотовый телефон. Спасибо, что ты помог нам собраться в дорогу. А как дети усвоили сегодня, что необходимо человеку, мы проверим. Что необходимо человеку, в чем он постоянно нуждается? Правильно, одним словом это называется «потребности человека».

Дети делятся на 2 подгруппы, каждая из которых готовится в путешествие: в жаркие страны (Африка) и в холодные (Антарктида). Детям разрешается взять с собой только те вещи, которые обладают признаками, необходимыми для их использования в условиях, в которые они попадут. «Вещи», изображенные на картинках, лежат на одном столе, так, чтобы их можно было рассмотреть одновременно. Позднее подгруппы проверяют друг друга, объясняя обнаруженные ошибки.

Игра-занятие

«Откуда появились деньги»

Цель: обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию о появлении денег, об истории появления денег на Руси.

Материал: иллюстрации с изображением древних денег в энциклопедиях, бумажные купюры разных эпох России, ракушки, кусочки меха.

Ход игры:

Мы отправляемся в путешествие и, чтобы сесть в машину времени, нужно назвать пароль. А пароль будет таким – назовите людей различных профессий.

В этом городе очень-очень давно жили люди. Каждый занимался своим делом: сапожник шил сапоги, повар пек пироги, столяр делал столы, а аптекарь готовил лекарства. Вот захотелось сапожнику пообедать, а кроме гвоздей и кожи у него ничего нет. Как быть? (Купить). Купить он не может – нет денег. Их вообще не было. Тогда сапожник пошел к повару и поменял сапоги на пироги. Да, оказывается, не всегда удобно меняться. Сапожник хочет обменять свои сапоги на стол, но столяру не нужны сапоги, ему нужны пироги. А сапожник печь пироги не умеет. Выходит, что и ему без стола жить? Вот тогда люди и придумали товар, на который можно было обменять другой. Этот товар – деньги. Но так они выглядели не всегда. В древней Руси деньгами были шкуры различных животных – беличьи, собольи, куньи. Одно плохо – мех со временем портиться. Были и такие деньги, как ракушки, их называли каури. Они не портились, долго хранились. Потом ракушки были заменены на слитки серебра или золота. Если я хочу купить маленький пирожок, а брусок золота большой, как мне быть? (Дети предполагают). Если кусок был большой, то его рубили. От слова «рубить» произошло «рубль». Во время торговли продавцу приходилось взвешивать и свой товар и плату за него. Чтобы не испытывать таких неудобств, решили изготовить деньги одного веса. Удобно это? Если нужно сразу много вещей купить? Наверное. Целый рюкзак денег надо брать. Как быть? Тогда люди и придумали бумажные деньги.

Сюжетно-дидактическая игра «Аукцион»

Цель: раскрыть особенности продажи на аукционе, развивать желание играть в игры с экономическим содержанием.

Материал: ширма, декорации для нее: лес, пень, игрушки для кукольного театра (медведь, заяц, еж, лиса); молоточек, номера для детей, деньги, поделки из природного материала.

Ход игры:

На ширме лес. На переднем плане пень. Появляются заяц и еж. Они идут навстречу друг другу.

Заяц:  Здравствуй, еж.

Еж:  Здравствуй, заяц.

Заяц:  Куда ты так спешишь?

Еж: Сейчас на этой полянке будет проходить аукцион.

Заяц:  Аукцион?

Еж:  Да. Всех жителей леса приглашают на аукцион. Слышишь, сорока трещит об этом по всему лесу?

Заяц:  Слышу. А что такое аукцион?

Еж:  Да я сам толком не знаю. Мне кажется, что-то продавать будут. Спросим у детей?

Заяц:  Дети, вы знаете, что такое аукцион?

Появляются медведь и лиса.

Медведь:  Я пригласил вас на аукцион. Аукцион – это продажа ценных и редких предметов по правилам конкурса. Это значит покупает тот, кто заплатил самую высокую цену.

Еж:  Значит, на аукционе товар не имеет определенной цены? Верно?

Медведь:  Верно. Назначается первоначальная цена. А потом каждый, кто хочет купить эту вещь, называет свою цену, более высокую. Следующий участник аукциона называет свою цену. Приобретает товар тот, кто заплатил самую высокую цену.

Лиса:  Значит, в аукционе может принять участие только тот, у кого есть деньги? Правильно?

Медведь:  Правильно. Итак, начинаем аукцион. Сегодня на нем продаются очень ценные, редкие игрушки, изображающие сказочных животных. Предметы, которые выставляются на продажу, называют лотами. Лот №1 – кукла «Лесовичок». Первоначальная цена – пять монет.

Лиса:  Я предлагаю 6 монет.

Заяц: А я больше – 7 монет.

Медведь:  Семь монет – раз! (Ударяет молоточком). Семь монет – два! Семь монет – три! Продано! Лот №1 продан за семь монет.

Медведь:  Дети, а чем продажа на аукционе отличается от продажи в магазине?

Еж: А теперь, ребята, сами попробуйте поиграть в аукцион, а нам пора домой.

Дети продолжают игру.

Дидактические игры экономического содержания

1. Настольно-печатная игра «Кому что нужно для работы». Цель: закрепить знания детей о профессиях и предметах, необходимых для работы людей разных профессий.

Ход: Дети берут большие карточки с человеком определенной профессии, подбирают маленькие карточки с предметами, необходимыми человеку данной профессии. Выигрывает тот, кто быстрее заполнил большую карточку и не ошибся.

2. Дидактическая игра «Найди лишний предмет».

Цель: развивать внимание, логическое мышление; закрепить представление о том, что такое «товар».

Материал: наборы карточек с четырьмя картинками.

Ход: дать детям карточки, предложить внимательно рассмотреть, найти лишний предмет и доказать свой ответ.

3. Игра на развитие внимания и закрепления экономических категорий «товар» и «услуга» «Товар или услуга?».

Содержание: воспитатель называет разные виды товаров и услуг (например, «товары» - лекарство, хлеб, мед, автомобиль..., «услуги» - сделать прическу, доставка почты, помощь в доставке вещей, метеосводка...); если воспитатель называет товар, дети должны поднять левую руку; если же услугу, то правую.

4. Дидактическая игра «Подбери витрины магазинов».

Цель: назвать значение магазина по товарам, продающемся в нем, формировать экономическое мышление.

Материал: карточки с изображением мебели, овощей, фруктов, посуды, продуктов питания и т. п.

Ход: предложить детям разложить «товар» по магазинам (например, магазин игрушек, продуктовый магазин...).

5. Развивающая игра «Рекламный агент».

Цель: упражнять детей в умении составлять короткий рассказ об игрушке.

Ход: детям по очереди предлагается расписать достоинство выбранной игрушки в виде короткого рекламного рассказа.

6. Игра с мячом «Я знаю».

Цель: закрепить принадлежность предметов к экономическим категориям: потребности, товар, услуга, профессия; упражнять в назывании этих предметов.

Ход: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет экономическую категорию. Ребенок, поймавший мяч, говорит, например: «Я знаю 5 названий товаров» и перечисляет, возвращает мяч воспитателю. Воспитатель бросает мяч следующему участнику игры, называя другую экономическую категорию.

Загадки экономического содержания

Больше денежек давай,

И товар – твой, покупай!

                            (аукцион)

Раздаются звуки гонга –

Здесь идет аукцион.

Человек ведет продажу.

Назови-ка, кто же он?

                            (аукционист)

Я есть особый институт,

Где деньги строгий счет ведут,

Кредиты фирмам представляют,

Финансами там управляют.

Вклады ваши разместят,

Их очень строго разместят.

                               (банк)

Это то, что изготовляет человек для продажи.

                                                          (товар)

Это умение вести домашнее хозяйство.

                                                 (экономика)

Это человек, который руководит другими работниками, определяет, как лучше и правильнее организовать дело.

                                                                                              ( менеджер)

Пословицы экономического содержания

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Гроша нет за душой.

Деньги – гости: то нет, то горсти.

Бережливость – не скупость.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Запас человека не портит.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

Мука не мука, а бережливость – наука.

Литература

1. Грошев В. П. Занимательная экономика. – М.., 1989.

2. Желыбина Р. Аукцион // Ребенок в детском саду. – 2005. - №1. – с. 67-74, №3. – с.79-85.

3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. – М.: ИЦ Академия, 1999.

4. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками // Обруч. – 1999. - №1. – с. 24-26.

5. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. – М.: ВИТА, 1995. – с. 144.

6. Кларина Л.М. Уроки гнома-эконома и феи Экологии. – М.: ВИТА, 1995. – с. 48.

7. Кнышова Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М. 1996.

8. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.

9. Лунева Г. Играем в экономику // Дошкольное воспитание. – 2003.- №10. – с. 51-53.

10. Меньшикова О.И., Попова Т.Л., Кнышова Л.В. Экономика детям большим и маленьким. – М.: Просвещение, 1995.

11. Мир экономики глазами ребенка: План-программа по экономическому воспитанию старших дошкольников / под  ред. О.В.Дыбиной. – Тольятти, 2000.

12. Нарушева Г. Экономика и дошкольник, актуально ли? // Обруч. – 1997 - №4.

13. Полищук Г.Г., Бочкарева Л.П. Формирование у старших дошкольников основ экономической культуры // Дошкольник. Развитие. Культура. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДУ в 1998-1999 уч. году- УИПКПРО, 1998.

14. Рыжова Н. Играем в рекламу! // Обруч. – 1998. - №3. – с. 28-29.

15. Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и задачах. – Самара: Издательство Федоров, 1995.

16. Стожарова М.Ю., Полищук Г.Г., Каргина Н.С. и др. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников. – Ульяновск, 2005.

17. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Санкт-Петербург: Акцидент, 1997.

18. Программа и руководство для воспитателей второй младшей – подготовительной групп «Радуга» / под ред. Дороновой Т.Н.  – М.: Просвещение, 1993.

19. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет «Из детства в отрочество» / под ред. Дороновой Т.Н., Голубевой Л.Г. и др.   – М.: Просвещение, 2004.

20. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.; науч. редактор Л.А.Парамонова и др. – М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

экономическое воспитание дошкольников

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именноо в этот период преобретается опыт ориентировки детей в элементарных явлениях...

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...