Путешествие по экологической тропе в средней группе, точка "Насекомые". Конспект НОД "Дождевые червяки"
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа) на тему

Для того, чтобы путешествие по точкам экологической тропы сделать интереснее, в нашей группе в качестве героев тропы были придуманы гномики. Эти целая семья гномов, которые знакомят детей с разными интересностями на нашем участке. От лица этих героев воспитатель ведет рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Путешествие по экологической тропе, точка «Насекомые».

         Конспект НОД   «Дождевые червяки»  в средней группе №5

Цель: Развитие экологической культуры.

Задачи:

- Формирование осознанно-правильного отношения к природе; организмам, населяющим Землю, в частности дождевым червям.

- Становление понимания взаимодействия отдельно взятых организмов со средой их обитания.

- Воспитание стремления к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.

Материал:

Сказка о червячке Верми по Т. А. Шорыгиной, картонный театр с фигурками гномов, картинка с изображением насекомых, картинка с изображением дождевого червяка, соленое тесто.

Ход занятия:

Предварительно в картонный театр вставляется картинка с изображением насекомых, на которой не изображен дождевой червяк.

Детям ставится проблема: кого они не видят среди изображенных насекомых, но это насекомое дети часто встречают на участке.

Ответ: дождевой червячок.

Почему же он не нарисован? Может он очень скромный?

(Познавательная область): Оказывается, что на поверхность почвы черви выползают в сумерки и ночью, а днём - только после дождя. Дело в том, что дышат червячки кожей, и когда вода заполняет их ходы, то им становится нечем дышать. Вот червяки и выползают наружу. Поэтому люди прозвали их «дождевыми».

Латинское название червей означает – vermes. Действительно черви очень похожи на вермишель. Поэтому науку о дождевых червях и назвали вермикология. 

Пальчиковая игра «Червячки» (физическая область).

(Ладони лежат на коленях или столе, пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь - движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает    (Идём по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,   (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
А червячков уж нет!   (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

А теперь послушайте сказку (речевая область):

 Сказка «Дождевой червяк»

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.

Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.

Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:

- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.

«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

- Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.

- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!

Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.

- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.

В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.

- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

Физминутка «Червячки» (физическая область).

(Художественно-эстетическая область):

Ребята, давайте сделаем много-много червячков. Вы уже поняли, что чем больше полезных дождевых червяков, тем больше пользы принесут они растениям. Лепить мы их будем из соленого теста, поставим их сохнуть, а потом раскрасим красками. У нас будет очень веселая компания червячков.

(Познавательная область):

На прогулке: рассматриваем «дырочки» в земле после работы червяков, если находим червяков – не мучаем их, руками не трогаем, только смотрим.

Г. Куринин
Два веселых старичка
Увидали червячка.
И возник у них вопрос:
Где он прячет хвост, где нос?
И куда запрятал ножки,
Чтобы бегать по дорожке?

 Где он, голенький, живет?
Чем питается, как пьет?
Долго думали, гадали,
Спорить меж собой устали.
Червячка накрыв землей,
Молча побрели домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе

Перспективный план наблюдений на экологической тропе в средней группе...

Экологический проект «Зимняя экологическая тропа» в средней группе №1 МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска Саратовская область» Воспитатели первой квалификационной категории: Юдина Алевтина Геннадьевна

Цель  экологической тропы: экологическое воспитание дошкольников в зимний период времени, с учетом регионального компонента, климатических особенностей Саратовской области.В соответствии с д...

Конспект занятия на экологической тропе в средней группе «В саду – на огороде»

Уточнить представления детей о названиях, форме, цвете овощей и фруктах и о месте их произрастания....

Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...

Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....