Конспект по кружковой деятельности На тему: «Приди, Весна красна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черевашенко Евгения Васильевна

Программные цели и задачи:

I часть

·        приобщать детей к истокам народной культуры;

·        расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;

·        закреплять знания детей о народных играх;

·        формировать желание использовать в речи фольклор;

·        продолжать формировать уважение к традициям русского народа;

·        воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;

·        воспитывать патриотов.

II часть

·        закреплять умение делать птиц по принципу оригами ;

·        совершенствовать навыки работы с бумагой;

·        воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

                           С.Ю. Месикова

«        »                             2017  г.

Конспект  по кружковой деятельности

На тему:  «Приди, Весна красна!»

для детей средней группы

Подготовил воспитатель:

Черевашенко Евгения Васильевна

Категория: в соответствии с занимаемой должностью

Ессентуки

2017 г.

Программные цели и задачи:

I часть

  • приобщать детей к истокам народной культуры;
  • расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
  • закреплять знания детей о народных играх;
  • формировать желание использовать в речи фольклор;
  • продолжать формировать уважение к традициям русского народа;
  • воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
  • воспитывать патриотов.

II часть

  • закреплять умение делать птиц по принципу оригами ;
  • совершенствовать навыки работы с бумагой;
  • воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Предварительная работа:

  • беседы о праздниках и традициях русского народа;
  • чтение художественных произведений;
  • заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
  • рассматривание иллюстраций ;
  • разучивание хороводов, подвижных игр;
  • прослушивание музыкальных произведений о природе;
  • занятия по конструированию из бумаги;
  • проведение праздников и досугов.

Словарная работа:

Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

Оборудование:

Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр,  аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.

Ход занятия:

1 часть занятия.

Звучит музыка.

Дети рассаживаются на стульчики.

Слайд 2.

Воспитатель:   «Она приходит с ласкою

                              И со своею сказкою.

                              Волшебной палочкой взмахнет,

                              В лесу подснежник расцветет»

Воспитатель:   - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)

Воспитатель:  - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей.   Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и

хорошую погоду.

    Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые         передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.

Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и  обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.

Воспитатель:  - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

Воспитатель: - «Март, март пришел

                            Белый снег сошел.

                            А за ним апрель,

                            Отворил окно и дверь.

                            А за ним пришел и май

                            Солнце в терем приглашай!»

Воспитатель:  Матушка весна, всем красна!

Слайд 3.

Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)

Слайд 4.

Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре?

Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.

Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.

  « Ой, весна моя

             Ты, весняночка!

             Из-за темных лесов,

             Из-за синих морей приходи!

             Солнцем, светом озари!»

                                                         ***

Весна, весна красна,

Тепло солнышко,

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом богатым!

         

Воспитатель:  - Весну на Руси встречали трижды, когда?

 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается);

           22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);

           7 апреля - в Благовещенье.

Воспитатель:  - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.

Воспитатель:  ребята сейчас я вам расскажу о приметах марта?

Слайд 5.

  • увидал грача- весну встречай;
  • сухой март- плодородие, дождливый — неурожай;
  • сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.

Воспитатель: Назовите второй весенний месяц (Апрель).

Воспитатель: - Вот такие названия имел апрель в народном календаре?

Слайд 6.

Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.

Воспитатель: -  Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).

Воспитатель: -. В апрели отмечали праздник Благовещение- третья встреча весны?

Слайд 7.

Слайд 8.

- Существовал обычай  выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.

- Люди примечали:

  • гроза на Благовещенье - к урожаю грибов;
  • как Благовещенье проведешь - так и весь год будет.

- Люди пели заклички, закликали птиц.

Слайд 9.

Воспитатель: Ребята давайте выучим с вами закличку ?

  «Жаворонки прилетите,

              Студену зиму унесите,

              Теплу весну принесите:

              Зима нам надоела:

              Весь хлеб у нас проела!»

***

Жаворонки, перепелушки,

Птички, ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную,

 Весну красную

Принесите нам!

Воспитатель: - Еще один праздник Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.

Слайд 10.

Воспитатель: - Есть приметы связанные с вербой? 

  • без вербы - не весна;
  • верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
  • если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.

Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который  будем отмечать в воскресенье,  мы не поговорили?  (О Пасхе.)

Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный.  Расскажите, что вы знаете о нем!

Слайд 11. 

- Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.

- Яйцо - это символ зарождения новой жизни.

- По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.

Слайд12.

- Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.

- Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.

Воспитатель: -Назовите последний месяц весны? (Май)  Как в старину называли май?

Слайд 13.

Дети:  - Травень, розоцвет, цветень.

Воспитатель: - Вот что говорил народ про месяц май?

  • май леса наряжает, лето в гости  ожидает;
  •  май холодный - год хлебородный;
  • много майских жуков - к засухе;
  • запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.

Воспитатель: - А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».

Слайд 14.

Физминутка:

Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)

2 часть занятия.

Слайд 15.

Дети садятся за столы:

Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».

Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.

Я предлагаю каждому сделать свою птичку.

Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.

Вспомните,  с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.

Слайд 16.

Воспитатель: - Молодцы,  дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (ответы детей). Птицы у всех получились разные.

Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).

Воспитатель: - Наше занятие законченно.

Слайд 17.