Проект "Мы и Родина моя"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Не все дети знают, что посёлок где они родились и живут, это их малая Родина. Мало кто из низ знает как строился посёлок, его историю и достопримечательности. 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный.

С введением действия вФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования.

Это повлекло изменения образования.

одним изприоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны и родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_i_rodina_moya.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Областное  Государственное  бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

                                          Проект «Я и Родина моя»

Итоговая работа

по программе повышения квалификации

«Обновление содержания деятельности педагога в условиях реализации

ФГОС ДО»

                                                     Слушатели:                      

воспитатели:

Голубовская Светлана Борисовна,

Шевелева Марина Николаевна.

Музыкальный руководитель

Герасимова Оксана Алексеевна

Учитель -логопед

Абдураимова Наталья Викторовна,

Филиал № 3МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

                                           

                                                      г.Томск            

                                                    2017 г.

                                                       2

Проблема  Дети не задумываются о том, что поселок, в котором они живут это их малая Родина. Не знают историю своего поселка, его достопримечательности.

Сможет ли человек прожить без Родины?
Что значит «любить свою Родину»

 Для чего нужно знать историю родного поселка?

Актуальность:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному  поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

3

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

формирование мира и межличностных отношений.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Объект проектной деятельности: технологии и методы  развития навыков социализации дошкольника, патриотического воспитания

Предмет проектной деятельности: процесс приобретения навыков социализации, патриотического воспитания

Цель проекта:

Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края, способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  1. Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.

4

  1. Помочь детям осознать себя членом семьи.

3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родной деревне.

  1. Ознакомить детей с символами родного поселения, района, государства.
  2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  3. Воспитание уважения к труду.
  4.  Развитие чувства ответственности и гордости за достижения  своего поселка, страны;
  5. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
  6. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  7. Воспитывать желание быть полезным своему посёлку.
  8. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях  по физическому развитию детей, патриотического воспитания.
  9. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта «Я и Родина моя» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для  себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.

Ресурсы: родители, работники библиотечной системы, работники краеведческого музея

Ожидаемые результаты проекта:

У детей;

5

*  позитивная установка на восприятие патриотического материала
*  владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

* повышенный интерес к истории своего посёлка Белого Яра Верхнекетского района, к России

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных  знаний детей в символах родного поселения, района, государства

* ощущение любви  к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

 * проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам,  повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания, физического развития;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

  • Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
  • Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» «Физическое развитие ребенка в семье»

6

  • Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.

  • Разработка  итогового открытого мероприятия «Моя малая Родина», как модель взаимодействия  воспитателей  с  родителями  и узкими специалистами МАДОУ филиала №3.

Конечный продукт проекта: итоговое мероприятие «Я горжусь своей Родиной»

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед,  дети, родители старшей группы.  

                            План реализации проекта:

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

1

Экскурсии по поселку, в музей, на природу        

педагоги

сентябрь октябрь-

2

Рассматривание семейных фотографий                              

педагоги

сентябрь

3

Работа с фотоальбомом «Моя малая Родина – Белый Яр».

Педагоги, учитель-логопед,  музыкальный руководитель, воспитанники, родители

октябрь

4

Беседы о жизни односельчан.

Педагоги, учитель-логопед,  музыкальный руководитель

октябрь- ноябрь

5

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Моя малая родина »

Педагоги, учитель-логопед,  музыкальный руководитель

август

Тема: История

2

Экскурсия в краеведческий музей

Педагоги,              

октябрь

- Сбор предметов быта для  организации уголка краеведения в группе.                                                                                             - Сбор иллюстраций, отражающих быт и труд людей прошлого.

Педагоги, учитель-логопед,  музыкальный руководитель              

в течение учебного года

Разучивание народных песен, танцев, хороводов, игр. Прослушивание авторских песен о нашем посёлке.

Педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель,            

в течение учебного года

Беседы о коренных жителях нашего края. Игры народов севера.

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель

февраль-март

Беседы о русских народных музыкальных инструментах, слушание игры на них. Музицирование на русских народных инструментах. Развитие фономатического слуха через русские народные инструменты.

Музыкальный руководитель, учитель-логопед

в течение учебного года

Беседы на темы: «Природа родного края», «Русские народные сказки»

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель              

сентябрь-май

Тема: Природа.

3

Экскурсия в парк возле детского сада.

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель              

сентябрь

Беседы о природном окружении: «Смешанный лес и его обитатели», «Обитатели реки Кеть»,

«Охрана природы»

 

октябрь-ноябрь

Сбор природного материала, создание гербариев.

сентябрь

октябрь

Работа с энциклопедиями о животных.

октябрь-декабрь

Тема: Славные земляки

4

Беседы о земляках-участниках ВОВ                                                                                                      

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель              

апрель- май

Знакомство с творчеством поэта Ветлицина В.В.

Музыкальный руководитель    

 февраль- март        

Мастер – класс «Изготовление русских народных игрушек»

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель

март

Тема: Достопримечательности поселка Белый Яр

5

Экскурсии по улицам поселка:                                             - в Дом культуры, в библиотеку,                                                                                                                            - к памятникам героев,                                                

- в ДШИ.

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель              

  В течение года

       

Составление рассказа «Моя улица».

Дети родители  

октябрь

Тема: Культура, традиции народов

6

Беседы о жизни, традициях народов, проживающих в  р.п. Белый Яр и близлежащих поселках района.

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель,               воспитанники, родители

ноябрь

Заключительный этап

1

Оборудование уголка краеведения:                   - расстановка предметов быта;                                                                         - оформление табличек-указателей.                              

Педагоги,               воспитанники, родители

апрель

3

Презентация проекта «Моя малая родина», открытое занятие с родителями и детьми «Я горжусь своей Родиной»

Педагоги,  учитель-логопед,  музыкальный руководитель, родители, дети

Разучивание стихов песен о Томске и Белом Яре.

Оформление музыкального уголка в русских традициях

III. Презентационно - завершающий

Открытое занятие «Я  горжусь своей Родиной»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

9

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Список  использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Широкова Г.А. «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

3. Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дощкольников 5-7 лет»

4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми»

5. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»

6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»

7. С любовью к России. методические рекомендации. - Москва. Воспитание дошкольника, 2007.

 8.Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М. Издательство Скрипторий 2003 , 2008

9.Ковалева Г. А.Воспитывая маленького гражданина М, 2005. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...