Конспект НОД "Три состояния вещества"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Маркова Галина Капитоновна

Данный материал предназначен для детей подготовительной к школе группе. Он поможет воспитателям объяснить детям, почему вещества бывают твёрдыми, жи дкими, газообразными, используя метод ММЧ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tri_sostoyaniya_veshchestva.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Три состояния вещества»

Цель: используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

- Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.

Развивающие задачи:

- Развивать творческое воображение, логическое мышление.

- Развивать умение задавать вопросы.

- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. 

Обучающие задачи:

- Познакомить детей с методом «моделирования маленькими человечками».

- Способствовать обогащению и углублению представлений детей об агрегатном состоянии окружающих веществ.

- Формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.

- Формировать умение моделировать объекты неживой природы.

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Формы организации коллективной деятельности:

- групповая, подгрупповая, совместная деятельность педагога и детей.

Виды детской деятельности: 

- коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Материал и оборудование: проектор и ноутбук для показа мультимедийной презентации; сундучок; бутылка газированной воды; карточки с изображением органов чувств; твёрдые и жидкие вещества как объекты исследовательской деятельности; зубочистки, деревянные палочки, стаканы и тарелки как инструменты исследовательской деятельности; спички, тарелка, подкрашенная вода, плавающая свечка, монетка для показа опыта-фокуса. 

Предварительная работа:

Беседа об органах чувств; Ситуативные разговоры о воде, воздухе, твёрдых веществах; знакомство с игрой «Сенсорный сундучок» или «Вопрос – ответ»; чтение художественной литературы; загадывание загадок о веществах в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.

- Рассматривание картинок.

Планируемые результаты у детей:

- Умеют моделировать объекты неживой природы с помощью метода ММЧ.

- Умеют опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.

- Умеют работать в коллективе.

- Умеют задавать вопросы.

Ход НОД

Процесс вовлечения в деятельность 

Звонит колокольчик. Дети подходят к воспитателю, воспитатель просит детей встать в круг.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни, предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица? Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться, и ответную искру зажечь.

- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Присаживайтесь, пожалуйста на стульчики.

Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом.

- Ребята, посмотрите, у меня в руках сундучок. Хотите узнать, что в нём находится? (Слайд№2)

- Хорошо, тогда давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ». С помощью вопросов вы сможете узнать, что находиться внутри сундучка и помогут вам в этом ваши верные помощники, которые есть у каждого человека.

- О каких помощниках идёт речь? (органы чувств).

- Давайте вспомним их названия. (Слайд №3)

Воспитатель показывает детям карточку с изображением одного из органов чувств. Дети задают вопросы (о чём можно узнать с помощью данного анализатора), воспитатель отвечает на вопросы. С помощью вопросов дети узнают, что в сундучке бутылка с водой.

Ответ: Бутылка с водой.

Если дети не догадаются, воспитатель загадывает им загадку

Продается в ней вода,

Не прольется никогда,

И её не разобьешь,

А откроешь и попьёшь.

Воспитатель достаёт из сундучка бутылку с газированной водой.

Процесс целеполагания (Слайд №4)

- Ребята, помогите мне ответить на вопрос: Как изобразить бутылку с газированной водой, не пользуясь при этом карандашами или красками?

- Вы не знаете, как? Очень жаль, ведь сегодня к нам пришли гости, они очень хотят не только узнать, но и увидеть, как это можно сделать, а мы не можем им помочь. Ребята, вы ходите, помочь нашим гостям узнать ответ на этот вопрос?

Процесс планирования.

- Как же это можно сделать?

- Затрудняетесь? Хотите, я помогу вам найти ответ на этот вопрос и выполнить задание?

- Сейчас я вам расскажу про маленьких человечков и думаю, что мы сможем решить эту проблему.

Процесс осуществления действий

- Ребята, всё вокруг нас: живая природа неживая природа (Слайд №5) и живая природа (Слайд №6) состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. (Слайд №7).  Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются в разные предметы. По-научному они называются атомы и молекулы, так вы их будите называть в школе, а мы с вами назовём их маленькими человечками. Частицы эти очень разные и они по - разному дружат между собой. Одни маленькие человечки - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. (Слайд №8).

- Ребята, назовите мне твердые вещества или предметы, которые вы знаете.

- Все эти предметы очень разные, что же их объединяет? (Не меняют форму (продемонстрировать); нельзя «проткнуть» (продемонстрировать).

- Ребята, давайте встанем со стульчиков и покажем дружных человечков, которые живут в твёрдых веществах.

- Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь!

- Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других. Вот возьмем воду и перельем ее в другой стакан. Был целый стакан, а осталось половина. Я разлучила маленьких человечков жидкого вещества.  (Слайд №9).

- Ребята, назовите мне жидкие вещества, которые вы знаете.

- Видите, как много жидких веществ, все они такие разные, что же их объединяет?

(Не имеют своей формы, всегда принимают форму сосуда, в котором находятся (продемонстрировать); все жидкости текучие (продемонстрировать); их можно «проткнуть» (продемонстрировать).

- Ребята, давайте покажем человечков, которые живут в жидких веществах.

- Молодцы, правильно показали, что эти человечки не очень дружные. -

- Ну, а третьи человечки – очень подвижные, непоседы. Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова! (Слайд №10).

- Ребята, какие вы знаете газообразные вещества?

- Как вы думаете, что их объединяет?

(невидимы (демонстрация с воздухом); сквозь них легко можно пройти (демонстрация); улетучиваются (демонстрация); занимают всё пространство (демонстрация с духами).

- Ребята, давайте покажем человечков, которые живут в газообразных веществах. Правильно, в газах живут очень подвижные маленькие человечки.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай вещество» (Слайды №11 - №16).

- Я вам показываю картинку-слайд, на которой изображены маленькие человечки, а вы должны отгадать, о каком веществе идёт речь. Воспитатель проводит игру «Узнай вещество».

- Хотите ещё поиграть? Игра называется «Мы - маленькие человечки». Послушайте, пожалуйста, правила игры. Я буду называть вам предметы, вы должны быстро определить, какие это предметы: твёрдые, жидкие или газообразные и изобразить эти предметы с помощью маленьких человечков.

Воспитатель проводит игру «Мы – маленькие человечки». Далее проводится исследовательская деятельность.

- Ребята, мы с вами поиграли, и сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию, чтобы выяснить, где, какие человечки живут. Хотите стать юными учёными?

- Давайте вместе скажем слова: «Раз, два, повернись и в учёных превратись».

- Но прежде, чем идти в лабораторию, давайте вспомним правила поведения юных учёных-исследователей. (Слайд №17). Ребята, не забудьте, что без разрешения главного лаборанта (воспитателя) ничего делать в лаборатории НЕЛЬЗЯ!

- Правила поведения в лаборатории мы с вами вспомнили. Давайте теперь изучим как выглядит лаборатория для сегодняшних исследований. (Слайд №18).

Воспитатель вместе с детьми изучает слайд-схему.

- Посмотрите, ребята, в центре нашей лаборатории стоит стол. Что вы на нём видите? (Правильно, разные предметы. Это объекты, которые мы с вами будим изучать.)

- Что вы ещё видите на схеме?  

- Правильно, ещё три стола, на которых стоят таблички с надписями.

- Кто сможет прочитать, что написано на таблички, которая стоит на первом столе?

- Что написано на таблички, которая стоит на втором столе?

- Что написано на таблички, которая стоит на третьем столе?

- Посмотрите, внимательно, что есть ещё, кроме табличек на этих столах?

- Как вы думаете, зубочистки и пустые стаканы – это что?

- Ребята, эти предметы сегодня будут выполнять роль инструментов, которые помогут вам выяснить где какие человечки живут.

- Теперь я вижу, что вы готовы к научным исследованием и можно идти в лабораторию.

Воспитатель вместе с детьми подходит к центральному столу, каждый из детей берёт по одному предмету, с которым направляется к одному из трёх столов (в зависимости от того, какой объект он взял). Если детей много, сначала можно предложить взять объект исследования девочкам, а потом – мальчикам.

- Возьмите, один любой объект, и займите место у своего экспериментального стола. Обсудите, в своих подгруппах, как вы докажите, что ваши вещества твёрдые, или жидкие, или газообразные. И выберите представителя от вашей группы, который будет выступать (один ребёнок рассказывает, остальные – показывают).  

Воспитатель по очереди подходит к каждому столу и беседует с детьми.

  1. Докажите, с помощью предметов-инструментов, что вы правильно сделали свой выбор и эти вещества действительно твёрдые. Покажите с помощью маленьких человечков ваши твёрдые предметы.
  2. Докажите, с помощью предметов-инструментов, что вы правильно сделали свой выбор и эти вещества действительно жидкие. Покажите с помощью маленьких человечков ваши жидкие вещества.
  3. Докажите, с помощью предметов-инструментов, что вы правильно сделали свой выбор и эти вещества действительно газообразные? Покажите с помощью маленьких человечков воздух, который был в ваших шарах и пакетах.

Молодцы, вы настоящие юные учёные исследователи.

- Теперь я думаю вам не трудно будет изобразить бутылку газированной воды не пользуясь при этом карандашом или красками? Есть идеи? Попробуем! (Слайд №17).

- Что будут изображать ребята за первым столом?

- Что будут изображать ребята за вторым столом?

- Что будут изображать ребята за третьим столом?

Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку.

А вода - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать воду - встанут рядом друг с другом, касаясь локтями.

А что еще есть в газированной воде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки?

Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось быть юными исследователями?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что сегодня показалось самым трудным?

- Ребята, как вы думаете, как вы можете использовать полученные знания о «маленьких человечках» в самостоятельной деятельности? (Предложить сделать своими руками игру «Узнай вещество»).

- Я хочу сказать всем вам спасибо, сегодня вы были активными, любознательными юными учёными. И как настоящим учёным я хочу показать вам опыт, правда сейчас для вас он будет похож на фокус, но, когда вы в школе начнёте изучать физику вы разгадаете тайну этого опыта-фокуса.

Опыт «Как достать монетку из воды не замочив пальцев рук?»

Время проведения опыта 2 минуты. 


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние веществ. Твердая жидкость.

Всю образовательную деятельность связанную с логикой подготовительная группа "Кот в сапогах" стала ласково называть "Азбукой ума". Дети лучше запоминают материал, когда он преподносится в игровой форм...

Беседа: Порядок действия при выбросе сильнодействующих ядовитых веществ, связанных с аварией на трубопроводах, предприятиях, использующих в производстве ядовитые вещества и ядовитые технические жидкости (хлор, аммиак, метан.)

Познакомить родителей с правилами безопасности при выбросе сильнодействующих отравляющих веществ. Беседа поможет родителям в доступной форме рассказать детям о способах защиты своего организма при выб...

Конспект занятия по экспериментированию "Состояние веществ"

Воспитатель делится новостью с детьми о том , что утром когда шла в детский сад увидела в газетном ларьке газету с необычной надписью "Пин изобрел твердую жидкость" и демонстрирует газету.Показывает д...

Конспект ООД "Строение вещества"

Конспект ООД "Строение вещества"...

Конспект "Агрегатное состояние воды"

Опубликовано 08.01.2019 - 15:53 - Водопьянова Елена СергеевнаЦель: Расширение представления детей познавать мир через исследовательскую деятельность. Задачи: Способствовать накоплению у детей кон...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Цель: Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде....

Конспект "Диагностика состояния агрессии"

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ(ОПРОСНИК "БАССА-ДАРКИ") Термин «Агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном &l...